Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три главы из исторической поэтики 5 page





351 Еврипид (или Эврипид; ок. 480-407 или 406 до н. э.) древнегреческий драматург, автор
приблизительно 90 драматических произведений, из которых сохранилось 17 трагедий,
написанных на различные мифологические сюжеты. — См.: Еврипид. Трагедии / Пер. И.
Анненского, С. Апта; Коммент. Н. Подземской. М., 1980. Т. 1-2. Здесь имеется в виду
трагедия “Вакханки”, написанная Еврипидом в конце его жизни в Македонии (405 до н. э.)
под впечатлением местных дионисийских обрядов. Сюжет “Вакханок” — драматическое
утверждение культа Диониса в Фивах. О соответствующем обряде см. главу “Дионис” в:
Фрэзер Д. Золотая ветвь. С. 362-368.

С. 240

352 Пентей (или Пенфей) — в греческой мифологии фиванский царь, двоюродный брат
Диониса (его мать Агава и мать Диониса Семела — см. примеч. 336 — родные сестры),
выступавший против его культа и осуждавший разврат его служителей (ср. примеч. 349). За
сопротивление насаждению нового культа Пентей поплатился жизнью; Дионис насылает
безумие на женщин Фив, включая мать Пентея, и во время своих вакханалий они разрывают
Пентея на части, приняв его за дикого зверя. Этот сюжет отражен в “Метаморфозах” Овидия
(III, 511-733), в несохранившейся трагедии “Пентей” Эсхила и в упомянутой трагедии
Еврипида “Вакханки” (см. примеч. 351). История Пентея связана с мифами об установлении
культа экстатического божества, пришедшего извне (из Малой Азии, Фракии) и враждебно
встреченного в Греции. — См.: Мифы народов мира Т. 2. С. 300; Фрейденберг О.М. Миф и
литература древности. С. 315, 330-334.

353 Леней (от ионийского названия вакханок) — пышно отмечавшийся зимний праздник
бога Диониса в различных ионийских городах. В Афинах, начиная с 442 г. до н. э. во время
Леней разыгрывались премьеры комедий, а с 433 г. — трагедий.

354 Адраст — в греческой мифологии царь Аргоса, предводитель похода против Фив (см.:
Эсхил. “Семеро против Фив”), единственный из оставшихся после него в живых, благодаря
своему божественному коню. Адраст — архаический герой, связанный со стихийными и
даже экстатическими силами (см.: Тахо-Годи А.А,

- 379 -


Адраст // Мифы народов мира. Т. 1. С. 49); о связи его культа в Сикионе, где он был царем после изгнания из Аргоса, с культом Диониса (см. примеч. 54, 80) свидетельствует Геродот: “Среди других почестей, которые сикионцы оказывали Адрасту, они прославляли еще и его “страсти” представлениями трагических хоров. Вместо Диониса они таким образом почитали Адраста” (Геродот. История: В 9 кн. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. Л., 1972. С. 257).

355 Лазос из Гермионы (или Лас; VI в. до н. э.) — древнегреческий поэт и музыкант, жил
при дворе Гиппарха в Афинах, автор гимнов и дифирамбов. Ему приписывается введение в
Афинах их атонального (состязательного) исполнения.

356 Анфестерии — афинские празднества, посвященные богу Дионису, названные по
наименованию месяца анфестериона (февраль-март) и длившиеся три дня. Празднество либо
целиком, либо последний его день связывалось с поминовением душ усопших, ибо
считалось, что они в это время появляются среди живых. Подобные дни поминальной
обрядности становились временем еды, выпивки, приношения цветов, устроения процессий,
поединков и разнузданных увеселений типа будущих фарсов. “Это дни не хвалы, а инвектив
и различных люстрационных обрядов ” (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С.
142).

357 См. примеч. 228. С. 241

358 См. примеч. 318.

359 Архонт — правитель, один из девяти высших чиновников Афин (существовали и в
других городах). Возникновение института архонтов свидетельствует о постепенном
ограничении царской власти со стороны аристократии. Функции архонтов были различны
(судебная, сакральная и др.).

С. 242

360 См.: Аристотель. Поэтика. 1449аЮ // Аристотель и античная литература. С. 117-118.
Греческое “экзарх” А.Н. Веселовский переводит словом “вминавший”; М.Л. Гаспаров в
указанном новейшем переводе предлагает — “запевала”.

361 “Сатировекая” драма — представление, по-видимому выросшее из культового обряда
в честь Диониса — жертвоприношения козла, который почитался в этом культе. Сатиры —
козлоногие, рогатые, покрытые шерстью спутники Диониса, демоны плодородия, символом
которого является фаллос. Аристотель считал, что трагедия развилась из сатировской драмы,
далеко не сразу достигнув “своей важности” (см.: Аристотель. Поэтика. 1449а 19 //
Аристотель и античная литература. С. 118). В V в. до н. э. в Аттике сатировская драма была
непременной составной частью театральных представлений — ей предшествовали три
трагедии, таким образом, трилогия становилась тетралогией. Функцией сатировских драм
было, вероятно, смягчить впечатления зрителей от серьезных трагедий. До нас дошли такие
сатировские драмы, как “Киклоп” Еврипида и “Следопыты” Софокла. Критику концепции
происхождения трагедии из сатировской драмы см.: Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у
Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках.
С. 303-324.

362 Феспис (или Феспид) — древнегреческий трагический поэт VI в. до н. э., которому
приписывается выделение из хора одного актера, первая постановка трагедии в Афинах на
празднике Больших Дионисий (534-533 до н. э.), применение масок. Из его наследия
практически ничего не сохранилось, известны лишь отрывки (в частности, из трагедии
“Пенфей”; см. примеч. 352). Феспид сам ставил свои трагедии и был их единственным
актером. Придав трагедии такую форму, в которой действу-

- 380 -


ющее лицо выделилось из состава хора, он вызвал среди современников волну подражаний.

363 “Агамемнон-” и “Хоэфоры” — первые две части трилогии “Орестея” (458 до н. э.)
Эсхила (см. примеч. 40 к ст. 1). А.Н. Веселовский имеет здесь в виду то существенное
видоизменение драматической структуры, которое ввел Эсхил, увеличив речевые партии
актера за счет хоровых; еще дальше по этому пути пошел Еврипид.

364 См. примем, 351.

365 См. примеч. 197.

366 Софокл (ок. 496-406 до н. э.) — древнегреческий драматург, автор многочисленных
драм, из которых до нас дошли 7 трагедий. Одним из нововведений Софокла явилось
упоминаемое Веселовским создание сцен с участием трех актеров (например, в “Аяксе”).

367См.: Эсхил. Прометей прикованный // Эсхил. Трагедии. С. 171-211: Пер. С. Апта.

368 Стасим (гр. στασιμος — стоячий) — определенная часть древнегреческой драмы —
песнь хора, исполняемая им в положении стоя. Драма начиналась с пролога, далее следовал
парод (буквально — проход) — песня хора при его вступлении на орхестру; эписодии
(привходящие) — диалоги, привнесенные в песни хора: стасимы как раз и исполнялись
между эписодиями; заключал драму эксод (исход, уход) — песня, с которой хор удалялся из
орхестры. — См.: Аристотель. Поэтика. 1452b 14-b25 // Аристотель и античная литература.
С. 130.

369 Подстрочный перевод В.М. Жирмунского. — ИП. С. 609. В опубликованном новейшем
русском переводе “Персов” анастрофа утрачена, и поэтому он не может быть использован
здесь в качестве иллюстрации. — См.: Эсхил. Персы Ц Эсхил. Трагедии. С. 102-103: Пер. С.
Апта.

С. 243

370 Эсхил. Агамемнон // Эсхил. Трагедии. С. 221-222: Пер. С. Апта.

371 “Послание к Лызоиом” (к Луцию Кальпурнию Пизону и его сыновьям) Горация (см.
примеч. 23 к ст. 4) входит в состав 2-й книги его “Посланий” (13 дон. э.) и содержит его
теоретические воззрения на поэзию (ст. 1-152), драму (153-294) и поэта (295-476).
Позднейшие грамматики назвали это произведение “Наукой поэзии”; впоследствии оно
послужило теоретической основой классицизма. — См.: Квинт Гораций Флакк. Послание к
Пизонам // Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. С. 383-395: Пер. М.
Гаспарова.

372 Шлегель Август Вильгельм (1767-1845) — немецкий историк литературы, поэт,
теоретик романтизма, принадлежавший к йенскому кружку немецких романтиков и
противопоставлявший их искусство искусству античности. — См.: Шлегель А.В. Лекции о
литературе и искусстве (фрагменты) // История эстетики. М., 1967. Т. 3. А.Н. Веселовский
ссылается здесь на его курс лекций: Schlegel A. W. Vorlesungen ьber dramatische Kunst und
Literatur. 1809-1811.

373 См. примеч. 347.

374 Хтонический (от гр. χθών земля) миф относится к наиболее древнему периоду
развития мифологии, соответствующему периоду матриархата. В центре хтонической
мифологии оказывается Земля как одушевленное и порождающее начало, соответственно
особое значение приобретают растущие из ее недр растения, непосредственно
соприкасающиеся с ней животные (например, змея), предметы (камни),

- 381 -


подземный мир. Хтонический характер носят, например, миф о Деметре (см. примеч. 245), Персефоне (см. примеч. 102) и Плутоне; отголоски этого древнейшего мифологического пласта можно обнаружить и в мифах более позднего времени (змея как атрибут Афины и др.). Обширную библиографию см.: Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С. 326-329, 334-335.

375 См. примеч. 5.
С. 244

376 См.: Аристотель. Поэтика. 1449а 11 // Аристотель и античная литература. С. 117-118.

377 Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий поэт-комедиограф, ведущий
представитель древней аттической комедии. “Облака” (423 до н. э.) — одна из И
сохранившихся его комедий. — См.: Аристофан. Комедии: В 2 т. / Коммент. B. Ярхо. М.,
1983. Т. 1. С. 183-187: Пер. А. Пиотровского.

Парабаза — центральная часть древней аттической комедии, партия хора, обращающегося в отсутствие действующих лиц к зрителям. Согласно Полидевку, парабаза в полном виде состоит из 7 частей: комматия — вступления, анапестов — главной части, пнигоса — завершения первого отдела парабазы, строфы — лирической песни хора, эпирремы — декламации-дополнения к строфе, антистрофы — песни, соответствующей строфе, и антиэпирремы — декламации-дополнения к антистрофе, параллели к эпирреме. — См.: Радциг С.И. История древнегреческой литературы. С. 281-282.

378 Имеется в виду агон (см. примеч. 176), содержащийся в парабазе комедии Аристофана
“Облака”, отражающей непонимание и конфликт между крестьянином Стрепсиадом и
философом Сократом. Здесь, как и вообще в древней аттической комедии, агон составляет
центр комического действия. — См.: Аристофан. Облака Ц Аристофан. Комедии. Т. 1. С.
205-212: Пер. А. Пиотровского.

C. 245

379 Иначе у Фрейденберг: “Мифотворческое сознание имеет цельный характер,
нерасчлененный. Если приходится говорить о его словесных, вещных, действенных
оформлениях, то это не значит, что каждая из таких форм циркулирует разобщенно от
другой. Напротив, они параллельны. Словесные мифы инсценируются, действенные
“ословесняются”. <...> Все эти формы мифа настолько семантически едины, что производят
впечатление неразрывных. Веселовский принимал этот кажущийся их характер за присущий
им синкретизм. Но все их своеобразие в том, что они совершенно различны и генетически
независимы. Основная их черта объясняется тем, что первобытное мышление отождествляло
все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу формах.
Генезис из одного комкообразного синкретического действа противоречил бы характеру
мифотворческого сознания, которое повторяло одно и то же в различных формах, не
связывая их причинной связью” (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 75-76).

380 Вергилий — см. примеч. 28, 50 к ст. 4.

381 Пиндар — см. примеч. 29 к ст. 3.

382 Сенека Младший Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — римский писатель,
философ, драматург. — См.: Сенека. Трагедии / Изд. подгот. С.А. Ошеров, Е.Г. Рабинович.
М., 1983. (ЛП).

383 Корнель Пьер (1606 — 1684) — французский драматург, представитель классицизма,
автор многочисленных трагедий на сюжеты, заимствованные из античности (“Медея”,
“Эдип” и др.) — См.: Театр французского классицизма / Вступ. ст. А. Адана; Примеч.
А.Адана, Е.Сапрыкиной. М., 1970. (БВЛ).

- 382 -


384 Осмысляя необходимость и пути создания “поэтики будущего”, А.Н. Веселовский и в
ряде других своих работ отмечал ограниченность учения о красоте как о единственном
содержании искусства, формулируя более широкую эстетическую концепцию, чем
предлагалось классическим немецким идеализмом (см. также примеч. 161). Ее обоснованию
служат и приведенные им выше примеры — Шекспир, романтики, народное искусство, —
выходящие далеко за рамки классической эстетики прекрасного. Если последняя
ориентировалась на филологическое исследование письменного текста, относящегося к
далекому прошлому, то романтический перелом в науке о литературе был отмечен
интересом к устному народному творчеству, многочисленными попытками собирания и
издания соответствующих произведений (см., например: Wettek R. A History of Modern
Criticism from 1750 to 1950. New Haven, 1955-1965.4 vol.). Понимая литературу как живой
органический процесс, Веселовский подчеркивал неудовлетворительность “поэтики старого
стиля”, оставшейся в основе своей классической, построенной на материале греческих и
римских классиков, и неизбежность построения “нового здания — новой поэтики”, ибо “едва
ли старых мехов хватит на новое, постоянно бьющее вино”. — См.: Неизданная глава из
“Исторической поэтики” Веселовского // Русская литература. 1959. № 2. С. 180-181.

С. 246

385 Гномика — ср. примеч. 29 к ст. 4. Имеются в виду идейно-смысловые клише,
стереотипы обрядово-поэтического мышления, относящиеся к сфере типового, а не
индивидуального, и подлежащие по возможности точному воспроизведению в словесном
фольклорном творчестве, — Ср.: Богатырев П.Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма
творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. С. 369-383; Пермяков
Г.Л.
От поговорки до сказки: Заметки по общей теории клише. М., 1970; Иванов Вяч. Вс. О
взаимоотношении динамического исследования эволюции языка, текста и культуры //
Исследования по структуре текста. С. 5-26.

386 Представление о вещем поэте, обладающем пророческим даром, часто связывалось в
древности с образом слепого певца: его способность “зрить” и постигать скрытое, тайное,
спрятанное в глубине веков объяснялось отсутствием физиологического зрения,
фиксирующего внешнее, временное, поверхность вещей. Слепота певца — “интересная
подробность, которая встречается у разных народов, в частности в русском народном эпосе.
У южных славян за певцами так называемых “юнацких” песен закрепилось даже название
“слепачей”, что прямо указывает на происхождение этого понятия. Ведь и самого Гомера
традиция представляла слепым певцом” (Радциг С.И. История древнегреческой литературы.
С. 38), что согласуется также и “с обычаями Древней Месопотамии, где певцы и музыканты
часто бывали слепыми” (Иванов Вяч. Вс. Хеттская и хурритская литературы // ИВ Л. Т. 1. С.
121). Ср. также: Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и
современность. С. 100-102.

387 Ашуги (от араб, и тюрк, ашик — влюбленный) — кавказский, тюркский поэт-певец,
исполняющий эпические сказания, песни.

388 Кар-Оглы, Кёр-Оглы — герой фольклорно-эпического памятника, известного как
кавказским (здесь его имя понимается как “сын слепого”), так и среднеазиатским
литературам (здесь это имя означает “сын могилы”) и сложившегося не ранее XVII в. В так
называемой западной версии (армянской, грузинской, турецкой, восходящих к
азербайджанскому эпосу “Кёр-Оглы”) герой является народным мстителем и поэтом-
импровизатором, чьи песни включены в прозаическое повествование о его

- 383 -


подвигах. Восточные (узбекский, туркменский, казахский, таджикский) варианты в значительной части написаны стихами; есть отличия и в образе героя — он является здесь знатным монархом. — См.: Короглы X. Текстологическая характеристика публикаций эпоса “Гёроглы” и “Гуругли” // Фольклор. Издание эпоса. М., 1977.

Гонгури, чонгури — кавказский музыкальный инструмент, использовавшийся и для сопровождения пения.

389 Ср. рассмотрение этих вопросов в лекциях А.Н. Веселовского по истории эпоса. — ИП.
С. 476-492. С. 247

390 См.: Руна I. С. 35-43 “Калевала”: Пер. Л. Вельского.

391 См.: “Старшая Эдда”. С. 9-15, 35-40,45-49: Пер. А.И. Корсуна.

392 Демодок — знаменитый певец, персонаж “Одиссеи” Гомера: неслучаен факт слепоты
певца, явно связанной с его даром; Гомер говорит, что “дар песней принял от богов он //
Дивный, чтоб все воспевать, что в его пробуждается сердце”; “Муза его при рождении злом
и добром одарила: // Очи затмила его, даровала за то сладкопенье” (Гомер. Одиссея. VIII, 44-
45, 63~64 / Пер. В.Жуковского. С. 123-124). См. также примеч. 386.

393 См. примеч. 28 к ст. 1. С. 248

394 См.: Гомер. Одиссея. С. 124, 134-135.

395 Ямиды — жрецы Олимпии, ведущие свой род от мифического прорицателя Яма
(Ямоса), сына Аполлона (см. примеч. 101), внука Посейдона.

396 Косская школа — в эллинистической поэзии объединение поэтов, живших на острове
Кос и уделявших в своем творчестве особое внимание эротической теме. Главой этого
кружка считается Филет (ок. 340 — 280 до н. э.), в котором поэтический талант сочетался с
ученостью. Филет оказывал заметное влияние на современных ему поэтов. На острове Кос в
эту эпоху творили Гермесианакт, Асклепиад, Леонид Тарентский, вероятно, здесь же
родился и Феокрит.

397 Гомериды Хиоса — родовое объединение рапсодов на острова Хиос, профессионально
исполнявших поэмы Гомера; известны с VI в. до н. э.

398 См. примеч. 29 к ст. 1.

399 Полития — государственное устройство, совокупность гражданских прав, иногда
античные теоретики называли политией строй, тяготеющий к демократии. Так, Аристотель
считал политик” как бы смешением олигархии и демократии: “Те виды государственного
строя, которые имеют уклон в сторону демократии, обычно называются политиями, а те,
которые склоняются скорее в сторону олигархии, обыкновению именуются аристократиями”
(Аристотель. Политика. 1293b 35// Аристотель. Соч. Т. 4. С. 502).

400 Фемий — “славный песнями” певец, персонаж “Одиссеи” Гомера, веселивший на пирах
женихов Пенелопы, но сохранивший свою жизнь после их избиения Одиссеем (XXII, 330-
353).

401 Филы (или филиды) — кельтские прорицатели и поэты, хранители эпического
наследия, совмещавшие в себе также магические функции, функции историка и знатока
традиций племени. Ср. примеч. 414, 415.

402 См. примеч. 203.

403 См. примеч. 135.

404 “Видсид” — древнейший памятник германской поэзии, возникший не поз-

- 384 -


же VII в., его заглавный герой — певец, носитель предания (буквально Видсид — Широкостранствующий).

405 Эрманарих (или Эорманрик, Эрманарик) — готский король IV в., изображаемый в
сказаниях как тиран, ставший причиной гибели своей жены Эальххильд. В “Видсиде”
“владетель готский” выступает как даритель и покровитель певца. — См.: Видсид //
Древнеанглийская поэзия / Изд. подгот. О.А. Смирницкая, В.Г.Тихомиров. М., 1982. С. 19,
22: Пер. В.Г. Тихомирова.

406 Агамемнон — царь Микен и Аргоса, верховный вождь ахейцев во время Троянской
войны; вернувшись с войны, он был убит своей женой и ее любовником.

407 Клитемнестра — жена Агамемнона. Придворный песнопевец, которому было
поручено присматривать за Клитемнестрой, был сослан коварным Эгисфом, соблазнившим
ее. Убив Агамемнона, Клитемнестра и Эгисф правили в Микенах 7 лет. См. также примеч.
341.

408 Фризские — относящиеся к фризам, германскому народу, населяющему Фризские
острова, Нидерланды.

409 Гродгар (или Хротгар) — датский король, чье королевство Беовульф избавил от
опасности, победив чудовище Гренделя.

410 См.: Деор / Древнеанглийская поэзия. С. 11-14: Пер. В.Г. Тихомирова.

411 Хлодвиг I (ок. 466-511) — король франков (с 481), чьи завоевания Галлии положили
начало Франкскому государству.

С. 249

412 Теодорих (ок. 454-526) — король остготов (с 493), завоевавший Италию.

413 Павел Диакон (ок. 720-799) — автор “Истории лангобардов” (до 744), использовавший
устную традицию. Фрагменты этого сочинения см.: Памятники средневековой латинской
литературы IV-IX вв. С. 245-256: Пер. Т.И. Кузнецовой.

414 Друидическое предание — мифология индоевропейских племен, кельтов, населивших
во второй половине I тысячелетия до н. э. Британские острова, центральную и западную
части территорий современной Европы, создавших один из трех значительных культурных
кругов — кельтскую культуру, которая существовала в Европе на протяжении последних
пяти веков до нашей эры, наряду с греческой и скифской. Друиды — кельтские жрецы, в
функции которых входили жертвоприношения, прорицания, врачевание и др. Согласно
греческому историку Страбону, жреческое сословие кельтов подразделялось на три
категории или прослойки — барды (см. примеч.415), филиды (см. примеч. 401) и друиды,
причем последние окружались наиболее высоким почетом, пользовались непререкаемым
нравственным авторитетом, обладали большой ученостью (занимались изучением природы,
философией). Новейшая этимология связывает название друидов с понятием
“наимудрейшие”. Начавшаяся в 432 г. христианизация Ирландии неизбежно вступила в
конфликт с друидизмом, окончательная победа над которым (во всяком случае в его прежних
институциональных формах) относится к 560-561 гг. — См.: Гальфрид Монмутский.
История бриттов. Жизнь Мерлина / Изд. подгот. А.С Бобович, А.Д. Михайлов, С-А. Ошеров.
М., 1984; Vries J. de. La religion des Celtes. Paris, 1963; Pigott S. The Druids. London, 1968.

C. 250

415 Барды — носители кельтской эпической традиции, народные исполнители эпических
произведений, непременные участники пиршественного застолья при дворах королей и
феодалов. Поскольку барды были не пророками и поэтами, а лишь исполнителями, их место
в кельтском жреческом сословии довольно скромное. В средние века профессиональные
барды обычно жили при дворах ирландских, шотландских,

- 385 -


уэльсских феодалов. Их существование не вступало в коллизию с начавшейся в V в. христианизацией Ирландии; с этого времени складываются школы бардов, сохранявшиеся до XVII в. Традиции поэзии бардов вызывали интерес поэтов предромантизма и романтизма, что отразилось в многочисленных подделках и подражаниях. — См. примеч. 62 к ст. 5; а также: Калыгин В. П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986; Ср. примеч. 401, 414.

416 Викинги — скандинавы, именовавшиеся в Западной Европе норманнами, на Руси —
варягами, в конце VIII — середине XI вв. осуществлявшие завоевательные походы на
европейские страны (в IX в. захватили северо-восточную Англию, в X в. -северную
Францию).

417 См. примеч. 152.

418 Гемар — автор хроники (ок. 1150) “Histoire des Angles” — “История англов”.

419 Вас — французский поэт XII в., хронист, автор стихотворного “Романа о Бруте” (1155)
— переложения латинской хроники Гальфрида Монмутского (см. примеч. 414). — См.:
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. С. 15-16, 29, 38-42 и др.

420 Москолудить (уст.) — шутить. Скиники (от гр. ακηνή сцена) — актеры.

421 Давид — иудейский царь (XI -X вв. до н. э.), библейский автор Псалтыри,
неоднократно упоминается в Библии как играющий на струнных инструментах (1 Цар. 18:10;
19:9), певец (2 Цар. 23: 1).

422 “Сказание о Соломоне и Морольфе” — древнееврейский апокриф, в средние века
подвергавшийся церковному осуждению. А.Н. Веселовский тщательно изучил
западноевропейские и славянские варианты этого сказания, и в 1872 г. защитил докторскую
диссертацию на тему “Славянские сказания о Соломоне и Китов расе и западные легенды о
Морольфе и Мерлине”, — См.: Веселовский А.Н. Собр. соч Т. 8. Вып. 2. Спб., 1921 (см. рец.
Ф.И. Буслаева в: Отчет о XVI присуждении наград графа Уварова. Спб., 1874. С. 24-66).

423 См.: Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975 (здесь же приводится библиография).
С. 253

424 См.: Ирландские легенды и сказки / Пер. Н. Шерешевской, М., 1960; Ирландские саги /
Пер., вступ. ст., коммент. А.А. Смирнова. М.; Л-, 1961.

С. 254

425 Бугге принадлежит теория, согласно которой древнескандинавская поэзия возникла из
античных и христианских источников. — См.: Bugge S. Studien ьber Entstehung der nordischen
Gцtter und Heldensagen. Mьnchen, 1889.

426 См. примеч. 30 к ст. 1.

427 Как указывает М.И. Стеблин-Каменский, слово “скальд” употреблялось в
древнеисландском языке совершенно не так, как слово “поэт” употребляется в современных
языках: оно означало лишь “автор данных стихов”. Примечательно, что слов со значением
“автор” или “сочинять” в древнеисландском не было, т.е. авторство осознавалось только в
отношении поэзии (притом скальдической), но не прозы. — См.: Стеблин-Каменский М.И.
Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 90-91.

428 См. примеч. 28, 29 к ст. 3.

429 Как раз поэзия скальдов знаменует собой “начальный этап в развитии осознанного
авторства в поэзии, тот этап, который А.Н. Веселовским был назван “пе-

- 386 -


реходом от певца к поэту” и который обычно ускользает от наблюдения историка литературы, поскольку относится к дописьменной эпохе. В этом смысле скальдическая поэзия весьма ценна для исследователя — она личная и дописьменная (древнейшие стихи сочинены в первой половине IX в., т.е. за четыре века до записи). Сущность же этапа перехода “от певца к поэту” в том, что “авторское самосознание еще не распространяется на произведение в целом”, но только на его форму. Отсюда ее гипертрофия, свидетельствующая об освобождении поэта от обязующей традиции, что в итоге приводит к скачку из неосознанного авторства в осознанное. — См.: Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 78-80. С. 255

430 Руническая азбука — совокупность графических изображений букв в древней
Скандинавии, возникшая не позднее II в. до н. э. у какого-то германского племени на основе
одного из южноевропейских алфавитов. В науке нет единства мнений по поводу места и
времени возникновения рунического алфавита, а также его основы. Различается старший
рунический алфавит, состоящий из 24 рун (футарк), и младший — 16 рун, пришедший ему
на смену в IX в. — См.: Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М.,
1979. С. 9-21.

С. 256

431 Кобольд — в германской мифологии гном, домовой.
С. 257

432 Миф о божественном происхождении поэзии А.Н. Веселовский пересказывает по
прозаической, или Снорриевой, Эдде. — См.: Младшая Эдда. С. 56-98. См. также:
Мелетинский Е.М. Мед поэзии // Мифы народов мира. Т. 2. С. 127-128.

433 Этимология имени Бодн неясна, этимология имени Сон — кровь. — См.: Стеблин-
Каменский М.И.
Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 87.

С. 258

434 В настоящее время общепринято объяснение латинского vates (прорицатель, пророк,
вдохновенный певец, поэт) от того же корня, который обозначал в древнеиндийском
“вдохновение поэта” и дал начало древнегерманскому имени бога Одина (ср. рус. вития —
поэт).

435 См.: Гомер. Одиссея. XI, 263-265.

436 Об этом повествует Пиндар в “Пифийских одах” (IV, 176), Эсхил в “Агамемноне”
(1629-1630), Еврипидв “Вакханках” (561 — след.) и др.

Date: 2015-09-05; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию