Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы – слова и выражения, используемые автором текста
в переносном значении (лексические средства выразительности)
Перечень тропов
| Значение термина
| Пример
| ГипЕрбола
| Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
| В сто сорок солнц закат пылал.
(В. Маяковский)
| ГротЕск
| Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
| Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина
| ИрОния
| Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
| Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
(И. Крылов)
| ЛитОта
| Средство художественного изо -бражения, основанное на преумень -шении (в противоположность гиперболе)
| Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь)
| Метафора
| Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
| Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)
Какая- нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.
| ЭпИтет
| Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.
| Сквозь волнистыетуманы пробирается луна, на печальныеполяны льёт печальносвет она.
(А.С. Пушкин)
| МетонИмия
| Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека — на его одежду, с населённого пункта — на жителей, с организации — на участников, с автора — на произведения.
| Когда же берег ада
Навек меня возьмёт,
Когда навек уснёт
Перо, моя отрада...
(А. Пушкин)
| Олицетворе-
ние
| Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
| Очём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев)
| ПерифрАз (или перифраза)
| Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
| Царь зверей (вместо лев)
| СинЕкдоха
| Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении множественного; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
| Все флаги в гости будут к нам
(А. Пушкин);
Швед, русский колет, рубит, режет.
(А. Пушкин)
| Сравнение
| Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
| Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)
|
Фигуры речи -особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
Фигура
| Значение термина
| Пример
| Анафора
(или
единоначатие)
| Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
| Люблю тебя,
Петра творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид...
(А. Пушкин)
|
| Эпифора
| Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций
| Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов)
| Антитеза
| Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на упот-
реблении антонимов.
| Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
(Н. Некрасов)
|
| Градация
| Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального)
| Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
| Инверсия
| Обратный порядок слов
| Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
(А. Пушкин)
| Лексический
повтор
| Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
| Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
Буйну голову сложить!
(А. Блок)
| Экспрессив- ный повтор
| Усиление передаваемых чувств путем их повторения.
| Не дай вам Бог узнать, что такое одинокая старость. Не дай Бог.
Ну что за шейка, что за глазки!
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
| «Мёртвые души», «Живой труп»
| Риторический вопрос, восклицание, обращение
| Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
| А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов...
(М. Лермонтов)
| Синтаксический параллелизм
| Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
| Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов)
| Однородные члены предложения
| Перечисляемые действия, предметы, признаки.
| Были это весёлые, сильные и смелые люди!
(М. Горький)
| * Умолчание
| Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании
| Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен. (М. Лермонтов)
| * Эллипсис
| Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
| Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы иплуги.
(В. Жуковский)
|
|