Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпические повторения как хронологический моментВпервые: ЖМНП. 1897. № 4. Ч. 310. Отд. 2. С. 271-305. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 86-129;ИП. С. 9 3-124. Печатается по: ИП- с незначительными сокращениями. С. 76 1 Наличие повторов в эпической поэзии побуждало ученых подыскивать различные мотивировки этого явления, связываемого ими с проблемой генезиса героического эпоса. Среди выдвинутых гипотез конца XVIII — начала XIX в. особую известность приобрела так называемая теория Вольфа — Лахманна, согласно которой эпопея складывается из отдельных песен, принадлежащих анонимным авторам. Если Ф.А. Вольф строил свою теорию на материале поэм Гомера (см. примеч. 21 к ст. 1), то К. Лахманн (1793-1851), продолжив эту работу, распространил данную точку зрения на “Песнь о Нибелунгах”, а Г. Парис — на французский эпос (см. примеч. 7 к ст. 1). По мнению Г. Париса, большие эпические поэмы являются соединением малых лиро-эпических песен, или кантилен. Отсюда еще одно наименование гипотезы Вольфа—Лахманна: “теория малых песен”; гипотезы Г. Париса и его школы: “теория кантилен”, или иначе — “традиционалистская теория” (в этом определении акцентируется учет национальной традиции в создании кантилен и литературной традиции в процессе складывания эпопеи). “Неотрадиционалистскую” интерпретацию происхождения эпоса представляет авторитетный филолог XX в. Рамон Менендес Пидаль (см.: Менендес - 326 - Пидаль Р. Избранные произведения. М, 1961). Для А.Н. Веселовского была прежде всего важна фольклорная традиция, прослеживаемая в эпике, что сближает его как с подходом Менендеса Пидаля, так и с теорией Парри-Лорда (признававших, впрочем, наличие фольклорных корней исключительно для эпоса, но не для письменной литературы). Последние, исходя из устной формы бытования эпоса с присущей ей техникой поэтической импровизации, разработали концепцию повторяющихся эпических “формул” (см.: Parry M. Les formules et la metrique d'Homere. Paris, 1928; Lord A.B. The singer of tales. Cambrige, 1968). “Традиционалистской теории” была противопоставлена “индивидуалистическая”, принадлежащая Ж. Бедье (см.: Bйdier J. Les lйgendes йpiques. Paris, 1907-1913. V. 1-4) и отстаивающая наличие индивидуального авторства эпопей, которые, таким образом,, создавались сознательно и единовременно, минуя стадию анонимных кантилен. См. также: Гринцер П.А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971. 2 Здесь содержится отклик А.Н. Веселовского, в частности, на работу П. Раина о С. 78 3 Жонглеры (фр. jongleur от лат. joculator — шутник, забавник) — бродячие певцы X-XIII 4 Интерполяция (лат. interpolatio — искажение) — произвольные словесные вставки в 5 Фарейские (фарерские, фэрейские) песни — средневековые эпические баллады с С. 80 6 Грёбер Макс Густав — немецкий филолог-романист, основатель “Zeitschrift fьr Диттология (от гр. διττός — удвоенный, двойной; ср. лат. dito — развивать, усложнять, расширять, обогащать) — синтаксическое нанизывание, соединение; полагалось этими учеными более примитивным, чем иерархическое подчинение, и отражающим более упрощенное мышление автора. С. 81 7 Первоначальная нерасчлененность, единое существование разных видов искусства — - 327 - 8 Дифирамб (гр. διθύραμβος — хвала, восхваление) — в древнегреческой литературе 9 Как указывает В.М. Жирмунский, этот пример вызывал сомнения ученых: латинский 10 Rondels (фр. мн. ч. от rondel; rond — круг) — твердая стихотворная форма, повторяются в конце второй строфы (АВва + авАВ), завершает последнюю, третью строфу опять начальная строка (авваА). 11 Viser (дат.; мн. ч. от vise) — виса, песня, народная баллада в скальдической поэзии, как 12 О календарных обрядах см. труд ученика А.Н. Веселовского: Аничков Е.В. Весенняя 13 Сапфо (Сафо; VH-VIBB. до н. э.) — древнегреческая поэтесса, в ее поэзии отражен, в 14 Катулл Гай Валерий (ок. 87 — ок. 54 до н. э.) — римский поэт, сознательно Гименей (или эпиталама) — стихотворное произведение в честь свадьбы, развившееся из народных обрядовых песен. Упоминаемое А.Н. Веселовским произведение Катулла, относящееся к этому жанру, построено на материале греческого обряда в форме диалога двух хоров — юношей и девушек. — См.: Катулл. Книга стихотворений / Изд. подгот. СВ. Шервинский, М.Л. Гаспаров. М., 1986. (ЛП). С. 43-46. С. 82 15 Древнеаттическая комедия (по Аттике — области Греции с центром в Афинах) — - 328 - европейской комедии. М., 1979; Фрейденберг ОМ. О древней комедии // Фрейденберг ОМ. Миф и литература древности. С. 282-300. 16 О погребальном обряде см., например: Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый 17 См. об этом: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: С. 83 18 “Фламенко” — старопровансальский роман в стихах XIII в., плод куртуазной культуры. 19 Как указывает В.М. Жирмунский, песня об “апрельской королеве” неоднократно С. 84 20 Амебейное пение (от гр. αμοιβατος — попеременный, поочередный, следующий один за 21 Антифоническое пение (от гр. αντυρωνία — разногласие, несогласие) — разновидность 22 Феценнины (или фесценнины; от названия этрусского города Фесцения) -в древнем 23 Квинт Гораций Флакк (65-8 до н.э.) — римский поэт, автор од, сатир, посланий. — См.: 24 Аттические сколии (от гр. σκολιός — кривой, лукавый) — импровизированные песни, 25 Пастурель (или пасторель; прованс. pastourelle — пастушка) — жанр трубадурской 26 Тенцона (или тенсона; прованс. tenzone от лат. tensio — прение, спор) — с XII в. жанр - 329 - жанра средневековых “диспутов” (см., например, примеч. 70, 76 к ст. 6) в тенцоне в диалог вступают не персонифицированные предметы, явления, а поэты. Общее строение тенцоны близко к амебейной композиции. 27 Рождественская мистерия — религиозный театральный жанр XIV-XVI вв., выросший 28 Буколики (от гр. βουκολικος — пастушеский) — жанр античной поэзии III в. до н. э. — V С. 87 29 Гномический (от гр. 7^М1? — мысль, воззрение) — поучительно-философский; гнома — жанр афористики, часто стихотворный, заключающий в себе краткое философское С. 88 30 Stef (исл.) — вставные предложения в средней части скальдической хвалебной песни Х- 31 Драпа — основная форма скальдической хвалебной песни, лишенная сюжета, прямой 32 Laisse, лесса — строфа в старофранцузском эпосе неустанавливаемого объема с С. 89 33 Косовская битва — решающее сражение между сербско-боснийскими войсками под 34 Потом в саду сел под сосной в тени И звать баронов на совет велит. — Песнь о Роланде // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о 35 Карл-император под сосной воссел. Сошлись к нему бароны на совет. — Песнь о Роланде. С. 32: Пер. Ю. Корнеева. 36 Псевдо-Турпин — автор “Истории Карла Великого и Роланда” (ок. 1165), именуемой С. 92 37 Анафора (гр. αναφορά— ссылка, сноска, сообщение) — повтор слова или группы слов в 38 Климакс (гр. κλιμαξ — лестница) — стилистическая фигура, основанная на 39 Палилогия (гр. πάλι — снова, опять, λογος— слово) — одна из риторических фигур, - 330 - 40 См.: Про Саловья Будимеровича // Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е изд. / Изд. подгот. А.П. Евгеньева, Б.Н. Путилов. М., 1977. (ЛП).С. 9-15. С. 93 41Доде Альфонс (1840-1897) — французский писатель. — См.: Доде А. Собр. соч. М., 1965. Т. 1-7. Д'Аннунцио Габриеле (1863-1938) — итальянский писатель. — См.: Д'Аннун-цио Г. Собр. соч. Спб., б.г. Т. 1-12. 42 Сита — в индуистской мифологии родившаяся из борозды и удочеренная царем Видехи С. 94 43 Финские руны — эпические песни, народные песни, включенные Э. Лённротом в С. 95 44 См. русский перевод А.И. Корсуна в: Старшая Эдда. С. 41-45. С. 96 45 Экзарх (тр. εξαρχος — глава жрецов при храме) — здесь в значении: зачинатель, 46 Сатура (лат. satura — смесь, всякая всячина) — римский литературный жанр II в. до н. 47 Lais (фр., мн. ч. от lai) — лэ, старофранцузский поэтический жанр, распространенный С. 97 48 “Aucassins et Nicolette”, “Окассен и Николетт” — французская повесть первой половины 49 Кувада (от фр. couvade — высиживание яиц) — обряд, описанный этнографами у - 331 - С. 99 50 “Энеиде” (20-19 до н. э.) — героическая поэма Вергилия (см. примеч. 28), являющаяся римской параллелью греческого эпоса. — См.: Вергилий. Буколики. Георгяки. Энеида / Вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М., 1979. С. 137-402.
|