Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительно-выразительные средства языка





Тропы – слова и выражения, используемые автором текста

в переносном значении (лексические средства выразительности)

Перечень тропов Значение термина Пример
ГипЕрбола Средство художествен­ного изображения, осно­ванное на преувеличении В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
ГротЕск Предельное преувеличе­ние, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина
ИрОния Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов)
ЛитОта Средство художествен­ного изо -бражения, осно­ванное на преумень -шении (в противоположность гиперболе) Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь)
Метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по кон­трасту. Иногда всё стихо­творение представляет собой развёрнутый поэти­ческий образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин) Какая- нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.
ЭпИтет Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Сквозь волнистыетуманы пробирается луна, на печальныеполяны льёт печальносвет она. (А.С. Пушкин)
МетонИмия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изобража­ются с помощью других слов или понятий. Например, название про­фессии заменено назва­нием орудия деятель­ности. Много примеров: перенос с сосуда на со­держимое, с человека — на его одежду, с населённого пункта — на жителей, с организации — на участ­ников, с автора — на про­изведения. Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А. Пушкин)
Олицетворе- ние Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям. Очём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев)
ПерифрАз (или перифраза) Один из тропов, в ко­тором название пред­мета, человека, явле­ния заменяется указа­нием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобра­зительность речи. Царь зверей (вместо лев)
СинЕкдоха Вид метонимии, состо­ящий в перенесении значения одного пред­мета на другой по приз­наку количественного между ними отноше­ния: часть вместо цело­го; целое в значении части; единственное число в значении мно­жественного; замена числа множеством; за­мена видового понятия родовым Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин); Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)

 

Фигуры речи -особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность

Фигура Значение термина Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин)
 
Эпифора Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов)
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на упот- реблении антонимов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н. Некрасов)
 
Градация Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального) Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)
Инверсия Обратный порядок слов Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин)
Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить! (А. Блок)
Экспрессив- ный повтор Усиление передаваемых чувств путем их повторения. Не дай вам Бог узнать, что такое одинокая старость. Не дай Бог.   Ну что за шейка, что за глазки!
Оксюморон Сочетание противо­положных по значе­нию слов, не сочета­ющихся друг с другом «Мёртвые души», «Живой труп»
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использу­ющиеся для усиления выразительности ре­чи. Риторический во­прос задаётся не с це­лью получить на него ответ, а для эмоцио­нального воздействия на читателя. Воскли­цания и обращения усиливают эмоциона­льное восприятие А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов... (М. Лермонтов)
Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заключа­ющийся в сходном по­строении предложе­ний, строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов)
Однородные члены предложения Перечисляемые действия, предметы, признаки. Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький)
* Умолчание Фигура, предоставля­ющая слушателю са­мому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезап­но прерванном вы­сказывании Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов)
* Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основан­ная на пропуске од­ного из членов пред­ложения, легко вос­станавливаемого по смыслу Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы иплу­ги. (В. Жуковский)

Date: 2015-09-05; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию