Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Бизнес и информационные технологии. ИТ-бюджеты и новые технологии





Само понятие архитектуры информационной системы не является чем-то принципиально новым, но в настоящее время наблюдается своеобразный ренессанс – достаточно обратить внимание на число публикаций в прессе и Сети. Для этого должны существовать объективные причины, и главная из них, вероятно, связана с возможностью увеличения эффективности использования информационных технологий (ИТ) для основной деятельности организации. В англоязычной литературе обычно используются сразу два термина – effectiveness и efficiency, отражающие как улучшение/увеличение конечного результата, так и оптимальность применяемых для этого усилий. Сама по себе эта задача не является элементарной – существует достаточное количество примеров "создания" ИТ-архитектуры предприятия, когда эта архитектура не только не оправдывает надежд ее авторов и заказчиков, а наоборот, приводит к излишним трудозатратам. Поэтому перед тем как начать действовать, полезно будет сформулировать точное определение целей проекта разработки архитектуры и методов работы, а также учесть уже имеющийся опыт и рекомендации.

Другим основным предметом нашего внимания является стратегия развития информационных технологий в организации – ИТ-стратегия. Ее возникновение и выделение в качестве самостоятельной области рассмотрения вызвано, прежде всего, необходимостью обеспечения постоянного соответствия между уровнем развития информационных систем предприятия и требованиями бизнеса. Очевидно, что развитие бизнеса неминуемо будет сопровождаться соответствующими изменениями в ИТ-системах. Однако такие изменения, хотя и более медленные, будут неизбежны и для достаточно редкого в наши дни случая неизменности деловых процессов и стабильных внешних условий – хотя бы из-за морального и физического устаревания отдельных компонентов информационной системы. Таким образом, если архитектура характеризует определенное состояние информационных технологий, то ИТ-стратегия задает направление для изменения этих состояний и правила таких переходов.

Образно говоря, архитектура и стратегия аналогичны силам "инь" и "янь" древнекитайской философии, которые характеризуют баланс сохранения и изменения. Все хорошее в этом мире строится на взаимодействии этих дополняющих друг друга сил. Архитектура информационных технологий обеспечивает определенный уровень стабильности, возможность сохранять высокую степень соответствия прикладных систем потребностям бизнеса, соответствие инфраструктуры потребностям прикладных систем. В то же время стратегия информационных технологий определяет необходимый процесс управляемых, целенаправленных изменений и прогресса в архитектуре и наборе прикладных систем и технологий, которые необходимы для удовлетворения будущих потребностей организации (воображаемое будущее).

Фактически ИТ-стратегия определяет возможные в контексте конкретной организации способы достижения целевого состояния (перехода из текущего исходного состояния) информационной системы. Поскольку исходное и целевое состояние информационных систем в значительной степени определяются соответствующей архитектурой, то понятия архитектуры и ИТ-стратегии оказываются неразрывно связаны между собой.

В частности, стратегия развития прикладных систем определяет перспективные направления, так что выбор каждого отдельного приложения или технологии зависит от конкретных задач с учетом общего предопределенного направления. Конечно, реализация отдельных требований возможна путем выбора конкретного продукта и при отсутствии стратегии, но набор таких приложений будет крайне неэффективен с точки зрения перспективности развития и эксплуатации всех информационных систем предприятия в целом. Проекты будут слабо связаны друг с другом, бюджеты и сроки будут с большей вероятностью превышены, а бизнес-подразделения будут недовольны тем, как работают приложения, да и самой ИТ-службой.

Вообще говоря, стратегия является одним из самых "обманчивых" терминов, который часто не к месту употребляется и, что еще хуже, неправильно понимается.

К числу характерных изменений бизнеса, которые оказывают существенное влияние на использование информационных технологий, относятся прежде всего:

· глобализация бизнеса, связанная с необходимостью объединения различных национальных процессов, данных и персонала;

· динамика слияний и поглощений, приводящая к объективно необходимой интеграции различных информационных систем, объединению ИТ-служб и, что является наиболее сложным, интеграции различных корпоративных культур. Стоит отметить, что корпоративные поглощения стали уже актуальны и в России;

· появление адаптивного стиля бизнеса – переход от модели, основанной на имеющейся линейке продуктов (т.н. "make-and-sell"), к модели, основанной на гибком реагировании на потребности рынка – ("sense-and-respond"). Этот стиль связан с признанием неизбежности и непредсказуемости изменений во внешней среде. Компании, принявшие такую модель, связывают достижение успеха с осуществлением таких преобразований в бизнес-процессах и организационной структуре, которые могли бы оперативно и адекватно подстраиваться под происходящие изменения;

· сокращение характерных длительностей бизнес-процессов и виртуализация бизнеса.

Рассмотрим последний фактор более подробно. В последнее время активно стали обсуждаться такие понятия, как "Динамичность предприятия" ("Enterprise agility") и "Предприятие реального времени" (Real-Time Enterprise, RTE).

Под динамичностью предприятия понимается [2.4] способность предприятия к быстрой реализации бизнес-инициатив с широким использованием возможностей интеграции. На практике это означает следование следующим основным принципам:

· концентрация на основных компетенциях;

· максимально возможная передача непрофильной деятельности внешним поставщикам услуг (аутсорсинг), а в ряде случаев и аутсорсинг управления проектами;

· систематическая разработка и реализация инноваций;

· расширение полномочий нижестоящих менеджеров – иерархическая структура управления как бы "раздается вширь";

· активность в образовании альянсов, в том числе частичное сотрудничество с конкурентами;

· максимальное использование опыта и способностей всех сотрудников.

Современные условия бизнеса характеризуются существенным сокращением времени выполнения всех процессов. Типичные деловые транзакции занимают секунды вместо дней, сроки жизни продуктов снижаются с десятилетий до десятков месяцев, преобразования в организациях становятся все более частыми и также реализуются в течение нескольких месяцев вместо нескольких лет, требовавшихся ранее.

Изменения в окружающей среде все чаще случаются за более короткие промежутки времени, чем организация способна отреагировать. Это и является причиной того, что время, требующееся для перехода на новые бизнес-процессы и для реализации бизнес-стратегии, является новым "узким местом".

онятие "Предприятия реального времени" (RTE – Real Time Enterprise) было предложено в [2.5] для отражения стиля осуществления бизнеса, когда "актуальная на каждый момент времени информация о критичных для бизнеса процессах используется для получения конкурентных преимуществ за счет постоянного сокращения задержек в управлении". В 2006 году ожидается почти трехкратное увеличение доли используемых для управления компаниями данных реального или близкого к реальному времени, т.е. данных о деятельности организации, получаемых с запаздыванием всего в несколько часов. Основной критический фактор для обеспечения функциональности предприятия реального времени будет связан с развитием коммуникационных возможностей. Таким образом, концепция предприятия реального времени базируется на интеграции практически всего, что связано с деятельностью организации: инфраструктуры, систем, информации, процессов и людей. А основой этого как раз и является архитектура информационных технологий, а в более широком смысле – архитектура предприятия в целом.

Критическим условием для обеспечения такой работы информационных систем является определенный уровень развития ИТ-архитектуры всех предприятий партнерской сети. Предполагается, что фокус внимания будет сосредоточен не в области архитектур отдельных предприятий, а более общей экосистемы, объединяющей различных участников бизнеса.

Наряду с изменениями в стиле ведения бизнеса, распространение информационных технологий способствовало образованию нового информационного общества, ориентированного на совместное создание и использование знаний. Существование такого общества в технологическом плане обеспечивается, прежде всего, развитием средств передачи данных, хранения информации и автоматизации рутинных операций, что позволяет сосредоточивать все большие и большие ресурсы на творческой и созидательной работе. Важнейшими задачами в этой области являются расширение возможностей электронных сообществ всех типов, а также и создание и поддержка деятельности "электронного правительства".

Эволюция роли ИТ:

Как отмечается в материалах Gartner [2.11], организации всегда испытывали проблему с синхронизацией развития своей инфраструктуры ИТ и целями ведения бизнеса. Управленцы и бизнесмены мыслят в терминах бизнес-моделей, бизнес-процессов и специфических функций бизнеса, в то время как сотрудники ИТ-служб предлагают технологии и обсуждают то, как эти технологии должны быть интегрированы в общую архитектуру предприятия. Результатом является разрыв, вызванный задержками во времени, которое требуется для перевода бизнес-требований на язык информационных систем.

Новый подход состоит в том, чтобы сосредоточиться на одной, объединяющей концепции – "архитектуре предприятия", которая включает составной частью архитектуру информационных технологий. При этом отправной точкой для разработки архитектуры бизнеса всегда должно быть ясное понимание основного источника конкурентных преимуществ организации либо главных функций и процессов для государственных ведомств.

ИТ-стратегия определяет то, как будут использоваться технологии в организации. В то же время архитектура ИТ является связующим звеном, которое, с одной стороны, отражает сегодняшние и завтрашние потребности бизнеса, а с другой стороны, обеспечивается реализацией планов, прописанных в ИТ-стратегии.

Мощным инструментом для описания планов, связанных с использованием ИТ в организации, является Портфель приложений. Он описывает инвестиции в прикладные системы и сервисы (те, которые имеются в наличии, планируемые и возможные для будущего рассмотрения) не в терминах того, как они будут реализованы, а в терминах их Роли и Вклада в бизнес.

В процессе анализа ключевых факторов необходимо учитывать, рассматриваются ли вопросы выживания организации, достижения успеха или процветания. Для этого можно использовать различные инструменты, один из которых мы приведем ниже. При этом также важно понимать, какого рода изменений мы стараемся достичь:

· "бизнес, как обычно" – управление в условиях стабильной ситуации;

· точечные последовательные улучшения – улучшения в рамках существующих ресурсов и концепций управления;

· радикальные изменения – улучшения вследствие того, что определенные вещи делаются абсолютно новым способом;

· устранение – улучшения за счет отказа от лишних процедур, действий и пр.

Треси и Виерсема [2.15] сформулировали концепцию дисциплины создания добавочной стоимости (value discipline). Она состоит в том, что организации в своей деятельности для достижения хороших результатов должны сделать выбор одного из возможных основных способов их достижения:

· Обеспечение тесных отношений со своими заказчиками.

· Высочайшая операционная эффективность.

· Лидерство в продуктах и услугах.

Gartner предлагает к этим трем измерениям добавить еще одно: сила брендов, или торговых марок, которыми владеет организация.

В качестве примера бизнес-стратегии, основанной на обеспечении тесных отношений с заказчиками, можно привести американскую фармацевтическую компанию Walgreens [2.10]. Компания стремилась максимально аккумулировать информацию о своих клиентах для обеспечения тесных отношений с ними. В начале 1980-х, еще до бума Интернет, компания была пионером в создании сети Intercom. Примером лидерства, основанного на операционной эффективности, является компания Fannie Mae, работающая на рынке ипотечных кредитов.

Ценность информационных технологий для организации реализуется через создание и использование трех независимых видов ресурсов:

· человеческий капитал (компетентный, высоко мотивированный персонал службы ИТ, сфокусированный на обеспечении потребностей бизнеса организации);

· технологии (совместно используемые данные и платформы);

· взаимосвязи между ИТ и бизнесом (взаимное понимание, совместное принятие на себя рисков и ответственности).

Как показано на рисунке 1.14, эти три ресурса одновременно создаются и используются за счет реализации трех ключевых ИТ-процессов:

· инновации в области ИТ – идентификация и планирование создания соответствующих прикладных систем;

· процесс создания систем – проектирование, покупка, разработка, конфигурирование и внедрение;

· услуги по сопровождению и эксплуатации – операционное сопровождение и поддержка систем в период после внедрения.

При этом опрос директоров служб информационных технологий выявил восемь практик, которые играют наиболее существенную роль с точки зрения того, как информационные технологии реализуют полезные для бизнеса функции. Эти восемь практик являются частью трех наиболее важных тенденций в области управления ИТ, описанных ниже.

· Стандартизация технологий. Практики: разработка технологической архитектуры, создание набора корпоративных прикладных систем, построение совместно используемой в рамках организации ИТ-инфраструктуры и услуг.

· Дисциплинированное управление проектами. Практика: управление проектами (включая создание групп управления проектами, использование стандартных методик, таких как модель уровня зрелости (Capability Maturity Model – CMM), предложенная Институтом системного инжиниринга (SEI) при Университете Карнеги-Меллона).

· Четкая оценка результатов (value clarification). Практики: анализ результатов внедрения систем, оценка деятельности департамента ИТ, наличие соглашений об уровне обслуживания бизнес-подразделений службой ИТ (SLA – Service Level Agreement), использование четких правил обоснования новых проектов.

При этом у тех компаний, которые добились существенных успехов в использовании ИТ, можно обнаружить три общие характеристики:

· во-первых, эти компании концентрировали свои инвестиции в ИТ в тех областях, которые максимально влияли на факторы эффективности для данной конкретной индустрии или компании;

· во-вторых, они тщательно выбирали последовательность и время реализации соответствующих инвестиций;

· в-третьих, они не использовали информационные технологии изолировано, а, скорее, развивали инновации в области управления в комбинации с технологическими инновациями.

Как и можно было ожидать, основные инвестиции в ИТ сосредоточены в промышленности (дискретное и непрерывное производства), телекоммуникационном и финансовом секторах. Разумеется, существует также очень сильное региональное различие в абсолютных величинах затрат. Для такого оперативного мониторинга Gartner использует так называемый "Индекс востребованности технологий" (TDI – Technology Demand Index), который отражает отношение в процентах текущих фактических расходов к запланированным на данный период средним затратам. Наибольшие объемы затрат на ИТ в России сейчас сосредоточены в правительственном, транспортном и добывающем секторах. Такое значимое увеличение инвестиций в ИТ в России – примерно в 3 раза в ближайшие пять лет – создает существенные предпосылки для оптимизации архитектуры информационных систем.

На самом деле существует еще одна важная компонента затрат на ИТ, которая обычно не включается в ИТ-бюджет – это так называемые "скрытые ИТ-затраты". Исследования Gartner показывают, что они могут быть сравнимы с собственно ИТ-бюджетом – средняя относительная их величина составляет порядка 0,3% от дохода компании. Скрытые ИТ-затраты представляют собой ту долю ИТ-затрат, которая вышла из поля зрения централизованной ИТ-службы, то есть расходы на закупки, произведенные бизнес-подразделениями, не учтенными ИТ-службой. К этой же статье могут относиться затраты на проведение исследований и разработок (R&D -Research & Development), связанных с информационными технологиями. существенные отличия суммарных ИТ-затрат компании от среднеотраслевых значений могут свидетельствовать либо о неэффективности инвестиций в ИТ, либо о значительном недофинансировании ИТ и, тем самым, об угрозе для поддержки и развития бизнеса. Увеличение расходов на ИТ в каком-то периоде может быть вполне обосновано, например, существенным расширением бизнеса, новой рыночной политикой или необходимостью кардинальной смены критических приложений, таких, как автоматизированная банковская система для финансовых организаций.

Эффективные компании находят тот ограниченный набор технологий, который наилучшим образом соотносится с их бизнес-стратегией, принося максимальную отдачу с точки зрения бизнеса, и успешно внедряют именно эти технологии.

Для понимания практики затрат различных компаний на ИТ важно отличать два типа затрат на информационные технологии:

  • обязательные затраты (non-discretionary);
  • затраты, связанные с развитием (discretionary).

Обязательные затраты – это те затраты, которые организация просто обязана производить для того, чтобы обеспечить функционирование текущей ИТ-инфраструктуры и приложений, выполнять их обслуживание, а также обеспечивать текущие операции. Бюджет развития – это оставшаяся от обязательных затрат часть ИТ-бюджета. Это та часть ИТ-бюджета, которая может быть инвестирована в развитие функциональных возможностей систем, замену существующих систем на новые, обновление инфраструктуры и в улучшение деятельности ИТ-службы. Практика показывает, что составляющая, связанная с обязательными затратами, доминирует в ИТ-бюджетах компаний и составляет в среднем около 70% (а по некоторым – 80%). для компаний-лидеров рынка в своей индустрии доля затрат на ИТ, направляемая на развитие, составляет большую, чем в среднем по рынку величину, а именно, 35-45%. Меж тем обязательные затраты составляют всего 55-65%. Для корректного учета всех расходов, связанных с ИТ, может быть полезна концепция совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership – TCO) (см. 8.6). Разработка и формализация ИТ-архитектуры будет существенным фактором оптимизации TCO.

Три основных закона:

  • Закон Гилдера, который утверждает, что рост пропускной способности сетей в целом, как минимум, в три раза превышает вычислительную мощность компьютеров. Это означает, что развитие пропускной способности сетей будет все время, по крайней мере, адекватно возрастающим потребностям передачи данных. Это, в свою очередь, делает возможным передачу все более и более "богатого" содержания.
  • Закон Меткалфа, утверждающий, что ценность или значение сетевой структуры экспоненциально возрастает с ростом числа подключений к сети.
  • Закон Мура об удвоении плотности размещения транзисторов на кристалле и, как следствие, удвоении вычислительной мощности каждые 18 месяцев. Другим следствием является то, что за этот период происходит соответствующее уменьшение стоимости вычислений.

Одним из важных следствий совместного действия этих трех законов является уменьшение значимости такого фактора как местонахождение рабочей силы и географическая топология бизнес-процессов, т.е. возможности эффективно использовать рабочую силу, где бы она ни была расположена, и практически произвольно располагать узлы выполнения операций бизнес-процессов. при выборе стратегии ведения бизнеса, которая обеспечит выдающиеся результаты, и поддерживающих этот бизнес новых информационных систем организация должна ориентироваться на следующие три фактора или вопроса, на которые необходимо иметь четкий ответ:

  • В какой деятельности организация может быть самой лучшей?
  • На чем основывается экономическая модель деятельности Вашей организации?
  • К какой области работы организации у сотрудников и руководства предприятия есть настоящая страсть?

Таким образом, включаемые в целевую ИТ-архитектуру продукты и технологии должны соответствовать и согласовываться с этими тремя критериями. Если это технология, которая дает четкие ответы на все три вопроса и согласовывается с бизнес-стратегией, то организация должна стать пионером в ее применении.

Для анализа применимости перспективных технологий и стратегического выбора поставщиков этих технологий (вендоров) могут быть полезными специальные модели, разработанные компанией Gartner.

Первая модель – это так называемая Кривая технологического ажиотажа (Gartner Hype Cycle) [2.37]. Идея использования этой кривой основана на том, что любая технология в своем развитии проходит ряд определенных этапов – от появления до широкого принятия. Типичный вид такой зависимости приведен на рисунке 2.9.

Существенная нелинейность кривой развития в значительной степени влияет на стоимость и риски при принятии решения о внедрении той или иной технологии. По такому критерию как отношение к внедрению новых технологий, Gartner предложил разделить все организации на три типа – соответственно A, B и С:

  • организации типа A, являющиеся пионерами технологий, готовы рисковать и использовать новые идеи или продукты на ранних стадиях кривой, как показано выше на рисунке. В этом случае вероятность неудачи и "напрасно потраченных" средств весьма велика, но и выигрыш в случае успеха также велик. Дело в том, что организация в этом случае может получить ощутимые конкурентные преимущества;
  • большая часть организаций относится к типу B. Эти организации готовы допустить определенный риск при наличии экономического обоснования эффективности и некоторого опыта в использовании. Как правило, этот период приходится на этап "просветления" и перехода к плато продуктивности;
  • наконец, организации типа C принимают новшества только тогда, когда их уже нельзя не принять. Риски и затраты в этом случае минимальны, зато вероятность отстать от конкурентов максимальна.

До недавнего времени отнесение предприятия к тому или иному типу (А/B/C) базировалось исключительно на внутренней, субъективной самооценке – то есть не существовало каких-либо методик, которые позволяли бы обеспечить последовательность и согласованность типизации. В 2004 году аналитики компании Gartner предложили [2.38,2.39] ввести более общее понятие Профиля индивидуальности организации (Enterprise Personality Profile – EPP). Такой профиль представляет собой модель, которая отражает и описывает предприятие с точки зрения различных аспектов его поведения и корпоративной культуры. Предложенный профиль будет включать несколько основных измерений: рыночная политика, финансирование, управление персоналом, принятие решений, сорсинг (использование внутренних и внешних ресурсов), лидерство, технологии (фактически эта компонента соответствует рассмотренным ранее типам) и управление изменениями.

Другой полезной моделью, которая может использоваться при планировании развития ИТ в организации, являются знаменитые магические квадранты Gartner. Эта модель предназначена не для сравнения технологий или продуктов, а для сравнения отдельных компаний в целом как поставщиков продуктов в некоторой конкретной категории.

Соответственно, вся возможная область может быть разделена на 4 следующих квадранта:

  • нишевые игроки – это компании, продукты которых предназначены для определенной, достаточно узкой области, либо компании, которые не могут опередить конкурентов по инновациям или по способности реализации;
  • мечтатели – компании с хорошим пониманием направления развития, но ограниченными возможностями реализации технологии на данный момент;
  • претенденты – компании с большим потенциалом реализации, но недостаточно четким видением перспектив развития технологий и продуктов;
  • лидеры – компании, определяющие развитие рынка в данной области на настоящем этапе как с точки зрения понимания перспектив, так и с точки зрения возможностей по реализации, и имеющие хорошие шансы на будущее в данной технологической области.

Непосредственно архитектура информационных технологий предприятия не описывает конкретные технические решения отдельных информационных систем, но позволяет получить существенную выгоду для бизнеса организации в целом. Основные аспекты связаны с повышением эффективности эксплуатации информационных систем, снижением рисков инвестиций в ИТ, а также с повышением гибкости или возможности относительно простой адаптации под изменяющиеся внешние условия и требования бизнеса.

Опросы показывают [2.40], что следующие преимущества, связанные с наличием разработанной "Архитектуры предприятия", указываются чаще всего:

  • уменьшение стоимости идентификации тех технологий, которые уже используются в организации, при реализации новых проектов. Наличие репозитория используемых технологий упрощает принятие решений по поводу того, что именно требуется для реализации новых проектов;
  • уменьшение стоимости затрат на обеспечение соответствия принятым стандартам. Достаточно исчерпывающая и доступная информация об архитектуре предприятия позволяет специалистам ИТ-службы и субподрядчикам лучше понимать контекст принятия любых решений, связанных с ИТ, и проводить планирование соответствующим образом;
  • уменьшение излишних и необоснованных расходов. Организации лучше понимают, какими ИТ-активами они владеют, что уменьшает риск принятия решений о покупке или разработке систем, имеющих функционал, аналогичный уже работающим на предприятии системам. Организациям также проще идентифицировать системы с близкими функциональными возможностями для их консолидации и уменьшения общего количества;
  • наличие информации об архитектуре стимулирует повторное и многократное использование технологий. Архитектура упрощает выработку требований, спецификаций и процесса проектирования так, чтобы одни и те же технологии использовались многократно.

Еще один опрос [2.41] показал, что архитектура предприятия важна по следующим причинам:

  • она обеспечивает принятие решений и управление в условиях принципиальной сложности организации бизнеса и информационных технологий;
  • архитектура обеспечивает план развития и изменений;
  • она обеспечивает процесс расстановки приоритетов при формировании бюджетов;
  • архитектура является основой для управления портфелем ИТ-систем и проектов;
  • архитектура обеспечивает поддержку разработки новых систем.

"Только те государства, которые будут целенаправленно заниматься вопросами корпоративной архитектуры и реинжинирингом бэк-офисных процессов, смогут достигнуть целей реализации "электронного правительства" ранее 2010 года". Здесь под "корпоративной архитектурой" понимается "архитектура электронного правительства" или "архитектура электронного государства", чему посвящена лекция в курсе "ИТ-стратегия".

 








Date: 2015-09-05; view: 620; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.013 sec.) - Пожаловаться на публикацию