Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В данной главе подробно описывается как избавиться от трех вредных привычек при чтении, которые значительно снижают скорость понимания





 

Для того, чтобы научиться читать быстро и эффектив­но, необходимо не только постоянно тренировать и со­вершенствовать технику чтения, но так же и безжалостно искоренять вредные привычки, удерживающие ваше по­нимание на гораздо более низком уровне, чем оно спо­собно работать. В этой главе мы узнаем как:

- снизить чрезмерную зависимость от внутренней речи

- избавиться от вокализации

- избавиться от регрессий

Урок 14
Внутренняя речь

 

По мнению эксперта в области скорочтения О'Брайена, существует три основных способа чтения: моторный, слуховой и визуальный.

Читатели моторного типа сопровождают свое чтение различными движениями мускулов, участвующих в арти­куляции. По мнению О'Брайена "их чтение не ограничи­вается визуализацией печатных символов. Наряду с ви­зуализацией присутствует более или менее выраженные движения языка, губ, голосовых связок, гортани, внутрен­него неба, горла-то есть основного физиологического ме­ханизма, который функционирует в устной речи. Или, дру­гими словами, читатель обращается с речью к самому себе".

У читателей аудиторного типа открытой артикуляции нет, но их механизм чтения сильно зависит от внутренней речи, то есть мысленного проговаривания.

Читатели визуального типа при чтении совершенно не опираются на речеслуховой канал, у них отдельные сло­ва и фразы, как правило, заменяются наглядными зри­тельными представлениями. Другими словами, они могут понимать значение слов и фраз без того, чтобы их снача­ла "проговорить", а затем "услышать"; они читают глаза­ми и мозгом, а не "ртом и ушами".

Эти все три вида чтения перечислены в порядке воз­растания их эффективности. Моторные читатели - чрез­вычайно медленные и неэффективные читатели, так как их скорость чтения искусственно занижается до скорости устной речи, а это примерно в четыре раза меньше той скорости, на которую они способны. Они быстро устают, поскольку выполняют слишком много мышечных движе­ний. Такие читатели часто совершают регрессии, так как их глаза стремятся вырваться вперед, обгоняя речевой аппарат. Часто они следят пальцем по тексту, для того, чтобы можно было вернуться взглядом на то место стро­ки, которое они проговаривают. Они читают по словам, так как единицей произношения является слово, или даже по слогам, хотя смысловой единицей обычно является фраза, а иногда и целое предложение. Подобные читате­ли совершают большое количество фиксаций на строчке, так как их глаза должны фокусироваться на каждом сло­ве или слоге, которое произносят их губы. И наконец, они сильно страдают от плохого понимания, так как их мозг все время занят самим процессом чтения, а не анализом получаемых идей. В заключение, и сам процесс чтения доставляет им такие муки, что чем меньше такой человек читает, тем комфортнее он себя чувствует.

Читатели аудиторного типа - гораздо более быстрые и опытные читатели, поскольку они не произносят слова, которые они затем "слышат", а только имитируют их про­изношение в своем сознании. Если их зависимость от внутренней речи не очень велика, то скорость понимания у таких читателей не вызывает сильной тревоги; однако, если они не в состоянии легко увеличить скорость чтения и сделать ее выше 400 слов в минуту, то они гораздо боль­ше зависят от внутренней речи, чем им это необходимо. Внутренняя речь, в некоторой степени, присутствует у всех читателей, даже у самых быстрых и самых опытных, но читатели визуального типа не так сильно зависят от нее, как читатели аудиторного типа, и в этом заключается ос­новное отличие между ними.

Излишняя зависимость от внутренней речи необяза­тельна для понимания. Когда вы с интересом слушаете собеседника, то, сосредоточившись на его речи, не обра­щаете внимания на отдельные слова, а концентрируетесь на смысле, который несут эти слова. Ваше сознание рас­сматривает слова только в качестве носителей информа­ции. Вы думаете одновременно с говорящим, реагируете на выраженные им мысли интеллектуально и эмоциональ­но, вы соглашаетесь или не соглашаетесь и даже можете прервать собеседника, чтобы выразить свою реакцию. Но вы никогда сознательно не повторяете в уме те слова, которые слышите, для того, чтобы понять смысл речи го­ворящего, поскольку в этом нет необходимости. Точно также при чтении нет необходимости во внутренней речи.

Вы когда-нибудь наблюдали за работой опытного сте­нографиста? Карандаш в его руке мелькает со скоростью, исключающей внутреннее проговаривание слов перед за­писью. Слова диктующего стимулируют импульсы в коре головного мозга стенографиста, которые мгновенно пре­образуются в движения его пальцев - нет времени для сознательного повторения слов. Внимательный слушатель и опытный стенографист реагируют на слова без созна­тельной опоры на внутреннюю речь. Возможно ли подоб­ным образом реагировать на значение чисто визуальных стимулов?

Давайте рассмотрим простой пример: предположите, что вы участвуете в эксперименте, в ходе которого вы должны нажимать на один рычаг, когда загорается крас­ная лампочка, и на другой, когда загорается зеленая. Пред­ставьте себе, что вы сидите за столом, ваша правая рука находится на рычаге красного цвета, а левая - на рычаге

зеленого цвета. Загорается лампочка, что вы делаете? Сначала, конечно, вы определяете цвет: красный? или зе­леный? Приняв решение, вы вспоминаете, какой рукой должны реагировать на тот или иной цвет. Затем, нако­нец, вы нажимаете нужный рычаг. Сколько времени про­ходит с момента вспышки лампы до момента нажатия на рычаг? Я думаю, ответ у вас уже готов. После нескольких подготовительных попыток (требования эксперимента настолько просты, что это может не понадобится) вы реа­гируете почти мгновенно - вы способны реагировать на вспышку с задержкой не более одной десятой секунды (этот эксперимент многократно проводился со студента­ми и реакция в одну десятую секунды была самой боль­шой задержкой).

Теперь давайте подумаем, как можно реагировать так быстро, если сначала необходимо принять все эти созна­тельные и вербализованные решения? (только внутрен­нее произношение фразы: "Это красный или зеленый?" занимает почти секунду). И снова готов ответ. При приня­тии решения вы сознательно не опираетесь на внутрен­нюю речь. Сразу после вспышки ваш мозг мгновенно реа­гирует на цвет, и, помня, что красный - это справа, зеле­ный - слева, передает управляющий импульс на соответ­ствующую руку - все это без единого слова за одну деся­тую доли секунды или менее!

Представьте, однако, что все реакции вашего тела на визуальные стимулы были вербализованы. Тогда, при за­жигании света, вы должны были себе сказать: "Красный -справа, зеленый - слева", а затем нажимать на рычаг. Смогли бы вы реагировать на вспышку лампы так быст­ро? По крайней мере, это заняло бы как минимум в два раза больше времени.

Невозможно даже представить себе, чтобы все реак­ции нашего организма на визуальные стимулы были пол­ностью вербальными.

Большинство реакций организма на визуальные сти­мулы происходит без сознательного вербального пред­ставления. Когда вы инстинктивно поднимаете руку, что­бы защитить себя от удара, резко отпрыгиваете в сторону от близко проезжающего автомобиля, или нажимаете на тормоз и поворачиваете руль автомобиля, чтобы избежать столкновения, ваш мозг, реагируя на визуальные сигналы опасности, мгновенно посылает импульсы по соответству­ющим нервным путям - весь этот процесс происходит бес­словесно и в течение долей секунды. Только в том слу­чае, если визуальное восприятие опасности приводит к моментальному мускульному параличу, внутренняя речь может вытеснить действия. Вы видите опасность, но по некоторым причинам полностью обездвижены, хотя в этот ужасный момент вы можете сознательно анализировать свое положение.

Давайте теперь оставим физические действия и рас­смотрим форму мышления, которая более близка к ум­ственной деятельности, имеющей место при чтении. В качестве примера рассмотрим процесс сложения. При вычислении суммы обратите внимание на внутреннюю речь, которую вы при этом используете.

5+6+3+8+4+2=?

Что вы сказали себе, чтобы получить правильный от­вет? Вы проговаривали: "пять и шесть одиннадцать, один­надцать и три четырнадцать, четырнадцать и восемь двад­цать два, двадцать два и четыре двадцать шесть, двад­цать шесть и два двадцать восемь?" Если это так, то вы не умеете эффективно считать.

Или, может быть, вы сократили свою внутреннюю речь до следующего: "одиннадцать, четырнадцать, двадцать два, двадцать шесть, двадцать восемь". Если это так (каж­дый может обучиться этому в результате небольшой прак­тики), то вы реагировали на визуальные импульсы чисел 5, 6, 3, 8,4 и 2 без вербализации увиденного.

Существует более быстрый и более эффективный спо­соб сложения этих шести чисел, а именно:" одиннадцать, двадцать два, двадцать восемь". Что делали мы на этот раз? К сумме первых двух чисел, одиннадцати, мы приба­вили сумму следующих двух чисел, получили двадцать два, затем к этому числу прибавили сумму последних двух чисел, получили двадцать восемь - более короткая внутренняя речь, чем раньше (этот метод также может стать привычным в результате небольшой практики).

Попробуйте решить несколько других примеров, ис­пользуя один из двух вышеописанных эффективных ме­тодов, чтобы яснее понять, как меньшая опора на внут­реннюю речь и вербализация могут ускорить вашу реак­цию на визуальные изображения.

2+9+1+7+3+6=? 5+5+3+7+2+8=? 9+1+4+6+7+3=? 4+5+1+8+9+9=? 5+3+2+6+1+7=? 7+4+7+1+8+3=?

Чтение страницы печатного текста не является таким же простым процессом, как нажимание на рычаг при за­жигании лампы, как движение тела, избегающего опасно­сти или вычисление суммы. Но существуют два важных принципа, общих для чтения и для вышеперечисленных примеров, а именно: (1) чтение, как и указанная деятель­ность, представляет собой реакцию сознания на визуаль­ное изображение; (2) чем короче внутренняя речь (или сознательная вербализация), тем быстрее реакция созна­ния.

Как уже упоминалось ранее, процесс чтения у всех лю­дей в той или иной степени сопровождается внутренней речью. В какой-то мере это может быть вызвано тем» что еще в детстве мы понимали слова как значащие звуки, задолго до того, как научились читать и стали способны воспринимать их как печатные символы. Дети учатся чи­тать, соединяя изображение слова с некоторым звуком, с которым уже они знакомы - поэтому все чтение на ранней стадии обучения зависит от звуковой и устной активнос­ти. На более поздней стадии обучения чтению (когда дети уже больше знакомы со словами, как с визуальными сим­волами) они понимают, что могут извлекать смысл из слов, не озвучивая их при этом, хотя в течение короткого вре­мени (переходного периода) они будут либо тихо шептать, либо молча шевелить губами и языком. (Из этого пере­ходного периода некоторым плохим читателям так и не удается выйти). С приобретением мастерства и опыта дети отказываются от вокализации и полагаются только на внут­реннюю речь. Со временем, если они становятся быст­рыми и опытными читателями, то постепенно уменьшают

свою зависимость от внутренней речи. Теперь они могут реагировать на значение слов без сознательной зависи­мости от обозначающих их звуков. Действительно, как уже упоминалось ранее, опытные читатели по большей части не подозревают о существовании отдельных слов, кото­рые передают идеи автора.

Присутствие в той или иной степени внутренней речи у всех читателей может объясняться в том числе и тем, что в большинстве языков печатные символы представ­ляют произносимые звуки слов, поэтому в данном случае читателю трудно полностью исключить из своего созна­ния связь между звуком и значением. Тогда очевидно, что вы не можете полностью искоренить внутреннее проговаривание из своей собственной речи. Однако вы можете значительно снизить зависимость от нее, даже до такого уровня, что будете почти мгновенно реагировать на зри­тельное изображение.

Как можно этого добиться? Главным образом, интен­сивными и частыми тренировками на мгновенное воспри­ятие; сознательными попытками (во время работы над словами и фразами) вербализовать все меньше и мень­ше визуальных изображений слов, которые вы экспозируете в течение долей секунды, сдвигая тренировочную карточку.

Если ваше чтение чрезмерно зависит от внутренней речи (скорость чтения ниже 275 слов в минуту укажет на это), то тренировки на восприятие, которые увеличат ско­рость реакции сознания на визуальные изображения, бу­дут для вас особенно полезными. Однако необходимо помнить о том, что сознательное подавление внутренней речи, полезное при тренировках на восприятие, может быть бессмысленным и даже опасным в процессе чте­ния, так как при чтении ваше сознание должно быть пол­ностью поглощено работой с идеями автора. Если часть вашего сознания будет занята подавлением внутренней речи, то пострадает понимание и будет потеряно удовлет­ворение от чтения. Но, с другой стороны, если вы посто­янно читаете так быстро, насколько позволяет ваше по­нимание, то тренировки на восприятие, которые вы выполняете, будут совершенствовать навыки чтения без со­знательных попыток с вашей стороны. Чем больше вы по­гружаетесь в смысл прочитанного, тем меньше вы будете осознавать отдельные слова, которые выражают этот смысл. Когда вы разовьете свою способность быстро схва­тывать идеи и быстро на них реагировать, то постепенно снизите свою зависимость от "прослушивания" слов и зву­ков, которые являются носителями этих идей.

Date: 2015-09-17; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию