Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студент группы АРХ-111 Акиничева Екатерина Николаевна

Сюрреализм в архитектуре

Научный руководитель: Бирюкова Е.Е. (к.ф.н., доцент кафедры архитектура)

Ключевые слова: архитектура, сюрреализм, деконструктивизм, модернизм, современное искусство

В данной статье рассматривается возможность существования сюрреалистической архитектуры и непосредственная реализация уникальных архитектурных объектов.

This article discusses the possibility of surreal architecture and direct implementation of unique architectural objects.

Как выглядит привычный город в глазах обывателя? массивы строений мало чем отличающихся друг от друга. В силуэтах построек предугадывается их функциональное назначение. Такая обстановка кажется весьма угрюмой, поэтому задачей архитектора становится заставить человека воспринимать объемы построек несколько иначе, заставить человека думать шире и безграничнее. Постройка сюрреалистических зданий однозначно будет притягивать людей, однако человек привык относиться к зданиям с потребительским образом, но может ли сюрреалистическое здание удовлетворить человеческую потребность в комфорте?

В целом по сюрреалистическому формообразованию написано множество статей в различных тематических журналах таких как: "Architectural design" и "Логос". Так же в этой статье использованы материалы научных статей и монографий таких великих мастеров деконструктивизма как: Питера Айзенмана, Фрэнка Гери и Генри Фостера[6,10,12].

Для наиболее ясного понимания статьи приведены пояснения к основным терминам:

Сюрреализм (фр. surrealisme – сверхреализм) – художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Сюрреализм базируется на вере в высшую реальность произвольных ассоциаций (ср. парасемантика), во всемогущество сновидения и в незаинтересованную игру мысли, что ведет к постоянной деструкции всех физических механизмов и этических кодексов и их решительной замене в принципиальных жизненных проблемах. [9]

Деконструктивизм - стиль, направление в архитектуре 1980-х годов, развитие пост модерновой архитектуры, этот стиль характерен своей фрагментарностью, необычными интересными манипуляциями с поверхностью, непрямолинейными формами. Внешность зданий в таком стиле-раздражающая непредсказуемость и контролируемый хаос.[4]

Конструктивизм-направление в искусстве 20в., преемственно связано с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль. Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность. Конструктивизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры.[7]

Инсталляция-форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое. Ее основателями были Марсель Дюшан и сюрреалисты.[6]

На протяжении долгого времени современное искусство было доступно только в специально отведенных местах, впрочем, эти места скорее подходили для зоны ремонтных работ. Развитие дизайна, а в последствии и весьма прогрессивные идеи для проектирования урбанистических пространств сделали город площадкой для актуального искусства. Вначале это были памятники, а впоследствии и функциональные постройки стали отражать общие архитектурные тенденции. Теперь же самые необычайные и удивительные проекты стали выходить на улицы. Но возникают новые вопросы восприятия и необходимости. У города формируется совершенно иное лицо с новыми законами и версиями потребления. Сюрреалистическое искусство вышло на городские улицы, чтобы удивлять и поражать всем своим видом окружение. Теперь современное публичное искусство становится частью городской концепции.

По сути, архитектурная инсталляция это предподготовка для создания таких же удивительных объектов для пребывания в них людей. Задача инсталляции сделать своеобразную декорацию, которая устанавливается в определенное время и месте. Зритель же не созерцает ее как картинку, а оказывается внутри нее. Таким образом, зритель попадает в совершенно иную реальность, можно сказать, что инсталляция создает еще одно измерение - ось времени. Особенно часто в инсталляциях используют здания необычных конфигураций. Такие здания выполняются по индивидуальным авторским проектам. Так же объектом для инсталляции могут послужить и памятники, которые содержат в себе множество символов своей эпохи. Тем самым они еще более ярко поддерживают концепцию автора.

Особое внимание стоит уделить появлению в архитектуре нового направления – деконструктивизм. Новый подход архитекторов к основам традиционной архитектуры сознательно создает конфликт между тем, как человек привык воспринимать, и тем, что он видит. Для деконструктивистских проектов характерны внешняя усложненность, изломанные формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в среду. Любые структуры теперь понимаются не как абсолютные данности, но как нечто открытое и незавершенное, без абсолютного центра, без абсолютной системы координат, бинарные оппозиции перестают быть основой отношений между элементами системы. Исторически сложившийся образ города архитектор перерабатывает и выворачивает в новую плоскость, вклиниваясь в него современным объектом. Одним из самых значительных представителей деконструктивизма является американский архитектор Питер Азенман.[13]

Существует мнение о том, что проекты Питера Айзенмана вызывают у людей дезориентацию в пространстве, а у некоторых начинает болеть голова. Вот что говорит по этому поводу сам архитектор: «Я пытаюсь сместить традиционное восприятие, дабы люди осознавали свое физическое окружение. Однако я не стремлюсь к тому, чтобы им становилось плохо. Мне хочется, чтобы люди чувствовали себя иначе и были все время начеку, потому что мир масс-медиа, в котором мы живем, притупляет ощущение связи между телом, интеллектом и визуальным восприятием. Архитектура может их соединить. Я хочу, чтобы мои здания обладали этим свойством» [13]. Питер Айзенман утверждает, что архитектура не имеет ничего общего с функциональностью или бытом заказчика.(рис. 1)

Еще одним представителем деконструктивизма является Френк Гери. Отличительными чертами его работ являются наложение простых геометрических форм поверх искаженных поверхностей и обилием металлов, новаторством, непрактичностью.(рис. 2)

Также следует отметить одну из самых главных женщин в архитектуре- Заха Хадид. Она дает новую ветвь деконструктивизма - пластицизм. Своеобразный переход к архитектуре ХХI века. Новый стиль отличается плавными аморфными формами, который невозможен без применения ультрасовременных технологий и материалов.(рис. 3)

Таким образом, новизна и оригинальность стиля компенсировали нефункциональность объектов. Такие строения – игра. И творец, и зритель знают, что это игра, конструкция разрушена не по-настоящему, многообразие фактуры, формы и цвета уводит от серьезности, часто не укладывается в сознании. Архитектор играет с восприятием смотрящего: наша оценка объекта зависит от того, можем ли мы его осознать, если нет – создается впечатление хаоса, незавершенности. Это выводит из равновесия.

Городская среда со всей своей архитектурой становится своего рода декорациями для пребывания в ней человека. Теперь здание это не статический объект это подвижный организм, который воздействует на эмоции человека, заставляет его переживать, мыслить, чувствовать.

Далее будут приведены примеры сюрреалистических построек:

1. Дом-музей Сальвадора Дали в Фигейросе, Испания (рис. 4)

Дом-музей стал чуть ли одной из главных достопримечательностью страны. В городском окружении он появляется неожиданно из-за угла и предстает во всей красе. Экстерьер декорирован множеством яиц. По мнению сюрреалистов, яйцо является совершенной формой. Построил его каталонский архитектор Перес Пиньеро. Музей-театр - внушительное здание с многочисленными переходами и внутренними двориками. Изнутри он похож на лабиринт темных, разных по размеру комнат, по которым можно кружить до бесконечности.[9]

2. Танцующий дом в Праге (рис. 5)

Офисное здание в стиле деконструктивизма, построенное в конце 20 столетия архитекторами Владо Милуничем и Френком Гери. Он состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деконструктивной.[11]

3. Дом Мельникова (рис. 6)

Дом был построен как мастерская архитектора в 1927-1929 годах. Он был рассчитан на одну семью, что само по себе являлось уникальным для зданий того периода. Особняк поражает своей необычной, круглой формой. Стены его усыпаны маленькими шестиугольными окошками. Дом окружен небольшим двориком, огороженным со всех сторон деревянным забором, и в целом, производит странное впечатление своей непохожестью на окружающие здания. Сверху здание выглядит как два цилиндра разной высоты, но одинакового диаметра. Мельников считал, что использование круглых форм ведет к экономии строительного материала. Единственный вход в здание находится на срезанной части малого цилиндра. Весь фасад занимает огромное окно, расположенное над входом. Сверху идет надпись: «Константин Мельников Архитектор». По словам самого автора, этот дом и надпись на нем призваны утверждать высокую значимость каждого человека. Несмотря на необычную пространственную композицию, дом Мельникова очень продуманно устроен внутри. Круглые формы стен не мешают расстановке мебели, а наоборот, расширяют пространство, что выглядит очень гармонично. В доме три этажа и тринадцать комнат. Причем на самом верхнем этаже есть только одно помещение, служившее архитектору мастерской. Этажи связаны между собой винтовыми лестницами.[5]

Таким образом, проанализировав уже существующие сюрреалистические постройки можно с точностью сказать, что подобное искусство нисколько не отталкивает внимания от себя, а наоборот притягивает к себе зрителей. Человеку свойственно испытывать свои чувства и ощущения под действием той или иной окружающей среды. Получается что архитекторы сюрреалисты в широком смысле этого слова, заставляют массы людей по всему миру мыслить чуточку шире при взгляде на подобные здания сооружения инсталляции. Следует добавить, что в пору высоких технологий очень актуально фиксировать в фотоизображениях свое окружение, поделившись снимком многих, захотят тоже увидеть постройку своими глазами, таким образом, здание может привлечь не только местных жителей, но и людей с близлежащих городов впоследствии этот объект может стать пунктом туристического маршрута.

 

 


 

Библиографический список использованной литературы

1. Добрицина, И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.- 416 с.

2. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учеб. М.: Аръитектура-С, 2006.-384 с.

3. Внятность современного города / Эш Амин, Найгель Трифт // Логос.-2002.- вып. 3-4.

4. Деконструктивизм// режим доступа: http://arx.novosibdom.ru/node/428, дата обращения: 15.11.2013 г.

5. Дом Мельникова // режим доступа: http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/312_dom_melnikova.htm, дата обращения: 20.12.2013 г.

6. Инсталляции: что нового в этом новом виде искусства?//режим доступа: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=119&Itemid=122,дата обращения: 18.12.2013 г.

7. Интервью с Норманом Фостером // режим доступа: http://www.admagazine.ru/arch/21160_interview-with-norman-foster.php#article, дата обращения: 20.12.2013 г.

8. Конструктивизм// режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE), дата обращения: 15.11.2013 г.

9. Музей или театр? Лабиринт иллюзий Сальвадора Дали в Фигерасе// режим доступа: http://www.dali-genius.ru/Teatr-muzej.html, дата обращения: 19.11.2013 г.

10. Сюрреализм //режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8E%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC, дата обращения: 15.11.2013 г.

11. Френк Гери — классик деконструктивизма// режим доступа: http://gava.chgk.info/blog/?p=543, дата обращения: 20.11.2013 г.

12. Чистая архитектура Питера Айзенмана// режим доступа: http://archi.ru/press/russia/33635/chistaya-arhitektura-pitera-aizenmana, дата обращения:10.12.2013 г.

13. Peter Eisenman: "Liberal Views Have Never Built Anything of any Value."// режим доступа: http://archinect.com/features/article/4618, дата обращения: 15.11.2013 г.

 


 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Эффект Зеебека

Date: 2015-09-05; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию