Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни сенсорных фильтров





Первый уровень

Наш мозг состоит из ста тысяч миллиардов нейронов, основной задачей которых является отражение 99% получаемых нами информационных раздражителей. Лишь 1% поступаемой нам из окружающей среды информации, откладывается в мозгу, и это и есть первый фильтр, просеивающий реальность и сужающий ее рамки. Всего лишь 1% всей получаемой информации действительно принимается нашим мозгом.

Второй уровень

Человек способен уловить лишь те раздражители, которые заставляют работать его органы чувств. Есть два типа таких раздражителей. Во-первых, это стимулы, порождаемые волновыми колебаниями, будь то электромагнитные волны (свет, цвет...), которые воспринимаются органами зрения, волны давления (звук, тактильные раздражители...), воспринимаемые органами слуха и осязания, либо тепловые волны (холод, тепло), воспринимаемые кожей. Вторая группа раздражителей представлена химическими веществами, воспринимаемыми органами обоняния и осязания.

Любой другой стимул, находящийся вне данных каналов восприятия, перестает существовать. Те события реальности, которые посылают нам раздражители, отличные от вышеописанных, просто остаются для нас незамеченными, мы не можем их уловить и воспринять. Таким образом, наши органы чувств представляют собой второй фильтр реальности, второй уровень ее сужения: воспринимаются лишь те раздражители, к которым наши органы чувств хорошо подготовлены (обоняние - к восприятию запахов, слух – звуков, зрение – света, осязание – тактильных ощущений...).

Третий уровень

Третий уровень сужения реальности тесно связан с оперативными возможностями каждого из органов чувств. Зрение способно воспринять свет и цвета, но лишь некоторые из них, не все. Мы не способны видеть ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый цвет. Кроме того, мы не различаем всех уровней насыщенности цвета. Наш слух улавливает звуки, но не все: мы не способны слышать ни инфра-, ни ультразвук. С помощью осязания мы воспринимаем запахи, но далеко не все...

Четвертый уровень

Четвертый фильтр реальности обусловлен способностью наших органов чувств к восприятию лишь тех раздражителей, которые изменяют свою интенсивность. Постоянные стимулы приравниваются к нулевым, они просто не существуют. Если какой-либо звук не изменяется со временем по силе и частоте, то он перестает восприниматься как таковой: слух его игнорирует. Свет с неизменной частотой и интенсивностью также незаметен для зрения. Подобное характерно и для осязания.

Пятый уровень

Следующий фильтр связан с той информацией, которая отбирается нашими органами чувств и отправляется впоследствии в мозг, где происходит ее дальнейшая переработка в эмоции (бесконечная игра раздражения и реакции). Каждый человек улавливает и обрабатывает раздражители по-своему, переводя их в эмоции.

Шестой уровень

На шестом уровне процесс реальность просеивается еще раз при превращении наших эмоций в чувства. Мозг производит отбор входящей информации, сортирует ее и часть отправляет на хранение. Это означает, что не каждая эмоция способна породить чувство. Возьмем, например, дар речи, эту чудесную способность, данную нам для передачи наших мыслей от мозга одного человека к мозгу другого. Язык – основное средство коммуникации, служащее для стыковки понятий и слов, позволяющее нам разделять друг с другом мысли, чувства, эмоциональные понятия, передавать знания, привычки и жизненные ценности. Общепринято считать, что человек общается с внешним миром посредством слов. Однако, эта идея далека от истины, поскольку вербальное общение способно передать лишь 7% от общей информации. Остающиеся 93% передаются с помощью невербальных средств коммуникации. В группу таких средств входят: голосовые интонации (38% участия в передаче информации) и визуальные средства, такие как движения глаз, мимика лица, жесты и позы тела (55% участия). Дополнительными средствами коммуникации служат оставшиеся органы чувств: вкус, обоняние и осязание. Другими словами, эмоции, трансформируемые в чувства, могут быть вызваны различными источниками раздражения, перечисленными выше. Таким образом, язык перестает быть основным средством коммуникации и, соответственно, основным способом порождения эмоций.

Седьмой уровень

Следующий фильтр оказывает свое воздействие на реальность в зависимости от каналов восприятия, предоминирующих в каждом индивидууме. Каждый человек обладает бессознательной системой референций, способствующих более эффективному восприятию либо зрительных, либо аудитивных, либо синестезически-тактильных (воздействующих на ощущения и осязание) раздражителей. Эта особенность заставляет человека наиболее легко принимать информацию, поступающую через его пребладающий канал восприятия: некоторые из нас воспринимают раньше других зрительные раздражители, другие – слуховые, третьи – свои внутренние ощущения... Для иллюстрации работы данного фильтра вообразим гипотетическую ситуацию: предположим, что три разных человека оказались в музее Прадо перед полотном Гойи «Обнаженная маха». Дав им время на созерцание картины, спросим их, как бы они охарактеризовали свои впечатления. Вполне возможно, что первый скажет: «Это похоже на взрыв разноцветных мазков», другой объяснит: «Это настоящий вальс жизни», а третий ответит: «У меня эта картина вызывает ощущение мягкости и тепла». Все трое любовались одной и той же картиной, но комментируя ее, каждый опирался на свой наиболее развитый канал восприятия. У первого человека преобладающим каналом является зрительный, у второго – аудитивный, а у последнего – синестезический. В любом случае, необходимо заметить, что в реальной жизни такой чистоты восприятия не существует, как правило, мы используем комбинацию всех каналов с предоминантой одного из них над остальными.

Восьмой уровень

Восьмой уровень отсева реальности основан на личном отношении человека и его способностей восприятия к различным раздражителям, и выстраивается на базе личного опыта пережитых событий. Этот опыт стимулирует возникновение внутренних фильтров, назовем их метапрограммами, ответственных за убеждения, на которых базируются критерии каждого человека. Эти критерии, в свою очередь, составляют систему ценностей, которую каждый человек проносит через всю свою жизнь, своего рода метки на его пути, напоминающие ему о том, каков этот путь, куда он ведет, и что удерживает человека, чтобы не свернуть с него.

Девятый уровень

Удержанная до этого момента информация отправляется на следующий фильтр. Информация, поступая в мозг, откладывается в двух различных зонах: в нашем сознательном, которое вмещает лишь 10% от общего количества поступаемых данных, и в бессознательном, вбирающем оставшиеся 90%. Необходимо помнить, что, как правило, мы оперируем лишь нашим сознательным, то есть, имеем доступ только к 10% хранящейся в мозгу информации.

Десятый уровень

Ко всему предыдущему стоит добавить, что человеческий мозг использует всего лишь 10% своих возможностей, и этот факт мы будем считать десятым фильтром реальности.

Одиннадцатый уровень

Этот последний фильтр обусловлен тремя группами факторов: филогенетические факторы, иначе говоря, обуславливающие нашу эволюцию и адаптацию как вида; онтогенетические факторы, обуславливающие формирование нашего чувственного аппарата с момента начала развития плода в утробе матери, проходящее под влиянием генетического наследства, полученного от предков, и обстоятельств беременности. Уже с первых недель беременности у ребенка начинается формирование органов чувств (он видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует вкус), основанное на восприятии через изменения в физиологическом состоянии матери внешних раздражителей окружающей его мать среды, а также на ее переживаниях (чувствах, эмоциях). К третьей группе относятся социогенетические факторы, сопровождающие нас в массовом количестве от рождения до смерти, к этим факторам относятся пол, возраст, болезни, привычки, рабочая среда, культура, климат и другие.

Все вышеперечисленное превращает настоящую реальность в наивную реальность, как только мы забываем о наличии фильтров, которые создают наши органы чувств, и от которых сами и страдают.

Источник: Дарио Салас Соммэр

 

Date: 2015-09-05; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию