Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ правового и социально-экономического положения закупов





Проанализировав статьи «Устава о закупах» в отдельности, мы сможем представить этот социальный слой в контексте развивающихся феодальных отношений XII в.

 

Ст. 52. Аже закуп бежить от господы, то обель; идеть ли искать кунъ, а явлено ходить, или ко князю или къ судиямъ бежить обиды деля своего господина, то про то не робять его, но дати емоу правдоу.

 

Эту статью условно можно разделить на две части. В первой части говорится: «Аже закуп бежить от господы, то обель». Закуп не мог покидать своего господина, иначе ему грозило полное холопство. На основе этого фрагмента статьи можно сделать вывод, что закуп не являлся обельным (т.е. полным) холопом.

По своему содержанию ст. 52 двойственна. С одной стороны, она стремилась предотвратить бегство закупа, а с другой – создавала видимость защиты закупа законом, обещала рассмотрение всех его справедливых жалоб.[45] Несмотря на то, что в данной статье больше говорится о правах закупа, чем об обязанностях, положения второй части статьи носят явно декларативный характер.

Рассматривая вторую часть статьи, можно отметить, что она является исключением из общего правила (первая часть статьи), дополнением. Закуп может уйти от господина «искать кун, а явлено ходить», т.е. если объявит ему об этом.

По мнению А.А. Зимина, который рассматривал закупов как холопов, эта статья указывает, что закуп постепенно терял право ухода на поиски кун для погашения купы. «Потеря права выхода для поисков кун означала дальнейший шаг по пути прикрепления закупа, терявшего одну из существенных возможностей выплатить купу и тем самым выйти на свободу».[46] Эта точка зрения не совсем ясна, потому что статья наоборот подразумевает разрешение закупу уйти «искать кун».

Также вызывает споры и вопрос о том, что означают формулировки «искать кун» и «явлено ходить». Как считает большинство исследователей[47], закуп уходит в поисках кун для расплаты с господином. А И.И. Смирнов доказывает, что «искать кун» означает подавать судебный иск о кунах.[48] Это предположение представляется более верным из-за соответствующей трактовки фразы «явлено ходить».

Анализируя использование слова «явлено» и его производных в тексте «Русской Правды» исследователи пришли к выводу, что оно означает «явно, открыто». Но не совсем понятно, кому закуп должен объявлять о своем уходе (если речь идет о поиске кун). Здесь возможны несколько вариантов: сообщение своему господину, представителю княжеской администрации, местным властям или просто послухам.[49] Таким образом, любой побег можно было легализировать, объявив об уходе кому-то из вышеназванных лиц. Следовательно, это могло произойти и во время сельскохозяйственных работ (ведь об ограничении во времени ничего не сказано), а это полностью противоречило интересам господ. Из этого делаем вывод, что закуп уходит от господина с целью подачи иска о кунах. В подтверждение этого предположения можно использовать остальную часть статьи, в которой говорится, что закуп может пожаловаться на господина, его вопрос будет решен, и после этого не последует наказание. Как замечал И.И. Смирнов, часть статьи об обидах существовала раньше, а добавление об исках о кунах появилось позже[50], что подчеркивает смысловое единство частей об «обидах» и исках о кунах.

Данная статья имела определяющее значение для развития закупничества. Она помогала господам предотвратить попытки закупов разорвать экономическую зависимость от господина внеэкономическим путем, через побег, тем самым создавая предпосылки стабильности отношений закупничества.

 

Следующие ст. 53-54 целесообразнее рассматривать вместе, так как в них раскрывается суть экономических отношений между закупом и господином.

 

Ст. 53. Аже оу господина ролеиныи закупъ, а погубить воискии конь, то не платити ему; но еже далъ ему господинъ плугъ и борону, от него же купу емлеть, то то погубившее платити, аже ли господинъ его отслеть на свое орудье, а погибнеть без него, то того ему не платити.

 

Ст. 54. Аже изъ хлева выведуть, то закупу того не платити; но оже погубить на поли, и въ дворъ не вженеть и не затворить, кде ему господинъ велить, или орудья своя дея, а того погубить, то то ему платити.

Как следует из содержания статей, главная сфера деятельности закупа – сельскохозяйственное производство. По ст. 53 закуп работает на пашне с конем, плугом и бороной, господин посылает его на свое «орудье». В ст. 54 говорится, что закуп обслуживает хозяйский скот: пасет его на поле, загоняет во двор, запирает в хлеве. Здесь необходимо уточнить, что под «полем» следует понимать не пашню, а пастбище. Пашня называлась рольей, отсюда – «ролейный закуп», «ролейная земля». Итак, понятие «ролейный закуп» в статье можно дополнить понятием «закуп-скотник». Из этого можно сделать вывод о сельскохозяйственном характере труда закупа. Предположения об использовании закупов в ополчении господина и его свите[51], и непашенных закупов – в качестве «слуг-тиунов»[52]- являются недоказанными, так как они не были подтверждены главным источником – «Русской Правдой», а основывались на собственных суждениях исследователей.[53]

В обеих статьях говорится о коне, принадлежность которого (закупу или господину) вызывала много споров у исследователей. Дискуссионным был вопрос и о чтении и значении слова «воискии» (воинский)/ «свойский».

По мнению С.В. Юшкова, конь был военный, а закуп был обязан проходить военную службу среди холопов господина.[54] Такого же мнения придерживается и А.А. Зимин, упоминая постоянные вооруженные столкновения с половцами конца XI – начала XII вв.[55] М.Н. Тихомиров также допускал значение «воинский», указывая на подобное словоупотребление в древнерусских памятниках.[56]

Против такой интерпретации высказывался Б.А. Романов, который утверждал, что читать надо именно «свойский», а переводить, как «свой», т.е. принадлежащий закупу, а не господину.[57]

Б.Д. Греков считал, что конь «войский» (равнозначно «свойскому»), что обозначает «домашний», «принадлежащий данному хозяйству», «свой». Искажение смысла термина исследователь связывал с языковыми отличиями жителей севера и юга Руси, что привело к появлению «воинского» коня. Но следует отметить, что Б.Д. Греков определял коня как принадлежащего господину, следовательно, «своим» конь был для хозяйства господина, а не для закупа.[58]

Однако представляется наиболее верным, что конь был собственностью закупа, а читать следует «свойский» в значении «свой».

Для подтверждения этого предположения необходимо рассмотреть первые два случая ст. 53: 1) «Аже оу господина ролеиныи закупъ, а погубить воискии конь, то не платити ему; 2) но еже далъ ему плугъ и борону … то погубивше платити». Если конь принадлежал господину, непонятно, почему закуп не должен был платить за него, хотя за сельскохозяйственные орудия обязан был платить, а ведь стоимость коня и плуга (бороны) совершенно несоизмерима. Резкое противопоставление двух частей статьи показывает, что в них рассматриваются разные ситуации. Во втором случае указание «еже дал» подразумевает, что в первом случае господин не давал коня закупу. Таким образом, значение ст. 53 такое: если у господина работает ролейный закуп, и он погубит своего коня, то господин ему за коня не платит; но если господин дал плуг и борону для работы закупу, а тот их погубит, то должен за них заплатить.[59] Третья часть ст. 53 («аже ли господин его отслеть на свое орудье, а погибнеть без него, то того ему не платити») является дополнением ко второй части статьи, из чего можно сделать вывод, что закуп работает и на хозяйской земле, т.е. отрабатывает барщину (отработочную ренту).[60]

Необходимо пояснить значение вставки «от него же купу емлеть». Как было рассмотрено в предыдущем разделе, купа – это долговое обязательство. «От него же» следует переводить как «от которого». В контексте всей фразы получаем: но если дал господин плуг и борону закупу, от которого «купу емлеть» (у которого долговое обязательство перед господином), то погубив их, должен заплатить.

Ст. 54 продолжает повествование о коне, хотя в самой статье о нем и не сказано, но это ясно из контекста. Хотя Б.А. Романов утверждал, что в ст. 53 конь рассматривается как один из вариантов пахотного скота, а в ст. 54 можно подразумевать и коня, и вола, и любой другой скот.[61]

Значение статьи понятно: если коня из хлева выведут, то закуп за него платить не должен; но если он погубит коня на поле, не заведет во двор и не затворит, где ему господин велит, или работая на себя, коня погубит, то тогда должен платить.

Согласно этой статье, закуп мог не иметь своего коня, а использовать хозяйского. В этом случае наступает полная ответственность за коня господина. Важно отметить, что противоправные действия закупа не квалифицируются как действия, носящие уголовный характер. Все они рассматриваются не как преступления, совершенные закупом, а лишь как допущенные им проступки.[62]

На основе этих статей можно выделить главное – платежеспособность (экономическая дееспособность) закупа. Попав в отношения зависимости от господина, закуп в отношениях со своим господином сохраняет способность полностью нести экономическую ответственность за свои действия. Это коренным образом отличает закупа от холопа, кладет принципиальную грань между закупничеством и холопством.

 

Ст. 55. Аже господинъ переобидить закоупа, а оувидить купу его или отарицю, то то ему все воротити, а за обиду платити ему 60 кунъ. Паки ли приметь на немь кунъ, то опять ему воротити куны, что будеть принялъ, а за обиду платити ему 3 гривны продажи. Продасть ли господинъ закупа обель, то наимиту свобода во всехъ кунахъ, а господину за обиду платити 12 гривенъ продаже. Аже господинъ бьеть закупа про дело, то без вины есть; биеть ли не смысля пьянъ, а без вины, то яко же въ свободнемь платежь, такоже и в закупе.

Данная статья состоит из многих положений, но все их объединяет общая направленность – противодействие злоупотреблениям господина.

Содержание этой статьи можно выразить так:

· Если господин отнимет (количественно изменит) у закупа купу или отарицу (участок земли), то должен все вернуть, а за «обиду» заплатить 60 кун.

· Если господин возьмет с закупа куны дважды (дополнительно), то должен вернуть куны, которые взял, а за «обиду» заплатить 3 гривны продажи.

· Если господин продаст закупа в обельные холопы, то закуп становится наймитом, получает свободу (без платы и отработок), а господин за «обиду» платит 12 гривен продажи.

· Если господин бьет закупа за дело, то за это на нем вины нет; если бьет, когда пьяный, «не смысля», но без вины закупа, то платит за это, как за избиение свободного человека.

Наиболее спорным среди исследователей был вопрос об отарице: что это и кому принадлежит. Историки пришли к выводу, что отарица – это участок земли. Об этом свидетельствует и то, что белорусское атарица – «частица земли, засеянная работником или работницей в свою пользу, по условию с хозяином», и то, что в качестве лексической параллели можно привести литовское alaras – борозда. (Карский, ссылка)

Большинство исследователей[63] считали, что отарица – собственность господина, данная в пользование закупу.

О том, что отарица – собственный земельный участок закупа, свидетельствует различие «купы» и «отарицы» в ст. 55. «Купа» не включала понятие «отарица», поэтому, если следовать за этимологией слова «закуп», закуп попадал в зависимость через купу, а не через отарицу.[64] Многие исследователи утверждали, что отарица – земля господина, но этот вывод был сделан на основе их общих концепций, сводящихся к тому, что инвентарь, скот и земля принадлежат господину, а положение закупа ближе к положению холопа, а не свободного человека.

Ст. 55 защищает закупа от изъятия купы или земли, взимания дополнительных кун (возможно, процентов от купы), продажи раба в полные холопы, избиения господином. Важно, что куны господин выплачивает не закупу, а князю, так как штраф за нарушение закона в статье назван «продажей».

Последняя часть статьи об избиении закупа носит характер декларативной. Юридически закуп защищен от произвола господина, но фактически доказать, били ли «про дело» или «не смысля пьянъ» очень сложно. Также трудно сказать, насколько точно на практике выполнялись другие положения статьи.

В любом случае, статья отражает основные отличия закупов от холопов: запрет отнимать имущество закупа; запрет продажи в полные (обельные) холопы; избиение господином закупа без его вины наказывалось штрафом, как за избиение свободного.

Ст. 57. Аже закуп выведеть что, то господин в немь; но оже кде и налезуть, то преди заплатить господинъ его конь или что будеть ино взял, ему холоп обелныи; и паки ли господинъ не хотети начнеть платити за нь, а продасть и, отдасть же переди или за конь, или за волъ, или за товаръ, что будеть чюжего взялъ, а прокъ ему самому взятии собе.

Смысл статьи заключается в следующем: если закуп украдет что-либо («выведет» - возможно, речь идет о коне), то господин может поступить с ним, как хочет; но если закуп будет уличен в краже у третьих лиц, то господин имеет выбор: или заплатить за кражу потерпевшему и превратить закупа в полного холопа, или же продать закупа и из вырученной суммы заплатить потерпевшему; если же получался остаток, то господин мог взять его себе.

Мотивы, почему господину предоставляется возможность выбирать способ вознаграждения потерпевшему, ясны: цена похищенного закупом может быть выше стоимости закупа (как полного холопа); господину нет смысла платить выше этой стоимости, и тогда он может просто продать закупа и этим удовлетворить потерпевшего.

Таким образом, различие в ответственности закупа за кражу от ответственности свободных лиц заключается в том, закуп всегда мог быть превращен в полного холопа, как бы ни незначительна была ценность похищенного.[65]

Ст. 59. А послушьства на холопа не складають, но оже не будеть свободнаго, но по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инехъ не складывати. А в мале тяже по нужи възложити на закупа.

Смысл данной статьи: холоп не может быть послухом, но если не будет свободного человека, то по необходимости можно привлечь боярского тиуна, а других нельзя. В малой тяжбе по необходимости можно привлечь и закупа.

Судя по этой статье, закуп не относится ни к свободным, ни к холопам.

С одной стороны, это значит, что закуп имеет только экономическую зависимость от господина и не теряет своей правовой независимости – не превращается в холопа. Но с другой стороны, ясно, что права закупа ограничены, так как он связан долговым обязательством с господином.

 

Date: 2015-09-05; view: 596; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию