Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из них





Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до

н.э. знаменитым зодчим Иктином).

Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Энта́зис (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста).

Курвату́ра (лат. curvatura - кривизна) — незначительный выгиб горизонтали, уклона вертикали, увеличение интерколумниев[1] и утолщение колонн в углах здания. Курватурам посвящена целая библиотека и, начиная с Витрувия, закрепилась традиция, согласно которой они трактуются как средство компенсации якобы неизбежного провисания горизонталей в зрительном восприятии. Впервые использовалась Иктинием при строительстве храма Аполлона в Бассах.

Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства. Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.

От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона.

Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими.

Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

Аула (греч. αυλή) — открытый, окруженный жилыми комнатами, а в больших и более роскошных зданиях колоннадою внутренний двор, который, соответствуя приблизительно римскому атриуму с имплювием, занимал середину греческого жилого дома. У римлян во времена императоров А. стали называть дворцы государей, а также здания, где помещался придворный штат. В церковном языке это слово стало применяться сначала к притвору церковному, а позднее к средней части, а также ко всей церкви; наконец, это название получили большие, предназначенные для общественных собраний, торжеств, диспутов, актов, испытаний и т. под. залы в зданиях университетов, академий, ученых обществ и т. д.

Под аренами Колоссея (Колизей) и амфитеатров в Пуццолах и Капуе имеются подвалы, и в подземных галереях, соответствующих помещениям под сценами современных театров, сохранились еще подпятники валов для перемещения декораций. Почти повсюду имелся водопровод, позволявший затопить арену и превратить ее в бассейн для наумахий (боев гладиаторов на кораблях); Колоссей (Колизей) занимает место наумахий Нерона и мог одинаково исполнять роль как наумахий, так и амфитеатра.

Вокруг арены поднимаются сплошные ряды сидений, прерываемые на различных уровнях кольцевыми проходами (рисунок 341), причем каждый профиль прохода имеет уступ АВ такой высоты, что движение по проходу А не заслоняет вида зрителям верхних ярусов. Все здание опирается на радиально расходящиеся стены, которые образуют одновременно и коробки лестниц, ведущих наверх, и служат опорами коробовых сводов, несущих ряды сидений.Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.

Селинунт (греч. Σελινοΰς, итал. Selinunte) — античный город в Италии, на южном берегу Сицилии (провинцияТрапани). Основан греками в 628 году до н. э. Ныне на месте Селинунта находится деревня Маринелла.Селинунт являлся одним из значительнейших греческих городов на южном берегу Сицилии. В центре города стоял акрополь, вокруг которого была построена стена. Селинунт имел две искусственные гавани, из которых главной была Мазара — укрепление и, вместе с тем, складочное место товаров в восточной части Селинунтской области.

Миле́т (греч. Μίλητος) — древний, ныне уже несуществующий греческий город на территории современной Турции. Самый могущественный и богатый из ионийских городов в Малой Азии, располагался на Карийскомберегу, на южном краю Латмийского залива, к югу от устья реки Большой Мендерес (прежнее греческое имя — Меандр

Оли́мпия (греч. Αρχαία Ολυμπία) — одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.

Де́льфы (др.-греч. Δελφοί) — древнегреческий город в юго-западной Фокиде (Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона[1]. В Дельфах проходили общегреческие Пифийские игры.

Пире́й (греч. Πειραιάς, МФА: [piɾɛˈas])) — город в Греции, на Эгейском море, административный центр номаАттики; входит в состав Больших Афин. Главный внешнеторговый порт Греции.

Приена (др.-греч. Πριήνη) — ионийский город на западном берегу Карии, на мысе Микале, при устье реки Геза, в 10 км к северу от Меандра и в 16 км на восток от Эгейского моря.

Приена основана была в XI в. до н. э. Эпитом, сыном Нелея, и принадлежала к союзу 12 ионийских городов. Жители Приены принимали самое видное участие в панионийском празднестве и в восстании против персов. В середине IV века город был перенесён вглубь материка, а в 334 г. до н. э. Александр Македонский освятил новый храм Афины Паллады, спроектированный Пифеем, которому приписывают также Галикарнасский мавзолей. Это святилище, вместе с агорой, театром и стоей, находилось в самом центре античного города. Ок. 298 г. до н. э. городом правил тиран Гиерон.

Александри́я — город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта. Простирается на 32 км вдоль побережья Средиземного моря.

Перга́м (Пергамо́н, др.-греч. Πέργᾰμον) — античный город в исторической области Мизия на западе Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Аттали

Гипподамова система — способ планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Вслед за Аристотелем её обычно связывают с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485—405 годы до н. э.), хотя ныне известны и более ранние примеры. По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города.

Гипподамова система предполагала идентичные кварталы (100×40 м). Главные улицы были перпендикулярны друг другу, у каждого квартала было 10 дворов. Полное равноправие застройки, демократическая сетка. Городская стена была прихотлива (волнистая). Жилые кварталы, одинаковые по размерам, разделялись пополам проходом, в котором были устроены траншеи канализации, перекрытые плитами. Прямые улицы (если позволял рельеф) были ориентированы по сторонам света. К главной улице примыкала агора. Театры и стадионы строились за пределами жилых кварталов.

Агора́ (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города. На агоре публично выставлялось действующее законодательство полиса, высеченные в камне важнейшие декреты и прочие официальные постановления.

Великая греческая колонизация — масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей на протяжении трёх веков с середины VIII века до н. э

Большинство греческих колоний первоначально не были торговыми поселениями. Необходимость в основании колоний вызывалась прежде всего ограниченностью и малой плодородностью земли в приморских долинах материковой Греции и островов.

Переселение было единственным средством борьбы с голодом и временной "разгрузки" классовых конфликтов. Через три-четыре поколения колонии начали экспорт собственной продукции, становясь и торговыми городами, остро конкурирующими между собой, что порождало бесконечные войны между ними.

Среди греческих городов происходили частые раздоры, особенно между ионийскими и дорийскими колониями. Враждебные отношения между городами Сицилия и Эллады начинаются во время Пелопоннесской войны; тогда же афиняне составляют план завоевания острова.

Эти города постепенно приобретают не только хозяйственное, но и культурное, и политическое значение. Они религиозно и политически связаны с городами-государствами своих родных областей и становятся важными опорными пунктами культурной и политической экспансии.

В поздний период истории Греции, при Александре Македонском и его преемниках, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города.

Новые хозяйственные, политические и культурные центры того периода (например Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц.

Антиохия была красивейшим городом, раскинувшимся на территории около 20 кв. км между склонами Сильпия и рекой Оронт. Городские стены охватывали и незастроенные пространства, так что в Антиохии можно было найти и крутые скалистые склоны, и бурные ручьи, и водопады, и пещеры. Доступ в город охраняли мощные ворота.

Некоторые из них назывались по местоположению, как, например, Дафнские ворота, через которые дорога вела на юг. Чуть дальше вглубь города возвышались Херувимские ворота. Их украшали металлические фигуры, о которых в Антиохии говорили, что сюда они попали из разрушенного Титом в 70 году иерусалимского Храма.

Город во всю его длину пересекала четырехкилометровая парадная улица. В центральной части она была выложена мраморными плитами и с обеих сторон обрамлена двойными рядами мраморных колонн, между которыми располагались бесчисленные магазинчики и лавки.

Посередине, в том месте, где она пересекалась с перпендикулярной улицей, возвышались четверо роскошных ворот, украшенных рельефами, статуями и мозаиками. Этот перекресток и был центром античного города. Уже основатели города Селевкиды в подражание знаменитому дельфийскому омфалу - по верованиям греков, центру земли - повелели установить здесь каменный пьедестал с фигурой отдыхающего Аполлона.

Здесь же находился и нимфей - монументальный фонтан с его неиссякающими водными потоками. Антиохия славилась изобилием воды. В каждом доме существовал водопровод. Город украшало несколько больших бассейнов для купания. Селевкиды и Ирод Великий, Тиберий и Валент, один за другим цари и императоры увековечивали свою память в постройках Антиохии.

Город был славен богатыми храмами, библиотекой, носившей название Мусейон и амфитеатром, сидения которого были высечены в скале городской цитадели - акрополя. Невдалеке от царского дворца находился ипподром, где проводились скачки и заезды колесниц. Подобно его знаменитому римскому прообразу Circus Maximus, антиохийский ипподром также называли цирком. Повсюду в городе можно было найти вместительные залы, предназначенные для судопроизводства и отправления общественных дел. Такие залы назывались базиликами.

Тема2.4. Тема: Архитектура Древнего Рима. Влияние общественного устройства на развитие архитектуры.
Развитие римской архитектуры делится на два главнейших периода: республиканский и императорский. За период с VI в. до н.э. до 30г. до н.э. Римская республика из небольшого города-государства превратилась в мировую рабовладельческую державу. Возникло множество городов и военных лагерей, строились военные сооружения, крепости, мосты и дороги. Наряду с культовыми зданиями получили развитие городские площади – форумы, театры и амфитеатры, цирки, термы. В период республики сформировались основные черты римской архитектуры.

Строительные приемы и конструкции.

В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрусков и греков. Наряду с этим, решающее влияние на архитектуру стало оказывать применение арочных и сводчатых конструкций (таб. IV).
Широкое распространение со II в. до н.э. получили клинчатые (распорные) конструкции арок и сводов. С конца II в. до н.э. нашел также широкое употребление обожженный кирпич. Ко IIв. до н.э. сложилась новая техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого заполнителя (камня), который суждено сыграть ведущую роль в период императорского Рима. Искусственный монолит, полученный смешением раствора из извести и песка с каменным щебнем, получил название – римского бетона. Гидравлические добавки в виде вулканического песка – пуццолана сделали римский бетон водонепроницаемым и очень прочным.
Вначале бетон применялся лишь для забития пустот в стенах между наружными рядами из тесанного камня; его состав еще был близок к мелкой бутовой кладке. Постепенно заполнитель становился мельче, смесь делалась однороднее и римский бетон приобрел свои замечательные технические качества искусственного монолита.
Бетонная техника открыла новые широкие возможности и для развития сводчатых конструкции. Однако подлинный расцвет сводостроения в Риме наступил лишь с широким внедрением бетона, позволившего значительно увеличить пролет сводов, разнообразить их форму и комплектацию. Распространенными видами сводов а период Республики были цилиндрические и полусферические (купола). В императорский период особенно большое развитие получил – крестовой свод. Техника возведения бетонных сводов существенно отличалась от традиционных приемом сводостроения из каменных квадров. Бетонная смесь образовывалась на месте путем попеременной укладки слоев балласта и раствора по деревянной опалубке. Смесь уплотнялась с большой осторожностью, но иногда она даже не подвергалась трамбованию из опасения повредить опалубку и нарушить форму свода. Работа конструкции как свода начиналась только тогда, когда кладка твердела и приобретала строение монолита.
Особенностью римских бетонных сводов является их армирование кирпичными каркасами. Обожженный кирпич, ставший в период Империи важным компонентом большинства сводчатых сооружений из бетона, применялся в виде арочных ребер, в толще кладки.

В цилиндрическом своде сначала по деревянным кружалам выполнялись кирпичные арки, связанные друг с другом продольными рядами кирпичей – плит. При возведение сложных конструкций свода изменяли вес и прочность балласта в зависимости от нагрузок: в наиболее напряженных местах использовали самый прочный и тяжелый камень – травертин; в менее нагруженных частях – туф, кирпичный щебень и даже пористую пемзу.
Большое развитие получили в римскую эпоху деревянные конструкции. Для покрытия больших пролетов применялись решетчатые деревянные конструкции, близкие к современным фермам. Имеются основания предполагать употребление металла в строительных конструкциях. Железо широко применялось в виде скоб, скрепок, штырей, хомутов, затяжек и др.изделий.
Высокого совершенства достигли римляне в технике отделочных, особенно штукатурных работ. Штукатурные растворы приготавливались из извести и речного песка. В раствор для декоративной отделки стен добавлялось мраморная крошка, нередко гипс. Для лучшего впитывания краски и большей долговечности по еще не просохшей поверхности наносилась живопись. Живопись, нанесенная таким образом на стены получила название «фресковой».
Организация труда на римских стройках отличилась высоким уровнем. Грандиозные сооружения возводились в короткие сроки (Колизей был построен всего за 5 лет), что было невозможно сделать без высокоорганизованной технологии производства и применения механических устройств.
Ордерные системы и их развитие.

В римской архитектуре Ордер продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции, здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный) см.таб.V.
^ Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.
^ Римско-дорический ордер - в отличие от греческого, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента, каприз имел более развитую поддерживающую часть.
^ Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. Однако с развитием тенденций к обогащению насколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

^Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его капитель украшена изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта. Ствол колоны часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Карнизная часть близка по составу обломов к римско-ионическому ордеру.
^Композитный ордер в основном повторяет коринфский ордер, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

На основе наложения ордера на арочный проем в стене зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура – ордерная аркада (рис.4,таб. V). Абрис арки выделен полуциркульным наличником, называемым архивольтом. В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее – более легкие ордера (ионический, коринфский) (таб.V).
В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура, в которой обрамленные архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена конструктивная функция (рис.5, таб. V). Примером может служить дворец Диоклетиана в Салоне, где антаблемент центрального пролета портика изгибался по полуциркульной кривой, превратившись в поддерживаемую колоннами арку.
С развитием декоративности связано и широкое применение в римской архитектуре раскрепованного ордера, т.е. выдвинутой по отношению к стене колонны (пилястры) вместе с находящейся над ней частью антаблемента (рис.3, таб.V). Иногда раскрепованные колонны достигли больших размеров, особенно в мемориальных сооружениях (триумфальные арки и др.)

В комплексе с форумами на главных дорогах строились триумфальные арки – одни из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примером является арка Константина (IVв.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепленным ордером (рис.20).
Арочный и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях – мостах и акведуках. Городские водопроводы – акведуки – занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Некоторые из этих сооружений поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества. К ним можно отнести мост Трояна в г.Алькантре (Испания) 98-106г.г.н.э. (рис.15 таб.IV) и мост – акведук в г.Ниме (Франция) II в.н.э. пересекающий р.Гард (рис.12 таб.IV). Протяженность Гардского моста-акведука 275м; он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49м.Пролет наибольшей арки составляет необычную для этого времени величину – 24,5м. Устои и арки сложены насухо из точно притесненных камней.
Одним из известнейших построек императорского периода являлся крупнейший амфитеатр Рима-Колизей. (75-80 г.г. до н.э.), предназначавшийся для боев гладиаторов и др. состязаний (рисунок 13 таблица IV), (рисунок 2 таблица V и рис. 21)
Эллиптический в плане (размеры 156* 188 метров) и грандиозный по высоте (48.5 м.),он вмещал до 50 тыс. зрителей.
Сложными комплексами с многочисленными помещениями, предназначавшимися для омовения и различных занятий,связанных с отдыхом и развлечениями были римские термы (бани). В Риме было построено 11 крупнейших императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны из терм Каракалы (206-216 г.г. рис. 22)
Главное здание терм размером в плане 216* 120 м.
Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (363* 535 м.). Центральный зал терм круглой формы и перекрыт купольным покрытием размеры которого (диаметр 34 метра)

Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.
Пантеон в Риме (около 125 г.)- наиболее совершенный образец грандиозного храма- ротонды (рис. 23,рис.1-3 таблицы IV) в которой диаметр купола достиг 43.2 м. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу.
Для облегчения веса купола слои бетона и ряды кирпича в нем постепенно утончаются к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель- пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент- бетонный с заполнителем из травертина.
Важное место в строительстве занимали крытые залы-базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства-нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.
Трехнефная базилика Константина (312 г.) одна из крупнейших базилик Рима (рис. 24 рис 7 табл.IV) Средний неф шириной 23.5 м., длиной 80 м. и высотой 35 м. был перекрыт тремя крестовыми сводами.
В IV веке с принятием Рима христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий-базиликальные церкви (рис.25),Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья

 

Date: 2015-09-05; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию