Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритетные направления дальнейшего развития и размещения производительных сил ЦЭР





Развитие производительных сил ЦЭР на перспективу определяется его экономическими и природными особенностями:

· общий высокий уровень развития и диверсификации экономики, особенно промышленности;

· ведущее положение района в развитии научно-технического прогресса;

· обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

· центральное положение среди других развитых районов и высокий уровень развития транспортно-экономических связей;

· влияние Москвы — крупнейшего индустриально-транспортного узла, научного и культурного центра страны — на развитие ЦЭР очень велико.

В перспективе район сохранит ориентацию на развитие преимущественно обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

Ухудшение экологических условий окружающей среды требует изменения подхода к развитию промышленного потенциала, размещения промышленных новостроек в малых городах и ПГТ на территории менее развитых в индустриальном отношении областей — Брянской, Тверской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской. Существует необходимость в ограничении роста промышленности и населения крупных городов, Московской и Тульско-Новомосковской городских агломераций, а также в устранении диспропорций в структуре трудоиспользования в Ивановской области и ряде городских поселений других областей.

В перспективе машиностроение и металлообработка ЦЭР будут определять научно-технический прогресс промышленности района. Преимущественными направлениями развития машиностроения в районе по-прежнему будут отрасли точного и сложного машиностроения, ориентирующиеся на использование наиболее квалифицированного труда. Главное внимание будет уделено реконструкции и техническому перевооружению действующих машиностроительных предприятий. В сложившихся и формирующихся машиностроительных территориальных группировках и узлах дальнейшее развитие получит внутри- и межотраслевая кооперация. В связи с созданием высокоспециализированных предприятий целесообразна деконцентрация крупных заводов, особенно Москвы и других областных центров, путем организации их филиалов и смежников на периферийных территориях ЦЭР, в том числе в малых и средних городах.

Перспективное размещение заводов автомобильной промышленности ЦЭР складывается под воздействием ряда факторов, которые свойственны и другим отраслям машиностроения. Это, во-первых, разукрупнение прежних универсальных заводов и выделение из их числа специализированных “дочерних” предприятий. Во-вторых, создание производственных объединений во главе с основным предприятием.

Перспективное развитие отдельных отраслей химической промышленности района, особенно химии органического синтеза, будет ограничиваться в связи с недостаточными сырьевыми, топливными и водными ресурсами, а также с учетом охраны окружающей среды.

Перспективы топливоснабжения района связаны с ориентацией на поступление различных видов высокоэффективного топлива извне. Поступление нефти, природного газа и энергетических углей планируется осуществлять в основном из восточных районов страны, недостающего мазута — с поволжских нефтеперерабатывающих заводов.

Возрастающее электропотребление района в перспективе будет удовлетворяться также за счет передачи энергии электронным транспортом не только из соседних энергосистем, но и из восточных районов.

В-28

Центрально-Черноземный район включает Белгородскую (ВРП – 147,1 млрд руб. в 2005 г.), Воронежскую (136,1), Курскую (87,2), Липецкую (145,9) и Тамбовскую (64,5) области. Район занимает 1 % площади страны. В районе производится 3,2 % ВВП России.
Район расположен между Украиной и экономическими развитыми районами страны – Центральным и Поволжским. После распада СССР Центрально-Черноземный район превратился в приграничную территорию.
Климат региона – умеренно-континентальный; находится в степной и лесостепной природных зонах; располагает плодородными черноземными почвами, что и предопределило название района.
На территории района находятся крупнейшее месторождение железной руды (Курская магнитная аномалия в Курской и Белгородской обл.). Также имеются запасы фосфоритов, огнеупорных глин, строительных материалов, титан?циркониевых и медно-никелевых руд, бокситов. Район не располагает собственными топливными ресурсами.
В регионе проживает 7,7 млн человек (5,5 % населения РФ), из них 63 % – городские жители. По удельному весу сельского населения район уступает лишь Северному Кавказу. Существует тенденция к постепенному старению населения.
Отсутствие топливных ресурсов привело к тому, что основная масса электроэнергии производится на атомных станциях – Курской и Нововоронежской. Кроме того, действует несколько ТЭС.
В Центрально-Черноземном районе действуют крупные металлургические предприятия: Новолипецкий металлургический комбинат (Липецк), Оскольский электрометаллургический комбинат и Стойленский горно?обогатительный комбинат (оба – г. Старый Оскол Белгородской обл.), Михайловский (г. Железногорск, Курская обл.) и Лебединский (г. Губкин, Белгородская обл.) горно?обогатительные комбинаты. Последние два предприятия входят в состав московского холдинга «Металлоинвест».
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) основано в 1931 г. В 2005 г. комбинатом произведено 8,47 млн т стали (14 % производства стали в РФ). 73,5 % продукции комбината идет на экспорт. Количество занятых на предприятии – более 70 тыс. человек. Доходы компании в 2006 г. $6,05 млрд; прибыль – $2,066 млрд.
В области машиностроения выделяются компания «Белгородэнергомаш» (производство паровых котлов и оборудования для АЭС), воронежская фирма «Тяжэкс» (выпускает экскаваторы); завод «Стинол» (Липецк) (холодильники). В регионе действуют механический (Воронеж), 2 вагоноремонтных (Воронеж и Тамбов) и локомотиво?ремонтный (г. Мичуринск, Тамбовская обл.) заводы. В Липецке расположен крупный тракторный завод. Завод тракторных гидроагрегатов расположен в г. Елец (Липецкая обл.).
ОАО «Электросигнал» (Воронеж) основано в 1931 г. (под названием «Красный сигналист»). В разное время завод производил радиоприемники, телевизоры (марок «КВН» и «Рекорд»), радиотелефонные системы. В настоящее время заводом выпускаются: комплекс средств радиосвязи «ВЭЛС?Сигнал», а также различные виды КВ?и УКВ?радиостанций.
В Воронеже расположен также офис холдинга ОАО «Концерн “Созвездие”» (рис. 86), созданного в 2004 г. Концерн объединяет ряд предприятий радиоэлектронной промышленности, в том числе ОАО «Сарапульский радиозавод», ОАО «Тамбовский завод “Ревтруд”», ОАО «Ярославский радиозавод», ОАО «Тамбовский завод “Октябрь”»; ОАО «Тамбовский НИИР “Эфир”», ОАО «Краснодарский приборный завод “Каскад”». Химическая промышленность представлена производством азотных и фосфорных удобрений, синтетического каучука, шин в Воронежской обл., лаков и красителей – в Тамбове, синтетических смол в Липецкой обл., химического волокна – в Курске, моющих средств и фармацевтических препаратов, в Белгородской обл. В г. Железногорске расположено основное производство группы компаний «Готэк» (всего 9 предприятий) – одного из российских лидеров в сфере производства гофрированного картона, транспортной и потребительской упаковки с многоцветной флексографической и офсетной печатью.
Минеральную воду и другие безалкогольные напитки производит липецкий завод ЗАО «Росинка».
В регионе действует промышленно?производственная зона «Липецк». Планируется создание двух зон туристско?рекреационного типа (в г. Елец и Задонском районе Липецкой обл.). [143]
Богатые ценными органическими веществами черноземные почвы особенно подходят для культивируемых в регионе озимой пшеницы, кукурузы, ячменя, овса, ржи, проса, гречихи, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей. В животноводстве профилирующими направлениями являются разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, домашней птицы.
В с. Слобода (Воронежская обл.) расположен известный Хреновской конный завод, основанный в 1776 г. графом Алексеем Орловым. На заводе выведена знаменитая порода орловских рысаков; в настоящее время завод также выращивает лошадей арабской породы.
Протяженность железных дорог в районе – 4,6 тыс. км. Через регион проходят важнейшие транзитные (из внутренних районов России на Украину и далее в Европу) газо– и нефтепроводы.

 

В-29

Состав района (пять субъектов федерации) — республики: Марий Эл, Мордовия, Чувашская; Нижегородская, Кировская области.

Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с пятью другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет река Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района. Район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь района составляет 50% территории. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 31 чел/км2, но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км2 в Чувашии до 13 чел/км2 в Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75%. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8% и 47,5%), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8%, что является одним из самых высоких показателей в европейской части страны). По всей территории района расселились татары.

Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн человек, или 70% от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью населения более 2 млн человек.

Район имеет избыток трудовых ресурсов. Экономический кризис последних лет привел к росту безработицы, она более характерна для малых и средних городов с моноотраслевой структурой хозяйства.

Промышленность. В экономике района определяющими являются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола. В конце 1980-х годов в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени работает на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают два крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в районе, следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хох- ломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и в первую очередь ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен- долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.

Основные проблемы и перспективы развития. Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики.

Стимулирование развития экспортных и импортозаме- няющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки.

Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные — ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойные породы, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главным водным источником являются Волга и ее притоки. Значительны запасы подземных вод.

Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные почвы — серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.

На территории района имеются запасы фосфоритов — Волго- Камское месторождение в Кировской области с запасами 2 млрд т (20% общероссийских). Залежи торфа находятся в Кировской области, а также в Нижегородской области и республике Марий Эл.

Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.

Date: 2015-09-05; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию