Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция к тесту





«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

сотни обозначают количество треугольников,

десятки – количество кругов,

единицы -количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги раз­мером!0 х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, со­ответственно, на листе № 2 — второй, на листе № 3 — третий.

После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человеч­ка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи­сел, где сотни обозначают количество треугольников, десят­ки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соот­ветствующим типам и подтипам, которые представлены в та­блице (см. ниже).

Интерпретация данных. Собственные эмпирические иссле­дования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет вы­делить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Примечание. Типы — это наиболее сильно различающие­ся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семанти­ке. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтека­емая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник ин­терпретируются как специфически технические конструктив­ные фигуры, «технические модули» (рис. 1-3).

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» инди­видуально-типологических различий:

 


 

ТИПЫ

1-й тип — «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, мо­гут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адапта­цией в социальной сфере, доминирование над другими удержи­вают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют елку в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901,910, 802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622, 631,640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руково­дитель или «преподавательский подтип» — 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хо­рошо осознаются. При низком уровне развития могут не вы­являться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

2-й тип — «ответственный исполнитель» — обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответствен­ных решений часто присутствуют колебания. Данный тип лю­дей более ориентирован на «умение делать дело», высокий про­фессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдиво­сти. Часто страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3-й тип — «тревожно-мнительный» — характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературного таланта. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физиче­ски не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной рани­мостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под­бадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической ода­ренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как можно плохо работать? Я себе не представляю, как можно пло­хо работать». Люди такого типа отличаются особой тщатель­ностью в работе.

4-й тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от ре­альности, обладают «концептуальным умом», отличаются спо­собностью разрабатывать «на все случаи жизни» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально про­думывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать тео­рии, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325-й — характеризуется большой увлеченностью познанием жизни, здоровьем, биоло­гическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

5-й тип — «интуитивный». Люди этого типа обладают силь­ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемость от одной деятель­ности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об­разным воображением, что дает возможность заниматься техни­ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируют на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональных пси­хологов или лиц с повышенным интересом к психологии лю­дей; 244-й — обладает способностью литературного творче­ства; 217-й — способностью к изобретательской деятельности; 226-й — большой потребностью в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

6-й тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обла­дающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип, живут собственны­ми моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих ау­диторией; 118-й — тип с наиболее сильно выраженными кон­структивными возможностями и способностью к изобретени­ям.

7-й тип — «эмотивный». Обладают повышенным сопережи­ванием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочув­ствие, на которое они тратят много собственной энергии, в ре­зультате становится затруднительной реализация их собствен­ных способностей.

Формулы рисунков: 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

8-й тип обладает тенденцией, противоположной эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заста­вить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собствен­ных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406. 307, 208, 109.

КОММЕНТАРИЙ К ТЕСТУ

Несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в про­цессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать сле­дующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

1 При совпадении данных формул с формулами типов 1—6 одна из интерпретаций, по усмотрению психолога, может рассматриваться как дополнительная.

при наличии шеи — «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»;

ушей — «Вас считают человеком, умеющим слушать?»;

кармашка на теле человечка — «У вас есть дети?»;

на голове шляпы в виде квадрата или треугольника в одном рисунке — «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»; при наличии шляпы во всех трех изображе­ниях — «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?

полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком?»;

одного лишь рта на лице — «Любите ли вы поговорить?»;

одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, люби­те ли духи?»;

изображения кружка на теле человечка — «Испытываете ли вы в настоящее время заботу о старшем близком?»;

изображения треугольника на теле человечка — «В круг ва­ших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоря­жения?»

Так, в процессе комментируемого общения, можно устано­вить доверительный контакт с собеседником.

Пример интерпретации

На рис. 4 выполнен вариант теста конструктивных рисунков человечков из геометрических фигур. Первый рисунок имеет формулу 334 и относится к типу «ученых», для которых харак­терно умение быстро абстрагироваться от конкретного и делать обобщения, приводящие к объяснительным теориям. Обычно это люди, которых о чем ни спроси — все знают, на все стара­ются разработать теории и концепции. Имеют тяготение к син­тетическим видам искусства: театру, кино, эстраде, цирку, об­ладают некоторой эксцентричностью в поведении, актерским мастерством.

Второй рисунок имеет формулу рисунка 551, которая не яв­ляется правильной, т. е. сумма цифр составляет больше 10, что часто бывает при рассеянном внимании.

 
 

Третий рисунок имеет формулу 433, которая соответствует тревожно-мнительному типу, для которого характерно стрем­ление к чистоте и порядку; у мужчин это часто выражается в культе «чистой сорочки». Грязь и беспорядок у людей этого типа вызывают физическую неприязнь. Имеют большой диапазон одаренности — от литературной до тонких ручных навыков. Им обычно тесно в рамках одной профессии, при ее смене они часто сомневаются в своих возможностях, нуждаются в мягком подбадривании.

На первом рисунке прорисована (акцентирована штрихов­кой) шея, что часто бывает у лиц, отличающихся высокой рани­мостью; на двух других частично прорисовано лицо, что чаше означает более высокий интерес к собеседнику. В целом мож­но отметить наличие графических способностей, а также зна­чительный размер рисунка, что свидетельствует о нормальном физическом состоянии и отсутствии утомления. Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — бу­дущие перспективы.

Date: 2015-09-05; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию