Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности





Выготский «Мышление и речь», хрестоматия 222-227.

Единица речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. В пределе значение является понятием. Исследование содержания понятий. Методы исследования понятий в Вюрцбургской школе: 1) определение понятий (ассоциативный эксперимент). 2) сравнение понятий (построение смысловых полей). Выготский: развитие понятий. Когда значение – не равно понятие, тогда можно изучать. Методики исследования искусственных понятий (1) Методика Ф. Аха. А) стимульная ситуация: набор специально созданных экспериментальных объектов, обладающих признаками, которые имеют несколько значений; набор специальных названий для этих объектов; искусственные понятия. Понятие – такой, обозначенный словом, набор объектов, в котором каждый объект обладает хотя бы одним общим признаком. Б) инструкция: построить внутреннее содержание искусственного понятия. Результаты: детерминирующая тенденция. Зависит ли построение понятий от задачи? Вопросы по сравнению искусственных понятий: 1) знакомство испытуемого с объектом. Размер бросается в глаза, а вес можно определить, поднимая объекты, чтобы прочесть их название снизу. 2) ответы. Вывод: процесс построения понятий направляется задачей. (2) Методика Выготского - Сахарова. А) стимульный материал: деревянные геометрические тела, отличающиеся по цвету, форме, размеру, плоскостному размеру (отношение высоты к ширине). Б) название – 3-буквенные бессмысленные слоги. В) ключевые признаки: размер и высота. Г) инструкция: игрушки чужого народа, в которые будем играть. На основании фигуры написаны названия, но нет подсказки (как у Аха). Задача ставится сразу, а средства ее решения вводятся постепенно. Нужно выбрать все фигуры, которые называются так, как первая (“бат”). Ребенок отбирает ряд фигурок. Показывают вторую – тоже “бат”. Выбор ребенка. Затем из выбранных – не “бат”. Продолжаем до образования стратегии.

Результаты эксперимента: стадии развития значений слов – функциональные эквиваленты понятий. (1) синкрет – такой набор объектов, между которыми нельзя проследить никакой объективной связи. (2) комплекс – такой набор объектов, между которыми существуют объективные связи, однако эти объекты не обладают ни одним общим признаком. Критерий 1: (а) ядерная структура. (б) цепная структура. Критерий 2: сохранение параметра. Генетическая цепочка: 1) ядерный, ассоциативный. 2) коллекция. 3) цепной комплекс. 4) диффузный. 5) испытуемый отбирает фигурки по объективным связям, но у них может оказаться общий признак. Внешний (фенотипический) – понятие. Внутренний (генотипический) – комплекс, псевдопонятие. Отличия комплекса и понятия. А) внешнее: объекты, входящие в понятия, обладают одним общим признаком. В комплекс – нет. Б) внутреннее: общий признак не осознается, нет поиска средств решения задачи (комплекс). У понятия есть объем и содержание (Аристотель). Объем – количество объектов, в него входящих. Содержание – существенный признак. Выготский. 2 Линии развития понятий: 1) набрать объем, составить класс объектов. 2) собственно понятийная – выделение содержания. (3) понятие: поиск общего признака. Осознание общего признака: 3.1) нет. Комплекс, псевдопонятие. 3.2) есть. Далее Выготский выходит за пределы методики. 3.2.1) Признак: конкретный, эмпирический, случайный, ситуативный. Понятие является потенциальным. 3.2.2) Признак: абстрактный, существенный. Истинное понятие.

Гипотеза лингвистической относительности (Сепир): различные языки оказывают различное влияние на мышление и опыт человека - лингвистический детерминированность.

В языки могут быть включены различные категории опыта:

1) отдельные слова лексикона

2) части слов, выделяющие грамматические функции (дом-дома).

3) различными грамматическими средствами – роль порядка слов.

2 гипотезы:

l Язык – почва для мышления и философии (Уорф).

l Некоторые аспекты языка предрасполагают к выбору человеком определенного мышления и поведения, но детерминизм не жесткий.

Слобин: Важно учитывать природу языковых явлений, природу поведенческих данных и каузальную природу существующих между ними связей.

Уровни анализа:

l Лексический (наличие слов, имеющих и не имеющих эквиваленты в других языках, наличие обобщенных категорий, разграничение семантических сфер.

l Грамматический уровень: выбор слов и словосочетаний, словообразование (камень падает – камнит).

l Семантический (тепло – существительное/ глагол)

Эксперимент по исследованию грамматического детерминизма в языке невахо (Кэррол, Касагранде): Если используются глаголы, связанные с манипуляцией, обязательно употреблять определенную глагольную форму, соответствующую форме предмета -> ребенок раньше учится различать формы.

Подобрать предметы более похожие: 2 характеристики – цвет и форма. Дети невахо чаще группируют по форме, чем английские дети.

Помимо родного языка надо учитывать окружающие условия.

 

Сейчас считается, что на глубинном уровне все языки обладают универсальными свойствами.

 








Date: 2015-09-05; view: 275; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.03 sec.) - Пожаловаться на публикацию