Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология реставрации объектов предметного дизайна





Реставрация мебели требует специальных знаний в области искусствоведения, хорошего вкуса и технологических навыков.

Основные виды реставрации:

- реставрация архитектуры;

- реставрация монументальной живописи;

- реставрация станковой масляной живописи;

- реставрация станковой темперной живописи (в том числе реставрация икон);

- реставрация графики;

- реставрация скульптуры;

- реставрация мебели и деревянных изделий;

- реставрация металла;

- реставрация ткани;

- реставрация книги;

- реставрация киноизображения (цифровая).

Реставрация (от лат. restavratio - восстановление) - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. (Приложение В).

Искусство реставрации мебели известно с давних пор. Еще в XVII и XVIII вв. известные мастера-мебельщики наряду с созданием новых изделий реставрировали старую мебель, нередко при этом переделывая ее в соответствии с требованиями моды своего времени. В те времена к мебели относились как к предметам чисто утилитарным или декоративным, в ней не видели памятника культуры и не стремились сохранить ее в первоначальном виде. В XIX в. появились уже крупные фирмы, занимающиеся реставрацией старинной мебели. Это связано с развитием машинного производства мебели, кризисом ремесел, появлением на рынке дешевых, но грубоватых и несовершенных изделий, изготовленных машинным способом. Подлинная старинная мебель стала редкостью, ее начали ценить и реставрировать.

Во второй половине XIX в. появилось новое понимание задач реставрации: восстановление первоначального вида памятника на основе предварительного изучения произведений мебельного искусства соответствующего периода. Утраты стали восполнять путем копирования сохранившихся частей или аналогичных предметов. Однако в связи с широким распространением частного коллекционирования реставрация в этот период преследует в основном коммерческие цели, поэтому наряду с восстановлением подлинников существовали и их подделка и искажение. Частный реставратор стремился увеличить объем работы, сделать мебель как новую.

На рубеже XIX и XX вв. складываются основы научной реставрации музейных экспонатов, наиболее полно разработанные в отношении памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи. Большой вклад в создание теории научной реставрации памятников культуры внесли

советские архитекторы, художники и искусствоведы. Основные принципы этой теории закреплены Венецианской Хартией II Международного конгресса архитекторов и технических специалистов (1964 г.), а также в ряде решений международных организаций по охране и реставрации памятников (ЮНЕСКО и др.). Главный из этих принципов заключается в том, что реставрируемый памятник культуры рассматривается, прежде всего, как исторический документ, значение и ценность которого со временем только возрастают, поэтому его искажение или модификация недопустимы. Реставрационные действия должны быть направлены главным образом на укрепление, консервацию памятника. Что касается мебели, то теоретические основы ее научной реставрации в настоящее время находятся в стадии разработки. Практическая реставрация базируется главным образом на традиционных методах и приемах. Как и во второй половине XIX в., целью большинства реставраций является восстановление объектов как памятников мебельного искусства.

Овладеть искусством реставрации мебели непросто. Оно требует от мастера-исполнителя высокой культуры, определенной художественной подготовки, обширных знаний в области истории мебельного искусства и технологии, совершенного владения техникой обработки разнообразных материалов, применяемых в мебели. Основной задачей реставрации является восстановление утраченной красоты предмета интерьера, возможность дать «второе дыхание» мебели. [11].

Реставрация мебели своими руками - это трудоёмкий и творческий процесс, для которого нужно иметь определённый склад ума и правильный настрой. Нужно помнить, что, только вдохнув в свою старую мебель частичку души, мы получим ожидаемый результат. [43].

Вещь ручной работы, это показатель утонченного вкуса и неординарности, ведь авторский дизайн гарантирует неповторимость каждого предмета, а ручная работа одушевляет его и наделяет теплом. Ручная работа хорошо просматривается в искусстве реставрации. Реставрационные работы предполагают использование не только советов реставраторов и дизайнеров, но и собственных фантазий и вкуса. Только экспериментируя можно найти действительно уникальные решения, которые сделаю вашу вещь эксклюзивной.

В процессе реставрации восстанавливаются утраченная механическая прочность объекта реставрации путём введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под стенной живописью, осетровым клеем грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи) или высокопрочных синтетических, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся

элементы объекта. Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи.

Если состояние экспоната угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по консервации. Затем (или одновременно с предварительным исследованием) проводится подробная фотофиксация состояния его сохранности.

Прежде чем начать реставрацию, необходимо тщательно продумать весь процесс и составить план работы, определить методы и приемы выполнения каждого этапа.

При реставрационных работах применяются специальные методы и методики. Под методом реставрации понимают способ и образ действий исполнителя, а под методикой - приемы и последовательность выполнения отдельных операций. В основном реставрация выполняется по методу консервации и реконструкции.

Консервация - меры принятые на приостановление процесса разрушения предмета реставрации, укрепление и поддержание его в дошедшем до нашего времени виде. Для этого выполняется очистка предмета от загрязнений, дезинфекция, общее и местное укрепление каркаса предмета и его отдельных узлов, защита от дальнейшего воздействия внешней среды.

Реконструкция - воссоздание памятников по сохранившимся их остаткам, изображениям или описаниям. В процессе восстановления мебели изготавливаются практически заново различные разрушенные или утраченные части предмета, отдельные участки облицовки и декоративных покрытий.

В реставрации все же более ценится сохранение подлинного предмета, ценность которого со временем возрастает. Поэтому консервация в реставрационных работах предпочтительнее реконструкции.

В процессе реставрационных работ рекомендуется придерживаться некоторых установленных правил, которые помогут начинающему реставратору правильно выполнить эти работы:

- избегать радикальных, необратимых действий;

Принцип обратимости - главный в реставрации. Все действия, которые производит реставратор, должны иметь обратимый характер (консервация, ремонт, восполнение утрат), чтобы в будущем при более совершенных методах, в случае необходимости, могла быть возможной новая реставрация. Например, при реставрации резной мебели с позолотой нередко старый левкас и позолоту удаляют полностью, независимо от степени сохранности объекта. В то же время общеизвестно, что в большинстве случаев грунт резьбы XVIII в. на мебели и других изделиях тонко проработан резцом, либо чеканен, либо гравирован. Уничтожая авторский грунт и позолоту XVIII в., мы тем самым искажаем памятник.

- уважать естественное старение, «патину времени»;

Если о принадлежности реставрируемого предмета тому или иному историческому периоду мы судим по форме изделия, характеру декора, особенностям конструкции и применяемым материалам, то о том, что это подлинная вещь, а не подделка, нам говорят состояние древесины, металлических деталей, позолоты и др., наличие неизбежного налета - патины, которую оставляет время. Необходимо бережно относиться к естественному старению, которое является свидетелем жизни и истории предмета.

- не устранять следы реставрации, сделанной в старину;

Бережное отношение к изделию как историческому памятнику должно удерживать реставратора от исправления, во что бы то ни стало того, что было сделано при ремонте изделия в старину.

- восполнение утрат производить только при наличии достаточно достоверной информации;

Когда часть конструкции или декоративных элементов изделия утрачена, возникает проблема ее восстановления. Сохранившиеся идентичные или симметричные элементы используют в качестве модели и дублируют.

- не путать реставрацию с ремонтом. Ремонт - это только часть профилактических мер в реставрации;

- не стараться сделать реставрацию незаметной;

- не пытаться улучшить изделие;

- не принимать поспешных, необдуманных решений;

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

Дизайн-концепция - основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект. Дизайн-концепция - целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики.

Дизайн-концепцией нашего проекта является детский стульчик в технике гжельской росписи, «Стульчик из детства».

Отношение к предмету нашей привязанности с возрастом становится более глубоким и осмысленным, он приобретает определенное символическое значение, воплощает воспоминание о ком-то или о чем-то.

Целью является разработка и выполнение дизайн-проекта детского стульчика в технике гжельской росписи. Изучение и применение полученных теоретических знаний о реставрации предметов интерьера на практике. Применение техники гжельской росписи.

Реставрируя мебель, мы тем самым даем вторую жизнь предметам, любимым нами с детства. У большинства из нас есть то, что связано с самыми теплыми воспоминаниями - старинное дедушкино кресло или бабушкин комод. И чтобы продлить им жизнь, мы прибегаем к реставрации. При помощи несложной и весьма экономной техники реставрации, ломберный столик или старинный шкаф обретут новую жизнь.

Помимо вопросов качества и того, насколько дорога вам память о вещи, материальные соображения играют не последнюю роль в выборе техники реставрации. Старинная мебель, несомненно, стоит больших денег, она определенно лучшего качества (имеется в виду материал, дизайн, имя мастера и состав полировки) по сравнению с мебелью современной. Более того, всякий, кто помнит об охране окружающей среды, прибегнет скорее к реставрации старой мебели, нежели купит новую, дешевую и, как правило, недолговечную, чем проявит истинную заботу о сохранении деревьев.

Реставрация дает мебели второе дыхание, грамотная реставрация может превратить предмет интерьера в уникальный. Ручная работа сегодня, это, прежде всего, знак высокого качества, оригинальности, в большинстве случая даже уникальности. Уникальность - нечто существующее в одном экземпляре.

Следуя выбранной нами дизайн-концепции - «Стульчик из детства» - была произведена реставрация и декорирование. При изучении технологии реставрации мы обратили внимание на важные моменты, такие как, разборка, циклевка, замывка, восстановление утерянных элементов, сборка предмета интерьера, проклейка, тонировка, шпатлевание, грунтовка, лакировка.

Этапы работы:

До начала работы следует подготовить следующие инструменты и расходные материалы: молоток, отвертку, стамеску, рашпиль, плоскогубцы, дрель и сверла, кисти, наждачную бумагу NN 80, 100, 180 и 600, жидкость для снятия старого лака (смывку) и растворитель N 646, клей ПВА, морилку, лак, политуру или пасту для полировки.

Работу лучше всего производить на верстаке, а при его отсутствии - на столе, защищенном от повреждений листом фанеры. При использовании летучих синтетических лаков и растворителей рекомендуется надевать респиратор.

- разборка: все предметы полностью разбираются до последней мелочи, последнего винтика; не разбираются только безупречно склеенные детали и каркасы. Как правило, шляпки шурупов, которыми свинчен стул, утоплены в гнезда и закрыты сверху шкантами - деревянными заглушками. Шканты можно попытаться извлечь стамеской, но проще высверлить их сверлом. Если шуруп не удается вывернуть отверткой, его шляпка высверливается аналогичным образом. Одна из частей соединения отделяется, после чего стержень шурупа выкручивается из дерева плоскогубцами. Лучше начать разборку стула с отделения задних ножек и спинки. Важное условие: последующую сборку изделия следует производить в обратной последовательности для того, чтобы отверстия совпали друг с другом.

- циклевка: старые лаки, иногда краска, бытовая грязь снимаются циклевкой; Каждый миллиметр поверхностей отчищается специальными ножами. Это кропотливая, ювелирная работа, так как в старинной мебели почти всегда использовалось шпонирование поверхностей (то есть доски

простой древесины покрывались тонкой фанеровкой древесины ценных пород, например, красное дерево, орех, карельская береза, дуб, венге и т.д.). Главная сложность, не повредить старый шпон.

С разобранного по частям стула необходимо удалить старый лак и слой впитавшейся в дерево морилки. Это делается механическим способом с помощью цикли или куска стекла. При этом рекомендуется не слишком сильно нажимать на инструмент, соскабливать слои в одном направлении и стремиться к тому, чтобы обработанная поверхность выглядела однородной. Существует и другой способ удаления лака - с помощью специальной жидкости-растворителя, которая, однако, не убирает въевшуюся в дерево морилку.

Следующий этап реставрации стула - обработка поверхности наждачной бумагой на тканевой или бумажной основе. Узкие полоски бумаги наклеиваются с обеих сторон на деревянные бруски длиной 300-350 см и шириной от 20 до 60 мм. Для обработки изгибов с малым радиусом используется узкий брусок, для больших - широкий. Зернистость шкурки определяется требуемой чистотой обработки поверхности. Начать следует с NN 80 и 100. Можно также воспользоваться электрической шлифовальной машинкой, если таковая имеется.

- замывка: использование составов растворяющих старые лаковые покрытие требуется постоянно, так как часть резных деталей и непрямые поверхности нельзя отциклевать равномерно;

- восстановление утерянных элементов: почти всегда в антикварной мебели, поступившей в реставрацию встречаются сколы, выбоины; отсутствуют мелкие резные детали, например, обводки ящиков, и т.п. Порой отсутствуют ключевые детали, например, поручни кресел, ножки стульев. В таких случаях, подбирается соответствующая древесина, такой же тональности, что и оригинальная. С фанеровкой поверхности, необходимо найти аналогичный спил, то есть рисунок шпона должен соответствовать месту. В процессе обработки поверхности стула могут быть выявлены утраты древесины, сколы, вмятины. В таких случаях делаются деревянные вставки. На месте утраты вырубите стамеской гнездо, вырежьте ножом вставку из той же древесины, что и деталь стула, затем вклейте ее в гнездо клеем ПВА и прижмите струбциной до полного высыхания (на 24 часа). Затем срежьте стамеской выступающую часть вставки, зачистите рашпилем, и наконец, отшлифуйте этот участок наждачной бумагой. В ходе реставрации, мы заменили ножку стула, т.к. она была повреждена жучком-точильщиком. После этого, по поверхности прошлись наждачной бумагой для получения идеально ровной поверхности. Сборка предметов реставрации, несложный, казалось бы, процесс требует особо тщательности и внимательности.

- проклейка; предварительно проклеили клеем ПВА в 2 слоя поверхность стула с промежуточной сушкой между слоями 12 часов, затем всю поверхность обработали наждачной бумагой для удаления шероховатостей и неровностей поверхности.

- тонировка; Отшлифованная поверхность готова к тонированию. Этот процесс производят морилкой с помощью кисти. В продажу морилка поступает либо в виде порошка, который следует разводить водой, либо в виде жидкости на спиртовой основе. Отечественные и импортные морилки позволяют тонировать поверхность под красное дерево, орех, дуб, бук и т. д. Предпочтение следует отдать водорастворимым морилкам. Для получения более плотного цвета надо либо повысить концентрацию раствора, либо покрыть изделие морилкой в два слоя. Участки, на которых морилка впиталась слабее, дополнительно подкрашиваются до получения однородного тона.

- шпатлевание производят с целью полного устранения всех имеющихся на отделываемой поверхности дефектов и создания совершенно гладкой основы для последующего окрашивания. Для подмазки ранее заделанных поврежденных мест и устранения всех остальных, оставшихся дефектов применяют местное шпатлевание, а для полного выравнивания всей поверхности - сплошное шпатлевание.

В состав наиболее часто применяемой шпатлевки входят в основном олифа и просеянный молотый мел в соотношении примерно 1:2,5. В олифу вводят в небольшом количестве (5% общей массы шпатлевки) слабый раствор столярного клея. Например, на 100 г олифы нужно 250 г мела и столовую ложку клеевого раствора.

Шпатлевку наносите шпателем. По окончании подмазки всех необходимых мест просушите поверхность в течение 24 ч, после чего прошлифуйте прошпатлеванные места сначала крупнозернистой, а затем среднезернистой шкуркой. Теперь можно было бы приступить к сплошному шпатлеванию, но для лучшего сцепления сплошного слоя с местными подмазками рекомендуется дополнительно проолифить подмазанные места, вновь просушить деталь и только после этого производить сплошное шпатлевание. Старайтесь уложить шпатлевку как можно более тонким слоем. После 24-часовой просушки тщательно прошлифуйте поверхность среднезернистой и мелкозернистой шкуркой.

- грунтовка, применяется для подготовки и упрочнения под фактурные отделочные составы. После двух проклеек мы грунтовали стул в три этапа, грунтом на основе водной акриловой дисперсии предназначенным для грунтования холста, картона, деревянных поверхностей под масляные, акриловые, темперные, гуашевые краски. Грунт наносили на подготовленную деревянную поверхность кистью в 3 слоя с промежуточной сушкой 1 час при комнатной температуре. Грунтовка пропитывает и укрепляет поверхностные слои основания, не изменяя структуры материала, предотвращает разрушение поверхности основания под действием микроорганизмов.

- лакировка; процесс чрезвычайно важный. Помимо основных непростых технологических требований (соответствующее помещение с вентиляцией, сушилка и т.д.) требуется значительные навыки и настойчивость. Как правило, используются современные высокопрочные алкидные лаки, если покрытие старое: например, политура на основе воска или шеллака (шеллак изготавливается из панцирей определенных насекомых), то используется старинная технология покрытия поверхности.

Следующим этапом у нас шло декорирование. В декорировании стула мы использовали технику гжельской росписи. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой.

В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодами, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи, является так называемый кистевой «светотеневой мазок» (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а так же второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д. Кистевой «мазок с тенями» обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. «Мазок с тенями» образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он так же активен, как и сама кобальтовая роспись.

Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора «ситчик», когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но, ни в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Сейчас художники считают себя в праве не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 1004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию