Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Красный, зеленый и синий





 

Мы поняли, что истощение забирает у нас часть рационального мышления, а вместе с ней и способность к действиям с учетом морали. Тем не менее в реальной жизни мы можем делать выбор и выходить из ситуаций, способных подтолкнуть нас к аморальным действиям. Если мы хотя бы немного осозна́ем свою склонность действовать нечестно в моменты истощения, то сможем принять это во внимание и полностью избежать искушения (например, в области диеты это могло бы заключаться в том, что мы не заходим в магазины, когда испытываем резкое чувство голода).

В рамках следующего эксперимента наши участники могли прежде всего выбрать, стоит ли им оказываться в положении, допускающем возможность мошенничать. Как и прежде, мы хотели создать две группы (одну подверженную истощению, а вторую – нет). Однако на этот раз мы использовали иной метод умственного истощения, носящий название «эффект Струпа».

В этом задании мы вручили участникам таблицу с названиями цветов, состоявшую из пяти колонок и пятнадцати рядов (составлявших семьдесят пять слов). Слова в таблице представляли собой названия цветов: красный, зеленый и синий – напечатанные каким-то из цветов и организованных вне четкой последовательности. Как только лист оказывался перед участниками, мы просили их произнести вслух цвет каждого слова на листе. Их инструкции были крайне простыми: «Если слово напечатано красным шрифтом, то (вне зависимости от того, какое слово написано) вы должны сказать “красный”. Если слово написано зелеными буквами, то вне зависимости от самого слова вы должны сказать “зеленый” и так далее. Делайте это так быстро, как только сможете. Если в какой-то момент вы допустите ошибку, повторяйте слово до тех пор, пока не назовете его правильно».

Для участников, находящихся в ситуации «без истощения», список цветов был организован так, что название каждого цвета (например, зеленого) было напечатано буквами того же цвета (зеленого). Участники, находившиеся в ситуации «с истощением», получали те же самые инструкции, но у списка слов было одно ключевое отличие – цвет шрифта не совпадал с названием цвета (например, слово «синий» было напечатано зеленым цветом, и участник должен был при этом сказать «зеленый»).

Чтение первого списка (условие «без истощения») занимало около 60 секунд, а чтение второго (условие «с истощением») оказалось в 3–4 раза более сложным и более затратным с точки зрения времени.

По иронии судьбы проблема с обозначением цвета во втором списке напрямую связана с читательскими качествами испыту-емых. Для опытных читателей значение каждого слова довольно быстро оценивается мозгом, что приводит почти к автоматической реакции: произносится слово, а не цвет букв, которыми оно написано. Участник видит написанное зеленым цветом слово «красный» и хочет сказать «красный»! Но в этом задании нужно сделать кое-что другое, поэтому он заставлят себя отказаться от изначального ответа и вместо него назвать цвет шрифта. При выполнении этого задания он испытывает некоторую степень умственного истощения, возникающую из-за постоянного подавления быстрых автоматических ответов в пользу более контролируемых (и правильных).

После завершения простой или сложной задачи с «эффектом Струпа» каждый участник получал возможность пройти тест с несколькими вариантами ответов, посвященный истории Университета штата Флорида. Тест включал в себя вопросы типа «Когда был основан университет?» и «Сколько раз футбольная команда университета участвовала в национальном первенстве в период с 1993 по 2001 год?». В целом тест состоял из 50 вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый. Участники получали вознаграждение в зависимости от правильности результата. Также участникам говорилось, что по завершении работы над тестом они получат специальную форму, в которую нужно перенести варианты ответов. Затем предлагалось уничтожить лист с ответами и представить экспериментатору только бланк с ответами в кружках (bubble sheet[17]).

Представьте себе, что вы студент, имеющий возможность смошенничать. Вы только что завершили работу над задачей с «эффектом Струпа» (в условиях «с истощением» и «без истощения»). В течение нескольких последних минут вы отвечали на вопросы теста, и ваше время почти на исходе. Вы подходите к экспериментатору, чтобы взять форму для переноса ответов.

«Прошу прощения, – говорит дама-экспериментатор, раздраженно поджимая губы. – У меня почти закончились все формы. Есть только одна пустая и одна, на которой уже были указаны ответы». Затем она говорит вам, что попыталась стереть сделанные другим участником пометки, однако они все же еще немного видны. Она признается, что надеялась провести всего два тестирования – с вами и еще одним участником. После этого она спрашивает вас, какую форму вы хотели бы взять – чистую или с ранее сделанными пометками.

Разумеется, вы понимаете, что второй вариант будет для вас более предпочтительным, если вы решите немного смошенничать. Решитесь ли вы на это? Возможно, вы возьмете форму с пометками из альтруизма – вы хотите помочь экспериментатору и снизить степень ее беспокойства. Возможно, вы берете эту форму именно для того, чтобы смошенничать. Возможно также, вы думаете, что использование формы с ранее сделанными пометками может подтолкнуть вас к обману, поэтому отказываетесь от нее, так как хотите остаться честной, прямой и высокоморальной личностью. Как бы то ни было, вы берете форму, переносите на нее свои варианты ответов, уничтожаете изначальный лист с ответами, отдаете форму экспериментатору и получаете свои деньги.

Итак, удалось ли участникам, находившимся в условиях истощения, не поддаться искушению или же они пошли прямо по дороге обмана? Как оказалось, они (по сравнению с другой группой участников) значительно чаще выбирали форму, подталкивавшую их к мошенничеству. В результате истощения они страдали вдвойне: помимо того что они чаще выбирали форму с пометками, они также (как мы видели и в предыдущих экспериментах) чаще мошенничали, если предоставлялась возможность. Когда мы изучили совокупный результат этих двух видов мошенничества, то оказалось, что мы заплатили участникам эксперимента в условии истощения на 197 процентов больше, чем участникам из второй группы.

 

Date: 2015-09-05; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию