Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции 3 page





3 В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».

3 После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть».

3 Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

3 В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

3 Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам).

3 Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему,

какой звук он произносит.

СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ

3 Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.

3 Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребенок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между верхними резцами и кончиком языка.

3 После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

3 Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.

3 Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха».

3 Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш].

3 Укажите ребенку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным.

3 После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда).

3 Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперед губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

3 Обратите внимание ребенка на то, что так «шорох» стал еще более звучным и уже превратился в настоящее «шипение», как будто шипит змея.

3 В дальнейшем пусть ребенок округляет губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе «шипит».

3 «Обучайте» вашу змею «произносить слоги».

3 Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш],сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов

3 Если у ребенка есть признаки дизартрии,выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука (см. с. 84) до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.
Ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребенок уже выговаривает звук [с],можно воспользоваться четвертым способом.

3 При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно.

3 Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.

3 Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жестким.
Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвертым и пятым способами. Во всех случаях язык ребенку придется продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придется полагаться на собственный слух: как только в произношении ребенка послышится звук [ш] — нужная точка артикуляции найдена.
Когда у ребенка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш]. Для этого во время произнесения звука кончик языка нужно будет продвинуть вперед, чтобы он оказался с наружной стороны альвеол. Звук будет звучать мягче.

Постановка звука [ч]

Прежде всего попытайтесь поставить звук [ч] первым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Т']

3 Ребенок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш]),сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [титити]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.

3 Предварительно такое произношение можно потренировать с открытым ртом (перед зеркалом).

3 В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении вместо [титити] будет слышаться [чичичи].
Предупредите ребенка, что звучание звука [т'] изменится, и предложите вместе посмотреть, какой звук в итоге выйдет.

3 Обратите внимание ребенка на этот звук, как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник).

3 Пока ребенок произносит слоги [чичичи],отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка к коренным зубам.

3 После этого пусть ребенок произносит слоги [чичичи] самостоятельно.

3 Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «говорит чайник»).

3 Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает.

3 В дальнейшем тренируйте его произношение в слогах [че], [чу], [чё], [ча] (слоги можно произносить по подражанию).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] ОТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОВ [Т'] И [Щ]

3 Пусть ребенок выдвинет губы «рупором» и очень быстро произносит звукосочетание [т'щт'щт'щ] (воздушная струя должна ощущаться на ладони). В результате будет слышаться звук [ч].

3 Для уточнения произношения нажмите пальцами на щеки ребенка, прижав их к коренным зубам.

3 Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он произносит.

3 В дальнейшем тренируйте его в слогах.

Постановка звука [щ]

Прежде всего попытайтесь поставить звук [щ] третьим способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ш]

3 Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости-мягкости: т'], д'], с'], з']. Объясните ему, что первый звук пары твердый, а второй — мягкий.

3 Затем называйте твердый парный согласный, ребенок должен называть его парный мягкий.

3 После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко — [ж'] (как будто это парные по признаку твердости-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.

3 Предложите ребенку угадать, какой мягкий парный звук у звука [ш]. Если ребенок сообразит по аналогии с предыдущими случаями произнести звук [щ] — звук поставлен.

3 Если же нет, предложите ему, длительно произнося звук [ж'], перейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж'-щ]).

3 В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж'] «шепотом».

3 Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.

3 Закрепляйте произношение звука в слогах [щи], [ще], [щу], [щё], [ща] (слоги можно произносить по подражанию).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С']

3 Ребенок должен тянуть звук [с'] при верхнем положении языка (см. второй способ постановки звука [ш]).

3 В это время, не прекращая тянуть звук [с'],пусть продвинет кончик языка в глубь рта, так чтобы он оказался прислоненным к внешней стороне альвеол. В результате получится следующее произношение: [с'щ].

3 Если звук [щ] не получается, можно прибегнуть к механической помощи. Во время длительного произнесения звука [с'] нажимайте шпателем на кончик языка ребенка, продвигая его в глубь рта до тех пор, пока не услышите звук [щ].

3 Предупредите ребенка, что звук должен измениться, придумайте ему название (например, можно сказать, что с таким шумом «волна набегает на берег»).

3 В дальнейшем ребенок должен самостоятельно ставить язык к альвеолам и изображать «шум морского прибоя».

3 Когда это будет получаться у него без затруднений, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

3 После этого закрепляйте его в слогах (по подражанию).

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ч]

3 Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ].

3 Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»).

3 Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук.

3 В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).

3 Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»).

3 В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) произнесет звук, похожий на «шум прибоя».

3 Тренируйте его произношение в слогах («обучайте море говорить»).

3 После того как звук произносится ребенком свободно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ч] при аномалиях строения речевых органов

3 Если у ребенка есть признаки дизартрии, звук [ч] можно ставить любым способом, звук же [щ] лучше всего ставить, используя второй или третий способы.

3 Если у ребенка долго не вырастают зубы, можно воспользоваться любым способом. Все они опираются на использование правильного произношения базовых звуков. При постановке звуков [ч] и [щ] эти базовые звуки ребенок должен произносить так, как это для вашего случая описано в главах, посвященных формированию этих звуков.

3 При высоком нёбе звуки [ч] и [щ] будут звучать более полноценно, если кончик языка будет прикасаться к нёбу ближе к верхним резцам, почти у самых оснований.

Постановка звука [р]

В русском языке звук [р] никогда не произносится раскатисто, а, напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому не нужно добиваться от ребенка усиленной вибрации кончика языка.

Если же у него появилось такое избыточное произношение (чаще всего оно возникает при постановке звука последним способом), его следует устранить. Для этого нужно выработать у ребенка «ленивое», «вялое» произношение звука.

Прежде всего попытайтесь поставить звук [р] первым способом. Если у ребенка грассирующий звук,для его постановки используйте второй и третий способы и никогда не используйте пятый способ.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ЗВУКА [Д]

3 Пусть ребенок очень звонко произносит звук [д],прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Покажите ему, как это делается. Звук нужно произносить максимально длительно (то есть язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол). Скажите ребенку, что его язык — это «парус, который наполняется ветром». Когда он произносит звук [д],он должен выдувать воздух так, чтобы тот «надувал» язык, «как парус». Ребенок может прикасаться пальцем к нижней поверхности языка, чтобы чувствовать, как он напрягается и «гудит» («наполняясь ветром»).

3 В дальнейшем ребенок должен подуть «ветром» в «парус» сильнее, так чтобы тот «захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так чтобы ветер «прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол). На подставленной ко рту ладони ребенок должен чувствовать этот «порыв, вырвавшегося наружу ветра». Возможно, в результате у ребенка получится звукосочетание [дррр] (может быть не с первого раза).

3 Тренируйте с ребенком это звукосочетание, следующий за [д] звук [р] должен произноситься как можно более длительно («ветер должен долго трепать парус»).

3 После этого нужно произносить (по картинкам) слог [дррра] («обучайте парус разговаривать») звук [р] должен быть длительным.

3 В дальнейшем звук [р] нужно произносить кратко, чтобы он звучал естественно.

3 Укажите ребенку на этот «вибрирующий» звук, который идет после [д].

3 Закрепляйте звук [р] в слогах [дру], [дро], [дрэ], [дры]. Ребенок может повторять их за вами, если он начнет возвращаться к старому произношению звука, произносите слоги по картинкам.

3 Переходите к произнесению слов, начинающихся со звукосочетания [др], например: др ака, др уг, др ова, др озд и т. п. (ребенок повторяет их за вами).

3 Тренируйте звук [р] в словах, начинающихся со звукосочетания [тр], например: тр ава, тр опа, тр уд, тр он и т. п.

3 Тренируйте его в словах, в которых звукосочетания [др] и [тр] находятся в середине (па тр он, ви тр аж, бе др о, ква др ат и т. п.) и в конце слова (ка др, ме тр, теа тр, ке др и т. п.).

3 Затем пусть ребенок после звукосочетания [др] сразу произнесет звук [р].

3 Если это получится, закрепляйте произношение звука в слогах [ ра ], [ро], [ру], [рэ], [ры] (ребенок может повторять их за вами).

3 Если же нет — нужно будет произносить звукосочетание [дррр], прерывая произношение звука [р] короткими паузами («как будто машина буксует»).

3 Паузы нужно постепенно удлинять, пока ребенок не будет произносить фактически изолированные друг от друга звуки [р].
Нужный ритм произношению можно задавать, постукивая по столу рукой.

3 В завершение переходите к произношению слогов [ра], [ро], [ру], [рэ], [ры] (ребенок может повторять их за вами).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [З]

Если звук [з] ребенок произносит, прикасаясь кончиком языка к нижним резцам, предварительно нужно поставить ему «верхнеязычное» (кончик языка — у оснований верхних резцов) произношение этого звука (см. с. 124).

3 Пусть ребенок при верхнем положении языка тянет звук [з], верхние резцы должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель.
При этом он должен чувствовать, как воздушная струя проходит между языком и верхними зубами. Звук должен произноситься максимально звонко. На кончике языка должен как будто «звенеть и дрожать» воздух.

3 Во время такого произнесения нужно продвинуть кончик языка в глубь рта, так чтобы тот прикасался к передней поверхности альвеол, почти к самой их верхушке.
Для наглядности предварительно можно ощупать это место пальцем.

3 Все время нужно продолжать тянуть звук [з]. Когда язык достигнет альвеол послышится фрикативный звук [р] (длительный глуховато «жужжащий» звук, по звучанию напоминающий звук [р],но без вибрации). Воздух с трением должен проходить между кончиком языка и альвеолами, воздушная струя должна ощущаться на кончике языка и на подставленной ко рту ладони.

3 Для усиления четкости произнесения нужно немного выдвинуть вперед нижнюю челюсть (так, чтобы нижние резцы оказались впереди верхних).

3 Обратите на этот звук внимание ребенка н скажите ему, что он напоминает «жужжание мухи, которая бьется о стекло».

3 Затем нужно прерывать длительное произношение фрикативного [р] произнесением звука [т] («как будто муху на мгновение прижал языком к альвеолам и тут же отпустил, и она дальше жужжит»). У ребенка будет получаться такое произношение: [r т r т r т] (значок [r] обозначает фрикативный звук [р]). Между звуками [r] и [т] не должно прокрадываться никакого гласного звука. Ребенок должен чувствовать, как «муха жужжит» у него между кончиком языка и альвеолами (то есть постоянно ощущать в этом месте воздушную струю).
Такое произношение будет вынуждать ребенка несколько задерживать дыхание, поэтому время от времени давайте ему отдышаться (пусть делает глубокий вдох и затем полный выдох).

3 В дальнейшем нужно произносить звук [r] кратко, так чтобы звуки [r] и [т] сменяли друг друга как можно быстрее. В результате к фрикативному звуку [р] добавится вибрация и у ребенка будет получаться звукосочетание [тртртр].

3 Обратите внимание ребенка на следующий за звуком [т] «вибрирующий» звук, сообщите ему, что именно этот звук вы с ним и учитесь произносить.

3 Пусть прерывает произношение [тртртр] все более и более удлиняющимися паузами. Делать это нужно по вашему сигналу (например, знаку рукой).
В результате ребенок будет произносить изолированные звукосочетания [тр] ([тр], [тр], [тр]).

3 В заключение предложите ему произнести звукосочетание [тр] однократно.

3 Затем «обучайте муху» произносить слоги ([тра] и др.). Делать это нужно с использованием картинок.

3 В дальнейшем работайте с ребенком так, как это описано в предыдущем способе.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ОДНОУДАРНОГО ЗВУКА [Р]

3 Нужно поставить ребенку фрикативный звук [р] от звука [з] (см. предыдущий способ). Звук должен быть максимально звонким. Назовите его «жужжанием мухи».

3 Этот звук нужно произносить очень коротко, за одно быстрое касание языка к альвеолам (ребенок должен как будто «ударять» языком по альвеолам). Будет слышаться одноударный звук [р]. Скажите ребенку, что такое «жужжание» возникает, когда муха «бьется о стекло» («язык, как муха, ударился об альвеолы, как о стекло, и в этот момент коротко прожужжал»). Ребенок должен чувствовать, как вздрагивает его язык, «ударяясь» об альвеолы, на подставленной ко рту ладони он должен ощущать, как порциями выходит изо рта воздух.
Время от времени (или даже всегда) к такому произношению будет присоединяться некоторая (не очень сильная) вибрация. Зубы у ребенка должны быть немного приоткрыты, верхние находиться над нижними, нижние могут быть несколько выдвинуты вперед.

3 Начинайте «обучать муху» произносить слоги. Ребенок должен произносить (с использованием соответствующей картинки) слог [r А]. Для начала звук [r] может произноситься несколько протяжно (чтобы ребенок имел время сообразить, какой гласный он должен произнести вслед за ним).

3 Затем звук [r] должен произноситься как можно короче (но звонко). При произнесении слогов нельзя широко открывать рот (иначе ребенку будет трудно доставать кончиком языка до альвеол). Звук [а] должен произноситься с максимальным ударением (гласным звуком ребенок должен «попадать» на подставленную ко рту ладонь).

3 Дальше нужно произносить слоги (по картинкам) с гласными [о], [у], [э], [ы].

Если ни одним из способов у вас сразу не получится поставить ребенку окончательное произношение звука [р],этот одноударный звук [р] нужно будет закрепить в словах, чтобы предотвратить формирование в речи ребенка горлового (грассирующего) звука [р].

3 Для усиления вибрации перед произнесением гласного звука нужно плотнее прижимать язык к альвеолам. Скажите ребёнку: «Муха прилепилась к стеклу своими цепкими лапками и жужжит, потом резко взлетает (в это время ты открываешь рот и произносишь звук [а])». Следите, чтобы звук [р] был максимально звонким.

3 Вибрация усиливается при произношении звука [р] между гласными. Нужно произносить звукосочетания [араараара] с ударением на последнем гласном.
Первый звук [а] и следующий за ним звук [р] произносятся очень быстро. Когда ребенок произносит звук [р],он должен быстро «ударять» языком по альвеолам.

3 Когда звук [р] будет звучать вполне отчетливо (не нужно добиваться раскатистого произношения), сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

3 Попросите ребенка произнести звук [р] изолированно.

3 Дальше тренируйте звук в слогах, которые ребенок должен повторять вслед за вами.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] НА ВДОХЕ

Ребенок должен иметь полноценное произношение звука [с].

3 Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук [с] и чувствовать, как воздушная струя проходит у него между зубами.

3 Затем звук [с] нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы — в улыбке.
Скажите ребенку: «Сначала выдуй изо рта воздух и произнеси звук [с] наружу, а потом всоси в себя этот же воздух и вместе с ним звук [с] обратно — внутрь».
В результате ребенок будет произносить звук [с] на выдохе и вдохе. Следите, чтобы он не делал глубокого вдоха (грудная клетка и плечи должны быть опущены) и чтобы он не запыхался — давайте ему передохнуть.

3 Ребенок должен выдохнуть воздух, а потом (на вдохе) вместе с длительно произносимым звуком [с] очень быстро «всосать» внутрь рта язык («как будто улитку в раковину»), так чтобы тот «чиркнул» по альвеолам. Нужно как можно меньше «втягивать» в себя воздуха, а звук [с] произносить максимально внятно.

3 Когда язык достигнет альвеол, послышится «булькающий», вибрирующий шепотный звук (как бы одноударный звук [р] произнесенный шепотом на вдохе). Очень важно, чтобы ребенок на вдохе произносил именно звук [с] (то есть ни на мгновение не отрывал языка от нёба), а не какой-то невнятный звук (в последнем случае никакого «бульканья» не послышится).
Не получится вибрации и в том случае, если ребенок, «всасывая» язык, не коснется им альвеол. Движение языком нужно совершать очень быстро.

3 Можно иначе объяснить ребенку, что он должен сделать: предложить ему, произнося звук [с],совершать такое движение языком, как будто он хочет звучно («со смаком») «всосать» в себя слюнки.

3 Укажите ребенку на то, что в тот момент, когда его язык «чиркает» по альвеолам он «вздрагивает» и как бы «булькает». Пусть попробует усилить этот эффект (в результате будет получаться звукосочетание, похожее на [ср]).

3 Предварительно покажите ребенку, как, «всасывая» язык, произносить на вдохе звук [с]. Вы можете произносить на вдохе одноударный шепотный звук [р]. Пусть ребенок ощупает пальцем то место во рту, по которому должен «чиркать» язык.

3 В дальнейшем нужно на выдохе (естественным образом) произносить звук [с] и в это время быстро «чиркать» языком по альвеолам так, чтобы слышался «булькающий» звук. Будет получаться произносимое шепотом звукосочетание [ср].
Следите, чтобы ребенок «чиркал» языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении (иначе будет получаться звук, напоминающий английский вариант произношения звука [р]).

3 Можно произносить звукосочетание [ср] сначала на вдохе, а потом на выдохе, совершая абсолютно одинаковые «булькающие» движения языком.

3 Затем нужно подставить ко рту ладонь и, произнося шепотом только на выдохе звукосочетание [ср],чувствовать на ней легкий выдох.

3 В дальнейшем нужно перейти к произношению звукосочетания [зр], то есть добавить к произношению голос (см. с. 148).

3 Нужно произносить слоги [зра], [зро], [зру], [зрэ], [зры] (по картинкам).

3 Когда слоги будут произноситься ребенком без затруднений, сообщите ему, что вслед за звуком [з] он произносит звук [р].

3 После этого ребенок должен произносить слова (повторять их за вами), начинающиеся со звукосочетаний [зр] и [ср] (зр азы, ср ок, ср уб, зр ачок и т. п.).

3 Предложите ему произнести звук [р] изолированно.

3 Если это не получится, нужно произносить слог [зра] следующим образом: [зрарара] (повторяя только второй звук). Сначала нужно произносить очень быстро, затем — отделяя друг от друга слоги [ра] все большими и большими паузами.

3 В дальнейшем закрепляйте произношение звука [р] в слогах (ребенок может повторять их за вами).

Если у ребенка сразу не получится на выдохе произнести звукосочетание [ср],можно использовать дополнительный прием.

3 Скажите ребенку, чтобы он «всасывал» язык без вдоха. Нужно просто «чиркать» кончиком языка по альвеолам, чтобы возникал «булькающий» звук (при этом звук [с] из произношения ребенка исчезнет или почти исчезнет).
Пытаясь выполнить эту инструкцию, ребенок, конечно, будет совершать некоторый вдох, но он будет очень незначительным и для самого ребенка практически не заметным.

3 Это же упражнение нужно выполнять на очень незначительном выдохе (зубы должны быть в положении правильного прикуса, чуть приоткрыты).
Следите, чтобы ребенок совершал движение языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении.

3 Можно поочередно выполнять упражнение сначала — «без вдоха», затем — «почти без выдоха» (время от времени давайте ребенку «перевести дух»).
Когда ребенок будет на выдохе «чиркать» языком по альвеолам, у него будет получаться коротко произнесенный шепотный звук [р] (то есть как бы глухой звук [р]).

3 В дальнейшем от этого звука нужно будет поставить ребенку произношение полноценного звонкого звука [р] (см. с. 148).

Date: 2015-09-17; view: 922; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию