Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №21





Позавчера было Преполовение. Тропарь Преполовению: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. Вот жажда слышания слов Господних. Та жажда, о которой говорил Давид: жаждет душа моя к Богу крепкому, живому 1. Вот эту жажду пронесли к Богу все святые люди Ветхого Завета. И многие из них исполнили даже меру евангельскую. Так они жаждали Бога. Можно представить, какими были бы они, если бы жили в новозаветные времена и были свидетелями Рождества Христова и всех событий уже евангельской истории. Спаситель сказал в Евангелии от Матфея: многие праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали 2.

Следовательно, надо эту жажду уметь утолить. Вот вы каким-то образом по милости Божией нашли выход и в храм, и на курсы, и еще куда-то. И общаясь, слушая, читая, молясь, вы утоляете таким образом жажду. Но сколько людей, которые и не знают, куда им обратиться, с чего начинать, и не представляют даже суть своих мучений, причину своих мучений. Это требование души их - наполнить и утолить ее жажду.

Вот откройте Евангелие от Иоанна в связи с Преполовением. Преполовение – это половина, половина срока, 20 дней, осталось 20 дней до Вознесения. Вот в эти 40 дней Господь является ученикам и говорит им о Царствии Небесном. Одна только фраза в книге Деяний, и больше ничего, но ведь им Он что-то говорил, учил их Царству Божию и тогда, по Своем Воскресении. Значит, не все в Писании отражено. Церковь больше, чем Писание содержит. Она содержит и то, что неизвестно и не сказано в Писании. Поэтому Предание и Церковь нам необходимы. Без Нее мы остаемся как глас вопиющего в пустыне. Открываем 7 главу от Иоанна, находим там 37 стих.

В последний же великий день праздника, имеется в виду праздник Кущей, – стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Вот с чего, может быть, нужно вам начинать речь свою к людям, которые желают слышать и утолить жажду. Вот откройте эту 7 главу и скажите: да ведь вот Кто может утолить жажду. Кто жаждет, иди ко Мне. Ты доселе ходил не туда, пил не из тех кладенцев.

Почему это Он говорит так? Это последний день праздника, а он заканчивался торжественным исходом из храма к подножию горы, где был этот источник Силоам, черпали воду в сосуды и затем возносили ее опять на жертвенник, чтобы Бог подал дожди, ранние и поздние. Надо хорошо знать климат Палестины, чтобы понять, почему такая в ней растительность. Она на полтора-два месяца прекрасна. Все остальное время, особенно южная и средняя часть, это пепельные холмы, отдельные маленькие оазисы; и только север: Галилея, Иорданская долина – зеленые более или менее, а так полупустыня. И вот на эту землю очи Господа направлены от начала года и до конца года 3. Давид не находит слов, воспевая красоту этой земли. И называет ее красой всех земель 4, землей Эммануила 5. Мы называем Святой землей, Обетованной землей, Палестиной, Ханаанской землей. Но это географические такие уже, исторические названия, а так Святая земля, земля, которую любит Господь6. И очи Его от начала года и до конца направлены на эту землю. Родина трех религий. Сейчас беспокойное место. Место нашего спасения и место страшного религиозного раздора, когда не ценится ни религия, ни жизнь человеческая. И находят тексты, оправдывающие эту жестокость, и конца края не предвидится этому сумбуру.

И вот над всем этим хаосом звучат слова: Кто жаждет, иди ко Мне и пей 7. А Он стоит в стороне от этой процессии. Он не принимает участия в ней, Господь. Вот они идут, Он к ним обращается.

Дальше. Он говорит : Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Из чрева, значит из сердца. Кто верует в Меня. Вот значение веры. Одного знакомства с Иисусом, одного рукопожатия с Ним недостаточно. Нужно не просто познакомиться, как мы знакомимся с людьми и выносим то или иное мнение: стоит это знакомство продолжать? Роковым оно может быть для нас или спасительным? Кто верует в Меня – требуется вера, и вера несокрушимая. Потому что внешне – стоит человек. Надо, чтобы Господь нам открыл глаза, кто Он. Чтобы Дух Святой открыл глаза, и мы в этом человеке, который говорит: кто жаждет, иди ко Мне и пей, увидели Богочеловека.

И вот значение Духа Святаго дальше и описывается. Смотрите. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Вот всему свой черед, всему своя чередность. Вот череды есть. Во всем есть череды. И время и здесь тоже. Раз Иисус не был еще прославлен, не пришел и Дух Святой. Дух Святой придет в подтверждение. В подтверждение того, что было совершено. Сей есть Сын Мой возлюбленный, – скажет Отец, а в виде голубине Дух Святой сойдет на Иисуса8.

Эмерлих Екатерина, в 1774 году в Вестфалии родилась такая девушка, призванная Богом от рождения. Вот если вы читали ее воспоминания, вам надо бы их приобрести. Дело в том, что она от Христа удостаивалась таких видений, что Он буквально раскрыл ей все, что касается темы Его страданий, начиная с ареста в Гефсимании и кончая Его распятием. Все, что Евангелия передают скупыми строками, она все эти моменты со слов Самого Господа и передала нам. Удивительные. Как Его бичевали; вот это в контексте еще фильма о Христовых страданиях, очень фильм тоже прояснил, но ее откровения – удивительные откровения. Эмерлих Екатерина. Господь ей явился и предложил 2 венца, из роз и из колючек. Она взяла этот терновый венец и одела во сне себе на голову. Она всю жизнь была больной и вот удостоилась от Господа откровений того, что с Ним происходило. Подсчет всему, вплоть до ударов, до капель крови – полтора литра, и другое, что в Евангелии не написано.

Так вот Дух Святой. Он говорил о Духе, о благодати Духа. Вот Кто делает источником воды живой? Благодать Духа. Следовательно, под водой мы имеем как учение, так и благодать Святаго Духа. Вот оно истекает из чрева, из внутренности, из сердца. Это было уже сказано самарянке: пьющий воду сию возжаждет опять, а вода, которую Я дам, пьющий ее становится сам источником 9... Она в нем умножается, и перерождает, и делает его иным, духовным человеком, человеком во Христе, с которым и общаться-то приятно и спасительно. Об этой воде, о том, что ее нужно черпать с веселием 10, о том, что она дается бесплатно, без денег 11, говорили все пророки.

Вот давайте откроем 12 главу Исаии, 3 стих:

И в радости будете почерпать воду из источников спасения, что это за источники спасения? – и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его, – мы все нуждаемся в таком наставлении, напоминании. Так вот, что это за спасительные источники? А это и храмы, и духовные люди, и Церковь, и все средства, какие Она нам дает. Вы открыли святого отца, и вдруг ваше сердце преобразилось, согрелось – вот источник; вы почерпнули из этого источника. Вы открыли молитвенник, стали читать канон: Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая. И вот ваше сердце напиталось – это тоже источник. И вот из этих источников, откройте, пожалуйста, 41 главу Исаии, и что мы там с вами найдем. 17 стих:

Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их. Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим – акацию – и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святой Израилев сотворил сие. Разве это не прекрасно? Пускай речь идет об обычной засухе, но Я, Господь, не оставлю их; открою на горах реки, и среди долин потекут источники.

Каждый человек может стать таким источником и произращать плоды, те плоды, которые только и возможны, если древо питается водой. Самое любимое сравнение библейское праведника с древом у источника вод. И будет он как древо, посаженное при потоках вод, лист которого не вянет, и все, что он ни делает, успевает и творит вовремя 12. Это же прекрасное сравнение, не только о воде. И нас Писание и учит: не останавливайтесь только на внешнем тексте, а старайтесь заглянуть, что кроется за этим словом. Иссохшая долина – это же наше сердце, иссохшее и ни к чему не годное. Так вот его Господь может оживить.

И вот открываем теперь Евангелие от Иоанна, 7 главу и читаем: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него. Вот опять, второй раз повторяется слово.

38 стих: кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой – только при этом условии.

Дальше: Верующие в Него имеют принять и Духа. Неверие все прекращает, стеной встает всему. Никакая благодать Духа не может воздействовать, если человек отрицает. Не потому, что благодать бессильна, а потому что Господь уважает наш выбор. Вот ты выбрал неверие, ну что ж, это твой путь. Иди. К чему он тебя приведет, поймешь в конце жизни, может быть, запоздалым пониманием. Поэтому стучится Господь в сердце - надо немедленно откликаться на этот зов. Это могут быть сигналы, сигналы, которые нельзя прослушать, нельзя относиться к ним небрежно. А надо сразу их воспринимать и благодарить за них Бога. Вот жаждущую душу мою благочестия напой водами. Вот, благочестия напой водами – какие прекрасные образы. Яко всем, Спасе, –всем Спаситель, – возопил еси: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Источниче жизни нашей, Христе Боже наш, слава тебе.

Я не знаю, кто составлял такие прекрасные каноны, некоторые их них анонимные, но Церковь опознала в них такую красоту; и вообще, церковная гимнография, церковные богослужебные тексты после Священного Писания идут сразу же. Сразу же. И вот нам с вами нужно держать рядом с Библией Октоих или Цветную Триодь и какого-нибудь отца. И вот из этих трех источников и черпать, и пить, не зная насыщения. И чем больше будет вмещать ваше сердце, тем больше будет образовываться… Ты расширил сердце мое 13, расширил. Господь как бы увеличивает объем сердечный, и оно способно вмещать до бесконечности. Хотя мы никогда не вместим в меру. В прошлый раз мы с вами говорили, что безмерно мы не можем получать, как ограниченные существа; нам всем необходима мера, ибо без этой меры мы не может спастись. Мера есть и у ангельских чинов, и у самых высших духов, которые непоименованы.

И теперь перейдем после этого к тому, чем мы занимаемся по книге Бытия, а мы занимаемся историей патриархов. С 12 главы по 25 главу – история патриарха Авраама. В ней самый важный момент, конечно, он – человек веры. Вот посмотрите 15 главу, как Бог заключил с ним завет. И глава 17, где дается обряд обрезания, который делает человека членом общины Господней. Вот это обрезание, оно символизировало собой то, что человек вступал в союз через кровь. И его заменяет у нас крещение. В таинстве крещения человек становится членом общины, членом Церкви.

В 18 главе удивительное явление Аврааму трех Ангелов, Троицы, под дубом Мамрийским. И где Господь открывает ему, что на будущий год Авраам будет иметь сына обетования и параллельно открывает ему, что идет наказать жителей Содома, Гоморры, Адмы, Севоим-Сигора, Лаши. Вот этот Пентаполь, который в своих грехах преисполнил меру и должен быть уничтожен. И патриарх Авраам ходатайствует в 18 главе. Откройте 18 главу книги Бытия и посмотрите это великое ходатайство патриарха за людей грешных. Вот состояние души праведного человека. Никакого злорадства по поводу того, что Господь идет уничтожить этих людей, напротив, ему жаль их. 22 стих:

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Вот возьмите наш мегаполис, страшный, со всеми его включениями, какие он вбирает в себя уже, и границ никаких нет. Так вот, погубишь ли Ты место сие, если найдется 50 праведников? Ответ: Не погублю. Значит, есть в этом городе праведники, известные только Богу. Ради них и стоит наш город, как и любой город. И вот так он доходит до 10, смотрите 32 стих:

Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?

Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

19 главу не разрешалось читать до определенного возраста юношам. Она и сейчас людей смущает: вот ваши праведники, вот ваши патриархи. Посмотрите, Лот зачинает детей от своих дочерей. Вот вы сами эту главу прочтете, 19 главу, и если у вас будут какие-то сомнения, давайте рассмотрим их в аудитории.

Потом самое, конечно, великое в жизнеописании – это его жертвоприношение Исаака, сына обетования. 22 глава. Авраам его в намерении уже принес в жертву. Ибо они шли 3 дня до места, какое было указано, до горы Мориа. Та самая вершина, где был построен Соломоном храм и где сейчас мечеть Омара. Вот на этой вершине, на этом холме, Авраам принес в жертву Исаака и в последний момент, когда только осталось вонзить нож в сердце, Господь остановил его руку. Смотрите, 10 стих:

И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам!

<…> вот я.

Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Теперь Я знаю. Как будто Он не знал до этого? Это написано ведь для нас, написано для нас, с тем чтобы показать: вот кого избирал Господь в отца-то верующих народов. Не зря Он его избрал, не за красивые глаза, а вот за такую решимость, за такую веру, какая вменилась ему в праведность 14. Вот Авраам – отец верующих людей.

И вот, пожалуйста, прекрасная тема для реферата: Исаак как прообраз Христа. Какими чертами Исаак прообразует собой жертву Христову? Потому что в 8 главе от Иоанна Господь скажет: Авраам рад был бы увидеть день Мой, – и добавляет, – и увидел и возрадовался 15. Значит, Аврааму было открыто, что то, что он совершает, является не только жертвой, но и прообразом Великой Жертвы. И вот как у Авраама сын единственный, так и Бог Отец приносит в жертву Своего Единородного Сына. Вот это все можно раскрыть прекрасно.

В результате Авраам получает новое благословение, 17 стих: Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Как истолковать эти слова? Оба сравнения говорят о невозможности исчесть. Ну, кто может исчесть звезды и песок на берегу моря? И, тем не менее, в этих указаниях на звезды и на песок некоторые усматривают такое, что не все потомки Авраама будут стремиться к небесной жизни, не все будут звездами небесными. А много из последователей будет и песком земным, то есть людьми, которые сосредоточат все свое внимание на земных интересах. Духовное начало в них атрофировано, не развито. Не развито не потому, что так дается от рождения каждому, а потому что человек сам не хочет интересоваться этими вопросами. Ну, нет у него духовной чуткости, ну что теперь с ним делать? Не желает он заниматься духовными вопросами.

Так, есть сыны света и сыны века сего 16. Как с ними быть? Мы обречены сосуществовать друг с другом, и надо найти такую платформу, чтобы, не оскорбляя их взглядов, все-таки жить-то мирно. Вот здесь можно встать на такую позицию культурного человека: я не разделяю ваших взглядов, но отношусь к ним с уважением. Вот на этой основе апостол Павел разрешает даже брак верующего с неверующей и напротив 17. Почему? Да потому что неверующая сторона освящается стороной верующей и дети от этого брака, скажет он, святы. Но если будет поставлен вопрос: или вера, или я? Вот здесь Иоанн Златоуст скажет: лучше оставить брак, чем благочестие. Вот это его толкование на 7 главу Первого Послания к Коринфянам.

В результате Авраам под конец своей жизни покупает только пещеру, которая станет фамильным склепом, и поле при ней и погребает там свою супружницу, Сарру. Вот это все описывается в 23 главе.

Дальше, в 24 главе, брак Исаака. Авраам наказывает рабу своему взять жену Исааку из рода Авраама. И это очень важное замечание. Потому что в Моисеевом законе есть предписание – с какими народами, племенами нельзя вступать в браки. Ибо они научат вас делам своим 18. И вот, он говорит: не бери жену Исааку, сыну моему, из местных, из дочерей хеттейских. Вот Измаил взял такую жену – житья не было от этих жен. Они внесли такой образ жития в шатры, что лучше умереть, говорила Ревекка. Лучше умереть мне, чем видеть это 19.

Вот этот раб едет на родину Авраама и там находит Исааку жену. Этой женой будет Ревекка, и он утешится по смерти матери и отца своего и будет с ней жить20. А об Аврааме говорится, что, прожив 175 лет, он умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью 21.

Дальше идет родословная Измаила, сына Авраама от Агари, поскольку Измаил тоже должен сказать свое слово в истории, но не входит в линию завета. Вот родословие Измаила, – 25 глава, 12 стих. Как было сказано Аврааму, что от Измаила родятся 12 князей, которые и будут родоначальниками 12 племен22, так это и произойдет. И дав описание их и где они разместятся, история уже не касается этого Измаила.

А с 19 стиха речь идет об Исааке и рождении от него близнецов, Исава и Иакова. Исав, он же Едом, Идумея – будет такое государство, едомитяне. Вот они близнецы, а как будто совершенно разные люди. В 27 главе посмотрите:

Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой!

<…> вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои <…> – вот патриарх – не знаю дня смерти моей. Значит, если угодно, Господь может открыть нам день смерти. Cкажимне, Господи, кончину мою, – просил Давид об этом, – и число дней моих, кое есть 23. И Господь ему открыл, и он приготовился к смерти достойным образом. Вот, скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть. А вот знать так – без откровения – каждому день своей кончины нам и не нужно.

И вот Исаак больше любил этого Исава и хочет ему передать, как первенцу, все права. А первенцу полагалась двойная часть из имущества, к нему переходили права судьи и начальника над всем родом. Вот Ревекка, узнав об этом, решила подстроить другое, чтобы благословение досталось не Исаву, а Иакову. Является ли обманом то, что она сделала? И да, и нет.

Но вот посмотрите, что нужно нам сказать. Откройте снова 25 главу и посмотрите 19 стих: Вот родословие Исаака <…>

Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку <…> И молился Исаак Господу о [Ревеке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его. Вот сказано, молился, – и услышал. Как будто вот сразу услышал. А вы посмотрите, он женился сорока лет, а дети появились, вот эти близнецы, в шестьдесят. Значит, сколько лет он молился? 20 лет. Это какую же надо иметь молитву и веру, чтобы 20 лет молиться и просить о плоде чрева? И вот, когда эти близнецы забились в ее утробе, Ревекка пошла вопросить Господа: что это такое? Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему 24. Вот в силу этого обетования она и подстраивает благословение. И, тем не менее, обман есть обман. Все-таки Иаков – не Исав.

Открываем 27 главу. И видим, что и Исааку Господь не открывает этот подлог, он чувствует, но до конца так и не разобрался. Вроде голос-то Иакова, а руки Исавовы. Вот он дает ему благословение в 27 стихе:

<…>запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны! Вообще, роль родительского благословения невозможно переоценить. Поэтому, если у вас плохие отношения с родителями, надо немедленно, сегодня же пересмотреть эти отношения. Потому что все пойдет насмарку. Родителям должны служить как купленный раб, как своим господам. Это надо в себя внедрить, а поводов (для того чтобы указать: вот они несправедливы, вот явно несправедливы, пристрастны и тому подобное) – множество. Множество таких поводов. Так вот, надо смотреть на этих патриархов, как они дорожили благословением родителей. Вот Исав, узнав, что Иаков восхитил его благословение, он заплакал перед отцом, а отец не изменил своего решения. 33 стих:

И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто же это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

Все-таки Исав вымаливает у него благословение и себе, и вот оно в 39 стихе:

<…> вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

Вот это время придет, но это нужно просмотреть всю историю, и, когда мы будем говорить об этих событиях дальше, мы вот это пророчество с вами и вспомним. Узнав, что Исав поклялся после смерти Исаака убить Иакова, Ревекка вместе с мужем советуют ему бежать на родину, в Харран, к Лавану: к дяде отправляйся.

И вот на пути туда Иаков видит лествицу в сонном видении. Посмотрите 28 главу, 10 стих: Лествица небесная, глава же ее досясажа до небес, и ангели Божии восхождаху и схождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней. Вот эта лествица – прообраз Богоматери. По Ней, как по лествице, сошел к нам на землю Господь. Радуйся, лествица небесная, ею же сниде Бог. Радуйся, лествица небесная, – в акафисте. Вот не будем знать Ветхого Завета, не будем знать и многих новозаветных церковных песнопений.

Хорошо. За свой обман Иаков расплачивается 20-летним рабством у дяди своего Лавана. Дело в том, что этот его родственник практиковал двоеверие. Он и истинного Бога знал и служил местным ханаанским божествам. И вот Лаван заметил, что с приходом Иакова на его дом снисходит такое благословение, что он богатеет. И вот он предложил Иакову не даром работать, а работать (а Иаков полюбил Рахиль, дочь его), работать за нее 7 лет. И вот он, Иаков, пас стада Лавана 7 лет, а когда пришел брачный день, Лаван его обманул. И ввел к нему в шатер под одеждами не Рахиль, а старшую свою дочь Лию. – Зачем ты меня обманул?В нашем месте не принято, чтобы младшая выходила раньше старшей. Если хочешь иметь и ее, работай еще 7 лет.

Вот, желая иметь только одну, он заимел четырех: Рахиль, Лия, Зелфа и Валла. Вот от этих 4 жен у Иакова родится 12 сыновей, или 12 колен. Они будут родоначальниками 12 племен, из которых и составится народ. Так вот, что это за племена, с 29 главы вы все это прочитаете. Но имена их должны знать. Давайте посмотрим, 29 глава, 31 стих: Господь Бог узрел, что Лия была нелюбима – вот это все прекрасно раскрыто, знаете, в Каноне Андрея Критского. Когда читаете на первой седмице с понедельника по четверг Покаянный канон Андрея Критского, вот, если вы хотите знать прообразы Ветхого Завета, они прекрасно раскрыты в этом Каноне Андрея Критского. Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. И вот запишите имена детей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Гад, Асир, Дан, Неффалим, сколько вы набрали? 10. Кто еще? Говорите. Иосиф и Вениамин. Сколько? 12. Так. Вот эти 12 сыновей и будут родоначальниками 12 племен.

Теперь нам важно знать: дети Рахили, сколько их? Иосиф и Вениамин. Их нужно запомнить. А из этих остальных нам нужно запомнить особенно какого? Иуду. А почему? Потому что через Иудино колено пойдет линия завета. Христос воссияет из колена Иудина. А Давид тоже из Иудина колена. Следовательно, когда Иаков перед смертью своей будет давать благословение детям своим, нам надо обратить внимание на эти благословения. И мы увидим, что мессианское пророчество будет дано Иаковом Иуде.

Очень трудно нам понять здесь, почему так все происходит? Чем он заслужил такое благословение, Иуда, когда поступки его не ахти какие были? Мы здесь не ответим на этот вопрос. Вообще тайна избрания, тайна благословения принадлежит Богу. Он един ведает сердце человеческое. Мы же с вами только рассуждаем вокруг да около. Сердце человеческое нам неизвестно, оно сокрыто. Приступит человек, и сердце глубоко 25. Для нас глубоко сердце нашего соседа. Никто не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем. Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия 26.

И как Сердцеведец, Господь определяет судьбы Свои в этих детях. И отныне мы с этими коленами все время будем иметь дело. И вот бесконечные споры, войны даже между собой. Когда образуется государство, оно составится из этих 12 колен и потом расколется на 2 неравные части. Начнется братоубийственная война, которой конца нет. И все закончится пленом ассирийским и вавилонским для того и другого царства. И, одним словом, в жизни патриархов мы видим такую историю.

Но Бог связал с ними Свое имя: ЯБог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова – не бойся 27. Вот отныне имя Божие связано с ними, сначала было связано с Симом, а затем с Авраамом, Исааком и Иаковом. Когда спорили саддукеи с Христом, отрицая воскресение мертвых, и приводили один нелепый пример, Господь им сказал в ответ: А о воскресении мертвых разве вы не читали, что сказано в Писании: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова 28. Значит, от этих людей осталась не только историческая память, а они существуют для Бога и сейчас, они живы.

И вот эти патриархи, на них и держится все. Если вы откроете 11 главу Послания к Римлянам, увидите вот этот пример с маслиной. Как через неверие от маслины отсекаются природные ветви, а на их место прививаемся мы и усваиваем сок маслины. Апостол говорит: вы не особенно говорите об отсеченных природных ветвях. Если они обратятся, им легче привиться, чем нам. Почему? Потому что корень их какой? Авраам, Исаак и Иаков. Не ветка держит корень древа, а корень держит все древо. А этот корень уходит в Авраама, Исаака и Иакова. Авраам – отец народов верующих и – через Исаака и нас с вами – христиан, Нового Израиля.

Отработав Лавану 20 лет в общей сложности, Иаков возвращается к себе на родину, и здесь у него очень много бывает неприятностей и с окружающими, и с детьми своими. Но вот наступают дни голода, и нужно как-то от этого голода спасаться. Между братьями, поскольку они все от разных жен, не было любви. И особенно у них вызывал неприязнь Иосиф, которого Иаков особенно любил, как первенца своей любимой жены Рахили. А при родах Вениамина она умрет. И вот он сосредоточил всю любовь на Иосифе. И вот этого Иосифа братья решили убить, а потом продали измаилитским купцам, которые шли караваном в Египет торговать. А те перепродали Иосифа одному чиновнику фараона Потифару.

И вот этот Потифар тоже заметил, что с приходом Иосифа у него все стало получаться, как будто он принес с собой благословение Божие. А так и есть, праведник приносит с собой благословение. Благословение. И его благословением пользуются все в округе. Потифар предоставляет ему заведовать всем своим имуществом, но в него влюбляется его супруга и хочет склонить Иосифа ко греху. Он не соглашается, и она обвиняет его в попытке ее обесчестить. Потифар, не разбираясь, определяет его в темницу. Но, сказано, но Бог был с Иосифом и в темнице 29. В это же самое время в темнице оказываются два главных чиновника, приближенных к фараону: виночерпий и хлебодар. Господь дал Иосифу дар разгадывать сны.

Вот сны. Есть сны, которые посылаются Богом; и, если они не будут посланы Богом, сказано, не прилагайте к ним сердца, ибо сны многих ввели в заблуждение. Откройте Иисуса сына Сирахова, 34 главу:

Пустые и ложные надеждыу человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению.

Вот отношение к снам. Следовательно, есть сны, которые посылаются Господом, и есть сны ложные.

Так вот, сны снятся вот этим двум приближенным к фараону чиновникам. И Иосиф разгадывает сны, и они сбываются. Согласно сну хлебодар будет казнен, а виночерпий будет оправдан и возвращен на свое место. Иосиф говорит виночерпию: Когда тебе будем хорошо, вспомни обо мне, ибо я сижу здесь без вины. На радостях виночерпий все забыл на белом свете, и так бы и неизвестно, что было дальше, если бы самому фараону не стали сниться сны. Вы прочтите, что это за сны интересные и на что они указывали. Они указывали на 7 лет изобильного урожая и на 7 лет голода. И вот когда ни мудрецы, ни халдеи, ни гадатели не могли разгадать эти сны, виночерпий вспомнил об Иосифе. И Иосиф был представлен фараону и раскрыл ему содержание этих снов. И фараон сделал его вторым после себя. Вот из-за голода, из-за семи голодных лет, которые надвинулись после семи лет небывалого урожая, когда Иосиф мог сделать большие запасы зерна, все стали приезжать в Египет за покупкой этого зерна.

Пришли и дети Иакова, но они и думать не могли, что встретятся с Иосифом и что он занимает такое положение. Он их узнал, они его нет. И вот что делает Иосиф, чтобы выяснить, жив ли брат его, Вениамин. Может быть, и с братом они поступили так же, как с ним. И Иосиф подстраивает дело таким образом, что в мешке у одного из братьев находят его драгоценную чашу, как будто они украли ее, пользуясь его гостеприимством. Вот это читается с интересом глубочайшим, и вы прочтите все это, начиная с 42 главы, как все это произошло. И как Иосиф открылся своим братьям, и как он требует, чтобы Иаков вернулся к нему сюда, ибо еще будут голодные годы. Иаков, услышав, что Иосиф жив и что достиг такого положения в Египте, идет в Вирсавию и там вопрошает Бога: идти ли ему в Египет или нет? И Господь говорит: иди. И как Я был с тобой в Ханаане, так буду с тобой и в Египте 30. И вот в количестве 75 душ все семейство переезжает в Египет и поселяется в дельте Нила, в земле Гесем. Они продолжают там заниматься скотоводством и возрастут в большой народ.

Вот этот народ и выведет Моисей уже из египетского рабства в обетованную землю. Иаков, чувствуя приближение смерти, призывает сыновей своих к себе и каждому произносит, что его ждет в будущем. Поэтому откройте 49 главу, и вот эти пророчества здесь записаны:

И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.

Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода,не будешь преимуществовать,– как первенец. Почему? – ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель, мою, [на которую] взошел. Имеется в виду то, что он совершил с женой Иакова Валлой. Вот за это кровосмешение он наказан. И действительно, при разделе земли обетованной (когда они завоевали ее при Иисусе Навине) на уделы Рувиму хотя и достался участок хороший, но по восточному берегу Иордана. И он оказался вне исторической жизни и ничем себя в истории не проявил. Ты не будешь преимуществовать. Ты бушевал, как вода.

Симеон и Левий, братья, орудия жестокости мечи их, – дело в том, что у Иакова была еще 13-я дочь, Дина. И вот эту Дину изнасиловал, обесчестил некий Сихем, а братья жестоко отомстили. Это 29 глава. Затем вот нехороший поступок Рувима описан в 35 главе, 22 стих. Вот прочтите про себя. Да. Вообще, вот когда говорят: ну как же ввести в родословную Христа людей, которые запечатлели себя вот такими поступками? Иоанн Златоуст дает на это ответ, что Господь берет на Себя позор всех Своих предков. Поэтому Писание не идеализирует каких-то героев. Не выводит нам людей, рыцарей без упрека, а показывает, что на всех распространяется грех, и все впадают в грехи. И если бы вот не такой промысл Божий, то, вообще, и спасающихся-то не было бы. Кто же может спастись? Ответ мы услышим из Евангелия: От человек сие невозможно, Богу же все возможно 31.

Откройте 34 главу книги Бытия, и вы поймете, что произошло с Диной. Ее обесчестил Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, а затем решил все-таки женится на ней. Братья согласились под одним условием: они отдадут ему в жены свою сестру, если он примет их веру. А вера была связана с обрядом обрезания. А это довольно-таки болезненная операция, даже для взрослых людей. И вот когда они приняли обрезание, и были все больны Симеон и Левий напали на племя это и всех их поголовно истребили. Вот в 5 стихе 49 главы Иаков и говорит: Симеон и Левий, братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.

Исторически так и произошло. Смотрите. Симеон получил самый плохой участок при разделе земли и был буквально поглощен мощным коленом Иудиным. Ничего в истории там о нем мы не находим. А вот колено Левия, удивительно, было избрано на служение при храме, при скинии. Но колену Левия при разделе не полагался свой участок земли. Им полагалось 48 городов, выделили им все остальные колена, чтобы они были рассеяны по лицу этой земли. А может быть, это было и хорошо. Почему? Потому что храм был один, а в один храм много не находишься, а у человека могут быть духовные вопросы какие-нибудь. И вот 48 точек есть, где население составляют, можно сказать, одни священники. И вот в эти центры могут обращаться со своими вопросами и запросами все рядом лежащие селения.

И вот в следующий раз мы подойдем уже к благословению Иуде, которое Господь дал, и на этом заканчивается история патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Братья будут бояться Иосифа после смерти Иакова, но Иосиф их успокоит и скажет: не бойтесь. Я боюсь Бога. Вот вы замыслили сделать мне зло, но Бог это зло обратил в добро, чтобы спасти жизнь большому числу людей 32. И таким образом успокоив их, в возрасте 110 лет отойдет, умрет, но даст завещание, что Бог их посетит и, когда они покинут Египет, чтобы взяли и его кости, и вынесли, и похоронили в обетованной земле. И об этом вы прочтете в 50 главе. А мессианское пророчество Иуде и остальным я объясню в следующий раз.

 

 

Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законоподатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей

одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.

Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.

Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.

Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи!

Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.

Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.

Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.

Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.

Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.

1 Пс 43:1

2 Мф 13:17

1 Втор 11:12

2 Иез 20:6,15

3 Ис 8:8

4 Исх 3:5

1 Ин 7:37

2 Мф 3:16-17; Мр 1:10-11; Лк 3:21-22

1 Ин 4:1-26

2 Ис 12:3

3 Откр 21:6; 22:17

1 Пс 1:3

1 Пс 118:32; Ис 60:5

1 Иак 2:23

2 Ин 8:56

1 Ин 12:36; Лк 16:8

2 1 Кор 7:14

1 Ср Исх 34:11-16

2 Быт 27:46; 26:34

3 Быт 24:67

4 Быт 25:8

5 Быт 17:20

1 Пс 38:5

2 Быт 25:23

1 ср Притч 20:5

2 1 Кор 2:11-12

3 Ср Быт 23:24

4 Мф 22:31-32

1 Быт 39:21

1 Быт 46:3

1 Мф 19:26

1 Быт 50:19-20

 

 

Date: 2015-09-05; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию