Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ положительного опыта и экспериментальной работы по руководству обучением учащихся изображению человека: 1-4 классы и





Классы

Разработке посильных заданий и специфических методов обучения рисованию фигуры человека в младших классах много внимания уделяется в трудах доктора педагогических наук И.П.Глинской!1. Рассмотрим кратко предлагаемые ею, в расчете на детей общеобразовательной школы, простые и доступные учащимся пути и методы обучения, которые, по словам автора, хотя и не глубоко анализируют пропорции и строение человеческого тела, но учитывают особенности детского возраста и изобразительные возможности всей массы учащихся.

Для начала автор советует взять за основу детскую схему изображения: туловище - овал, ноги - палочки, голова - кружок. Если по схеме «дать толщину», дополнить одеждой, прической, то получится плоскостное решение фигуры.


Изображение фигуры человека на основе детской схемы (из книги ИП.Глинской «Как рисовать фигуру человека»)

По такому принципу можно рисовать фигуру в разных позах: прямо, сбоку, сзади. Рисовать можно кистью или ватным тампоном одним цветом. Это полезно тем, что не дает возможность ребенку отвлечься от главного на несущественные детали и способствует более цельному восприятию нарисованного. При работе краской сразу можно сначала чуть влажной кистью наметить на бумаге величину туловища, ног, рук, головы и затем уже наметить основные массы тела (частей). Хорошо, если приемы работы учитель может продемонстрировать перед учащимися наглядно на прикрепленном к доске листе бумаги.

1 См.методические пособия И.П.Глинской: Как рисовать фигуру человека. Пособие для учителей (из опыта работы) — М. — Л.: Просвещение, 1964 или Рисование фигуры человека - в кн.Изобразительное искусство.: Методика обучения в 1-3 классах. - Киев. Радянська школа, 1978, с.93-102.


-8-

При ознакомлении с пропорциями и схемой движения человека И.П.Глинская рекомендует использовать специальные наглядные пособия: «послушного человечка» и человечка из бумажных полосок. Для последнего вырезается из рисовальной бумаги 11 полос размером 1,5 х 9 см. Туловище, руки и ноги составляются из полос, ступни - из 11 полосы, разделенной пополам. Для головы вырезается овал. Прикрепляя к доске эти смоченные водой «части» фигуры человека, можно продемонстрировать схемы разнообразных движений человека.

«Послушный человечек» делается так. Кусок проволоки (32-35 см) складывается пополам. В месте сгиба делается петелька (будущая голова), ниже «головы» два конца проволоки закручиваются (будущее тело). Затем они разъединяются, что дает ноги. На конце каждой ноги делается петелька -ступни. Для рук используется другой небольшой кусок проволоки, оба конца которого также оформляют петельками (будущие кисти). Полученный таким образом каркас человека «одевается» путем накручивания на проволоку толстых ниток и насаживания на петельки, предназначенные для головы, кистей рук и стоп, соответствующих кусочков пластилина. Благодаря пластилину человечек может стоять, а гибкая проволока позволяет придать ему необходимую позу.

Опираясь на предложенную И.П.Глинской методику, для демонстрации фигуры человека в профильном, фасовом и трехчетвертном положениях можно использовать плоские подвижные модели человеческой фигуры, выполненные из картона. Части тела, показанные на рисунке (в основном - в местах соединения суставами) можно скрепить с помощью ниток (узелков), проволоки, шурпчиков и других средств.

Иллюстрации из кн.Г.Баммеса «Sehen und Verstehen»


-9-

Безусловно, такие наглядные пособия облегчают понимание детьми характерных особенностей человеческого тела, конструктивной сути движений.

Приведем еще один пример оригинального наглядного пособия, которое использует учитель В.И.Кондрацкий в условиях сельской местности в работе с учащимися 5-7 классов (Черновицкая обл., с.Днестровка).

На уроке под руководством учителя дети быстро создают из бумаги модель человеческой фигуры по основным соотношениям.

Каждый учащийся в качестве заготовки получает полоску бумаги равную 1/5 длинной стороны альбомного листа. С целью более сознательного подхода учащихся к выполнению модели с ними проводится предварительная беседа об основных пропорциях и подвижности частей человеческой фигуры. В ходе данной беседы и на последующих уроках используются таблицы и фотографии для наблюдения за движениями человеческой фигуры в натуре и по фотографиям. Учитель объясняет последовательность выполнения модели из бумажной полосы с помощью которой учащиеся могут продемонстрировать фигуру в разных положениях и движениях. Преимуществом таких бумажных моделей является простота


-10-

изготовления и возможность самостоятельного, индивидуального использования. С помощью нескольких кусочков бумаги можно изменить модель мальчика на модель девочки, легко придать моделям сюжетное содержание. Кстати, наблюдения показывают, что не только в младших классах, но и в 5-7 (особенно в 5-х) игровой момент в работе с детьми является одним из стимулирующих факторов активности учащихся, их заинтересованности работой.

Вернемся к вопросам методики руководства собственно процессом рисования человека на плоскости.

Рассмотрим опыт экспериментальной работы, которая проводилась в младших классах школ № 9 и № 121 г.Одессы автором данной методической разработки совместно со студентами художественно-графического факультета ОГПИ им.Ушинского.

С передачей в рисунке движения людей мы знакомили детей с 1-го класса (в частности при выполнении задания на тему «Лепим снеговиков» во 2-м классе - при выполнении аналогичного задания на тему «Веселые зимние игры детей»).

Снег в Одессе - редкое явление. Поэтому при отсутствии его учитель предлагает детям помечтать о том, как они будут играть, кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика, когда выпадет снег. Поскольку непосредственное наблюдение зимней природы, играющих зимой детей в этом случае исключено, учитель по картинкам в детских книгах, по специальным таблицам напомнил учащимся, помог им представить себе соответствующие позы и движения детей. Механику движения, наклон туловища, поднятие и сгибание рук в плече и локте, сгибание ноги в колене учитель продемонстрировал также на себе и показал на листе бумаги, как передать это схематично в рисунке кистью: голову можно изобразить как овал, туловище - в виде прямоугольника или трапеции (одежда), конечности -простыми мазками со сгибанием в суставах.

Делается это сначала единым цветом. Например, в данном случае можно предложить детям весь рисунок (все его детали и компоненты), рисовать голубой или синей краской, что поможет цветом выразить состояние зимней природы и даст возможность быстро выполнить рисунок, закончить его к концу урока. Если позволит время, можно выделить нужным цветом либо дополнить детали одежды.

Учитывая особенности восприятия и возможности учащихся младших классов, поворот фигуры человека (в таблицах и в наглядном показе) учитель избирает профильный или фасовый, рисунок выполняется плоскостно, силуэтно.

Очень хорошим заданием с задачей изображения людей в движении проведенном нами во 2-м классе, был рисунок «Летим на другую планету». Чтобы активизировать воображение учащихся в нужном направлении учитель предложил им представить себе космонавтов в условиях невесомости (внутри ракеты или в безвоздушном пространстве за ее пределами, на другой планете). Ведь в этом случае человек может находиться


-11-

в невероятных позах и движениях. Рисунки учащихся на данную тему получились очень занимательными, нафантазированными, наполненными действиями.

При выполнении сюжетных рисунков, аналогичных описанным (в которых имеется в виду изображение нескольких фигур небольшого размера), внимание детей следует фиксировать на механике движения человека, технических приемах выполнения рисунка. При выполнении же рисунка, в котором предусматривается изображение человека в крупном размере, детей можно знакомить с элементарными пропорциями и закономерностями строения фигуры человека. Такими заданиями могут быть, например, следующие: «Космонавт», «Клоун в цирке», «Девочка с воздушным шариком», «Помогаю маме» и т.п., а также целый ряд сказок типа «Красная шапочка», «Хромая уточка» и т.д.

Пропорции фигуры человека и определенные позы можно показать детям также, используя для этой цели куклу с хорошими (правильными) пропорциями и подвижными конечностями. Например, при выполнении рисунка «Милая осень» по стихотворению П. Тычины, где осень представлена аллегорически в виде девочки, несущей людям свои дары, детям помогла красивая кукла Аленка в украинском костюме.

Нельзя, конечно, ожидать того, что дети сразу будут верно передавать в рисунке пропорции и строение человека. Но работать в этом направлении нужно. Типичными ошибками в детских рисунках при изображении отдельных фигур являются отсутствие шеи, большая голова, короткие конечности, слишком широко расставленные ноги, не являющиеся продолжением туловища. Оптимальным педагогическим ходом здесь будет развитие наблюдательности и организация восприятия детей при рассмотрении рисунков издали в сравнении с другими рисунками товарищей. Например, обратив внимание всего класса на один из очень хороших, выразительных рисунков, похвалив ученика за удачное композиционное и красивое цветовое решение работы, учитель говорит, что в рисунке есть, однако, одна ошибка, кто ее заметил? Многие дети поднимают руки. Автор в нерешительности (ошибки на чужих рисунках виднее, чем на своем). Учитель просит его внимательно посмотреть на товарищей, на учителя и сказать, какая часть руки доходит до пояса. И здесь ребенка как бы «осеняет». Действительно, как он раньше об этом не подумал? До пояса доходит локоть, т.е. только половина руки, а на его рисунке вся рука достигает пояса. Безусловно, в дальнейшей работе ребенок будет подходить к передаче пропорций и строения фигуры человека уже внимательнее и осознаннее.

Можно показать классу рисунки, на которых люди изображены с явно неверными пропорциями (например, очень большая или маленькая голова, короткие руки, короткие или длинные ноги). Это ошибки.

Каковы пропорции частей фигуры человека в действительности можно продемонстрировать на одном из учеников класса. Дети убедятся наглядно,


-12-

что длина опущенной руки достигает почти середины бедра ноги, длина ног примерно равна высоте туловища вместе с головой.

В 5-7 классах можно дать больше информации о пропорциональных соотношениях частей фигуры человека: чем младше ребенок, тем больше у него по размеру голова. У детей подросткового возраста высота головы в высоте всей фигуры умещается около 6 раз, у человека среднего роста - 7 раз, у высокого человека - примерно 8 раз.

После такого целенаправленного наблюдения можно предложить детям самостоятельно найти ошибки в своих рисунках.

Не следует, однако, в самом процессе рисования показывать учащимся прием измерения и деления высоты фигуры на определенное число отрезков и откладывание их в частях фигуры. Все внимание детей переключится только на это действие. Фигуры людей в их рисунках сразу утратят живость, приобретут статичность, станут схемами. Достаточно на первых порах, если дети будут помнить о необходимости рисовать части фигуры человека как можно правильнее, оценивая свой рисунок визуально на расстоянии вытянутой руки или отставив к доске (издали виднее).

Иллюстрации из кн.Г.Баммеса «Sehen und Verstehen»

Наблюдения за работой детей показывают, что задача рисования человека с натуры в младших классах является невыполнимой. Большие трудности она вызывает и у учащихся 5-7 классов. Наше мнение по этому вопросу совпадает с мнением других специалистов, в частности, Е.Е.Рожковой2.

См.книгу Е.Е.Рожковой. Изобразительное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1976, с.60-67


-13-

Сам процесс рисования с натуры вызывает у рисующих естественное стремление к штудированию модели, к изображению ее точнее и полнее. Отсутствие достаточной подготовки и сформированного целостного восприятия не позволяет ученику отвлечься от передачи несущественных деталей, акцентировать главное.

В то же время рисунки человека, выполненные по памяти (после целенаправленного наблюдения натуры), при всей их схематичности, выглядят гораздо убедительнее и целостнее по конструкции и в отношении передачи движения, образности.

Е.Е.Рожкова объясняет этот феномен так. Очевидно, на основании полученных данных во время бесед о строении, пропорциях, подвижностей частей фигуры человека у учащихся возникает обобщенное зрительное представление. Опираясь на знания, учащиеся контролируют получающееся изображение, исправляют его, в то время как в рисовании с натуры они передают детали, не умея еще объединить их в монолитную целостную форму изображения.

Рассмотрим в связи со сказанным конкретные примеры из опыта работы экспериментального характера с учащимися 5-7 классов во время прохождения студентами ХГФ педагогической практики в школах г.Одессы.

Объявленное задание урока: «Сегодня мы будем рисовать фигуру человека», учащиеся встретили без энтузиазма. В одних классах дети настороженно молчали, в других можно было услышать возмущенные реплики: «Мы не умеем!».

Задание по рисованию фигуры человека проводилось в нескольких параллелях 5-7 классов. Назовем одни из них контрольными, другие -опытными.


-14-

В контрольных классах в начале урока была проведена беседа о пропорциях, строении, конструктивной сути движений человека, центре тяжести. Во время беседы использовались таблицы с изображением скелета, пропорций человеческой фигуры, схем скелета во время движения. Затем углем на листе бумаги (мелом на доске) учитель (студент) быстро выполнил набросок с ученика, поставленного в обычную позу с опорой на одну ногу. По ходу рисования учитель объяснял последовательность выполнения наброска: обозначение высоты фигуры, разметка основных пропорций, передача сначала больших форм с переходом к меньшим, их уточнение, изображение характерных деталей, легкое выявление объема линий и светотенью.

Далее перед классом была поставлена задача за оставшееся время урока выполнить мягким карандашом два наброска (по 12-15 мин.). Выразивший желание ученик был поставлен сначала в свободную позу с портфелем в руке и с повернутой в сторону головой, затем - в сидячем положении. Каждая поза, положение ученика были проанализированы. Во время самостоятельной работы учащихся учитель все время старался активизировать их, напоминая последовательность рисования, показывал удачно начатые рисунки. Большую помощь пришлось оказывать индивидуально. И все-таки работа шла «туго». Неплохих работ из общего количества можно было отметить единицы. Основная масса рисунков (многие из них были выполнены с большой старательностью) выглядела беспомощно: неустойчивые, непластичные, словно деревянные фигуры, на которых одежда и светотень почти не выявляют конструкции и объема.

В опытных классах работа проводилась по другой методике. Прежде всего, учитель постарался заинтересовать детей темой и внушить, что фигуру человека в разнообразных движениях рисовать очень просто - нужно лишь понять принцип механики движения и представить положение центра тяжести.

На этом вопросе учитель заострил внимание учащихся, сказав о том, что многие ребята изберут себе в будущем профессию, связанную с техникой, где очень важно знать степень подвижности деталей узла и машины относительно друг друга. Ребята, конечно, слышали такие названия, как механическая рука, манипуляторы, робот. Это современные электронно-механические системы, которые не только функционально, но и внешне напоминают либо части тела человека (например, механическая рука), либо целиком фигуру человека (робот). Это подтверждает известную мысль о том, что природа конструирует не только красиво, но и целесообразно и надежно. Поэтому изучение человека поможет учащимся в понимании сложного мира техники.

В организме человека функции опоры и движения выполняют костная и мускульная системы.

Что же происходит с телом человека во время движения? Туловище его сгибается в позвоночнике (влево и вправо, вперед и назад), гибкий шейный отдел позвоночника позволяет поворачиваться и наклоняться голове.


-15-

Болыное значение в акте активного движения человека имеют верхние и нижние конечности. Большая или меньшая подвижность соединения костей обеспечивается разными видами суставов. Например, шаровидного вида суставы позволяют делать руке (в плечевом суставе), ноге (в тазобедренном суставе) движения в разные стороны, даже вращательные. Другой вид суставов - блоковидный - позволяет делать, в основном, только сгибательные движения. Это - локтевой сустав, соединяющий плечо и предплечье руки, и коленный сустав, соединяющий бедро и голень ноги.

Есть еще и такие виды суставов, как эллипсовидный, седловидный, цилиндрический. Свои названия суставы получили от формы геометрических тел, которые они напоминают. Эти суставы обеспечивают разного рода движения костей той или иной части тела человека (например, кисти руки, стопы ноги, челюсти и др.).


               
   
     
   
 



inhe.4@

{голова-шея

I вправо гвле&с>//


{КО№140, ЛОКОТЬ)


По ходу беседы сообщаемые сведения можно проиллюстрировать схематическими изображениями видов суставов, кратко прокомментировать таблицу с изображением схем скелета человека в движении и слайды (или фотографии), изображающие людей в трудовых и спортивных движениях.

Кроме анализа сути механики движения в беседе полезно также кратко остановиться на знании центра тяжести для устойчивости положения живых существ, механизмов, предметов.

Наиболее устойчивое положение любого живого существа ил механизма будет достигнуто, когда центр тяжести будет находиться посередине опорного контура. У человека опорный контур определяется положением двух ступней ног относительно друг друга. Вспомним, например, позу боксеров, борцов, которые для большей устойчивости ставят ступни ног пошире.

Каждое живое существо старается в любой позе центр тяжести поставить в центре опорного контура. Попробуем, не сгибая туловища, наклониться вперед или назад - мы упадем. Чтобы не упасть, нужно нагнуть


-16-

туловище. Этим мы меняем центр тяжести, ставим его в выгодное положение. По этой причине бегущий человек наклоняет туловище вперед, а человек, несущий в одной руке тяжесть, непременно изогнет туловище в противоположную сторону.

Приемы изображения фигуры человека в движении следует показать перед классом наглядно, сопровождая процесс рисования как бы «рассуждаем вслух», вспоминая, что происходит с телом человека во время выполнения тех или иных действий.


Иллюстрации из кн.Г.Баммеса «Sehen und Verstehen»

Передача сложных, ракурсных поворотов фигуры человека для большинства учащихся еще недоступна. Поэтому, как и в младших классах, человек в движении на таблицах и при показе приемов рисования делается на первых порах силуэтно, в профильном или в фасовом положении.


-17-

Иллюстрации из кн.Г.Баммеса «Sehen und Verstehen»

Наброски можно выполнять мелом на доске или углем, кистью на бумаге. Рисовать нужно быстро, рисовать не контур, а силуэт, целостную форму. Ни в коем случае не следует стараться сразу добиваться сложного, законченного очертания, акцент делать только на характере движения. Такие наброски очень удобно выполнять также влажной кистью или тряпкой прямо на классной доске, которая может быть слегка замелована (для этого доску достаточно протереть запачканной мелом тряпкой). Возникающие на глазах у детей силуэтные фигурки по высыхании исчезают. И это хорошо, так как они предназначены не для копирования.

В процессе рисования следует обратить внимание учащихся на следующие моменты: туловище человека шире в плечах (двумя-тремя


-18-

мазками или несколькими движениями мела намечаем трапецию); конечности плотнее у основания (намечаем их одним энергичным мазком кисти, как бы взмахом ее - нажимаем и, чуть протянув, опускаем, то же самое можно сделать кусочком мела, держа его плашмя). Такой набросок передает саму суть движения, его характер. При желании набросок можно дополнить конкретными деталями, уточнить силуэтное очертание фигуры. Учитель показывает как это сделать, акцентируя теперь не силуэт, а линию (в качестве средства рисунка при работе кистью следует использовать ее конец, подрисовывая им и уточняя силуэт). Детали можно обозначить другим цветом или тоном, более жирной линией.

Средствами беседы, наглядного показа объяснения учитель, кроме учебных, преследует также цель внушить детям, что человека рисовать интересно и полезно, заставить поверить в свои силы, активизировать творческую активность учащихся.

Задание урока было сформулировано так: альбомный лист нужно заполнить изображениями небольших (средних) по размеру фигур человека в движении. Движения же обусловлены тем, какие действия выполняет человек. Можно рисовать людей, занимающихся различными видами спорта, в труде, на отдыхе (по выбору учащихся). Успех будет зависеть от того, насколько хорошо рисующий представит себе движения человека. Значит, по данному заданию можно будет даже судить о том, как хорошо развита у учащихся зрительная память, наблюдательность, воображение. Учитель напоминает детям о том, насколько важны перечисленные качества в жизни человека: для овладения профессией, для успешной работы в любом виде деятельности. Последний довод вызвал оживление и внес как бы элемент соревнования в работу учащихся.

Наблюдая за учащимися в процессе выполнения задания, можно было видеть, что работали они смело, с большим увлечением и творческой активностью. Никто не обращался за помощью. Многие успели заполнить изображениями фигур человека в движении не один, а два-три листа. Большинство учащихся было увлечено рисованием человека в самых разнообразных действиях, у некоторых рисунок приобрел тематическую направленность, например, хоккейное или футбольное поле (это относится к мальчикам). У нескольких ребят фигурки были изображены в таких неожиданных позах и сложных движениях, что можно было только удивляться их наблюдательности.

После такого урока-упражнения учащиеся относятся с интересом уже к любому тематическому заданию, в которое смело включают изображения людей в движении.

Напоминаем, что в 1-х классах ознакомление детей с изображением человека в движении мы начали сразу с тематического рисунка «Лепим снеговика». Уроки-упражнения успешно проходят не только в 5-7 классах. Их можно интересно и с пользой проводить и в младших классах. В этом убедила работа учителя одной из бывших опытно-базовых школ ПДПУ им.Ушинского А.И.Попелюхер. Учитывая особенности изобразительной


-19-

деятельности детей, учитель с самого начала урока проводила с ними небольшую беседу о теме задания следующего урока. Например, во 2-х классах такими заданиями были тематические композиции, посвященные спортивной олимпиаде; в 3-х классах - композиции, посвященные Дню защитника Отечества (о жизни пограничников, военный парад и т.д.). Таким образом, уроки-упражнения приобрели для детей смысловую ценность. Рисовали они сразу кистью очень быстро, с большой смелостью и эмоциональной отдачей. Движения людей в рисунках младших школьников очень убедительны, позы разнообразны, выразительны. Отличительной чертой рисунков учащихся 1-4-х классов является то, что большинство из них превращены в сюжетные. Во многих рисунках цветом раскрашены земля и небо, нарисованы дома или другое окружение. Это понятно. Ведь интерес детей к изобразительной деятельности базируется на содержательной, смысловой стороне. На эту возрастную особенность младших школьников и нужно опираться. Все рисунки в младших классах должны быть сюжетными, т.е. изображается не какой-то абстрактный человек, а космонавт, врач, мама и т.д., изображение дополняется конкретными деталями, помогающими изобразить действие, сюжет. Если в младших классах по изображению фигуры человека проводятся предварительные упражнения, они как уже было сказано, связываются с последующим тематическим заданием. Легче проходят и уроки в 5-7-х классах, если фигура включена в тематическую композицию.

Все вышесказанное по поводу рисования человека в 1-7-х классах по представлению не означает, что мы предлагаем исключить рисование с натуры фигуры человека из курса изобразительного искусства общеобразовательной школы. Очевидным, однако, является то, что рисование фигуры человека по наблюдению, по памяти, по представлению должно предварять рисование человека с натуры. Только тогда, когда школьник будет смело изображать человека по представлению в разнообразных, нужных ему по замыслу движениях (здесь, безусловно, следует научить ребенка при необходимости опираться на наблюдения с натуры), когда у него уже в достаточной степени будет развита способность к целостному обобщенному восприятию, можно подвести его к рисованию фигуры человека с натуры. Только тогда ученик охотно, без внутреннего сопротивления и растерянности будет рисовать человека с натуры, видя свою задачу не в механическом штудировании и перерисовывании абриса и деталей, а в передаче самого основного, конструктивной сути, целостного декоративного образа.

Именно в этом случае ученический рисунок отразит эмоционально-оценочное отношение ребенка, приобретет художественно-выразительные качества, а урок изобразительного искусства будет иметь не только учебную, но и художественно-развивающую значимость.

Итак, этапы овладения рисованием человека учащимися общеобразовательной школы мы рекомендуем следующие:


-20-

1. Рисование по представлению после беседы и показа приемов
рисования учителем. Рисунки выполняются сугубо силуэтные, небольшого
размера, мягкими материалами: мягкий карандаш или уголь, тушь, акварель
(палочка, кисть), фломастеры.

Учебно-воспитательные задачи урока:

- формирование заинтересованного отношения учащихся к
изображению человека, преодоление неуверенности в себе, скованности;
развитие творческой инициативы учащихся, воображения;

- подведение учащихся к пониманию функции опоры и движения,
целесообразности конструкции тела человека;

- овладение учащимися доступными средствами изображения человека
в движении, развитие у них способности представить и выразить зрительный
образ в рисунке (на плоскости).

2. Рисование по памяти.
Учебно-воспитательные задачи уроков:

- стимулирование творческой активности учащихся, развитие их
зрительной памяти, наблюдательности, обобщенного восприятия,
воображения, умения выделить главное в наблюдаемом и воспроизвести в
целостно-выразительном образе в рисунке;

- совершенствование технических приемов изображения человека в
движении.

Рисование по памяти может проходить различно:

А) после целенаправленного наблюдения человека в спортивных и трудовых движениях (в спортивном зале, по телевизору и т.д.).

Учащиеся проводят наблюдения под руководством учителя либо самостоятельно (в качестве домашнего задания) после установочной беседы учителя. Рисунки (наброски) могут выполняться как дома, так и в классе. Особенностью процесса рисования по памяти в данном случае является то, что между наблюдением и рисованием имеется более или менее значительный временной интервал.

Характер рисунка остается по-прежнему, главным образом, плоскостным. Однако обогащение опыта конкретными наблюдениями, безусловно, сказывается на качестве и содержании рисунков: они становятся разнообразнее, с более уверенной передачей характера, выразительности движения, дополняется сюжетными деталями.

Б) после непосредственных наблюдений в классе позирующих товарищей.

Несколько желающих учеников по очереди имитируют разнообразные движения человека. Движения могут быть достаточно сложными, но обязательно выразительными, типическими. Позы фиксируются ненадолго, так как позировать в активном движении очень тяжело.

Остальные учащиеся в это время внимательно наблюдают, запоминают, рисуют быстро (по 10-15 мин. на каждую позу), стараясь передать выразительность движения, правильность и характерность


-21-

пропорций. Фигурки людей должны быть крупнее в сравнении с теми, которые рисовались по представлению.

Позирующие товарищи еще один-два раза в течение сеанса повторяют свою позу. Дополнительная зрительная информация позволяет учащимся обновить впечатления, проверить рисунки.

Одной из важных задач в рисовании по памяти и с натуры является развитие зрительной памяти учащихся, их умения рассматривать, наблюдать. Зрительная память и умение наблюдать являются одновременно условием успешности рисования.

Согласно психологическим данным, продуктивность любого вида запоминания, его избирательность зависит от особенности характера восприятия, его активности. Большое значение для высокой продуктивности памяти имеет, в частности, эмоциональный характер воспринимаемого, процесса восприятия.

Непосредственный эмоциональный отклик всегда вызывает переживание красоты предмета, эстетическое удовольствие. Поэтому при организации наблюдения, при проведении установочной беседы с учащимися перед самостоятельными наблюдениями педагог должен направить их внимание в первую очередь на восприятие целостно-выразительного внешнего облика, красоты объекта или предмета, в нашем случае - фигуры человека: совершенство форм, ритмику и пластичность тела человека, плавность или стремительность движения, его удивительную неповторимость, величавую спокойную монументальность и т.д. Эстетически-эмоциональный момент, чувство удивления и радости, наслаждения от созерцания является непременным условием возникновения художественного восприятия, предпосылкой развития художественно-образного мышления и творческого воображения учащихся.

Вместе с тем нужно учитывать, что восприятие - психический процесс, который связан не только с чувствами, но и с мышлением человека.

Задача запомнить с целью дальнейшего воспроизведения предполагает сознательную деятельность. Восприятие, которое сопровождается конкретными мысленными действиями, носит характер наблюдения и является отправным моментом развития наблюдательности. Умение наблюдать активно, целенаправленно не является спонтанным качеством человека. Это - результат воспитательных воздействий, научения, организации мыслительной деятельности детей. Ученика нужно научить не просто смотреть, но и рассуждать, как бы ставить для себя вопросы и отвечать на них.

В рассматриваемом нами случае ученик должен стараться уяснить для себя, что происходит с телом человека в том или ином спортивном движении, трудовом процессе: как сильно нагнулся или каким образом изогнулся торс, что происходит с конечностями, как достигнуто равновесие фигуры.


-22-

Конечно, в живом наблюдении, например, спортивных состязаний, игр - специально анализировать трудно. Аналитико-синтетический характер восприятия выступает здесь как слитный процесс.

Элементы спокойного, вдумчивого анализа могут иметь место при рассмотрении слайдов, фотоснимков, образцов работ художников, при наблюдении живых объектов - в случае, когда движение повторяется или поза модели на какое-то время фиксируется.

3. Рисование с натуры.

Учебно-воспитательные задачи уроков:

- развитие целостного восприятия учащихся, их аналитико-
синтетического мышления, умения «видеть»;

- повторение и расширение сведений о пропорциях и закономерностях
строения фигуры человека;

- развитие умения передавать пропорции, строение фигуры человека,
совершенствование способности создания целостного образа с выявлением
наиболее существенных признаков модели;

- овладение гибкостью линии, умением использовать линию и тон для
посильной передачи объемной формы, рельефов фигуры.

Требования хорошей обозреваемости заставляют приподнять модель над уровнем пола. В качестве высокого «подиума» можно использовать стол, отодвинув его возможно дальше от передних рядов парт.

Немаловажное значение для сознательного наблюдения и рисования модели имеет ее одежда. Она может облегчить или наоборот, - затруднить восприятие конструктивного строения фигуры. Поэтому желательно оговорить этот вопрос с учениками, которые будут позировать на уроке. Однотонный спортивный трикотажный костюм вполне подойдет для этой цели. Он достаточно хорошо облегает тело, подчеркивая его конструкцию.

В зависимости от запланированной задачи, длительности предварительной беседы учителя, на уроке можно сделать один (25-30 мин.) или два (по 15-17 мин.) кратковременных рисунка.

В отличие от рисования по памяти, когда позирующий ученик ненадолго фиксировал позу и мог поэтому «изображать» активное физическое действие, при рисовании с натуры нужно поставить его в более спокойную позу.

Предлагаем несколько вариантов постановок:

1. Стоящий с веслом (длинной палкой, шестом) спортсмен. Поза
раскованная, твердый упор на одну ногу, свободная нога слегка согнута в
колене. Одну руку спортсмен согнул в локте и положил на талию, другой
рукой (примерно на уровне головы) взялся, как бы опираясь, за весло,
приставленное к ступне свободной ноги.

2. Ученик несет в одной руке груз (портфель, ведро), сделал как бы шаг
вперед, перенеся тяжесть тела на одну ногу.

3. Ученик может изобразить какое-либо трудовое действие, например,
копает или гребет землю, метет, моет, натирает полы (щеткой, шваброй) и
т.п.


-23-

4. Поза сидящего человека (на стуле, еще лучше на более низкой скамейке). Здесь нужно избежать симметричности (параллельности) в постановке рук и ног.

При постановке модели для рисования по памяти и с натуры не следует забывать и о повороте модели (профиль, фас, три четверти). Точка зрения для большинства учащихся класса должна быть наиболее выгодной, при которой конструктивное строение фигуры человека, ее пропорции, подвижность и объемность частей тела читается четко и понятно, а движение и пластика фигуры - выразительны и красивы.

Одной из учебных задач урока рисования фигуры человека с натуры является повторение, углубление и расширение некоторых сведений об анатомии. Безусловно, сведения эти должны быть ограничены, рассчитаны на подготовку и возможности учащихся общеобразовательной школы, малое количество учебного времени.

Можно, например, несколько расширить имеющиеся у детей знания о пропорциях фигуры человека, рассказать им, в частности, об изменениях пропорций в зависимости от возраста, высоты роста у взрослого человека, имеет смысл также дать общее представление о строении скелета - костной основы фигуры человека, поскольку в первую очередь скелет определяет характер формы и пропорции фигуры, связи и подвижности отдельных ее частей.

Учащимся полезно и интересно будет узнать о том, что движение, происходящее в суставах, совершается мышцами. В связи с этим можно дать анализ мускулатуры, который должен быть, однако, лишь самым общим, касающимся осуществления двигательной функции мышц и влияния мускулатуры на рельеф, общую форму торса и частей тела.

После беседы, уже непосредственно перед самостоятельной работой учащихся, как и в младших классах полезно, показать выполненные художниками изображения человека в движении. Однако предпочтительнее использовать не детские книги, а репродукции, слайды с произведений живописи, скульптуры, монументального искусства, например, таких художников, как Милле, Домье, Дейнеки, Жилинского и др., в которых подчеркнуть художественно-выразительные качества: лаконизм, целостность и выразительность силуэта, монументальность, выявленность конструкции и движения одеждой.

Date: 2015-09-05; view: 1804; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию