Три главы из исторической поэтики 5 page
351 Еврипид (или Эврипид; ок. 480-407 или 406 до н. э.) древнегреческий драматург, автор приблизительно 90 драматических произведений, из которых сохранилось 17 трагедий, написанных на различные мифологические сюжеты. — См.: Еврипид. Трагедии / Пер. И. Анненского, С. Апта; Коммент. Н. Подземской. М., 1980. Т. 1-2. Здесь имеется в виду трагедия “Вакханки”, написанная Еврипидом в конце его жизни в Македонии (405 до н. э.) под впечатлением местных дионисийских обрядов. Сюжет “Вакханок” — драматическое утверждение культа Диониса в Фивах. О соответствующем обряде см. главу “Дионис” в: Фрэзер Д. Золотая ветвь. С. 362-368.
С. 240
352 Пентей (или Пенфей) — в греческой мифологии фиванский царь, двоюродный брат Диониса (его мать Агава и мать Диониса Семела — см. примеч. 336 — родные сестры), выступавший против его культа и осуждавший разврат его служителей (ср. примеч. 349). За сопротивление насаждению нового культа Пентей поплатился жизнью; Дионис насылает безумие на женщин Фив, включая мать Пентея, и во время своих вакханалий они разрывают Пентея на части, приняв его за дикого зверя. Этот сюжет отражен в “Метаморфозах” Овидия (III, 511-733), в несохранившейся трагедии “Пентей” Эсхила и в упомянутой трагедии Еврипида “Вакханки” (см. примеч. 351). История Пентея связана с мифами об установлении культа экстатического божества, пришедшего извне (из Малой Азии, Фракии) и враждебно встреченного в Греции. — См.: Мифы народов мира Т. 2. С. 300; Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 315, 330-334.
353 Леней (от ионийского названия вакханок) — пышно отмечавшийся зимний праздник бога Диониса в различных ионийских городах. В Афинах, начиная с 442 г. до н. э. во время Леней разыгрывались премьеры комедий, а с 433 г. — трагедий.
354 Адраст — в греческой мифологии царь Аргоса, предводитель похода против Фив (см.: Эсхил. “Семеро против Фив”), единственный из оставшихся после него в живых, благодаря своему божественному коню. Адраст — архаический герой, связанный со стихийными и даже экстатическими силами (см.: Тахо-Годи А.А,
- 379 -
Адраст // Мифы народов мира. Т. 1. С. 49); о связи его культа в Сикионе, где он был царем после изгнания из Аргоса, с культом Диониса (см. примеч. 54, 80) свидетельствует Геродот: “Среди других почестей, которые сикионцы оказывали Адрасту, они прославляли еще и его “страсти” представлениями трагических хоров. Вместо Диониса они таким образом почитали Адраста” (Геродот. История: В 9 кн. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. Л., 1972. С. 257).
355 Лазос из Гермионы (или Лас; VI в. до н. э.) — древнегреческий поэт и музыкант, жил при дворе Гиппарха в Афинах, автор гимнов и дифирамбов. Ему приписывается введение в Афинах их атонального (состязательного) исполнения.
356 Анфестерии — афинские празднества, посвященные богу Дионису, названные по наименованию месяца анфестериона (февраль-март) и длившиеся три дня. Празднество либо целиком, либо последний его день связывалось с поминовением душ усопших, ибо считалось, что они в это время появляются среди живых. Подобные дни поминальной обрядности становились временем еды, выпивки, приношения цветов, устроения процессий, поединков и разнузданных увеселений типа будущих фарсов. “Это дни не хвалы, а инвектив и различных люстрационных обрядов ” (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 142).
357 См. примеч. 228. С. 241
358 См. примеч. 318.
359 Архонт — правитель, один из девяти высших чиновников Афин (существовали и в других городах). Возникновение института архонтов свидетельствует о постепенном ограничении царской власти со стороны аристократии. Функции архонтов были различны (судебная, сакральная и др.).
С. 242
360 См.: Аристотель. Поэтика. 1449аЮ // Аристотель и античная литература. С. 117-118. Греческое “экзарх” А.Н. Веселовский переводит словом “вминавший”; М.Л. Гаспаров в указанном новейшем переводе предлагает — “запевала”.
361 “Сатировекая” драма — представление, по-видимому выросшее из культового обряда в честь Диониса — жертвоприношения козла, который почитался в этом культе. Сатиры — козлоногие, рогатые, покрытые шерстью спутники Диониса, демоны плодородия, символом которого является фаллос. Аристотель считал, что трагедия развилась из сатировской драмы, далеко не сразу достигнув “своей важности” (см.: Аристотель. Поэтика. 1449а 19 // Аристотель и античная литература. С. 118). В V в. до н. э. в Аттике сатировская драма была непременной составной частью театральных представлений — ей предшествовали три трагедии, таким образом, трилогия становилась тетралогией. Функцией сатировских драм было, вероятно, смягчить впечатления зрителей от серьезных трагедий. До нас дошли такие сатировские драмы, как “Киклоп” Еврипида и “Следопыты” Софокла. Критику концепции происхождения трагедии из сатировской драмы см.: Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. С. 303-324.
362 Феспис (или Феспид) — древнегреческий трагический поэт VI в. до н. э., которому приписывается выделение из хора одного актера, первая постановка трагедии в Афинах на празднике Больших Дионисий (534-533 до н. э.), применение масок. Из его наследия практически ничего не сохранилось, известны лишь отрывки (в частности, из трагедии “Пенфей”; см. примеч. 352). Феспид сам ставил свои трагедии и был их единственным актером. Придав трагедии такую форму, в которой действу-
- 380 -
ющее лицо выделилось из состава хора, он вызвал среди современников волну подражаний.
363 “Агамемнон-” и “Хоэфоры” — первые две части трилогии “Орестея” (458 до н. э.) Эсхила (см. примеч. 40 к ст. 1). А.Н. Веселовский имеет здесь в виду то существенное видоизменение драматической структуры, которое ввел Эсхил, увеличив речевые партии актера за счет хоровых; еще дальше по этому пути пошел Еврипид.
364 См. примем, 351.
365 См. примеч. 197.
366 Софокл (ок. 496-406 до н. э.) — древнегреческий драматург, автор многочисленных драм, из которых до нас дошли 7 трагедий. Одним из нововведений Софокла явилось упоминаемое Веселовским создание сцен с участием трех актеров (например, в “Аяксе”).
367См.: Эсхил. Прометей прикованный // Эсхил. Трагедии. С. 171-211: Пер. С. Апта.
368 Стасим (гр. στασιμος — стоячий) — определенная часть древнегреческой драмы — песнь хора, исполняемая им в положении стоя. Драма начиналась с пролога, далее следовал парод (буквально — проход) — песня хора при его вступлении на орхестру; эписодии (привходящие) — диалоги, привнесенные в песни хора: стасимы как раз и исполнялись между эписодиями; заключал драму эксод (исход, уход) — песня, с которой хор удалялся из орхестры. — См.: Аристотель. Поэтика. 1452b 14-b25 // Аристотель и античная литература. С. 130.
369 Подстрочный перевод В.М. Жирмунского. — ИП. С. 609. В опубликованном новейшем русском переводе “Персов” анастрофа утрачена, и поэтому он не может быть использован здесь в качестве иллюстрации. — См.: Эсхил. Персы Ц Эсхил. Трагедии. С. 102-103: Пер. С. Апта.
С. 243
370 Эсхил. Агамемнон // Эсхил. Трагедии. С. 221-222: Пер. С. Апта.
371 “Послание к Лызоиом” (к Луцию Кальпурнию Пизону и его сыновьям) Горация (см. примеч. 23 к ст. 4) входит в состав 2-й книги его “Посланий” (13 дон. э.) и содержит его теоретические воззрения на поэзию (ст. 1-152), драму (153-294) и поэта (295-476). Позднейшие грамматики назвали это произведение “Наукой поэзии”; впоследствии оно послужило теоретической основой классицизма. — См.: Квинт Гораций Флакк. Послание к Пизонам // Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. С. 383-395: Пер. М. Гаспарова.
372 Шлегель Август Вильгельм (1767-1845) — немецкий историк литературы, поэт, теоретик романтизма, принадлежавший к йенскому кружку немецких романтиков и противопоставлявший их искусство искусству античности. — См.: Шлегель А.В. Лекции о литературе и искусстве (фрагменты) // История эстетики. М., 1967. Т. 3. А.Н. Веселовский ссылается здесь на его курс лекций: Schlegel A. W. Vorlesungen ьber dramatische Kunst und Literatur. 1809-1811.
373 См. примеч. 347.
374 Хтонический (от гр. χθών — земля) миф относится к наиболее древнему периоду развития мифологии, соответствующему периоду матриархата. В центре хтонической мифологии оказывается Земля как одушевленное и порождающее начало, соответственно особое значение приобретают растущие из ее недр растения, непосредственно соприкасающиеся с ней животные (например, змея), предметы (камни),
- 381 -
подземный мир. Хтонический характер носят, например, миф о Деметре (см. примеч. 245), Персефоне (см. примеч. 102) и Плутоне; отголоски этого древнейшего мифологического пласта можно обнаружить и в мифах более позднего времени (змея как атрибут Афины и др.). Обширную библиографию см.: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С. 326-329, 334-335.
375 См. примеч. 5. С. 244
376 См.: Аристотель. Поэтика. 1449а 11 // Аристотель и античная литература. С. 117-118.
377 Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий поэт-комедиограф, ведущий представитель древней аттической комедии. “Облака” (423 до н. э.) — одна из И сохранившихся его комедий. — См.: Аристофан. Комедии: В 2 т. / Коммент. B. Ярхо. М., 1983. Т. 1. С. 183-187: Пер. А. Пиотровского.
Парабаза — центральная часть древней аттической комедии, партия хора, обращающегося в отсутствие действующих лиц к зрителям. Согласно Полидевку, парабаза в полном виде состоит из 7 частей: комматия — вступления, анапестов — главной части, пнигоса — завершения первого отдела парабазы, строфы — лирической песни хора, эпирремы — декламации-дополнения к строфе, антистрофы — песни, соответствующей строфе, и антиэпирремы — декламации-дополнения к антистрофе, параллели к эпирреме. — См.: Радциг С.И. История древнегреческой литературы. С. 281-282.
378 Имеется в виду агон (см. примеч. 176), содержащийся в парабазе комедии Аристофана “Облака”, отражающей непонимание и конфликт между крестьянином Стрепсиадом и философом Сократом. Здесь, как и вообще в древней аттической комедии, агон составляет центр комического действия. — См.: Аристофан. Облака Ц Аристофан. Комедии. Т. 1. С. 205-212: Пер. А. Пиотровского.
C. 245
379 Иначе у Фрейденберг: “Мифотворческое сознание имеет цельный характер, нерасчлененный. Если приходится говорить о его словесных, вещных, действенных оформлениях, то это не значит, что каждая из таких форм циркулирует разобщенно от другой. Напротив, они параллельны. Словесные мифы инсценируются, действенные “ословесняются”. <...> Все эти формы мифа настолько семантически едины, что производят впечатление неразрывных. Веселовский принимал этот кажущийся их характер за присущий им синкретизм. Но все их своеобразие в том, что они совершенно различны и генетически независимы. Основная их черта объясняется тем, что первобытное мышление отождествляло все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу формах. Генезис из одного комкообразного синкретического действа противоречил бы характеру мифотворческого сознания, которое повторяло одно и то же в различных формах, не связывая их причинной связью” (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 75-76).
380 Вергилий — см. примеч. 28, 50 к ст. 4.
381 Пиндар — см. примеч. 29 к ст. 3.
382 Сенека Младший Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — римский писатель, философ, драматург. — См.: Сенека. Трагедии / Изд. подгот. С.А. Ошеров, Е.Г. Рабинович. М., 1983. (ЛП).
383 Корнель Пьер (1606 — 1684) — французский драматург, представитель классицизма, автор многочисленных трагедий на сюжеты, заимствованные из античности (“Медея”, “Эдип” и др.) — См.: Театр французского классицизма / Вступ. ст. А. Адана; Примеч. А.Адана, Е.Сапрыкиной. М., 1970. (БВЛ).
- 382 -
384 Осмысляя необходимость и пути создания “поэтики будущего”, А.Н. Веселовский и в ряде других своих работ отмечал ограниченность учения о красоте как о единственном содержании искусства, формулируя более широкую эстетическую концепцию, чем предлагалось классическим немецким идеализмом (см. также примеч. 161). Ее обоснованию служат и приведенные им выше примеры — Шекспир, романтики, народное искусство, — выходящие далеко за рамки классической эстетики прекрасного. Если последняя ориентировалась на филологическое исследование письменного текста, относящегося к далекому прошлому, то романтический перелом в науке о литературе был отмечен интересом к устному народному творчеству, многочисленными попытками собирания и издания соответствующих произведений (см., например: Wettek R. A History of Modern Criticism from 1750 to 1950. New Haven, 1955-1965.4 vol.). Понимая литературу как живой органический процесс, Веселовский подчеркивал неудовлетворительность “поэтики старого стиля”, оставшейся в основе своей классической, построенной на материале греческих и римских классиков, и неизбежность построения “нового здания — новой поэтики”, ибо “едва ли старых мехов хватит на новое, постоянно бьющее вино”. — См.: Неизданная глава из “Исторической поэтики” Веселовского // Русская литература. 1959. № 2. С. 180-181.
С. 246
385 Гномика — ср. примеч. 29 к ст. 4. Имеются в виду идейно-смысловые клише, стереотипы обрядово-поэтического мышления, относящиеся к сфере типового, а не индивидуального, и подлежащие по возможности точному воспроизведению в словесном фольклорном творчестве, — Ср.: Богатырев П.Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. С. 369-383; Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки: Заметки по общей теории клише. М., 1970; Иванов Вяч. Вс. О взаимоотношении динамического исследования эволюции языка, текста и культуры // Исследования по структуре текста. С. 5-26.
386 Представление о вещем поэте, обладающем пророческим даром, часто связывалось в древности с образом слепого певца: его способность “зрить” и постигать скрытое, тайное, спрятанное в глубине веков объяснялось отсутствием физиологического зрения, фиксирующего внешнее, временное, поверхность вещей. Слепота певца — “интересная подробность, которая встречается у разных народов, в частности в русском народном эпосе. У южных славян за певцами так называемых “юнацких” песен закрепилось даже название “слепачей”, что прямо указывает на происхождение этого понятия. Ведь и самого Гомера традиция представляла слепым певцом” (Радциг С.И. История древнегреческой литературы. С. 38), что согласуется также и “с обычаями Древней Месопотамии, где певцы и музыканты часто бывали слепыми” (Иванов Вяч. Вс. Хеттская и хурритская литературы // ИВ Л. Т. 1. С. 121). Ср. также: Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. С. 100-102.
387 Ашуги (от араб, и тюрк, ашик — влюбленный) — кавказский, тюркский поэт-певец, исполняющий эпические сказания, песни.
388 Кар-Оглы, Кёр-Оглы — герой фольклорно-эпического памятника, известного как кавказским (здесь его имя понимается как “сын слепого”), так и среднеазиатским литературам (здесь это имя означает “сын могилы”) и сложившегося не ранее XVII в. В так называемой западной версии (армянской, грузинской, турецкой, восходящих к азербайджанскому эпосу “Кёр-Оглы”) герой является народным мстителем и поэтом- импровизатором, чьи песни включены в прозаическое повествование о его
- 383 -
подвигах. Восточные (узбекский, туркменский, казахский, таджикский) варианты в значительной части написаны стихами; есть отличия и в образе героя — он является здесь знатным монархом. — См.: Короглы X. Текстологическая характеристика публикаций эпоса “Гёроглы” и “Гуругли” // Фольклор. Издание эпоса. М., 1977.
Гонгури, чонгури — кавказский музыкальный инструмент, использовавшийся и для сопровождения пения.
389 Ср. рассмотрение этих вопросов в лекциях А.Н. Веселовского по истории эпоса. — ИП. С. 476-492. С. 247
390 См.: Руна I. С. 35-43 “Калевала”: Пер. Л. Вельского.
391 См.: “Старшая Эдда”. С. 9-15, 35-40,45-49: Пер. А.И. Корсуна.
392 Демодок — знаменитый певец, персонаж “Одиссеи” Гомера: неслучаен факт слепоты певца, явно связанной с его даром; Гомер говорит, что “дар песней принял от богов он // Дивный, чтоб все воспевать, что в его пробуждается сердце”; “Муза его при рождении злом и добром одарила: // Очи затмила его, даровала за то сладкопенье” (Гомер. Одиссея. VIII, 44- 45, 63~64 / Пер. В.Жуковского. С. 123-124). См. также примеч. 386.
393 См. примеч. 28 к ст. 1. С. 248
394 См.: Гомер. Одиссея. С. 124, 134-135.
395 Ямиды — жрецы Олимпии, ведущие свой род от мифического прорицателя Яма (Ямоса), сына Аполлона (см. примеч. 101), внука Посейдона.
396 Косская школа — в эллинистической поэзии объединение поэтов, живших на острове Кос и уделявших в своем творчестве особое внимание эротической теме. Главой этого кружка считается Филет (ок. 340 — 280 до н. э.), в котором поэтический талант сочетался с ученостью. Филет оказывал заметное влияние на современных ему поэтов. На острове Кос в эту эпоху творили Гермесианакт, Асклепиад, Леонид Тарентский, вероятно, здесь же родился и Феокрит.
397 Гомериды Хиоса — родовое объединение рапсодов на острова Хиос, профессионально исполнявших поэмы Гомера; известны с VI в. до н. э.
398 См. примеч. 29 к ст. 1.
399 Полития — государственное устройство, совокупность гражданских прав, иногда античные теоретики называли политией строй, тяготеющий к демократии. Так, Аристотель считал политик” как бы смешением олигархии и демократии: “Те виды государственного строя, которые имеют уклон в сторону демократии, обычно называются политиями, а те, которые склоняются скорее в сторону олигархии, обыкновению именуются аристократиями” (Аристотель. Политика. 1293b 35// Аристотель. Соч. Т. 4. С. 502).
400 Фемий — “славный песнями” певец, персонаж “Одиссеи” Гомера, веселивший на пирах женихов Пенелопы, но сохранивший свою жизнь после их избиения Одиссеем (XXII, 330- 353).
401 Филы (или филиды) — кельтские прорицатели и поэты, хранители эпического наследия, совмещавшие в себе также магические функции, функции историка и знатока традиций племени. Ср. примеч. 414, 415.
402 См. примеч. 203.
403 См. примеч. 135.
404 “Видсид” — древнейший памятник германской поэзии, возникший не поз-
- 384 -
же VII в., его заглавный герой — певец, носитель предания (буквально Видсид — Широкостранствующий).
405 Эрманарих (или Эорманрик, Эрманарик) — готский король IV в., изображаемый в сказаниях как тиран, ставший причиной гибели своей жены Эальххильд. В “Видсиде” “владетель готский” выступает как даритель и покровитель певца. — См.: Видсид // Древнеанглийская поэзия / Изд. подгот. О.А. Смирницкая, В.Г.Тихомиров. М., 1982. С. 19, 22: Пер. В.Г. Тихомирова.
406 Агамемнон — царь Микен и Аргоса, верховный вождь ахейцев во время Троянской войны; вернувшись с войны, он был убит своей женой и ее любовником.
407 Клитемнестра — жена Агамемнона. Придворный песнопевец, которому было поручено присматривать за Клитемнестрой, был сослан коварным Эгисфом, соблазнившим ее. Убив Агамемнона, Клитемнестра и Эгисф правили в Микенах 7 лет. См. также примеч. 341.
408 Фризские — относящиеся к фризам, германскому народу, населяющему Фризские острова, Нидерланды.
409 Гродгар (или Хротгар) — датский король, чье королевство Беовульф избавил от опасности, победив чудовище Гренделя.
410 См.: Деор / Древнеанглийская поэзия. С. 11-14: Пер. В.Г. Тихомирова.
411 Хлодвиг I (ок. 466-511) — король франков (с 481), чьи завоевания Галлии положили начало Франкскому государству.
С. 249
412 Теодорих (ок. 454-526) — король остготов (с 493), завоевавший Италию.
413 Павел Диакон (ок. 720-799) — автор “Истории лангобардов” (до 744), использовавший устную традицию. Фрагменты этого сочинения см.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. С. 245-256: Пер. Т.И. Кузнецовой.
414 Друидическое предание — мифология индоевропейских племен, кельтов, населивших во второй половине I тысячелетия до н. э. Британские острова, центральную и западную части территорий современной Европы, создавших один из трех значительных культурных кругов — кельтскую культуру, которая существовала в Европе на протяжении последних пяти веков до нашей эры, наряду с греческой и скифской. Друиды — кельтские жрецы, в функции которых входили жертвоприношения, прорицания, врачевание и др. Согласно греческому историку Страбону, жреческое сословие кельтов подразделялось на три категории или прослойки — барды (см. примеч.415), филиды (см. примеч. 401) и друиды, причем последние окружались наиболее высоким почетом, пользовались непререкаемым нравственным авторитетом, обладали большой ученостью (занимались изучением природы, философией). Новейшая этимология связывает название друидов с понятием “наимудрейшие”. Начавшаяся в 432 г. христианизация Ирландии неизбежно вступила в конфликт с друидизмом, окончательная победа над которым (во всяком случае в его прежних институциональных формах) относится к 560-561 гг. — См.: Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина / Изд. подгот. А.С Бобович, А.Д. Михайлов, С-А. Ошеров. М., 1984; Vries J. de. La religion des Celtes. Paris, 1963; Pigott S. The Druids. London, 1968.
C. 250
415 Барды — носители кельтской эпической традиции, народные исполнители эпических произведений, непременные участники пиршественного застолья при дворах королей и феодалов. Поскольку барды были не пророками и поэтами, а лишь исполнителями, их место в кельтском жреческом сословии довольно скромное. В средние века профессиональные барды обычно жили при дворах ирландских, шотландских,
- 385 -
уэльсских феодалов. Их существование не вступало в коллизию с начавшейся в V в. христианизацией Ирландии; с этого времени складываются школы бардов, сохранявшиеся до XVII в. Традиции поэзии бардов вызывали интерес поэтов предромантизма и романтизма, что отразилось в многочисленных подделках и подражаниях. — См. примеч. 62 к ст. 5; а также: Калыгин В. П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986; Ср. примеч. 401, 414.
416 Викинги — скандинавы, именовавшиеся в Западной Европе норманнами, на Руси — варягами, в конце VIII — середине XI вв. осуществлявшие завоевательные походы на европейские страны (в IX в. захватили северо-восточную Англию, в X в. -северную Францию).
417 См. примеч. 152.
418 Гемар — автор хроники (ок. 1150) “Histoire des Angles” — “История англов”.
419 Вас — французский поэт XII в., хронист, автор стихотворного “Романа о Бруте” (1155) — переложения латинской хроники Гальфрида Монмутского (см. примеч. 414). — См.: Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. С. 15-16, 29, 38-42 и др.
420 Москолудить (уст.) — шутить. Скиники (от гр. ακηνή — сцена) — актеры.
421 Давид — иудейский царь (XI -X вв. до н. э.), библейский автор Псалтыри, неоднократно упоминается в Библии как играющий на струнных инструментах (1 Цар. 18:10; 19:9), певец (2 Цар. 23: 1).
422 “Сказание о Соломоне и Морольфе” — древнееврейский апокриф, в средние века подвергавшийся церковному осуждению. А.Н. Веселовский тщательно изучил западноевропейские и славянские варианты этого сказания, и в 1872 г. защитил докторскую диссертацию на тему “Славянские сказания о Соломоне и Китов расе и западные легенды о Морольфе и Мерлине”, — См.: Веселовский А.Н. Собр. соч Т. 8. Вып. 2. Спб., 1921 (см. рец. Ф.И. Буслаева в: Отчет о XVI присуждении наград графа Уварова. Спб., 1874. С. 24-66).
423 См.: Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975 (здесь же приводится библиография). С. 253
424 См.: Ирландские легенды и сказки / Пер. Н. Шерешевской, М., 1960; Ирландские саги / Пер., вступ. ст., коммент. А.А. Смирнова. М.; Л-, 1961.
С. 254
425 Бугге принадлежит теория, согласно которой древнескандинавская поэзия возникла из античных и христианских источников. — См.: Bugge S. Studien ьber Entstehung der nordischen Gцtter und Heldensagen. Mьnchen, 1889.
426 См. примеч. 30 к ст. 1.
427 Как указывает М.И. Стеблин-Каменский, слово “скальд” употреблялось в древнеисландском языке совершенно не так, как слово “поэт” употребляется в современных языках: оно означало лишь “автор данных стихов”. Примечательно, что слов со значением “автор” или “сочинять” в древнеисландском не было, т.е. авторство осознавалось только в отношении поэзии (притом скальдической), но не прозы. — См.: Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 90-91.
428 См. примеч. 28, 29 к ст. 3.
429 Как раз поэзия скальдов знаменует собой “начальный этап в развитии осознанного авторства в поэзии, тот этап, который А.Н. Веселовским был назван “пе-
- 386 -
реходом от певца к поэту” и который обычно ускользает от наблюдения историка литературы, поскольку относится к дописьменной эпохе. В этом смысле скальдическая поэзия весьма ценна для исследователя — она личная и дописьменная (древнейшие стихи сочинены в первой половине IX в., т.е. за четыре века до записи). Сущность же этапа перехода “от певца к поэту” в том, что “авторское самосознание еще не распространяется на произведение в целом”, но только на его форму. Отсюда ее гипертрофия, свидетельствующая об освобождении поэта от обязующей традиции, что в итоге приводит к скачку из неосознанного авторства в осознанное. — См.: Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 78-80. С. 255
430 Руническая азбука — совокупность графических изображений букв в древней Скандинавии, возникшая не позднее II в. до н. э. у какого-то германского племени на основе одного из южноевропейских алфавитов. В науке нет единства мнений по поводу места и времени возникновения рунического алфавита, а также его основы. Различается старший рунический алфавит, состоящий из 24 рун (футарк), и младший — 16 рун, пришедший ему на смену в IX в. — См.: Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979. С. 9-21.
С. 256
431 Кобольд — в германской мифологии гном, домовой. С. 257
432 Миф о божественном происхождении поэзии А.Н. Веселовский пересказывает по прозаической, или Снорриевой, Эдде. — См.: Младшая Эдда. С. 56-98. См. также: Мелетинский Е.М. Мед поэзии // Мифы народов мира. Т. 2. С. 127-128.
433 Этимология имени Бодн неясна, этимология имени Сон — кровь. — См.: Стеблин- Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 87.
С. 258
434 В настоящее время общепринято объяснение латинского vates (прорицатель, пророк, вдохновенный певец, поэт) от того же корня, который обозначал в древнеиндийском “вдохновение поэта” и дал начало древнегерманскому имени бога Одина (ср. рус. вития — поэт).
435 См.: Гомер. Одиссея. XI, 263-265.
436 Об этом повествует Пиндар в “Пифийских одах” (IV, 176), Эсхил в “Агамемноне” (1629-1630), Еврипидв “Вакханках” (561 — след.) и др.
|