Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности стиля мастеров Мирожского монастыря





На первый взгляд, роспись выглядит несколько провинциальной и перегруженной. Причина этого впечатления – многоярусность стенописи, избыточность сюжетов и фигур святых, некоторое пропорциональное несоответствие крупномасштабных композиций верхней зоны и уменьшенных регистров в нижних регистрах.

Однако это специфика заказа, арх.Нифонт стремился максимально полно и подробно изложить разработанную программу просвещения язычников и ответить на споры, возникшие в константинопле в сер12в.

 

Живопись выдает выучку первоклассных мастеров, имевших безусловно столичную, константинопольскую выучку:

- точное знание иконографии, которая во многих случаях находит прямые аналогии с мозаиками Сицилии.

-греческие надписи.

-владение принципами фризового построения композиции, где сцены переходят одна в другую без разграничений и при этом повествование не утрачивает ясности.

В работе прослеживается как минимум три руки, из которых ведущий – автор изображений в верхней зоне – определил общий художественный облик ансамбля.

 

Мирожские мастера используют поразительно богатую палитру, изысканные цветовые сочетания, напоминающие мазаики 12в.

Основу колоритаи составляет сочетание плотного и холодного ярко-голубого фона и малахитового позема, на которых яркими пятнами и силуэтами смотрятся изображения, написанные сильно разбеленными красками самых различных оттенков, в которых также абсолютно преобладают холодные тона.

 

Особенности в написании одежд: поверх локального цвета кладутся чистыми белилами высветления складок. Эти светящиеся цвета иногда чередуются с темными и синими одеждами, тогда поверх них чистым лазуритом написаны тонкие складки.

 

Нимбы также приобретают холодное звучание.

Примечательно, что красная охра, обычно составляющая основу колорита древнерусских фресок, как правило, сдвигающегося в сторону теплых тонов, в Мироже вообще отсутствует.

 

Крупные лики композиций сводов и парусов, купола выполнены в сложной многослойной технике, завершением которой становятся белильные высветления, которые рисуя конструкцию лика, отмечают наиболее его выпуклые части.

Но в это же время эти блики света – отражение божественного сияния, преобразующие плоть, лишает ее материальности, приближает к Богу.

К 12 веку эта тема божественного света становится одним из определяющих элементов всего изобразительного иск-ва.

В образах меньшего масштаба нет такой тщательной проработки. Это более легкое и экспрессивное письмо (лик арх.Гавриила)

Многочисленные белильные линии придают ликам аскетичный, несколько иссушенный облик. Выражение – самоуглубленное, отрешенное, вместе с тем духовно напряженное, что находит отражение в повышении экспрессии образов.

 

Роспись имела огромное влияние на последующее развитие иск-ва сев-зап. Руси как в отношении программных основ храмовой декорации, так в плане художественных принципов (возможно, та же артель расписала Ивановский мн-рь пскова; мартирьевскую паперть новгородского Соф. собора.

 

особенности:

· Догматической основой Мирожск фресок является тема соединения во Хр божественной и человеческой природы и Его Искупительный жертвы.

По оси восток – запад расположены 9 различных по своей иконографии изображений И.Х, которые раскрывают всю полноту ипостаси Бога-Сына:

Вознесение, Спас на убрусе, на чрепе, Спас Эммануил, композиция Преображения, Престол Уготованный, Спас на Престоле, 2композиция Евхаристии.

· Примечательно, что Сошествие во ад и Сретение находятся на противоположных стенах, таким образом, составляя единый тематический блок.

· Также соотносятся Успение и Рождество Хр. Представляют собой антитезу рождения во плоти и рождение после смерти для небесной жизни.

· апсиды жертвенника украшены циклами деяний Ин.Предтечи в подробном изложении.

 

Чрезвычайно насыщены сюжетами угловые компартименты, которые ради максимально подробного изложения выполнены в довольно мелком, иногда в буквально иконном масштабе:

· апсида дьяконника отведена под цикл деяний аристр.Михаила, где показаны как В.З так и Н.З сцены(чудо исцеления у источника Вифезде)

· юго-западный компартимент отведен под подробнейший цикл, посвященный Бг-це в 2ва регистра. Более 20 протоевангельских сцен - уникальное явление для византийской живописи! охватывает события от отвержения даров до Благовещения у колодца.

 

· северо-западный компартимент посвящен деянием ап-лов.

-в плохо сохранившемся нижнем регистре представлены сцены из жития св.Климента. Расположены в одном повествовательном ряду и показывают переемственность ап-кой миссии, которое через проповедь и служение Климента находит прямое продолжение в деятельности самого Нифонта, продолжающего просвещение язычников.

Фрески Мирожского со­бора, занимая в ряду этих ансамблей одно из центральных мест, приобретают, таким образом, ключевое значение для русской мо­нументальной живописи вплоть до рубежа ХII-ХIII столетий, посколь­ку оказываются первым на Руси фресковым ансамблем, где перед зрителем столь подробно раскрывается догмат о богочеловечестве Христа. дной из таких особенностей оказывается редкое число ангелов и их уникальная постановка. Ес­ли в большинстве византийских аналогов обычно изображается два, четыре, редко шесть летящих ангелов, то в Мироже славу с Христом несут восемь стоящих ангелов, показанных в динамичных позах, бо­лее напоминающих движение шага или даже танца. Сцена прониза­на духом радостного прославления и триумфа, и ей очень близки слова Иоанна Златоуста из уже цитировавшегося Слова на Возне­сение: "Ныне ангелы получили то, чего давно желали; <...> узрели наше естество блистающим на престоле царском, сияющим славою и красотою бессмертною <...> Хотя наша честь и превзошла их честь, однако они радуются нашим благам".

44. Кон 11 –нач12 -интенсивная богословская полемика в Византии. Кульминацией полемики стали соборы 1156-57 и 1167-68г.

1. на античную философию

2. партия православных. оппоненты православия, пытаясь дать рационалистическое объяснение евхаристическому чуду, по существу отрицали догмат о реальности Воплощения Б и ипостасном соединении во Хр божественной и человеческой природы.

Именно утверждение этого догмата христианской веры стало лейтмотивом центральных ансамблей византийской монументальной живописи сер.12в.

Нифонт дает яркий ответ на спор - фрески Мирожского собора тоже занимают одно из важных мест в утверждении этого догмата.

· Догматической основой Мирожск фресок является тема соединения во Хр божественной и человеческой природы и Его Искупительный жертвы.

По оси восток – запад расположены 9 различных по своей иконографии изображений И.Х, которые раскрывают всю полноту ипостаси Бога-Сына:

-Вознесение (Имеет ряд особенностей, которые будут повторены позднее в купольных композициях 12в:

- славу со Хр несут 8 стоящих ангелов (если в визнт памятниках это 2, 4, реже 6)

Сонм ангелов в танце – сцена пронизана духом радостного триумфа,

иллюстрация слов Ин.Златоуста, уникальное для Византии решение.

В этом событии окончательно утверждается реальность соединения во Хр божественной и человеческой природы, вознесения распятого и воскресшего Хр на небо во плоти. Является завершением искупительной жертвы и торжеством его Богочеловеческой миссии.

 

-Спас на убрусе

-Спас на чрепе (призваны показать реальность Боговоплощения, когда образ Хр отпечатывается даже в неживой материи, преобразуя и оживляя ее)

-Спас Эммануил образ жертвы

-композиция Преображения (в своде алтаря, этот сюжет подчеркивает

божественную сущность Хр, которая впервые была явлена ап на Фаворе)

-престол уготованный (Жертвенная символика алтарной композиции сосредоточена в медальоне над фигурой Хр с изображением «Этимасии», престола уготованного – образ Троицы, где подчеркнута жертвенность Бога-Сына)

 

-Спас на престоле (деисус в конхе алтаря, с восседающим на троне Хр. Здесь Хр – не только Судия, но и Жертва, принесенная во искупление человеческих грехов. (это акцентировано различными иконографическими деталями – плат на престоле)

-

-композиция Евхаристии

· Иоаким и Анна – тема Воплощения, указания на человеческую природу Хр.

· тема искупительной жертвы определяет содержание росписи сводов и люнетов, где в хронологической последовательности представлены события от Сретения до Сошествия во ад, причем значительная часть сцен этого цикла отведена под события страстной седмицы – Вход в Иер, Т.Вечерю, Омовение ног, Распятие, Оплакивание.

-Малый страстной цикл: также продолжает тему страстей Хр(события взятия под стражу, допрос Синедриона и уПилата; явления Хр по Воскресении).

-нижний регистр посвящен чудесам Хр, 14 сцен, где преобладают сцены исцелений и воскрешений.

-2 регистра святых: мученики-воины, целители, диаконы, пресвитеры, крупные изображения Преподобных.

· Примечательно, что Сошествие во ад и Сретение находятся на противоположных стенах, таким образом, составляя единый тематический блок.

· Также соотносятся Успение и Рождество Хр. Представляют собой антитезу рождения во плоти и рождение после смерти для небесной жизни.

· северо-западный компартимент посвящен деянием ап-лов.

-в плохо сохранившемся нижнем регистре представлены сцены из жития св.Климента. Расположены в одном повествовательном ряду и показывают переемственность ап-кой миссии, которое через проповедь и служение Климента находит прямое продолжение в деятельности самого Нифонта, продолжающего просвещение язычников.

 

 

· Ладога

в куполе – Вознесение. Опять прослеживается обыгрывание споров, существовавших в византии в 12в. В этом событии окончательно утверждается реальность соединения во Хр божественной и человеческой природы, вознесения распятого и воскресшего Хр на небо во плоти. Является завершением искупительной жертвы и торжеством его Богочеловеческой миссии.

-8 танцующих ангелов – триумф Хр.

-ниже изображение Б-цы и архангелов в окружении апостолов.

· Нередица

в куполе Вознесение - тема второго пришествия; др смысл – реальность Вознесения Богочеловека Хр.

Слова И.Зл об ангелах, радующихся Вознесению

Фигуры приземисты, пропорции искажены, выразительность лица – все крупное, гипертрофированно крупное.

 

45. Один из самых маленьких храмов новгородской земли. Здесь существовала древняя крепость, храм был «втиснут» в стены – плохое освещение, мастера приспосабливаются к этой проблеме.

 

Здесь прослеживается ориентация на программу росписей мирожского собора. Прослеживается как минимум 2руки: 1худ-классично, 2худ-искажение формы(ап.Фома)

 

• в куполе – Вознесение. Опять прослеживается обыгрывание споров, существовавших в византии в 12в. В этом событии окончательно утверждается реальность соединения во Хр божественной и человеческой природы, вознесения распятого и воскресшего Хр на небо во плоти. Является завершением искупительной жертвы и торжеством его Богочеловеческой миссии.

 

8 танцующих ангелов – триумф Хр.

 

--ниже изображение Б-цы и архангелов в окружении апостолов.

 

• пророки в арочках. Давид и Соломон – строители храма, особая роль выделение их.

•алтарь:

--видимо, была изображена Бг-рь на троне, Евхаристия

--сохранилась служба св. Отцов (помимо традиционной фигуры Вас.Вел, введено изображение Климента Римского)

--медальоны (чередование фона – красного и синего)

 

•жертвенник: крест, монументальная полуфигура архангела, ниже располагались сцены, посвященные Бг-це. Сохранилась сцена “Жертвоприношение Иоакима и Анны”. Белый фон.

• дьяконник: фрагмент креста, монументальная полуфигура архангела, ниже располагались сцены, посвященные патрону храма Св.георгию (“чудо св.Георгия о змии” – иллюстрация апокрифа: Елисава ведет змия на веревочке; главное не сила оружия, а сила молитвы. Хвост узлом – знак смирения страстей), неизвестные святители, свт.Анфим, изображение воинов: муч.Евстафий, Христофор, Савва Стратилаг.

•Проемы арок также занимали фигуры или бюсты святых.

 

•Западный объем под хорами отводился под многочисленные сцены “Страшного Суда” от которого сохранилось центральная часть с фигурами восседающих на тронах ап-лов.

 

Особенности росписи:

--повествовательный цикл сильно сокращен ради сохранения масштабной соразмерности живописи с архитектурой

--масштабные градации соответствуют делению храма на три литургических пространства: алтарь, наос и помещение под хорами.

По мере подхода к “Святому Святых” изображения становятся крупнее, по мере удаления от алтаря горний мир отдаляется и масштаб изображений уменьшается.

--орнамент отличается разнообразием и богатством мотивов – призваны обозначить конструктивный каркас храма, придавая структурную напряженность и выразительность всей росписи (многочисленные арочные обрамления)

--колорит облегченный, пастельный – при небольшом обьеме храма верное решение, живопись смотрится легкой и светлой.

Росписи дьяконника, жертвенника и объема под хорами имели белый фон; в остальных - голубой. Благодаря чередованию цвета фона роспись преобретает еще более ясное архитектоническое звучание.

46. 1161г – можно датировать роспись

Локально расположена в 3х местах:

-Центр

-келья Ефросиньи

-полуподъем к хорам

 

• купол:

-Вознесение.

мощные подпружные арки, маленькие своды – таким образом живопись купольного Вознесения имеет нестандартное построение:

Хр сопровождаетя всего 2 ангелами, ап-лы объединены в 2группы сходятся к Бг-ри, которая представлена в сопровождении 2-х архангелов.

•в простенках барабана восемь пр-ков, попарно беседующих.

- полоса с орнаментом (т.к. с наружи проходит ярус с какошниками – барабан повышен)

•в парусах – ев-ты (чувствуется в изображениях использование миниатюр) Образ начинает приобретать плоть.

•алтарное пространство:

-фигура Бг-ри. Самое крупное изображение.

-причащение ап-лов слева – вином, справа – хлебом (зеркальное)

Склонение фигур к центральной части, на престоле изображен крест.

-святительский чин.

Хр.Иерей (//Нередица, горнее место)

Среди святителей – Епифаний Кипрский (//София Киеская)

•над алтарной аркой – Хр на троне

•алтарная арка:

-в своде спас Нерукотворный

-на склонах арки Иоаким и анна (вторые по размерам)

-первосвященники

•в подпружных арках изображения ангелов

•алтарные столпы, зап грани:

-Благовещение (//Златоверх мн-рь Бг-ца на фоне града – литургический момент)

-ниже Сретение. Впервые разделено на две части(//с Благовещ) в алтарном пространстве – тема страдания, 2-х заветов

Младенец изображен над Царскими вратами – в центре оказывается реальный престол (Хр Иерей, Агнец, Жертва)

Образ Иосифа приближен к нерези.

•северный люнет – Распятие

напротив – сошествие во ад (окошко над композициями)

•средний регистр:

Воскрешение Лазаря и Вход (выезжают из жертвенника - //Великий вход)

Под Входом - Успение

4 евнг цикла – брак в канне. призвание закхея. исцеление прокаженного. исцеление

изображения святых

-в южной части подкуп креста – врачи-бессребренники Иоан, Ермолай.

Св.врач бессеребренник (Св.Мокий). Роспись западного рукава подкупольного креста.

Св. мч. Никита. Роспись западного рукава подкупольного креста. Деталь.

Прп. Макарий (Онуфрий?) Роспись юго-западного столба.

Неизвестный преподобный. Роспись северной стены.

портреты св жен: Ефросинья Александрийская.

 

•нартекс: композиция страшного суда

•молельня:

-Распятие

-Деисус – поминальный хар-р

-ктиторский портрет

 

Живопись тяготеет к монументализации формы, увеличению масштаба изображений, что в интерьере маленькой церкви, придает фигурам эпическое звучание. в то же время, усложненная постановка фигур, особенно пророков барабана, буквально втиснутых в узкие простенки и потому представленных с удлиненными пропорциями и в сложных поворотах – выдают изысканность позднекомниновского иск-ва.

монументализация, скульпткрная односложность в ликах, где мощные высветления, положенные широкими мазками, вместе с тенями и румянами создают эмоционально напряженные и пластически выразительные образы. Св.жены написаны более мягко, напоминают образы раннего 12в.

 

52. Фрески исполнены столичного духа. Посвящение храма двум вселенским святителям – Афанасию и Кириллу Александрийским – предопределило лейтмотив всей росписи, в главных сюжетах которой утверждается идея переемственности апостольского и святительского служения. Имено изображения ап и святителей превалируют над всеми др изображениями.

В куполе видим тему небесной литургии.

--в простенках барабана 12ап-лов – облаченные в ап-кие одежды, с Евангелиями и свитками в руках; на некоторых из них одеты омофоры(ориентация на Софию киевскую) – (Нередица: Тимофей, Икаков – тоже со свят омофоре), один из них со свитком др с кодексом – как учредители поместных церквей; тема Церкви.

 

 

экклезиологическая тема и тема литургии – главная ось.

 

Можно утверждать, что перед нами 12 учеников Хр, фигура которого была изображена в куполе. Идея священной церковной иерархии выражена здесь: Хр передает власть своим ученикам, а ап символизируют основание Вселенской церкви.

 

--алтарная зона практически полностью посвящена святителям.

«Служба святых отцов» ниже которой в медальонах также изображен сомн святителей. служба святых отцов, совмещенный чин – центральные фигуры изображены фронтально (//Ладукиры, единственный виз памятник) (впервые служба св.Отцов возникает в Ладоге в Успенском соборе)

 

--Весь объем диаконника отведен под житийный цикл патронов храма Св.Афанасия и Кирилла

--в жертвеннике в несколько регистров представлены святители, причем акцент поставлен на епископах, чье служение было связано со славянскими землями(напр епископы фессалоник)

Таким образом показывается не только переемственность апостольства и священства, но и, более конкретно, выделяется значение Русской Церкви как часть Вселенской Христовой Ц. --завершающим акцентом этой насыщенной программы являются фигуры первоапостолов Петра и Павла в нижнем регистре на алтарных столбах; они фланкируют вход в Святое Святых.

 

55. Традиция посвящения дьяконника ин.Предтече начинается со Студийского мн-ря.

Глава Ин.Предтечи находилась В Студийском мн-ре, а именно в дьяконнике. Предтеча – дьякон при Хр

--ц.Рождества Б-цы Антоньева мн-ря:

Был цикл из 15 сцен; до нас дошли «Пир Ирода», «Поднесение главы иродиаде», фрагменты 2х обретений.

 

--ц.Благовещения в Аркажах:

Цикл жития Ин.Предтечи в дьяконнике – акцент на повествовательности, 4 регистра. Сохранились лишь нижние ряды, но они поражают подробностью повествования.

Верхние сцены вероятнее всего были отведены проповеди Ин и встрече Предтечи и Хр.

2ва нижних регистра подробно излагают историю мученической кончины Ин и самый подробный цикл –

историю 3-х обретений его главы.-образ Оранты. –7 ефесских спящих отроков, Ефес город Успения Бг-цы.

жертвенник:

--- В Кирилловской ц: более 30 фигур святителей, был какой-то цикл, посвященный 10-нной церкви. Есть предположение, что был посвящен клименту.

59. При митр.Максиме, в 1280х годах на Руси возобновляется строительство храмов из камня.

выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году(при сыне Александра Невского), церковь Николы на Липне свидетельствует о том, что попытки переосмыслить старую схему церковного здания, намеченные строителями церкви Параскевы-Пятницы и особенно церкви Рождества богородицы Перынского скита, нашли свое дальнейшее развитие в конце XIII века.

стала исходной точкой развития новгородской храмовой архитектуры 14—15 столетий.

Исходя из старой композиции кубической, монументальной, четырехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие окончательно отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия.

Ок 1294г расписывается ц.Николы на о.Липно близ Новгорода.

не могло быть в это время опытных фрескистов(перерыв в несколько десятилетий)

Приглашенным могли помогать местные живописцы.

появляется стенка и окна - тема света, обыгрывается

В программе росписей и в стиле присутствуют новшества.

Поскольку у строивш в 13в новгородск храмов апсида стала невысокой, то появилась большая поверхность восточной стены, над апсидой.

-Эта плоскость занята 2новозаветными сценами: "Преображением" и "Сошествием св.Духа на ап", раскрывающими божественную сущность Спасителя и благодать, получаемую ап.

-Пантократор с ангелами

-в барабане - пророки

-паруса - ев-ты, между процветший крест

-подпр арки - пророки, в центре деисис

-апсиды:

БМ Знамение, ниже Евхар

-фронтальный святит чин

сошествие свят духа - в композиции с окном

Преображение

Лазарь -сошествие во ад - тема воскресения

-На восточных столбах располагалось композиция «Благовещение», над входом в диаконник сюжет «Три отрока в пещи огненной" Троица ВЗ - тема Троицы.

на стенах - Флор и Лавр

тема жертвы, срет, вход в Иер

жертвенник: БМ Оранта

дьяконник: И.Богослов, кн.Владимир(?)

сев стена: страстной цикл

южн люнет - вход в Иер-м

зап - моление о чаше

на зап стене: Вознесение, Страшный суд

херувимы - выше алтарной преграды

Удлиненные пропорции достаточно подвижных фигур, свободно падающие складки легких одежд

в изображениях отдельно стоящих фигур, плохо сохранившихся в алтарной части храма, с очевидностью выступают более архаические черты, связывающие фресковую роспись церкви Николы на Липне с новгородской живописью домонгольского периода. Эти композиции хоть и опираются на комниновскую основу, но при этом художник прибегает к обобщению контуров и форм.

другие сцены - отличаются короткими, приземистыми и угловатыми фигурами, отличаются упрощением и примитивизацией приемов

одна из фигур в вост части - кн.Владимир(?) - тогда это самое раннее его изображение

(его почитание в Новгороде развивалось в 13в в связи с повышенным вниманием Руси к национальному прошлому.

62. 1 пол14 века - время поисков: з типа храма

---1) тип храма с позакомарным покрытием (Церковь Федора Стратилата на Щиркове улице сооружена в 1292-1294 гг)

-ц Преображения в Ковалеве 1345г, построена на средства купца Жабина: заком покр, одна апсида др спрятаны в боковых(12в), притворы разной формы (14в),

!закладные кресты, пятиугольное окошко готич формы

 

Этот тип не пойдет во 2пол 14в. Но всплывет в эпоху Епифания)

---2) тип храма с одной апсидой и 3х-лопостным завершением.

-ц Николы на Липне в 1292 году(при сыне Александра Невского)

-ц Михаила Арх на сковор мн-ре (на уровне арх, напоминал ц Успения на волотовом поле; готический момент - круглое окно)

-ц Знамения на Ильине и Редятице (на уровне арх)

-ц Успения на Волотовом поле

нет боковых лопаток, кладка: булыжный камень и плита, есть притвор, зап столбы внизу - круглые, вверху - квадратные (//ц.Благовещ на Городище 14в -относ к 1 типу + Псков)

в нишах предполагается, что располагалась фресковая живопись

окошечко с готическим порталом

кирпич с изображением вёлельной лодки - как молитва путишествующих или по прибытию

---3) храм с восьмискатным покрытием

-ц.Николы Белого: многолопостное завершение, ползучие арки,

!!!! впервые фиксируются готические моменты и портал, имеющий готическую форму

-ц Параскеевы Пятницы на Торгу

-ц в Изборске

---4) особый тип храма, момент базиликальности

-Ц Арх Михаила с переходом в цБлаговещения

церкви Михаила, созданной в 1300 - 1302 годах и заново перестроенной на старой основе в 1454 году, в результате капитальной переделки ХIХ века сохранились лишь незначительные фрагменты нижних частей стен и фундаменты. Древний архитектурный облик ее почти неуловим.Церковь Благовещения сохранилась несколько лучше. Возведенная первоначально в 1362 году, она была заново перестроена в 1466 году и, судя по декору южного фасада, еще раз в ХVI веке. Именно в это время на южном фасаде могли появиться и поясок из пятиугольных плоских нишек, и простейший карниз, отмечающий уровень церковного подклета. По-видимому, и кирпичный переход с восьмигранной колокольней над ним сооружены в это же время.

-ц Феодора Стратилата на ручью

В 1360 году новгородский посадник Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь Федора Стратилата.

!фасад: круглые окошки, на барабане - круглые ниши - готическая традиция (\\страны Балтики)

апсида: двойная аркада, впервые можно говорить о тягах -> валиковый декор

в центре каждого фасада - рельефный крест(\\Смоленск и др)

таким образом создается принципиально новый архитектурный ансамбль с использованием 2х направлений. Складывается одномоментно

бегунец на главе

-ц Спаса Преображения на Ильине улице, 1374г

26м - высота, большой подкупольный квадрат, 4х столпный, одноапсидный, угловые компортименты, лестница в толще стены, восьмискатное покрытие, был с зап части притвор, многолопостное завершение

южн фасад - остатки фресок Одигитрии и др чтимого образа

ассиметрия фасадов

Смирнова видит тему света - световая иерархия

3ри окна между ними ниши и все под бровкой (напомин хр Василия в Обруче, Усп собор киев-печ лавры, златоверхий)

ниши с разными завершениями

валиковый декор

закладные кресты по низу фасадов

готические кресты

много готич моментов

-ц Петра и Павла в Кожевниках, 1407г

4х столпный, одноглавый, одноапсидный (очень скромная, бегунец у завершения)

портал стрельчатый

щелевидное окошечко (13в - тема борьбы, бойницы)

-наружная фреска Петр и Павел

голгофа

лестница не в толще, а отдельная

 

Примеры массового строительства:

-ц Иоанна Богосл на Витке (3 тип), в основном декор на южн стороне

-ц Власия 1407г, еще более скромн декор

-ц Ин Милостивого на мячине. 1421г

распространение общежитного устава -поэтому ц с трапезной

живопись активно выходит на площадь стены

63. Во второй половине 14 века складывается классический тип новгородского храма, представленный двумя боярскими постройками: церковью Федора Стратилата на Ручье (1360) и церковью Спаса на Ильине улице (1374).

Внутреннее пространство церкви Федора Стратилата характеризуется широкой расстановкой столбов. В то же время в церкви возрождаются обширные хоры на каменных сводах. В стенах храма появляются тайники для хранения казны строителя - посадника Семена. Но наиболее значительно изменение наружного облика здания. Первоначально храм имел криволинейное завершение фасадов и соответствующее покрытие. Вероятно, сложность и непрактичность подобного покрытия привели в дальнейшем к его замене на простую прямолинейную кровлю на восемь скатов, или на четыре “щипца”. Переход к “щипцу” в то же время сближал каменный храм с деревянными постройками с их прямолинейными кровлями. На фасадах появляются разнообразные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочек и нишек - на барабане, вертикальные тяги с аркатурой - на апсиде, “бровки” - над стрельчатыми завершениями окон.

В церкви Спаса на Ильине улице при общем сходстве композиций с церковью Федора Стратилата декорация фасадов еще больше обогащается введением различных розеток, поясков, вставных каменных крестов. Если ранее зодчество Новгорода 12 -13 веков характеризовалось суровой простотой, то в 14 веке, в пору расцвета новгородской культуры, архитектурное творчество значительно оживляется.

Памятники Новгорода конца 14 и начала 15 веков, повторяя и упрощая найденные в храмах Спаса на Ильине улице (1374) и Федора Стратилата на Ручье (1360) решения, не дают ничего принципиально нового. Следует отметить очень стройную по своим пропорциям церковь Иоана Богослова в Радоковицах (1384)

65. Псков - близко к западу, постоянная борьба; упор на оборонительную арх-ру

чисто каменные сооружения

Псков воспринял Виз стиль, заимствования из Новг и сохранил местн традиции

Ин мн-рь и Мирож - 2постройки 12в

3 постройки 13-14вв

14-15вв - золотое время ничего не сохран

2 пол 15в - несколько каменных

16в - много каменных

С 1136года прерывается великокняжеское строительство в Новгороде и начинается строительство в Пскове. Продолжается строительство с возвращением в Новгород Нифонта(1131-1156).

в ЭТО ВРЕМЯ Псков и Старая Ладога представлял из себя оплот язычества, двоеверия.

Нифонт по каким-то причинам не может начать строительство с центра – с кремля, выбирает окраины и строит монастыри – Мирожский и Иановский.

Особенностью псковской ситуации было то, что он не имел собственного князя. И благодаря такой ситуации он его получает, правда Всеволод Мстиславович правил очень мало – всего 4 месяца. Он становится небесным покровителем Пскова.

До этого каменного строительства в Пскове не было.

 

Кремль:

особенность - учитывалась местность города

2 стены

была колокольня

довмонтов город - пристройка с юга 2пол 13в

здесь было до 30 церквей, они теснились друг к другу

план довм города:

-хр.Покрова

-ц.Георгия

-ц.Тимофея

-ц.Кирилла на Гребле

посадник Борис строит старое застенье

в 1375г - новое застенье, площадь 4,3км и 9 башен (по р.Зрачке)

80г 15в - окольный город(пересекает р.Пскову): средн толщина 4-5м, длина 9км, 39 башен - самая крупная крепость в Европе

 

----Изборская крепость 14в

1303 - дерев, 1330 - кам креп

стена в несколько слоев: на приступе - 3 слоя, ост 2

крепость комбинированного типа: дерево+камень

2 захаба - Захаб - длинный узкий про­езд вдоль крепостной стены от башни Темнушка и защитной стеной, идущей параллельно основной стене крепости.: Талавский, никольский

украшение на стене - крест

В плане крепость представляет собой неправильный треугольник со скругленными углами. Обращенная на запад «приступная» стена имеет форму выпуклой дуги. Площадь территории, огороженной крепостными стенами, составила 2.4 гектар, общая протяженность каменных стен доходила до 850 метров, толщина стен до 3 метров. Неприступные стены стали складывать в 14 веке из местной известняковой плиты, которой изобилуют окрестности Изборска. По верху стены шла защищенная боевая площадка. Внутри крепости было много гражданских построек: большой двор наместника, казенная и судебные избы, амбары и погреба. Там же располагались и осадные избы, в которых во время осады крепости жили укрывшиеся за стенами жители посада. Въезд в крепость осуществлялся через Никольские ворота и захаб. Захаб - длинный узкий про­езд вдоль крепостной стены от башни Темнушка и защитной стеной, идущей параллельно основной стене крепости. Именно Никольский захаб был основной целью врагов, осаждавших крепость. Сюда были направлены основные удары штурмующих. Но главный въезд в крепость был хорошо защищен. Захаб имел двое ворот, окованных железом и оснащенных опускаемыми металлическими решетками. Даже если неприятель прорывался через первые ворота, он попадал в узкий коридор между двумя стенами, метко прозванный "потоком смерти", ибо сверху со стен на рвущихся врагов сыпалась туча стрел, камней, ядер, лилась горячая смола и кипящее масло, - шансов спастись из такого потока практически не было. До нашего времени дошла лишь арка вторых, внутренних, ворот захаба, и сейчас поражающая своей массивностью и непробиваемостью. Башни крепости в основном круглые, надвратные башни были квадратными. Сегодня можно осмотреть башни: древнейшую Луковку, Талавскую, Вышку, Рябиновку, Темнушку, Колокольную. Башня Луковка Луковка—самая древняя башня крепости и самая таинственная. Это башня— донжон— крепость в крепости, последнее убежище в случае захвата города врагами. Когда-то она служила арсеналом и имела пороховой погреб, перекрытый каменным сводом. В арсенал «палату казенную» вел арочный проем, сохранившийся донаших дней. Сейчас на этой башне сооружена смотровая площадка, с которой открывается живописнейший вид на озеро и окрестности Изборска. Башня «Вышка» Башня «Вышка» - самая мощная башня крепости. Сегодня ее высота достигает 19 метров, но несколько веков назад она была гораздо выше. Её венчала высокая деревянная сторожевая вышка, на которой изборяне несли постоянный дозор. Так башня и получила свое название. От других башня отличается и оригинальными выложенными из камня украшениями наружной стены в виде линейного орнамента «бегунца» и старинных крестов в верхней части. Другие три креста выложены были в 15 веке на участке стены между башнями Рябиновка и Вышка. Считается, что кресты-обереги были призваны охранять крепость от неприятеля. Башни «Рябиновка» и «Темнушка» Эти две башни, издалека очень похожие друг на друга, прикрывают западную часть стены, самое опасное направление – «с поля». Основной удар врага приходился именно на них. Башня «Колокольная» До 19 века на башне высилась колокольня. На ней висел сполошный колокол, тревожный гул которого извещал жителей окрестных поселений о приближающемся неприятеле.

Date: 2015-09-05; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию