Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пра-женское, осеннее замучитНе бывшим ароматом древней Ты. ^ 2.2. О сенсорных системах В утонченности человеческих ощущений, имеющих невероятное богатство источников, традиционно усматривают опосредующее действие совершенной по организации нейрофизиологической системы. Ее деятельность осуществляется по принципу функционального единства специализированных анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, осязательного, проприоцептивного и т. д. Связь анализаторов столь необходима и тесна (взаимодействие, взаимная компенсация, взаимное замещение), что структура каждого из них включает множество элементов и целостных структурных фрагментов других. Отсюда определение каждого анализатора как физиологической «сенсорной системы». Любая сенсорная система в части своей анализаторной доминанты отличается следующими чертами: 1) реагирует на определенную форму энергии или информации; 2) обладает особым «органом чувства» как местом ввода стимульной информации, которая будет обрабатываться системой; 3) орган чувств имеет в своем составе рецепторы или специализированные клетки, способные превращать физическую энергию раздражителя в электрические нервные импульсы - единственную форму, в которой связь с источником доступна для мозга; 4) в каждую сенсорную систему включены соответствующие органы головного мозга (коры, подкорки), которые на своем уровне аналитико-синтетическим путем интерпретируют рецепторные импульсы и создают условия для проживания факта ощущения; 5) для определенного сенсорного впечатления необходима некоторая минимальная стимуляция рецептора, называемая «абсолютным порогом»; обычно им считается интенсивность раздражения, при котором ощущение испытывается индивидом в 50% случаев. (Gross) Кроме того, при характеристике сенсорных систем исследователями указывается на включенность в их состав органов движения (тела - руки -глаза - органа речевого движения и т.д.), которые выступают одновременно как проводники афферентного возбуждения, как средства сенсо - моторного реагирования, как сосредоточия чувствительных клеток и как универсальные источники ощущений. Связь чувствительности с движением для каждого вида сенсорики и типа моторного реагирования имеет особые пространственно- временные характеристики, например, «время реакции», «скорость реакции», «направленность реакции», «точность реакции» и т.д. В единой сенсорно-двигательной функциональной системе рецептивная активность выступает моментом организации (предвосхищения, подготовки, регуляции, побуждения) непрерывной поведенческой, действенной, речевой, поступковой динамики индивидуальной жизни. Глубокие исследование указанных зависимостей связаны с близкими нам именами И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Характеризуя сенсорные системы, отмечают их способность быть не только приемниками стимульной информации но и передатчиками -трансформаторами импульса в условиях отсутствия адекватного источника По описаниям С. Грофа, при прослушивании холофонических записей возникают ощущения не-акустического происхождения. «Звук щелкающих рядом с головой ножниц вызовет реалистичное ощущение, что вам стригут волосы; услышав, как кто-то зажигает спичку, вы явственно почувствуете запах серы, а шепот женщины вблизи уха заставит ощутить ее дыхание.» (42, с. 100) За подобными феноменами и многими другими связями ощущений стоят сложные анализаторные объединения. Они обеспечивают подкрепление, сопровождение, дифференцирование и обособление доминанты определенной сенсорной системы и ее готовность в свою очередь стать действующим элементом другой системы. Например, в оптической системе зрительная доминанта близко связана с тактильным и кинестетическим элементами. Слуховая доминанта в акустической системе – с ее кинестетическими и вибрационными составляющими. Доминанта тактильной системы - с кинестетическими, температурными и болевыми элементами. В обонятельной системе сильным влиянием обладают тактильная и вкусовая рецепции. Типы сенсорных источников, закономерности их действия на нервную систему индивида, типы рецепции и психо- практических эффектов определяют множественные характеристики ощущений, В соответствии с наиболее общими характеристиками, сенсорные явления систематизируются в классы. Частью известные классификации ощущений носят эмпирический характер, частью - объяснительно-теоретический, частью - умозрительный, а иногда в них есть что-то от древних таксономий. Не углубляясь в историю их создания, представим их в модели, позволяющей найти место каждого конкретного ощущения во многих классификациях и учесть таким образом максимум его существенных свойств.. ^ 2.3. Классификации ощущений У любой классификации есть свое более или менее сложное основание, заключающее указание либо на один общий признак, либо на несколько рядоположенных признаков, либо на сложную связь признаков, позволяющую объединить и детально различить классифицируемые феномены. В традиционных классификациях ощущений можно найти основания разных видов. Первое. По основанию отнесенности к пространственному или временному способам жизни различаются ощущения пространства и ощущения времени. Выделяются ощущения внешне - объективного и внутренне - субъективного пространства и ощущения объективного и субъективного времени. Сложные зрительно - слухо - кинестетические ощущения внешнего пространства достаточно хорошо изучены и описаны. Интегральное ощущение «схемы тела» выявлено как обеспечивающее пространственную фиксацию внутреннего во внешнем. За границами научного объяснения остается реально проживаемое ощущение целостности, обычности или разложения и качественного изменения картины внутреннего или «виртуального», или «идеального» пространства. Ощущение течения, ритма, одновременности процессов внешнего мира и ощущение внутреннего времени (длительности, поступательности психической жизни) представляют для психологов две относительно самостоятельных формы временной сенсорики. Данные психологических экспериментов показывают, что интервалы объективного времени при их непосредственном проживании оцениваются индивидами с теми или иными субъективными искажениями. Не менее, чем ученых, соотношение данных временных форм интересуют философов, художников, поэтов. Например, соединение ощущений внешнего и внутреннего времени постигается на уровне философско – художественных интуиций как чувствование индивидом само-присутствия и конечности «я» в мировом временном потоке, а их разделение - как отпадение от всеобщего времени бытия. Индивидуальная связь с объективным временем может уступить силе субъективного ощущения пребывания «вне времени». Этой силе К.Г.Юнг дает характерные архетипические объяснения. Например, в описаниях архетипа Матери, он подчеркивает самоощущение вечности, присущее женщинам: «Каждая женщина простирается назад - в свою мать и вперед - в свою дочь. Это участие и смешение порождают неопределенность в отношении времени: женщина живет раньше как мать, а позже как дочь. Сознание этих связей порождает ощущение, что ее жизнь простирается над поколениями - первый шаг к непосредственному переживанию и убеждению в пребывании вне времени, что несет с собой и чувство бессмертия.» (184) Второе. По основанию сенсорной данности объектов или самого субъекта различаются экстрацептивные и интроцептивные ощущения. Сенсорные впечатления об объектах возникают, угасают и взаимоперетекают в непрерывном стимульном (оптическом, акустическом, физическом, механическом и т.д.) воздействии на субъекта, заключая в себе момент отделенности «самости» или «я» от иного, другого. Интроцептивные ощущения (тактильные, болевые, температурные, проприоцептивные, органические или соместезии), а также ауто-направленная сенсорика (зрительная, слуховая, обонятельная и т.д.) соединяются в сложном самоощущении, составляющем чувственную предпосылку самосознания. Древность корней самоощущения дает себя знать в своеобразном слиянии внешней и внутренней чувственности, при котором отсутствует субъект - объектная разделенность. По этому признаку Мартин Бубер находит сходство между архаичным человеком и поэтом. Вещи запечатлеваются ими не в их отвлеченных свойствах, а в их непосредственном «превращении» в самого ощущающего. «Человек не думает о луне как таковой, какой он видит ее каждую ночь, ибо то, что он помнит, не есть ни образ блуждающего светящегося диска, ни образ ассоциирующегося с этим диском демонического существа, - он помнит непосредственный эмотивный образ, лунную жидкость, протекающую сквозь тело.» (Цит. по: 69, с. 36) Третье. Ощущения различаются на основании их связи с различными формами существования и движения материи в их взаимозависимости и взаимных переходах. По замечанию Б.Г. Ананьева, обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций, связанных с одной и той же формой, но с разными ее свойствами и отношениями. Так, например, тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные ощущения связаны с определенными моментами и свойствами механического движения тел, в том числе и тела человека. Зрительные, слуховые, вибрационные, температурные связаны с различными способами молекулярного движения, а обоняние и вкус - с химической природой вещества и химической реакцией веществ. Соместезии и вкусовые ощущения определяются биологической формой существования и движения материи. (5) Четвертое. Сенсорные явления дифференцируются также по генетическому основанию: признакам возникновения в филогенезе, подверженности культурно - историческим изменениям и влияния на онтогенез психики Например, выделяются протопатическая и эпикритическаяя чувствительность (Г.Хэд). Первый тип ощущений описывается как глубинный, генетически ранний, слабо сознательно представленный, сильно аффективно окрашенный, обладающий яркой побудительной и активирующей ориентацией, характеризующийся сенсорно - эмотивно - моторной нерасщепленностью, мало подверженный культурным влияниям и имеющий незначительную индивидуальную вариативность. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда, удушье, сексуальная чувствительность и т.д.), а также смутно переживаемые следы ныне отмирающей чувствительности, которая в некоторых случаях проявляется в феноменах необычной сенсорики, например, ощущении «своего места» или чувстве воздействия «тонких энергий». Легко улавливавшиеся древними людьми, воздействия такого рода почти недоступны обыкновенной человеческой рецепции. В автобиографических записках К. Кастанеды находим свидетельства, что в предметной обстановке актуального пребывания человек особыми сенсорными усилиями может обнаружить «пятно счастья», то есть место, где улучшается его самочувствие, открываются высшие способности. Автор описывает, как он под руководством учителя-индейца в поисках «пятна» несколько часов подряд тщательно, в состоянии напряженного вчувствования обследовал пол темной веранды дома. «Наконец, темнота вокруг изменилась...вся периферийная зона поля зрения становилась блестяще окрашенной однообразным зеленовато-желтым цветом.. Эффект был поразителен.» (68, с 14) Эпикритическая или новая чувствительность определяется как строго специализированная, культурно детерминированная, ориентированная на познавательную и регулятивно - практическую функции, доступная осознанию и открытая к индивидуальному развитию Ее составляют и совершенствуют видение и создание видимого, слышание и творение того, что может быть услышано, изысканное обоняние и порождение мира запахов, утончение вкусовых ощущений и созидающая рука. Различение архаичных и современных ощущений может быть гипотетически дополнено классом сенсорных явлений, которые сегодня говорят об избыточных ощущающих возможностях отдельных людей, а в будущем, возможно, будут нормой чувствительности многих. Они называются «сверх – сенсорными» и по-видимому сообщают о реальной связи человека с теми сторонами бытия, которые не утверждаются сегодня даже высшим по общекультурным мерам мышлением, оставаясь «немыслимыми». Отсюда затруднения с сознательной репрезентацией таких впечатлений, беспомощность доказательств их проживания. В попытках выразить, объективировать себя, экстрасенсорика находят иногда примитивные, малоубедительные для ratio репрезентации. И тем не менее. их сигналы о неоткрытых бытийных свойствах (нарождающихся или бывших всегда) нуждаются во внимании и понимании психологов. Пятое. Ощущения различаются по их связи с деятельностью специализированных органов чувств. Так, по систематизации Милнера 95), вкусовые ощущения анатомически соотносятся со вкусовыми «луковицами», расположенными на поверхности языка. Орган вкуса имеет проекции в таламусе и соматосенсорной коре головного мозга. Обонятельные ощущения обеспечиваются активностью обонятельных рецепторов, находящихся в обонятельном эпителии, выстилающем верхнюю часть полости носа. Орган обоняния проецирован в передний мозг, к миндалевидному ядру и лежащей над ним коре. Соматосенсорная чувствительность: кожные ощущения давления, прикосновения, боли, температуры, зуда, вибрации; статические и кинестетические ощущения; ощущения состояния внутренних органов - имеют своей рецепторной основой чувствительные клетки, рассеянные по поверхности кожи, сосредоточенные в суставной и мышечной ткани органов движения, на поверхности языка и слизистой рта, расположенные в органах и тканях сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и других вегетативных систем. Перечисленные группы чувствительных клеток не имеют жесткой сенсорной специализации и часто отвечают за несколько типов чувствительности, как например, рецепторы с инкапсулированными окончаниями на ладонях и подошвах. Периферия соматосенсорики имеет свое центральное представительство в ретикулярной формации и таламусе, в коре мозжечка, в соматосенсорной коре больших полушарий. Зрительные ощущения определяются активностью светочувствительных клеток сетчатки глаза (полочек и колбочек). Центральная регуляция зрительной рецепции осуществляется на уровнях латеральных коленчатых тел и зрительной коры больших полушарий. Слуховые и вестибулярные ощущения возникают при стимуляции рецепторов, локализованных в улитке и вестибулярном аппарате перепончатого лабиринта височной кости. Наружной частью органа слуха является ушная раковина. Мозговая часть слухового и вестибулярного органа представлена таламусом и слуховой корой больших полушарий мозга. Шестое. На основе обладания специфическими качествами, или модальностями, ощущения рассматриваются в их особом психическом бытии, в качестве внутренне проживаемых, переживаемых, сознаваемых, хорошо дифференцированных впечатлений – феноменов. По признаку модальности ощущения делятся на: зрительные впечатления - данность светлоты, цвета, прозрачности, приятности оттенков источника; слуховые впечатления - данность звучания, а также высоты, громкости, распространения звука; осязательные впечатления - данность касания, тяжести, укола, давления, боли, теплоты; обонятельные впечатления - уловление запахов в их специфических оттенках, насыщенности, доставляемом удовольствии; вкусовые впечатления - данность специфической «вкусноты», удовольствия «вкушать», остроты вкуса и т.д.; органические и кинестетические впечатления - впечатления о внутрителесном комфорте и боли, о телесном движении, осанке, походке, динамической пластике тела и т.д. Специфическое качество ощущения С.Л. Франк удачно определил как «присутствие конкретного имманентного материала, который лишь в процессе суждения отождествляется с определенным идеальным предметным содержанием, но, как таковой, совсем не совпадает с ним.» (130, с. 454) Феноменологическим продолжением о «материале» ощущений, звучат рефлексии Дж. Джойса. «Неотменимая модальность зримого.... Хотя бы это, если не больше, говорили моей мысли мои глаза...Я здесь, чтобы прочесть отметы сути вещей: всех этих водорослей, мальков, подступающего прилива, ржавого сапога. Сопливо-зеленый, серебряно-синий, ржавый: цветные отметы... Пределы прозрачности...» (52, с.31) И далее - о первых осязательных, слуховых, зрительных феноменах утра. «Движение воздуха, утренние петухи в отдалении, церковные колокола с разных сторон, вокализы пернатых, одинокие шаги раннего путника, зримое распространение света незримого светила, золотой краешек воскресающего солнца...» (52, с. 489) В приведенную классификацию условно встроена другая, различающая впечатления о близком контакте - слиянии с источником, впечатления об отстоящем источнике и впечатления, погруженные в я -источник. Однако, лишь вкусовые, осязательные, органические, кинестетические ощущения можно однозначно отнести к одной из категорий. Остальные виды чувствительности могут быть и «контактными», и «дистантными», и «включенными». Седьмое. На основании представленности - непредставленности в сознании выделяются следующие разновидности сенсорики: - ощущения, которые, совершаясь, включены в несознаваемый сенсорный фон активной жизни индивида или происходят в условиях общего снижения сознания либо сна: внесознательные ощущения; - ощущения, которые появляются в форме смутной сенсорной данности и не различаются, а, скорее, интуитивно учитываются в бытии здесь и сейчас: предсознательные ощущения; - ощущения, входящие в актуальную структуру ясно сознаваемых душевных содержаний и фиксируемые индивидом как значимые: сознательные ощущения; - ощущения, проживаемые и понимаемые как необычный сенсорный опыт, интуитивно оцениваемые в качестве высших, выводящих за пределы возможного, свидетельствующих об исключительности и избранности ощущающего: сверхсознательные ощущения. Для человека одинокого и боязливого легкий шорох за темным окном становится напряженно фиксируемым впечатлением. Тот же шорох будет едва отмечен человеком, увлеченным оживленной беседой с другом. И он же сольется с общей музыкой ночи для поэта, ищущего в природных ритмах гармонию слов. Если же этот шорох немыслимой силой стиха будет превращен в ощущение чуткого слушателя, тот может прожить его как скользящий шаг Королевы Ночи. В рассмотренных классификациях видна многосторонность конкретного ощущения, зависящая от разнообразия его ролей в индивидуальной жизни.. Богатство ролей, в свою очередь, связана с множественностью жизненных преобразований и форм ощущения.. ******************************************************************************
|