Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки





Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» стр. 327-346, Тихомиров О.К «Психология мышления» 342-347, хрестоматия 11-20, 60-70, Петухов В. В «Психология мышления» 17-19.

 

Свойства мышления, как особого предмета общей психологии: Мышление – высшая форма отражения (обобщенного и опосредованного). Отличие мышления от непосредственно чувственных форм познания – понятия (основная единица мышления) (Петухов). Мышление – логические законы, но с ними не рождаются, они усваиваются из опыта (Леонтьев). До этого в ассоциативной психологии – мышление – установление связей между представлениями. Мышление, по мнению, ассоцианистов внутренний процесс. Кюльпе (тоже ассоцианист) – впервые о роли цели в мышлении. Гештальтисты - о мышлении у животных.

l не части предметов, и не сами предметы, а классы предметов, родственных по тому или иному признаку

l не доступен наблюдению, раскрывается при активном взаимодействии с объектом

l в данном взаимодействии открывается отношения между вещами -> существенные свойства, являющиеся содержанием понятия.

Мышление: субъект-объектно-объектное взаимодействие(выход за пределы свойств, непосредственно доступных восприятию – сравнение двух твердых предметов царапаньем одного другим). Восприятие: субъект-объектное. Мышление – всегда проникновение в межпредметные взаимоотношения.

 

Отличие психологического взгляда на мышление от других наук:

Мышление: логика (понятие, высказывание, силлогизм), социология ( осмысление реальности в связи с культурно-историческими условиями), биология (свойство высокоорганизованной материи, поиск морфологических и физиологических систем), медицина, кибернетика (процесс обработки инф.)

Психология: мышление конкретного человека в реальной жизни и деятельности.

Зачем нужна ПСИХОЛОГИЯ мышления - отличие от логики (не подчиняются логическим законам):

1) мышление ребенка

2) патологическое мышление

3) творческое мышление

 

Мышление- это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

Мышление – познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления (Тихомиров)

2) Характеристика субъекта мышления

Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» 389-406, Тихомиров О.К «Психология мышления» 7-10, 20-27, 28-33, 194-206, хрестоматия, Петухов В. В «Психология мышления» 51-53, Семенов И.Н, Степенов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии 154-183.

В экспериментальной практике при формулировке конкретных гипотез, зависимая переменная – продуктивность процесса решения, а независимая – личностные и ситуативные детерминанты мыслительной деятельности и специфические или неспецифические для задач данного типа (Петухов)

Факторы:

l ситуативные специфические (способы предъявления испытуемому условий задачи)

l постоянные специфические (знания, способности, личностные черты)

l ситуативные неспецифические (мотивация, динамика отношения к задаче)

l постоянные неспецифические (мотивация достижения, склонность к саморефлексии)

Креч:

l ситуационные (пространство, время, эмоциональное состояние, форма предъявления задачи).

l личностные (сознание, интеллект, личность).

 

Мыслит не мышление, а человек, личность (Тихомиров). Любая задача имеет социальную и личную значимость. Мышление тесно связано с мотивацией, установками, позицией личности. Чтобы начать решать задачу надо совершить акт принятия задачи (внешняя и внутренняя, устойчивая и ситуативная). Единство интеллекта и аффекта (Выготский). Эксперимент Тихомирова, Райковой и Березанской.

Цель – влияние установки на мышление

Методика: под гипнозом внушался образ талантливой личности, актеров просили вжиться в роль

Результаты: Влияет на активность внимания, памяти и ассоциативного процесса, но разные способы решения, у гипнотиков потом еще немного подъем, у артистов усталость.

Вывод: Внушение образа реальной личности создавало предпосылки для вполне реалистического отражения мира в контексте деятельности, соответствующей внутреннему образу.

 

Оценка решаемости – нерешаемости задачи. Эксперимент Дембо.

 

 

Мыслительная деятельность всегда не только личностно, но и индивидуально своеобразна: глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота, последовательность, внушаемость, критичность.

Н.Б. Березовская: отношение внушаемости и критичности зависит от содержания внушения (конкретное представление, готовое знание, роль). Невозможность внушить то, что противоречит структуре ценностей личности. Внушаемость наблюдается больше в областях, в которых человек меньше осведомлен.

 

Семенов:

l предметный уровень (на предмет задачи)

l операциональный (на операции мышления)

l рефлексивный (на осознание причин действий)

l личностный

Первые два предметно-операциональный план, второе – личностно-смысловой.

Работа рефлексивного уровня, начинается, когда возникают задержки. Вначале личностный уровень может мешать рефлексивному, затем дополняют друг друга.

3) Методы

Тихомиров О.К «Психология мышления» 16-19, 35-36, 82-83, 124-128, 171-180, хрестоматия 21-27, 194-199, 215-220, 258-263, 183-187, 319-327, Петухов В. В «Психология мышления» 40-42, 59-60, 63-69.

 

Методы – пути познания предмета. Процесс или продукт.

В психологическом исследовании сложно отделить исследование от исследователя и исследуемого.

Общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ...

Специальные методы:

l наблюдение (как решает задачу, как долго, как часто меняет стратегии).

l беседа (в том числе клиническая беседа Пиаже, отношение испытуемого к задаче, представление о собственной мыслительной деятельности).

l метод анализа продуктов творчества (письма, дневники, зарисовки, схемы, конкретные предметы: машины, приборы)

l эксперимент (контроль условий, эффект экспериментатора, в том числе формирующий эксперимент).

l тесты

l психофизиологические методы

l интерактивные (активное взаимодействие экспериментатора и испытуемого: клиническая беседа, методика двойной стимуляции, (Белавина): изучение мыслительной деятельности, опосредованной программой ЭВМ, дающей советы при решении задач: сначала анализируют ситуацию, выделяют отдельные элементы и их свойства перед обращением к советнику, ЭВМ обрабатывает ситуации глубже, углубляя свои знания, уточняя цели пользуется помощником эффективнее, если ориентация на процесс, недерективные ответы – обращаются чаще, важно доверие-недоверие к ЭВМ + партнер-средство решения задач, Бабаева: целеобразование: многофункциональное использование предметов – с использованием компьютера оригинальность повышается, Корнилова: сравнение с компьютером и с людьми – с компьютером эффективнее).

Классификация методов, предложенная некоторыми учеными:

l по Добрынину: герменевтические методы – методы понимания – роль субъективного фактора возрастает (например, метод интроспекции: аналитическая (Вундт) и систематическая (Вюрцбургская школа), анализ продуктов творчества), коммуникативные (целенаправленное интервью и свободная беседа) , деятельностные (эксперимент), наблюдение, синтетические (клиническая беседа Пиаже: на стыке естественного эксперимента и целенаправленного интервью, тесты, самонаблюдение: наблюдение и интроспекция).

l Рубинштейн: наблюдение (инструментальное и самонаблюдение), эксперимент (естественный, лабораторный, педагогический), физиологические методы, приемы (беседа, анализ продуктов деятельности, анкета).

l Соколов: электро-миографический метод (исследование внутренней речи): язык и губы, электрические потенциалы (фазическая -речедвигательная мускулатура, постепенное возрастает и тоническая активность - скачками) при решении задач (прогрессивные матрицы Равена, что-то проговаривают + пытаются понять сложный текст).

l Пиаже: методы объективации невербализуемых компонентов решения

Цели (по Петухову)

l исследовательская

l диагностическая

l прикладная (формирующая, активизирующая (мозговой штурм))

 

Метод всегда связан с предметом исследования, теорией.

 

4. Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".

Тихомиров О.К «Психология мышления» 20-27, Петухов В. В «Психология мышления». 7-13

Единство познания (то, как человек познает) и сознания (как он представляет окружающий мир и себя в нем).

Типы задач и виды мышления:

Мышление часто разворачивается как процесс решения или разрешения задачи. Задача – предмет (обычно не один, а предметная ситуация), объект мыслительной деятельности человека.

Задача имеет две структуры: объективную (объективные условия и требование) и психологическую (цель и средства ее достижения (задача – цель, заданная в условиях – Леонтьев )).

Мышление – процесс, а не продукт решения и иногда постановки (когда цель неясна) задачи.

Акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализованной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.

Проблемная ситуация: ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а потребность решить задачу есть -> формулировка задачи.

Матюшкина состав проблемной ситуации:

l познавательная потребность

l неизвестное достигаемое знание (предмет потребности) или способ действия

l интеллектуальные возможности человека, включающие потребности и прошлый опыт.

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления. Отношение:

l по модальности (позитивное или негативное отношение)

l по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы)

l по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

Решение задачи – всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

 

5. Творческое мышление: проблема критериев.

Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» 389-406, Тихомиров О.К «Психология мышления», хрестоматия 290-292, 258-268 311-313, Петухов В. В «Психология мышления» 12, 32-35.

Творческое мышление – в прошлом опыте отсутствуют готовые средства для решения. Требует эвристических методов (репродуктивное мышление – по алгоритму, пусть сложному).

Тихомиров: 4 стадии творческого мышления

l подготовка

l созревание

l вдохновение

l проверка найденного решения

Леонтьев:

Условия творческого мышления:

l мотивация

l целеобразование, выделение замысла, подцелей.

Творческое мышление – нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения. Мотив-выделение цели – замысел – гипотеза, выражающая себя в способах решения задачи.

Операции – лишены творчества, они технизованны, даже иногда автоматизированны, но они составляют главное ядро творчества. Творческое м. применение готовых операций в новых, нетипичных условиях. «Я уже давно имею в голове решение, я только не знаю, как я к нему приду» (Гаусс) К уже известным целям нужно приходить при помощи операций.

Машины могут перенять любые операции. Но творить они не могут.

Линдсей, Халл, Томпсон: творческое (генерация большого кол-ва новых идей) и критическое (проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения, выявляет недостатки и дефекты новых идей) – мозговой штурм.

Творческий человек сочетает в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого (Креч)

Ньюэл: Творческое мышление удовлетворяет одному или нескольким следующим условиям:

l продукт обладает новизной либо для индивида, либо для культуры.

l мыслительный процесс обладает новизной, требует преобразования или отказа от ранее принятых целей.

l сильная мотивация и устойчивость мыслительного процесса.

l проблема плохо сформулированна, формулирование проблемы – одна из задач.








Date: 2015-09-05; view: 306; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию