Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три главы из исторической поэтики 6 page





437 Никандр (III-II вв. до н. э.) — греческий поэт, грамматик и врач, автор не
сохранившихся до наших дней историко-мифологических поэм, возможно, послуживших
образцами для Вергилия и Овидия. Прозаические фрагменты-пересказы его поэмы
“Метаморфозы” сохранились у грамматика Антонина Либерала (II в.)

438 Пиэрий (или Пиер) — отец девяти Пиерид, дерзнувших, согласно греческому мифу,
соревноваться с музами в пении и превращенных за это в сорок. — См.: Овидий.
Метаморфозы. V, 294-678.

Геликон — гора в Греции, на которой, согласно греческим мифам, жили музы. Посейдон — в греческой мифологии бог моря, брат Зевса, господствовавшего над небом, и Аида, владевшего подземным царством.

Пегас — в греческой мифологии крылатый конь, сын Посейдона и Медузы Горгоны

439 Изгнание сыновей Успеха // Похищение быка из Куальнге / Изд. подгот. Т.А.
Михайлова, С.В. Шкунаев. М., 1985. (ЛП). С. 19: Пер. Т. Михайловой.

440 Кудруна / Изд. подгот. Р.В. Френкель. М., 1983. (ЛП). С. 68: Пер. Р.В. Френкель. Имя
заглавной героини этой “немецкой Одиссеи” (В. Гримм) XIII в. существует в нескольких
вариантах: исследователи, считающие местом возникновения поэмы

- 387 -


северную Германию, — к ним, очевидно, относятся А.Н. Веселовский — пишут Гудруна, другие, полагающие, что она создана на австро-баварских территориях, предпочитают форму Кудруна. Это же касается и имени упоминаемого Веселовским певца Гаранта — в новейшем русском переводе этот “воитель датский, прославленный герой” называется Хорант.

441 Здесь имеется в виду исландская “Сага о Боен” XIII в., относящаяся к группе “саг
давних времен”, имеющих общие мотивы с фольклором и литературой других народов. Так,
данная сага имеет параллели с русской былиной про Василия Буслаева. — См.: Исландские
саги. Ирландский эпос / Вступ. ст. М.И. Стеблина-Каменского, А.А. Смирнова. М., 1973.
(БВЛ); Мелетинский Е.М. Исландские саги // ИВЛ. Т. 2. С. 477; Пропп В.Я. Русский
героический эпос. С. 442-465, 590-592.

442 См.: Шкунаев С.В. Дагда; его же. Кельтская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С.
346, 633-637.

С. 259

443 Випунен — песнопевец-великан, лежащий в земле, лучший знаток заклинаний, один из
персонажей карело-финского эпоса “Калевала”.

444 Вейнемейнен — главный герой рун “Калевалы”, певец и заклинатель; Похьола —
мрачная северная страна. См. также: Евсеев В.Я. Исторические основы карело-финского
эпоса. М.; Л., 1957-1960. Кн. 1-2; Пропп В.Я. “Калевала” в свете фольклора // Пропп В.Я.
Фольклор и действительность. С. 303-317.

С. 260

445 См.: Калевипоэг. Таллинн, 1961; Эстонский фольклор. Таллинн, 1980-
446 Лейх — жанр немецкой средневековой песенной лирики, часто исполнявшийся в

процессе танца. Для лейха характерна ритмическая асимметрия, стремление к оригинальности и нешаблонности (см. примеч. 17 к ст. 2). Эльфы — в германской мифологии духи, иногда делятся на светлых (духи воздуха) и темных (гномы). Согласно средневековой демонологии, музыка эльфов зачаровывает слушателей, заставляет плясать все живое и неживое. С. 262

447 Каллиопа — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочь Зевса и Мнемозины.
Считается матерью Орфея и Лина (см. примеч. 36) от Аполлона (см. примеч. 101). 448

448 Сома — в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого
напитка. — См.: Топоров В.Н. Сома // Мифы народов мира. Т. 2. С. 462-463.

449 В индуистской мифологии боги: огня — Агни (см. примеч. 18 к ст. 3), хмельного
напитка — Сура, грома и молнии — Индра (см. примеч. 7 к ст. 3). Вишну -один из высших
богов, наряду с Брахмой и Шивой. — См.: Эрмин В.Г. Индуистская мифология // Мифы
народов мира. Т. 1. С. 535-543; Топоров В.Н. Ведийская мифология // Там же. С. 220-226.

450 Иппокрена (или Гиппокрена) — источник, возникший в обители муз -на горе Геликон
от удара копыта мифического коня Пегаса; на горе Парнас, где обитали Аполлон (см.
примеч. 101) и музы, также существовал источник поэтического вдохновения —
Кастальский источник.

451 Роман Сладкопевец (конец V в. — ок, 560) — византийский церковный поэт, автор
гимнов. — См. о нем: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С.
210-220, 232-234 и др.

452 Кэдмон — англосаксонский поэт VII в., писавший стихи на религиозные темы.
Подробный рассказ об этом первом английском христианском поэте содержится в 24 главе
IV книги “Церковной истории народа Англов” Беды Достопочтенного

- 388 -


(674-734), первого английского историка. Го глипт имевшимся сведениям (в легендарным), в монастыре в Уитби был неграмотный монах Кэдмон, “особо отмеченный милостью Божьей, так как он имел обыкновение очень складно сочинять религиозные и благочестивые стихи <...> на английском языке <...> он познал искусство слагать стихи не от людей и не человеком был обучен, но получил он этот дар с помощью божьей как милость”. — См. изложение легендарной истории о том, как Кэдмон стал поэтом в: Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. С. 217-219: Пер. И.П.Стрельниковой. См. “Гимн Кэдмона” в: Древнеанглийская поэзия. С. 27-28: Пер. В.Г. Тихомирова (см. также примеч. С. 265-268).

453 Евфимий Ибер (мы) (955-1028) — грузинский книжник.

454 Махдун-Кули (или Махтум-Кули) (ок. 1730 — конец XVIII в.) — основоположник
туркменской классической литературы. — См.: Жирмунский ЕМ. Легенда о призвании певца
// Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. С. 397-407.

С. 263

455 Вилы — в южнославянской мифологии женские духи; они обладают крыльями и
копытами, стремятся помочь нуждающимся, способны излечивать от болезни, но и убить,
если вызвать их гнев.

456 Корибанты — в греческой мифологии спутники матери богов Реи-Кибелы.

457 См. в новейшем русском переводе А.Н. Егунова: “Кто же без неистовства, посланного
Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь
искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения
здравомыслящих затмятся творениями неистовых” (Платон. Федр. 245b // Платон. Соч.: В 3
т. М., 1970. Т. 2 С. 180.

С. 264

458 Платон. Ион. 533d — 534d Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 138-139: Пер. Я.М.
Боровского.

459 Толстой А.К Слепой // Полн. собр. соч. 2-е изд. Л., 1984. Т. 1. С. 217
С. 265

460 Пушкин А.С. Возражение на статьи Кюхельбекера в “Мнемозине” // Пушкин А.С. Поля.
собр. соч.: В 10 т. Л., 1978. Т. 7. С. 29-30.

461 Пушкин А.С. Наброски предисловия к “Борису Годунову” // Там же. С. 114.
С. 269

462 Crooke W. The waving of Penelope // Folk-Lore, IX. 1898. N2. P. 97 passim.
C. 270

463 Ср.: Потебня А.А. Эстетика и поэтика. С. 364-375. Лотман Ю.М. Анализ поэтического
текста. Л., 1972. С. 23-33.

464 Уитмен Уолт (1819-1892) — американский поэт, мастер свободного стиха, лишенного
рифмы и размера. — См.: Уитмен У. Избранные произведения. Листья травы. Проза / Вступ.
ст. М.О. Мендельсона. М., 1970.

465 См. примеч. 8 к ст. 1; примеч. 5 к ст. 2.

466 Парнасцы — члены поэтической школы во Франции последней трети XIX в. (Ж.М.
Эредиа, Сюлли-Прюдом, в начальном периоде своего творчества — П. Верлен, С.
Малларме), придерживавшиеся принципа “искусство для искусства”, его самоценности, а не
подчиненности буржуазным вкусам и представлениям об утилитарности. С этим связано
стремление парнасцев к выработке особого языка словесного искусства, сопоставимого с
языком изобразительных искусств. Согласно их концепции, абсолют красоты искусства
препятствует приданию ему прикладного характера, а также выражению субъективных
чувств художника. — См.: Эредиа Ж.М. де. Трофеи / Изд. подгот. И.С. Поступальский, Н.И.
Балашов. М., 1973. (ЛП).

(возможно,

- 389 -


467 Бурже Поль Шарль Жозеф (1852-1935) — французский писатель, автор поэтических
произведений в духе парнасской школы, критических эссе (“Очерки современной
психологии”, 1883; “Новые очерки современной психологии”, 1885), романов. С. 272

468 Gerber G. Die Sprache als Kunst. Bromberg. 1871-1874. B. 2.

469 См.: Zeitschrift fьr Vцlkerpsychoiogie. 1866. B. IV. S. 465-480; Ibid. 1869. B. VI. S. 285-
352.

C. 273

470 О Спенсере см. примеч. 16 к ст. 3. В данном случае цитируется его работа: Spenser H.
The philosophy of style // Spenser H. Essays scientific, political and speculative. London, 1891. V.
II. 3 issue.

471 О перенесении принципа экономии из практического языка на поэтический см.:
Шкловский В.Б. Искусство как прием // Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1917.
Вып. 2; его же. Теория прозы. С. 7-23. Критика концепции Спенсера проводилась еще в
работах 3. Фрейда, считавшего его понимание экономии сил наивным и мелочным (см.:
Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1925. С. 210-211). Близок к
этой оценке и Л.С. Выготский, когда пишет: “Нам покажется мелочной та экономия,
которую, по мнению Веселовского, совершает поэт, когда в возможно меньшем количестве
слов он сообщает нам возможно большее количество мыслей. Можно было бы показать, что
дело происходит как раз обратным образом: если пересказать возможно экономичнее и
короче, как это делает театральное либретто, содержание какой-нибудь трагедии, мы
получим неизмеримо большую экономию в том наивном смысле, о котором говорит
Веселовский. Мы увидим, что поэт, наоборот, прибегает к крайне неэкономному
расходованию наших сил, когда искусственно затрудняет течение действия, возбуждает
наше любопытство, играет на наших догадках, заставляет раздваиваться наше внимание и
т.п.” (Выготский Л.С. Психология искусства. С. 256-257).

С. 274

472 Ономатопея (гр. ονοματοποια — словотворчество) — имитация средствами
поэтического языка звуков реальности, звукоподражание, служащее обыгрыванию связи
звука и смысла (типа кукарекать, мяукать).

С. 275

473 Синекдоха (гр. συνεκδοχή соотнесение) — троп, словесный прием изображения,
обозначения большего через меньшее, целого через часть, разновидность метонимии.

474 Метонимия (гр. μετωνυμί a — переименование) — троп, основанный на принципе
смежности (например, “шляпа” вместо — “человек в шляпе” и др.).

475 Сравнение — словесное уподобление одного предмета другому с целью обнаружить его
новые свойства.

476 Метафора (гр. μεταφορα — перенос) — троп, сводящийся к перенесению свойств
одного предмета на другой, скрытое сравнение; один из наиболее выразительных
поэтических приемов, возникающих в процессе распада мифологического сознания с его не
расчлененностью познаваемого мира и познающего человека.

477 Элизия (лат. elisio — выталкивание) — выпадение одного из двух гласных звуков при
встрече на стыке слов.

С 276

478 Каданс (фр. cadence, ит. cadenza) — гармонический или мелодический оборот,
завершающий музыкальное произведение или его часть, либо пассаж, вставка
импровизационного характера, представляющая собой свободную фантазию на главную
тему произведения, обычно исполняемую солистом без аккомпанемента оркестра.

 

См.: Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М.; Л.,

- 390 -


1959; Жирмунский В.М. Теории стиха. Л., 1975; Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.

480 Инверсия (пат. invcrsio) — перестановка, переворот наизнанку, обратный порядок.

481 Кардуччи — см. примеч. 12 к ст. 3.

482 Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90т. М., 1951. Т.
30. С. 27-195.

С. 277

483 Ср. учение А. А, Потебни о внутренней форме слова. Ученый различал в слове два
содержания — объективное, ближайшее этимологическое, всегда заключающее в себе
только один признак, и субъективное, в котором признаков может быть множество. “Первое
есть знак, символ, заменяющий для нас второе. Можно убедиться на опыте, что, произнося в
разговоре слово с ясным этимологическим значением, мы обыкновенно не имеем в мысли
ничего, кроме этого значения: облако, положим, для нас только “покрывающее”. Первое
содержание слова есть та форма, в которой нашему сознанию представляется содержание
мысли. Поэтому, если исключить второе, субъективное, и, как увидим сейчас, единственное
содержание, то в слове останется только звук, то есть внешняя форма и этимологическое
значение, которое тоже есть форма, но только внутренняя. Внутренняя форма слова есть
отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его
собственная мысль” (Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика, С. 114
— 115).

484 Фехнер Густав Теодор (1801-1887) — немецкий физик, психолог, философ-идеалист,
писатель; рассматривал материю как оборотную сторону психического, считал Вселенную
одушевленной. Зависимость между психическими и физическими явлениями Фехнер полагал
математически исчисляемой и выдвинул идею психофизики как науки о закономерном
соотношении между ними. Его работы легли в основу экспериментальной психологии.

С. 279

485 См. примеч. 29 к ст. 4, 385.

486 Койне (или койнэ; гр. κοινή — общегреческий литературный язык, сложившийся с IV в.
до н. э. на базе аттического диалекта (разговорного языка Афин) с примесью других
диалектов; позднее этим термином стали называть всякий общий язык, образованный по
такому типу. — См.: Типы наддиалектных форм языка. М., 1981; Маслов Ю.С. Введение в
языкознание. М., 1987, С. 189.

487 Гримм Якоб (1785-1863) — немецкий филолог, один из основоположников
мифологической школы в фольклористике; Гофман фон Фаллерслебен Август Генрих (1798-
1874) — немецкий поэт и ученый, исследовавший историю немецкой песни; Гебель (Хебель)
Иоганн Петер (1760 — 1826) — немецкий писатель, чье творчество питалось фольклорными
источниками, носило демократический, просветительский характер.

488 См.: Bцckel О. Deutsche Volkslieder aus Oberhessen. Marburg, 1885. S. CXVIII passim.
Гауфен Адольф фон (1863-1930) — германист, исследователь этнографии Богемии. —

См.: Haufen A. Beitrдge zum deutsch-bцhemischen Volkskunde. 1896.

489 Шанфлёри (наст, имя — Юссон Жюль Франсуа Феликс; 1821-1889) — французский
писатель, считавший задачей литературы изображение низших классов общества.

- 391 -


С. 281

490 А.Н. Веселовский опирается на выводы исследования выдающихся лингвистов-
младограмматиков А. Лескина и К. Бругмана: Brugmann К., Leskien A. lithaunische Volkslieder
und Mдrchen aus dem preussischen und russischcn Litauen. Strassburg, 1882. S. 84.

491 C. 282 Ср.: Арним Людвиг Ахим фон. О народных песнях // Эстетика немецких
романтиков / Сост., пер., вступ. ст., коммент. А.В. Михайлова. М., 1987. С. 376-406; Поэзия
немецких романтиков / Сост., предисл., коммент. А.В. Михайлова. М., 1985.

492 См. примеч. 24 к ст. 2.
С. 283

493 Нарцисс — символ самовлюбленности, в греческой мифологии сын речного бога и
нимфы, умер от любви к себе, любуясь своим отражением; на месте его гибели вырос цветок

— нарцисс (Овидий. “Метаморфозы”. III, 341-510): Пелей в греческой мифологии отец
Ахилла (см. примеч. 130), связанные с ним мифологические сюжеты излагаются, в
частности, в “Андромахе” (545-765) и “Троянках” Еврипида.

Сидел я, брови сдвинув

И ногу на ногу закинув.

А щеку подперев рукой.

И обсуждал вопрос такой: Как надо жить на свете?

Но кто решит задачи эти?

Нам надобно достичь трех благ.

И ни одно не обойти никак.

Два первые — богатство и почет.

Они друг другу часто портят счет.

А третье — божья благодать, —

Ее Превыше тех должны мы почитать.

Все три хотел бы я собрать в одно,

Но, к сожаленью, людям не дано,

Чтобы почета, божьей благодати

Да и богатства, кстати,

Один был удостоен в полной мере.

Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. С. 84: Пер. В. Левина.
С. 284

495 Бернард (Бернарт) де Вентадорн — провансальский поэт XII в., чье творчество — один
из наиболее верных образцов трубадурской поэтики. — См.: Бернарт де Вентадорн. Песни /
Изд. подгот. В. Дынник. М., 1979. (ЛП).

С. 285

496 Лохвицкая Мирра Александровна (1869-1905) — русская поэтесса. Упоминаемое
стихотворение см.: Русская поэзия XIX в. М., 1974. Т. 2. С. 634.

497 См. примеч. 24 к ст. 4.

498 См. примеч. 98.

499 Птенчик, радость моей подруги милой, С кем играет она, на лоне держит, Кончик
пальца дает, когда попросит, Побуждая его клевать смелее, В час, когда красоте моей
желанной

- 392 -


С чем-нибудь дорогим развлечься надо. Чтоб немножко тоску свою рассеять, А вернее — свой пыл унять тяжелый, — Если б так же я мог, с тобой играя, Удрученной души смирить тревогу!

Катулл. Книга стихотворений. С. 5: Пер. С.В. Шервинского.
С. 286

500 См. примеч. 287.

501 Мицкевич Адам (1798-1855) — польский поэт-романтик. — См.: Мицкевич А. Собр.
соч.: В 5 т. М., 1948-1954; Мицкевич А. Стихотворения. Поэмы / Вступ. ст., сост., примеч.
Б.Ф. Стахеева. М., 1979.

502 См. примеч. 269.

503 Ср. пародийно-ироническое обыгрывание этой темы у русского поэта Саши Черного
(1880-1932) в стихотворении “Медичка”. — Саша Черный. Стихотворения / Предисл. К.
Чуковского; Крит.-биогр. очерк Л.А. Евстигнеевой. Л., 1960.

С. 287

504 См. примеч. 272.

505 Марциал Марк Валерий (ок.40 — ок. 104) — римский поэт. — См.: Марциал Марк
Валерий.
Эпиграммы / Пер., вступ. ст., коммент. Ф. Петровского. М., 1968.

С. 288

506 Фрейданк — псевдоним (означающий “свободомыслящий”) немецкого странствующего
поэта-миннезингера XIII в. См. примеч. 17 к ст. 2; 37 к ст. 5.

507 KцhlerR. Kleineie Schriften. 3 vol. Weimar, 1896-1900. S. 293 passim.

508 Гейне Г. Признание // Гейне Г. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 190-191: Пер. М.Л.
Михайлова.

С. 289

509 Проперций Секст (ок. 50 — ок. 15 до н. э.) — римский поэт, автор четырех книг элегий.

— См.: Катулл. Тибулл. Проперций / Предисл. Ф. Петровского; Коммент. Е. Берковой. М.,
1963. С. 247-456: Пер. Л. Остроумова.

510 Ср.: Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер, под ред. и с примеч. Вяч. Вс.
Иванова. М., 1985. С. 201 и след.; Мелетинский ЕМ. Ворон // Мифы народов мира. Т. 1. С.
245-247 (приведена библиография).

511 Тангейзер (ок. 1205-1270) — немецкий поэт-миннезингер (см. примеч. 17 к ст. 2). В
XIV в. сложилась легенда о его пребывании в волшебном гроте германской богини Хольды,
о его участии в состязании певцов (“Вартбургская война”). Особый интерес вызвали эти
легенды у немецких романтиков — Тика (рассказ “Верный Эккарт и Тангейзер”, 1799),
Новалиса (роман “Генрих фон Офтердинген”, 1802), Гофмана (новелла “Состязание певцов”,
1821), известна опера Р. Вагнера “Тангейзер, или Состязание песенников в Вартбурге”
(1845).

512 См. примеч. 82.

513 Царица Савская — библейский персонаж; легендарная правительница царства Саба,
прибывшая в Иерусалим для испытания мудрости царя Соломона (3 Пар. 10:1; 2 Пар. 9:1).

514 См.: Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929.
С. 290

515 Вернер фон Тегернзее (или Брат Вернер; 1190-1250) — немецкий поэт, ученик Вальтера
фон дер Фогельвейде, автор шпрухов политического, религиозного и нравственного
содержания. Мейстерзингеры причисляли его к 12 мастерам.

- 393 -


516 Пьер делай Винья — советник императора Фридриха П (1194-1250), упоминается в
“Божественной Комедии” Данте Алигьери:

Я тот, кто оба сберегал ключа От сердца Федерика и вращал их К затвору и к отвору... (Ад. ХШ, 58-60)

— Данте Алигьери. Божественная Комедия. С. 60: Пер. М. Лозинского. Образ, заимствованный из Книги пророка Исайи (22: 22), служит у Данте выражению того влияния, которое имел на императора его канцлер, способный настроить его на гнев и на милость. С. 291

517 См. примеч. 279. Ср. работу ученика А.Н. Веселовского: Шишмарев В.Ф. Этюды по
истории поэтического стиля и форм. 3. Альба // Известия Академии наук. ОРЯС. 1907. Т. 12.
Кн. 3. С. 257-296.

518 См. примеч. 37. С. 292

519 См. примеч. 275, 279-
520 Чосер Джеффри (1340? — 1400) — английский поэт. — См.. Чосер Д. Кентерберийские

рассказы / Пер. И. Кашкина, О. Румера; Вступ. ст., примеч. И. Кашкина. М., 1973; Алексеев МЛ. Пушкин и Чосер // Алексеев М.П. Пушкин. Л., 1972.

521 См.: Шекспир У. Поли. собр. соч.: В 8 т. М., 1958. Т. 3. С. 87-88: Пер. Т. Щепкиной-
Куперник.

С. 293

522 См.: Там же. С. 261: Пер. Т. Щепкиной-Куперник.

523 Элиан Клавдий (ок. 170 — ок. 230) — римский писатель (писал по-гречески), как
философ принадлежал к так называемой второй софистике. — См.: Элиан. Пестрые рассказы
/ Пер., ст., примеч. С.В. Поляковой. М.; Л., 1963. Плиний Младший Гай Цецилий Секунд (ок.
62 — ок. 114) — римский писатель, оратор. Сохранившиеся произведения опубликованы в
русском переводе: Письма Плиния Младшего / Изд. подгот. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватур. 2-
е изд. М., 1982. (ЛП); об Овидии см. примеч. 287.

524 Василий Великий (или Кесарийский; ок. 330-379) — византийский церковный деятель,
мыслитель, писатель, один из виднейших представителей патристики (см. его соч. в:
Творения святых отцов. Т. 5-11. М., 1843-1915), один из трех святителей восточной церкви,
наряду с Григорием Назианзином (или Богословом; ок. 330 — ок. 390) — византийским
церковным деятелем, мыслителем, проповедником и поэтом. — См.: Григорий Назианзин.
Творения. М., 1844-1868. Т. 1-6; Памятники византийской литературы IV-IX вв. С. 70-83:
Пер. С.С. Аверинцева. Иероним (340-420) — христианский богослов и писатель, переводчик
Библии на латинский язык (“Вульгата”). Писательский талант Иеронима сочетался с его
классической эрудицией. — См. фрагменты из его книги “О знаменитых мужах” (ок. 393) в:
Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. С. 36-47: Пер. И.П.
Стрельниковой. См. также: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.

С. 294

525 См. примеч. 173.
С. 295

526 В.М. Жирмунский указывал, что А.Н. Веселовскому было свойственно чрезвычайно
переоценивать роль литературной традиции, поэтических “формул”,

- 394 -


слагавшихся веками, что приводило его к обоснованию исторической закономерности развития поэзии, лишенной элемента личного произвола поэта и случайности. — См.: Жирмунский В.М. Неизданная глава из “Исторической поэтики” А. Веселовского // Русская литература. 1959- N“2. С. 179-527 В этой связи Л.Я. Гинзбург замечает, что хотя теория доминирующей традиционности, распространяемая на литературу в целом, является преувеличенной и спорной, она, без сомнения, важна для многовековой истории стихотворного языка, особенно языка лирики. Поддерживая, таким образом, эту концепцию А.Н. Веселовского, исследовательница указывает на решающее значение для поэтического языка отстоявшихся формул, корнями уходящих в культовое мышление, в народное творчество, исторически развивающихся и передающихся от поэтической системы к поэтической системе. — См.: Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974. СЛ2-13; ср.: Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М., 1975. С. 72-130-528 См., например: Легенда о докторе Фаусте (примеч. 39 к ст. 1); Браун Е.Г. Литературная история типа Дон-Жуана. Спб., 1889; Нусинов ИМ. История образа Дон-Жуана // Нусинов И.М. История литературного героя. М., 1958: Weinstein L. The metamorphoses of Don Juan. Stanford, 1959.

529 Евангелие от Матфея 4, 1 — 11; Евангелие от Луки 4, 1 — 13. См. также: Аверинцев
С.С.
Иисус Христос // Мифы народов мира. Т. 2. С. 490-504.

530 Пушкин АС. Фракийские элегии: Стихотворения Виктора Теплякова, 1836 // Пушкин
А.С. Поли. собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С. 287.

В период работы над данной главой А.Н. Веселовский собирал материалы для труда о Пушкине. Единственным опубликованным результатом этих исследований стала статья “Пушкин — национальный поэт” (1899), подготовленная в связи со столетним юбилеем Пушкина (см.: Веселовский А.Н. Избранные статьи. С. 501-514), вызвавшая положительный отклик в печати: “Особенно отрадно обращение к Пушкину красы и гордости нашей науки, одного из немногих наших европейских ученых, академика А.Н. Веселовского. От фольклора, истории странствующих сказаний и примитивной культуры, от “Вилла Альберта”, Боккаччо и итальянской литературы он перешел к Пушкину и в данном случае, как всегда и во всем, сказал свое слово, веское и глубокое” (Вест, воспитания. 1899. Отд. 2. С. 19-25).

531 Цитата из письма В.А. Жуковского Н.В. Гоголю от 6 (18) февраля 1847 г. -См.:
Жуковский В.А. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1960. Т. 4. С. 542. К концу жизни А.Н. Веселовский
обратился к исследованию творчества В.А. Жуковского, поэтики русского сентиментализма.
Плодом этих занятий явилась книга: Веселовский AM. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и
сердечного воображения. Спб., 1904. Примечательно, что цитируемое выше высказывание
Жуковского нашло в ней свое отражение в перефразированном виде, свидетельствующем о
диалектике “своего” и “чужого” в понимании А.Н. Веселовского: “Для нас важно то, что
Жуковский давал в чужом не только свое, но и всего себя” (С. 469).

С. 296

532 Согласно новейшим исследованиям, “стихотворные жанры фольклора не противостоят
прозаическим жанрам, а просто с ними не соотносятся, поскольку воспринимаются не как
две разновидности одного искусства, а как разные искусства — песенное и разговорное”. В
связи с поднимаемыми здесь А.Н. Веселовским проблемами см. главу “Поэзия и проза” в;
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. С. 23-33.

- 395 -


533 Логографы — ранние греческие историки, буквально — “авторы рассказов”. От
киклических поэм их тексты отличались лишь прозаической формой изложения, ибо даже и
содержанием логографических произведений оставались по большей части мифы (о
происхождении мира, об основании городов и др.).

534 См. примеч. 206.
С. 297

535 Следует учитывать разный характер соотнесенности прозы и поэзии, с одной стороны,
и стиха и прозы — с другой, и самое главное — историческое изменение этих отношений.
Выделяясь из того, “что пелось”, поэзия, в свою очередь, оказывается синкретическим
образованием, из которого в дальнейшем выделяются стихотворная поэзия и художественная
проза. Ср.: Эйхенбаум Б.М. Путь Пушкина к прозе // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С.
214-230; доклад Б.М. Эйхенбаума, посвященный поэзии и прозе: Труды по знаковым
системам. V. Тарту, 1971; Тынянов ЮМ. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика.
История литературы. Кино. М., 1977 (“Строго говоря, вне соотнесенности литературных
явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, например, вопрос о прозе и поэзии. Мы
молчаливо считаем метрическую прозу — прозой и неметрический верлибр — стихом, не
отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в
затруднительное положение. Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть
взаимная функция прозы и стиха. <...> Но проза дифференцируется; эволюционирует,
одновременно эволюционирует и стих. Дифференциация одного соотнесенного типа влечет
за собой или, лучше сказать, связана с дифференциацией другого соотнесенного типа”. — С.
276). См. также: Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А, Эстетика и
поэтика. С. 364-375.

Date: 2015-09-05; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию