Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы обучения предметному дизайну на факультативных занятияхПояснительная записка к программе
Среди разнообразных методов обучения необходимо отобрать комплекс методов, способствующий организации деятельностиучащихся и развития креативности в области дизайна: Практические: - упражнения (упражняются в выполнении отдельных техник и приемов, возможен показ педагога, как выполняется то, или иное упражнение); - графические упражнения (составление эскизов будущих изделий); - учебно-производительный труд (практическая работа учащихся, целью которой является применение теоретических знаний в трудовой деятельности, на занятии по изготовлению изделия); - творческие работы учащихся (основаны на применении теоретических знаний на практике). Наглядные: Это методы, при которых усвоение материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий технических средств. Обычно наглядные пособия используются в совокупности со словесными и практическими методами. - метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: фотографий, изделий, репродукций и пр.; - наблюдение; -экскурсия. Словесные: - объяснение; - инструктаж (правила техники безопасности с инструментами и материалами при выполнении работы). Методы стимулирования мотивации учащихся: - поощрение; - соревнование; - игра; - сотворчество.
Методы контроля и самоконтроля: - тестирование; -экспертная оценка; -мониторинг (отслеживание самостоятельной работы учащихся, устранение ошибок). Использование данных методов помогает в развитии творческих способностей, развивает самодеятельность, творчество, интересы и склонности учащихся в области дизайна. Развитие творческих способностей предусматривает реализацию следующих условий: - учет возрастных и психологических особенностей учащихся; - включение учащихся в коллективную творческую деятельность; - формирование положительной мотивации к творческой деятельности. Выявление условий развития творческих способностей позволяет включить учащихся в разнообразнее виды деятельности, придает деятельности свободный творческий характер, позволяет использовать развивающий способ обучения, в ходе которого учащиеся применяют к деятельности творческий, деятельный подход. Развитию творческих способностей учащихся в области дизайна способствует ряд методов: метод мозгового штурма, тренинговые занятия: «Шесть шляп мышления», Мыслительные стулья Диснея и другие. Метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Правила проведения: - критика запрещена; - придумывайте как можно больше идей; - подхватывайте и развивайте идеи других. Занятие 1 - «Чудеса, Превращения и «Мозговой штурм» - дневник путешественника «говорящая планета»; - упражнение «Я узнаю себя». Закончить письменно следующие предложения: Я обижаюсь, когда… Я огорчаюсь, когда… Я радуюсь, когда… Я боюсь, когда… Я горжусь, когда… - «Мозговой штурм» - генерирование идей; - Чудеса. Превращения. Выдвижение гипотез, ответов на вопросы; - Работа по группам. Придумайте наибольшее количество вариантов использования перегоревшей лампочки; - Возвращение. Описание изменившей картины. Шесть шляп мышления. «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод «Шести Шляп Мышления» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную. Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить. Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса. Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Правила использования шляп: - надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает; - снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления; - при смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею. Занятие 2 - «Острые ощущения» Красная шляпа. Эмоции. Интуиция и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Желтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Черная шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Зеленая шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Белая шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? - настрой - «Улыбнись»; - игра с мячом «Я и мое хобби»; - основное задание «Шесть шляп мышления». Как вам понравилась наша … (красная шляпа); Сообщите мне некоторые факты из … (белая шляпа); Перечислите достоинства в умении … (желтая шляпа); Кто предложит идеи, каким образом можно использовать… (зеленая шляпа) - заключение. Выводы, оценка эмоционального состояния. Мыслительные стулья Диснея. Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций. Стул мечтателя. Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное. Стул реалиста. На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным. Стул критика. В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня? В своей работе по формированию творческого мышления учащихся нами были предложены следующие тесты, выявляющие компоненты творческих способностей. Тест «Три слова» для оценки оригинальности, творческого воображения, логического мышления. Предложите участнику три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ. Слова для работы: Дворец Бабушка Клоун Разбойник Зеркало Щенок Торт Озеро Кровать Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с критериями: 5 баллов - остроумная, оригинальная фраза; 4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова; 3 балла - банальная фраза; 2 балла - два слова имеют логическую связь, а третье - нет. 1 балл - бессмысленное сочетание слов. Тест «Три краски» (лента Роршаха). Учащийся, используя три краски, заполняет часть листа. На что похож рисунок? Оценивается количество увиденных образов, оригинальность ответов. Тестовая игра «Рисунок в несколько рук». Эта групповая игра связывающая воображение, любознательность с высоким эмоциональным потенциалом. Оценивается оригинальность, сложность, разработанность рисунка. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т.д. Тест-игра «Изобретатель». Это задание активизирует мышление, определяет оригинальность, гибкость, любознательность. 1-й вариант: «Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве». 2-й вариант: «Придумайте необычное применение обычным вещам: коробок спичек, линейка, ложка и т.д.» Каждый участник должен отстоять свое предложение необычного применения предмета. В данном задании хорошо определяется такой компонент, как склонность к риску. Предложенные тестовые задания можно многократно варьировать, изменять и модифицировать, а также использовать другие методы и игры для диагностики и развития творческих способностей. Это только значительно расширит «поле игр, развивающих творчество».
|