Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения предметному дизайну на факультативных занятиях





Пояснительная записка к программе

 

Среди разнообразных методов обучения необходимо отобрать комплекс методов, способствующий организации деятельностиучащихся и развития креативности в области дизайна:

Практические:

- упражнения (упражняются в выполнении отдельных техник и приемов, возможен показ педагога, как выполняется то, или иное упражнение);

- графические упражнения (составление эскизов будущих изделий);

- учебно-производительный труд (практическая работа учащихся, целью которой является применение теоретических знаний в трудовой деятельности, на занятии по изготовлению изделия);

- творческие работы учащихся (основаны на применении теоретических знаний на практике).

Наглядные:

Это методы, при которых усвоение материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий технических средств. Обычно наглядные пособия используются в совокупности со словесными и практическими методами.

- метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: фотографий, изделий, репродукций и пр.;

- наблюдение;

-экскурсия.

Словесные:

- объяснение;

- инструктаж (правила техники безопасности с инструментами и материалами при выполнении работы).

Методы стимулирования мотивации учащихся:

- поощрение;

- соревнование;

- игра;

- сотворчество.

 

Методы контроля и самоконтроля:

- тестирование;

-экспертная оценка;

-мониторинг (отслеживание самостоятельной работы учащихся, устранение ошибок).

Использование данных методов помогает в развитии творческих способностей, развивает самодеятельность, творчество, интересы и склонности учащихся в области дизайна.

Развитие творческих способностей предусматривает реализацию следующих условий:

- учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

- включение учащихся в коллективную творческую деятельность;

- формирование положительной мотивации к творческой деятельности.

Выявление условий развития творческих способностей позволяет включить учащихся в разнообразнее виды деятельности, придает деятельности свободный творческий характер, позволяет использовать развивающий способ обучения, в ходе которого учащиеся применяют к деятельности творческий, деятельный подход.

Развитию творческих способностей учащихся в области дизайна способствует ряд методов: метод мозгового штурма, тренинговые занятия: «Шесть шляп мышления», Мыслительные стулья Диснея и другие.

Метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правила проведения:

- критика запрещена;

- придумывайте как можно больше идей;

- подхватывайте и развивайте идеи других.

Занятие 1 - «Чудеса, Превращения и «Мозговой штурм»

- дневник путешественника «говорящая планета»;

- упражнение «Я узнаю себя». Закончить письменно следующие

предложения:

Я обижаюсь, когда…

Я огорчаюсь, когда…

Я радуюсь, когда…

Я боюсь, когда…

Я горжусь, когда…

- «Мозговой штурм» - генерирование идей;

- Чудеса. Превращения. Выдвижение гипотез, ответов на вопросы;

- Работа по группам. Придумайте наибольшее количество вариантов использования перегоревшей лампочки;

- Возвращение. Описание изменившей картины.

Шесть шляп мышления.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод «Шести Шляп Мышления» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Правила использования шляп:

- надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает;

- снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления;

- при смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею.

Занятие 2 - «Острые ощущения»

Красная шляпа. Эмоции. Интуиция и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

- настрой - «Улыбнись»;

- игра с мячом «Я и мое хобби»;

- основное задание «Шесть шляп мышления».

Как вам понравилась наша … (красная шляпа);

Сообщите мне некоторые факты из … (белая шляпа);

Перечислите достоинства в умении … (желтая шляпа);

Кто предложит идеи, каким образом можно использовать… (зеленая шляпа)

- заключение. Выводы, оценка эмоционального состояния.

Мыслительные стулья Диснея.

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.

Стул мечтателя. Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалиста. На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.

Стул критика. В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?

В своей работе по формированию творческого мышления учащихся нами были предложены следующие тесты, выявляющие компоненты творческих способностей.

Тест «Три слова» для оценки оригинальности, творческого воображения, логического мышления.

Предложите участнику три слова и попросите его как можно скорее напи­сать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ.

Слова для работы:

Дворец Бабушка Клоун

Разбойник Зеркало Щенок

Торт Озеро Кровать

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответст­вии с критериями:

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза;

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

3 балла - банальная фраза;

2 балла - два слова имеют логическую связь, а третье - нет.

1 балл - бессмысленное сочетание слов.

Тест «Три краски» (лента Роршаха).

Учащийся, используя три краски, заполняет часть листа. На что похож ри­сунок? Оценивается количество увиденных образов, оригинальность ответов.

Тестовая игра «Рисунок в несколько рук».

Эта групповая игра связывающая воображение, любознательность с вы­соким эмоциональным потенциалом. Оценивается оригинальность, сложность, разработанность рисунка. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т.д.

Тест-игра «Изобретатель».

Это задание активизирует мышление, определяет оригинальность, гиб­кость, любознательность.

1-й вариант: «Придумайте несуществующий прибор, необходимый в до­машнем хозяйстве».

2-й вариант: «Придумайте необычное применение обычным вещам: коро­бок спичек, линейка, ложка и т.д.»

Каждый участник должен отстоять свое предложение необычного приме­нения предмета. В данном задании хорошо определяется такой компонент, как склонность к риску. Предложенные тестовые задания можно многократно варьировать, изменять и модифицировать, а также использовать другие методы и игры для диагностики и развития творческих способностей. Это только значительно расширит «поле игр, развивающих творчество».

 

 

Date: 2015-09-05; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию