Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозно-традиционалистские основания социальных идей русских консерваторов XIX – начала XX вв





 

Русский консерватизм XIX столетия был в значительной степени новым направлением в отечественной социально-политической мысли. Тем не менее, основы его теоретической базы уходят корнями в русское средневековье.

Так, если вплоть до XVIII в. основные консервативные постулаты органично вписывались в жизнь феодального государства, то с началом петровских преобразований, объективных социально-экономических изменений и последовавшим за ними распространением в России идей Просвещения принципы консерватизма перестали быть безусловными ценностями.

В связи с этим закономерно, как реакция на вышеуказанные процессы, в русском обществе зародилась политическая сила, отстаивающая традиционные основы его жизни. Этой силой стал русский политический консерватизм XIX столетия, который, оставаясь явлением достаточно неоднородным, имел систему принципов консервативного типа социального и политического мышления.

К таковым относятся: следование традиции, антирационализм и антииндивидуализм, культ религии и Церкви, культ патриотизма, государственного порядка, отрицание революций, принцип осторожности перемен, необходимость социальной иерархии.

На наш взгляд, нельзя однозначно утверждать безусловную реакционность консервативных идей того периода, так как, отстаивая традиционные бытовые и духовно-нравственные ценности, русские мыслители-консерваторы XIX века (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев и др.) никогда не настаивали на сохранении крепостного права и других пережитков феодализма.

Оставаясь сторонниками православного самодержавия и будучи в различной степени антизападниками, теоретики русского консерватизма выступали за умеренные, адаптированные к отечественным реалиям, изменения во всех областях общественной жизни (вплоть до консервативного реформирования Церкви), однако редко предлагали конкретную программу действий. Несмотря на это, актуальность вопросов, поставленных мыслителями-консерваторами XIX столетия, и сегодня не вызывает сомнения. Большинство проблем, представленных в трудах последних, до сих пор не разрешены, а потому и для современных отечественных условий некоторые идеи консерваторов указанного периода во многом звучат более чем своевременно.

В начале XX столетия четко выделились два направления в русской консервативной мысли: правое и либеральное. Первое из них, наиболее ярко представленное в трудах Л.А.Тихомирова и практической деятельности монархических союзов и организаций, в итоге было в значительной степени маргинализировано.

Второе (либеральный консерватизм) не получило должного внимания и понимания со стороны интеллигенции, к которой было обращено. Вершиной данного направления в русском консерватизме стало веховство, связанное с именами таких мыслителей, как: П.Б. Струве, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев и некоторых других деятелей.

На наш взгляд, можно согласиться с М.А. Колеровым, утверждавшим что «веховству было отведено своего рода итоговое положение в затянувшемся споре консерваторов с либералами». Однако хотелось бы добавить: споре, в котором победу одержали радикалы.

Русские консерваторы нередко игнорировали объективно сложившиеся общественные изменения, идеализируя социальную структуру современного им российского общества. При этом консерваторы, на наш взгляд, совершенно справедливо отстаивали необходимость сохранения уважения к традициям, духовно-нравственных основ русского общества, патриотического воспитания.

Одной из органических черт русского консерватизма является его православность, в связи с чем в большинстве теоретических построений его идеологов можно отметить такие принципы, как: главенство внутреннего социального содержания над формой политического строя, религиозное понимание сущности монархии, эсхатологическое отношение к истории.

Безусловно, сегодня сложно найти в русском консерватизме XIX – начала XX вв. четкую социально-экономическую парадигму для современной России, однако нельзя не признать весомый вклад русских мыслителей-консерваторов, сделанный в формирование отечественной национально-государственной идеи, оформление которой еще предстоит.


Заключение

 

Словосочетание "история российской социологии" даже и сегодня наверняка вызовет у кого - то сомнения. Ведь мы привыкли: социология - конечно же, только в Европе и США. Это - О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Т. Парсонс и т. д. А в России?

И все же российская социология как мощное течение общественной мысли была и оставила после себя богатейшее наследие, которое только в последние годы стало входить в научный оборот.

Однако нельзя быть образованным человеком, не зная истории духовной культуры своего отечества. Истина, конечно, тривиальная, но напомнить ее все же стоит. К тому же социологическая наука - всегда дитя своего времени. Изучение истории социологии имеет не просто исторический интерес, это и изучение истории самого общества через модели его самопознания. И тем более это важно для понимания сегодняшних реалий.


Список литературы

 

1. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Вопросы философии. - 2008. - № 1.

2. Бочкарева В.И. Становление социологии в России: основные направления ее развития // Соц.-полит, журнал. - 2007.

3. Голосенко И.А. Социология в дореволюционной России (науковедческие аспекты) //философские науки. - 2008. - № 1.

4. Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии XX века // Социологические исследования. - 2005. - №8.

5. Кавелин К.Д.: между славянофильством и западничеством // В раздумьях о России (XIX век). - М., 2006.

6. Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

7. Гусев В. А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2004.

8. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сборник научных трудов. Вып.1 / Под ред. А.Ю. Минакова. – Воронеж, 2007.

9. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

Date: 2015-09-05; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию