Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях





Тихомиров О.К «Психология мышления» 194-210, , Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 13-82

 

l Холодная: Когнитивные стили (параметрический подход)
полезависимость-поленезависимость

l импульсивность – рефлексивность

l фокусированный-сканированный контроль

l склонность к риску- осторожность

l гибкость – регидность

l широкий-узкий диапазон эквивалентности (классификация размеры и количество групп, мало – широкий- акцент на сходство)

Мыслительная деятельность всегда не только личностно, но и индивидуально своеобразна: глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота, последовательность, внушаемость, критичность.

Климов: Индивидуальный стиль деятельности – приспособление особенностей темперамента к требованиям деятельности.

Н.Б. Березовская: отношение внушаемости и критичности зависит от содержания внушения (конкретное представление, готовое знание, роль). Невозможность внушить то, что противоречит структуре ценностей личности. Внушаемость наблюдается больше в областях, в которых человек меньше осведомлен.

Кречмер (связь между мышлением и конституцией), Ганнушкин (особенности интеллектуальной деятельности при некоторых формах психопатии), Юнг (осбенности мышления при экстравертированной-интрвертированной установке).

19. Типологические подходы к классификации "мыслящих личностей".

Хрестоматия 381-398,Тихомиров О.К «Психология мышления» 194-210,

Кречмер, типы ученых:

l циклотимики: громадных экстенсивный характер работы, наглядно-эмпирическое направление в работе, склонность к популяризации (Дарвин).

l шизотимики: тяготение к теоретической работе, преобладание влечения к форме над влечением к содержанию, склонность к строгому логическому построению или наоборот логической раплывчатости (2 подтипа, примеры: Кант, Шеллинг).

Ганнушкин:

l циклоиды:

а) конституционально-депрессивные: деятельность неприятна, безотносительно содержания, скоро утомляются.

б) конституционально-возбужденные (психопаты): «внешний блеск, одаренность соединяется с большой поверхностностью и неустойчивостью результатов»

l шизоиды: склонность к нежизненным, формальным построениям., к символике.

l параники: образование сверхценных идей, мышление субъективно, резко аффективно окрашено.

l истерики: противоречивость, нелогичность и непоследовательность суждений, неспособность держать в узде воображение.

l конституционно-глупые: пограничное расстройство, неумные от рождения, справляются с жизнью в определенных, четко установленных рамках, внушаемость.

Юнг:

l экстравертированная установка: направленность на категории объективных данностей.

l интровертированная установка: ориентация на субъетивный фактор , углубление, а не расширение.

Тирк: Креативность – прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа создает что-либо, не существовавшее прежде.

4 направления исследования:

l продукт (Мак Ферсон, Тейлор: количество, качество, значимость)

l процесс (Уоллес: стадии, уровни и типы творческого мышления, Фрейд: творчество – процесс сублимации – проективные методики)

l способность (Симпсон: способность отказываться от стереотипных способов мышления, Гилфорд: 4 фактора – оригинальность-необычные ответы, семантическая гибкость – новое использование, образная адаптивная гибкость – изменить форму стимула, чтоб видеть новые возможности, семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно неограниченной ситуации, Торнанс: способность к обостренному восприятию своих недостатков, пробелом в знаних, дисгармонии)

l черта личности в целом (Гольдштейн, Маслоу, Роджерс: процесс самоактуализации).

 

Креч: Каким образом модель стимула, которую представляет собой задача, может способствовать или препятствовать ее решению с целью улучшения процесса решения задач.

l пространственное расположение (опыты гештальтпсихологов).

l установка (решения одних задач одним способом, других – тем же)

l эмоциональные и мотивационные состояния (стресс, закон Йоркса-Додсона)

l личностные факторы: знания, интеллект, личность (гибкость, инициатива, уверенность, склонность к комформизму).

 

Баррон: предпочтение сложных фигур.

Гольдштейн тесты:

l Спроси и догадайся (вопросы к картине, предположение причин, предположение последствий).

l «Совершенствование продуктов»: усовершенствовать какой-нибудь предмет.

l «Необычное употребление»

Лазурский (активность на основании приспособления к среде):

l приспособленные

l неприспособленные

l преобразующие среду

20) Структура интеллекта.

Холодная М. А. «Психология интеллекта: парадоксы исследования», М. Т 1997, с 16-48, Дружинин В. Н. «Психология общих способностей», Анастази А. «Психологическое тестирование» 298-316.

Интеллект - способность индивидуума приспосабливаться к окружаующей среде. Теории структуры интеллекта: 1) Спирмен (фактор G). Исходя из поведения индивида, можно выделить генеральный фактор интеллекта. Некоторые люди более склонны к разным видам деятельности, хотя общий (General) уровень интеллекта может быть = и поэтому он выделил фактор S (спец. способностей).2) Интеллект и первичные способности. Терстоун выделил первичные умственные потенции: счетную, вербальную гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, быстрота восприятия. Гилфорд - 120 факторов интеллекта (куб: операции, содержание, результат). 3) уровни интеллекта. Конкретный и абстрактный.

Установленная В.Н. Дружининым иерархическая очередность формирования интеллекта не обязательно должна быть связана с морфологическими изменениями нейронной сети. Он и его коллеги установили, что вначале формируется вербальный интеллект (усвоение языка), затем на его основе складывается пространственный интеллект и, наконец, последним по времени появляется формальный (знаково-символический) интеллект.

Выявленная последовательность отражает лишь особенности активации познавательных моделей. Следовательно, эти данные не дают ответа на вопрос, является ли интеллект на стадии вербального развития менее мощным, чем на стадии формального интеллекта.

Р. Мейли выделяет 4 интеллектуальных способности:

- различать и соединять элементы тестовой задачи (сложность);

- быстро и гибко перестраивать образы (пластичность);

- из неполного набора элементов выстраивать целостный осмысленный образ (глобальность);

- быстро порождать многообразные идеи относительно исходной ситуации (беглость).

М. А. Холодная: противоречия теории интеллекта

Первое противоречие. С помощью тестов интеллекта (IQ) определяется способность только к традиционному обучению и результаты тестирования при этом не на 100% надежны. Более того, результаты IQ, с повышением уровня образования человека, все в меньшей степени коррелируют с реально достигаемым человеком качеством обучении. Поскольку интеллект не сводится к обучению, то показатель IQ не может использоваться для его количественной характеристики.

Второе противоречие. Тесты интеллекта, разработанные для одной социо-культурной группы населения (белые граждане США, например), неприменимы для другой социо-культурной группы населения (черные граждане США, например), так как результаты тестирования не совпадают.

Третье противоречие. Тесты интеллекта оцениваются по конечному результату (правильное или неправильное решение человеком задачи, например) и не характеризуют механизмы такого решения. В результате работа интеллекта над задачей исключается из оценки и поэтому тесты интеллекта интеллектуальную деятельность, как таковую, не характеризуют.

Четвертое противоречие. Такой показатель деятельности интеллекта как скорость решения задачи оказался зависимым от типа предложенных задач (в некоторых случаях наблюдалась прямая, в других обратная зависимость между скоростью и правильностью решения задачи). Из-за выявленной неоднозначности этот показатель не может использоваться как критерий интеллекта.

Пятое противоречие. Результаты тестирования IQ эмоционально зависимы, то есть на показатель IQ влияет эмоциональный фон, на котором проводится тестирование. Как в таком случае можно полагаться на полученную величину IQ?

Г. Айзенк разграничил понятия "биологический интеллект", "психометрический интеллект" и "социальный интеллект". Здесь будем говорить о психометрическом интеллекте, то есть о свойстве, измеряемом с помощью некоторой системы тестовых заданий. Психометрический интеллект зависит от культуральных влияний, воспитания в семье, образования и социоэкономического статуса, но в большей мере детерминирован генетически.

Структура психометрического интеллекта, согласно результатам конфирматорного и эксплораторного факторных анализов, примененных к данным многочисленных корреляционных исследований Р.Кэттеллом, включает в себя несколько иерархический уровней; на вершине - генеральный фактора (G), второй этаж занимает С-f - флюидный интеллект, по Р.Кэттеллу, (наиболее явно репрезентирует G). кристаллизованный интеллект (Gc) и фактор визуализации (Gv) (Cattell R.B., 1965). Кристаллизованный интеллект представляет собой прижизненно приобретенную в ходе индивидуальной деятельности систему интеллектуальных навыков.

21) Интеллект и креативность.

Холодная М. А. «Психология интеллекта: парадоксы исследования», М. Т 1997, с 16-48, Дружинин В. Н. «Психология общих способностей», Егорова М. С. Психогенетика.

Интеллект - способность индивидуума приспосабливаться к окружаующей среде. Теории структуры интеллекта: 1) Спирмен (фактор G). Исходя из поведения индивида, можно выделить генеральный фактор интеллекта. Некоторые люди более склонны к разным видам деятельности, хотя общий (General) уровень интеллекта может быть = и поэтому он выделил фактор S (спец. способностей).2) Интеллект и первичные способности. Терстоун выделил первичные умственные потенции: счетную, вербальную гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, быстрота восприятия. Гилфорд - 120 факторов интеллекта (куб: операции, содержание, результат). 3) уровни интеллекта. Конкретный и абстрактный.

Дружинин: общий интеллект (или же флюидный интеллект) лежит в основе креативности, кристаллизованного интеллекта и, возможно, обучаемости.

Эти три общие способности соотносятся с успешностью трудовой деятельности, обучения и творчества.

Что касается пространственного, семантического (вербального) и числового факторов, то они присутствуют в составе креативности, интеллекта и, вероятно, обучаемости. Причем существуют положительные корреляции между вербальным интеллектом и креативностью, пространственным интеллектом и невербальной (изобразительной) креативностью и т.д., но это предмет отдельного обсуждения.

Показатели креативности по Гилфорду:

l беглость

l гибкость

l оригинальность

l разборчивость

Тест на креативность с овалами (Торенс)

Близнецовое исследование (интеллект в 10 лет коррелирует с креативностью в 6, 7, 10, интеллект в 6 и 7 с креативностью не коррелирует).








Date: 2015-09-05; view: 215; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию