Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3. Урок через тридцать лет





 

ГЛАВА XXVI. Урок через тридцать лет

Первое издание этой книги появилось в 1946 году. Сейчас, когда я пишу эти строки, с тех пор минуло тридцать два года. А многое ли из изложенного на предыдущих страницах урока было усвоено за этот период?

Если брать политиков, всех тех, кто ответствен за определение и проведение в жизнь правительственной политики, то практически ничего из этого урока не было усвоено. Наоборот, политика, анализировавшаяся в предыдущих главах, стала еще более устоявшейся и распространенной, причем не только в Соединенных Штатах, но и во всех странах мира.

Как наиболее очевидный пример мы можем рассмотреть ситуацию с инфляцией. Она не является политикой, внедряемой ради нее самой же, она является неизбежным результатом большинства политик, основанных на вмешательстве. Она представляет собой в наши дни универсальный символ интервенций правительства повсюду.

Издание книги 1946 года объясняло последствия инфляции, но инфляция тогда была сравнительно низкой. Доподлинно известно, что, хотя расходы федерального правительства в 1926 году были менее 3 млрд долларов и баланс был положительный, уже к 1946 финансовому году расходы выросли до 55 млрд долларов и дефицит составлял 16 млрд. долларов. Уже к финансовому 1947 году, с окончанием войны, расходы упали до 35 млрд. долларов и было реальное положительное сальдо около 4 млрд. долларов. К финансовому 1978 году, однако, расходы выросли до 451 млрд. долларов и дефицит составил 49 млрд долларов.

Все это сопровождалось мощным ростом накопления денег — со 113 млрд долларов в 1947 году на вкладах до востребования плюс валюта хранимая вне банков, до 357 млрд. долларов в августе 1978 года. Другими словами, активное предложение денег за этот период более чем утроилось.

Результатом такого роста денег было драматическое повышение цен. Индекс потребительских цен в 1946 году составлял 58,5, а в сентябре 1978 года — уже 199,3. Цены, словом, более чем утроились.

Политика инфляции, как я уже говорил, отчасти вводится ради себя самой. Более сорока лет спустя после публикации книги Джона Мейнарда Кейнса

«Общая теория» и более чем через двадцать лет после того, как эта книга была полностью дискредитирована анализом и практикой, огромное число наших политиков непрестанно рекомендуют проводить политику больших дефицитных расходов для того, чтобы избавиться от безработицы или сократить ее. Потрясающая ирония заключается в том, что они дают эти рекомендации в то время, как у федерального правительства за последние сорок восемь лет и без того сорок один год бюджет сводился с дефицитом, причем этот дефицит достигал 50 млрд долларов в год.

И еще большая ирония заключается в том, что неудовлетворенные проведением подобной разрушительной политики у себя в стране, наши власти выговаривали другим странам, среди которых стоит отметить Германию и Японию, за то, что они не следуют этой инфляционистской политике. Это в наибольшей степени напоминает эзопову лису, которая, оставшись без хвоста, уговаривала других лисиц избавиться и от своих.

Один из худших результатов от сохранения кейнсианских мифов заключается в том, что они не только все более и более способствуют инфляции, но и систематично отвлекают внимание от реальных причин нашей безработицы, таких как чрезмерно высокие уровни зарплаты для членов профсоюзов, законы о минимальной заработной плате, чрезмерная и слишком долго действующая страховка по безработице, сверхщедрые пособия по безработице.

Но инфляция, хотя отчасти и являющаяся преднамеренной, в наши дни в основном представляет следствие других форм вмешательства правительства в экономику. Она является следствием, словом, перераспределяющего государства — всех политик экспроприирования денег у Петра с целью проявления щедрости в отношении Пола.

Будет легче отслеживать этот процесс и демонстрировать его разрушительные последствия, если мы будем придерживаться некоего единого критерия — типа гарантированного ежегодного дохода, реально предлагавшегося и серьезно рассматривавшегося комитетами Конгресса в начале 70-х годов. Это было предложение еще более безжалостно облагать налогом все доходы, превышающие средние, и передавать доход всем тем, кто живет ниже так называемого минимального прожиточного минимума, с целью гарантирования им дохода вне зависимости от того, хотят они работать или нет, чтобы «они могли жить достойно». Сложно представить себе какой-либо план, более четко рассчитанный на дестимулирование работы и производства и в конечном итоге ведущий ко всеобщему обнищанию.

Но вместо того, чтобы принять хоть какой-то единый критерий и разрушить все одним махом, наше правительство предпочло ввести в действие сотни законов, обеспечивающих подобное перераспределение на частичной и селективной основе. Такие меры могут полностью упустить из виду одни группы нуждающихся, но, с другой стороны, могут осыпать другие группы дюжиной разнообразных выгод, субсидий и других милостей. Они включают, привожу примеры наугад, социальную защиту, бесплатную медицинскую помощь, бесплатное медицинское обслуживание, страхование от безработицы, продовольственные марки, льготы ветеранам, фермерские субсидии, субсидируемое жилищное строительство, арендные субсидии, школьные завтраки, общественную занятость в рамках схем по искусственному созданию рабочих мест, помощь семьям, в которых имеются иждивенцы, и прямые пособия всех видов, включая помощь престарелым, слепым и немощным. Федеральное правительство подсчитало, что по последним категориям федеральная помощь оказывалась более чем 4 миллионам человек, не считая того, что делают в этом направлении штаты и города.

Один автор недавно насчитал и проанализировал, ни много ни мало, 44 программы по обеспечению благосостояния граждан. Правительственные расходы на них составили в 1976 году 187 млрд долларов. Общий средний рост объема этих программ с 1971 по 1976 год составил 25 % в год, или в 2,5 раза больше размера ВНП за тот же самый период. Проектируемые расходы на 1979 год составляют более 250 млрд долларов. Соответствующим этому экстраординарному росту расходов на обеспечение благосостояния было развитие «национальной отрасли по обеспечению благосостояния», в которой сейчас работает 5 млн служащих государственного и частного секторов, распределяющих платежи и услуги 50 млн бенефициаров027.

Практически во всех странах Запада оказывают помощь по похожему набору программ помощи, хотя иногда и более интегрированных и менее случайных в отборе. Для того чтобы это осуществлять, приходится прибегать ко все более и более драконовскому налогообложению.

В качестве примера приведем Великобританию. Ее правительство облагало личный доход от работы («заработанный» доход) по ставке до 83 % и личный доход от инвестиций («незаработанный» доход) — до 98%. Удивительно ли, что это дестимулировало работу и инвестиции и, таким образом, дестимулировало производство и занятость. Нет лучшего способа удерживать рост занятости, как изводить и штрафовать работодателей. Нет лучшего способа сохранять зарплаты на низком уровне, как разрушать любой стимул делать инвестиции в новые и более производительные машины и оборудование. Но повсюду это становится все более распространенной политикой правительств.

Тем не менее, драконовское налогообложение не дает возможности собирать такие годовые доходы, чтобы не отставать от все более безрассудных правительственных расходов и схем перераспределения богатства. В результате возникает хронический и постоянно возрастающий бюджетный дефицит правительства, а отсюда — хроническая и нарастающая инфляция практически во всех странах мира.

В течение последних тридцати лет, или около того, «Сити банк», расположенный в Нью-Йорке, фиксировал данные по этой инфляции за десятилетние периоды Его расчеты основаны на публикуемых правительствами данных о стоимости жизни. В своем экономическом послании в октябре 1977 года он опубликовал обзор по инфляции на примере пятидесяти стран. Эти цифры показывают, что в 1976 году, например, западногерманская марка, учитывая лучшие показатели, потеряла 35% своей покупательной способности за предшествовавшие 10 лет; швейцарский франк потерял 40 %, американский доллар — 43%, французский франк — 50%, японская йена — 57%, шведская крона — 47%, итальянская лира — 56% и английский фунт — 61%. В Латинской Америке бразильское крузейро потеряло 89% своей ценности, уругвайское, чилийское и аргентинское песо — более 99 %.

Хотя, в сравнении с данными годичной или двухгодичной давности, в целом обесценение мировых валют стало более умеренным. Американский доллар в 1977 году обесценился за год на 6 %, французский франк — на 8,6%, японская йена — на 9,1%, шведская крона — на 9,5%, английский фунт — на 14,5%, итальянская лира — на 15,7% и испанская песета — на 17,5%. Что касается латиноамериканского опыта, то бразильская денежная единица в 1977 году за год обесценилась на 30,8%, уругвайская — на 35,5%, чилийская — на 53,9% и аргентинская — на 65,7%.

Я оставляю на усмотрение читателя представить себе картину хаоса, который вызывали эти темпы обесценения денег в экономике этих стран, и жизненных страданий миллионов их жителей.

Как я уже отмечал, инфляция, сама по себе приносящая столько горя людям, является, в свою очередь, в основе своей последствием других форм правительственного вмешательства в экономику. Практически любое такое вмешательство непреднамеренно иллюстрирует и подчеркивает основной урок этой книги. Любое из них было продиктовано предположением о том, что оно принесет непосредственно выгоду какой-нибудь отдельной группе. Те, кто осуществляет это вмешательство, не смогли принять во внимание вторичные последствия от этих действий, не смогли рассмотреть воздействие от них в долгосрочной перспективе на все группы.

Суммируя изложенное, можно сказать, что нигде политики, похоже, не усвоили урок, который эта книга пыталась донести до них более тридцати лет назад.

Если мы пройдемся по этой книге глава за главой, то обнаружим, что все формы правительственного вмешательства, резко осужденные еще в первом издании, продолжают применяться, и даже с еще большим упорством. Правительства повсюду все еще пытаются решить проблему безработицы, вызванную их же действиями, с помощью общественных работ. Они вводят все более высокие и, по своей сути, конфискационные налоги. Они продолжают рекомендовать увеличение объема предоставления кредитов. Большинство из них считает «полную занятость» своей первостепенной целью. Они продолжают вводить импортные квоты и протекционистские тарифы. Они пытаются увеличивать объем экспорта, еще более обесценивая свои валюты.

Фермеры все еще продолжают «борьбу» за введение «паритетных цен». Правительства продолжают поощрять неприбыльные отрасли. Они все еще предпринимают попытки «стабилизировать» цены на отдельные товары.

Правительства, поднимающие цены на товары путем обесценения своих валют, продолжают обвинять за высокие цены частных производителей, продавцов и «спекулянтов». Они вводят ценовые потолки на нефть и природный газ, что дестимулирует разработку новых месторождений именно тогда, когда необходимо стимулирование, или обращаются к общему фиксированию или «мониторингу» цен и зарплат. Они продолжают регулировать аренду, несмотря даже на вызванное этим разорение. Они не только сохраняют в действии законы о минимальной заработной плате, но и продолжают ее повышать, несмотря на хроническую безработицу, столь очевидно вызываемую этими действиями. Они продолжают принимать законы, предоставляющие специальные привилегии и освобождения профсоюзам; принуждающие рабочих становиться их членами; требующие терпимо относиться к массовым пикетированиям и другим формам насилия; и принуждающие работодателей «честно вести переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора», то есть отчасти уступать их требованиям. Цель всех этих мер — «помощь рабочей силе». Но в результате опять происходит рост и продление безработицы и общее снижение выплат по заработной плате в сравнении с тем, какой ситуация могла бы быть.

Большинство политиков продолжает игнорировать необходимость прибыли, преувеличивать ее средний или общий чистый объем, осуждать прибыли выше среднего уровня в любой отрасли, чрезмерно облагать их налогами, а иногда даже считать предосудительным существование прибыли как таковой.

Похоже, антикапиталистический менталитет сегодня силен, как никогда. Как только в какой-то сфере происходит замедление, политики видят главную причину этого в «недостаточных потребительских расходах». В то же самое время, когда они стимулируют большие потребительские расходы, тем самым накапливаются дальнейшие дестимуляторы и штрафы на способы сбережений и инвестиций. Основным их методом сегодня, как мы уже наблюдали, является обращение к или ускорение инфляции. В результате сегодня, впервые в истории, ни одна страна не привязана к металлическому стандарту, и практически каждое государство обманывает своих граждан, печатая хронически обесценивающиеся бумажные деньги.

К множеству приведенных примеров добавим еще один — рассмотрим недавнюю тенденцию, не только в США, но и за рубежом, — практически любая запускаемая «социальная» программа выходит полностью из-под контроля. Мы уже бросили взгляд на общую картину, теперь давайте рассмотрим один выдающийся пример — социальное страхование в США.

Первый федеральный закон о социальном страховании был принят в 1935 году. Его теоретическое обоснование состояло в том, что большая часть

 

проблемы обеспечения заключается в том, что люди, пока работают, не делают сбережений, а когда становятся слишком старыми для работы, то обнаруживают, что у них нет никаких ресурсов. Предполагалось, что эту проблему можно решить если принудить работающих страховать себя, а также заставить работодателей выплачивать половину причитающегося платежа, таким образом у них будет пенсия, достаточная для выхода на пенсию в возрасте 65 лет или старше. Планировалось, что социальное страхование будет полностью самофинансируемым проектом, основанным на жестких страховых принципах.

Однако он никогда не работал таким образом. Резервный фонд существовал фактически только на бумаге. Правительство расходовало приходы налогов по социальному страхованию либо на свои повседневные нужды, либо для выплаты пенсий. Начиная с 1975 года текущие выплаты пенсий превысили приходы налогов по этой системе.

Выяснилось также, что практически на каждой сессии Конгресс находил пути, чтобы увеличить размер выплачиваемых пенсий, расширить охват ими и добавить новые формы «социального страхования». Как отметил один комментатор в 1965 году, через несколько недель после принятия дополнения о страховании бесплатной медицинской помощи, «в годы всеобщих выборов (последние семь выборов взяты за основу) всегда принимаются новые законы-«подсластители» в рамках системы социального страхования».

По мере того как развивалась и прогрессировала инфляция, пенсии в рамках системы социального страхования возрастали не только пропорционально, а намного выше. Типичной политической хитростью было воспользоваться выгодами сегодня, а затратные части отложить на будущее. Но это будущее всегда наступало, и через каждые несколько лет Конгрессу приходилось увеличивать налоги на зарплату, взимаемые как с рабочих, так и с работодателей.

Возрастал не только уровнь налогообложения, но постоянно росла и сумма облагаемой налогом зарплаты. В первом законе о социальном страховании от 1935 года налогом облагались лишь первые три тысячи долларов зарплаты. В то время уровни налоговых ставок были очень низкими. Но с 1965 по 1977 год, например, социально-страховой налог взлетел с 4,4 % на первые 6 600 долларов заработанного дохода (взимавшихся и с работодателя и с самого служащего одинаково) до комбинированных 11,7% с первых 16 500 долларов. (С 1960 по 1977 год совокупный годовой налог вырос на 572%, или около 12% ежегодно. Ожидается, что он станет еще больше.)

В начале 1977 года неподкрепленные средствами обязательства социально-страховой системы, по официальным данным, составляли 4,1 трлн долларов028.

Сегодня никто не сможет с определенностью сказать, чем является социальное страхование — программой страхования или лишь сложной и односторонней системой пособий. Большинство сегодняшних пенсионеров убеждены в том, что они «заработали» и «оплатили» свою пенсию. Однако ни одна частная страховая компания не могла бы себе позволить выплачивать пенсию в нынешних размерах из реально полученной страховой «премии». В начале 1978 года выйдя на пенсию низкооплачиваемые рабочие получали ежемесячно пенсию в размере 60% от оклада. Пенсия рабочих со средними окладами, составляла около 45% оклада. У тех же, у кого были исключительно высокие зарплаты, эта доля могла составлять 5 или 10%. Если социальное обеспечение рассматривается как система пособий, то очень странно, что те, кто и раньше получал самые высокие зарплаты, в 1978 году получали максимальные пенсии в долларах.

Однако, и сегодня социальное страхование все еще остается неприкосновенным. Любой конгрессмен будет полагать политическим самоубийством любые предложения о сокращении нынешних пенсий или об урезании обещанных пенсий в будущем. Американская система социального страхования должна выглядеть сегодня как устрашающий символ практически неизбежной тенденции относительно любых систем государственных пособий, перераспределения, или схем «страхования» — однажды установившись, она полностью выходит из-под контроля.

Словом, основная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, не экономическая, а политическая. Здравомыслящие экономисты едины в мнении относительно того, что необходимо предпринимать. Практически все правительственные попытки перераспределять богатство и доход ведут к подавлению стимулов к производству и к всеобщему обнищанию. Это — самая подходящая область для правительственных усилий по подготовке и введению в рамках закона мер, запрещающих насилие и мошенничество. Но правительство должно отказаться от практики специального вмешательства в экономику. Основная экономическая функция правительства — стимулировать и защищать свободный рынок. Когда Александр Македонский пришел к философу Диогену и спросил, не может ли он что-то сделать для него, говорят, Диоген ответил: «Да, отойди в сторонку, ты загораживаешь солнце». Вот что каждый гражданин правомочен требовать от правительства.

Перспективы темны, но не совсем безнадежны. Среди облаков то там, то сям можно заметить просветы. Все больше становится людей, осознающих, что правительство никому ничего не дает вперед, прежде чем не заберет это у кого-нибудь еще или у них самих же. Увеличение раздачи бесплатно одним лишь означает возросшие налоги, или возросший дефицит, или рост инфляции. А инфляция, в конечном итоге, только запутывает и дезорганизовывает производство. Уже и некоторые политики начинают это понимать, а отдельные из них даже открыто об этом заявляют.

В дополнение хотелось бы обратить внимание на видимые знаки перемен в интеллектуальных веяниях, доминирующих в доктрине. Кейнсианцы и сторонники «Нового курса», похоже, постепенно сдают свои позиции. Консерваторы, сторонники предоставления широких гражданских прав и другие защитники свободного предпринимательства начинают высказывать свои воззрения более откровенно и четко сформулировано. И их становится все больше. Среди молодых быстро набирает силу опытная школа «австрийских» экономистов.

Существует реальная перспектива того, что государственная политика будет изменена еще до того момента, как ущерб от существующих мер и тенденций уже станет непоправим.

 

Рекомендуемая литература

Испытывающие потребность в углублении знаний по экономике должны обратиться к работам среднего объема и сложности. Правда, я не знаю сегодня ни одной книги, которая бы полностью отвечала этой потребности, но несколько книг могут ее удовлетворить. Существует замечательная небольшая книжка, которая в краткой форме аккумулирует принципы и политику. (Фаустино Бальве. Основные элементы экономики, Нью-Йорк, Фонд экономического образования, 126 с.) Более подробно эти же вопросы освещаются в книге гораздо большего объема Перси Л. Гривза «Понимание долларового кризиса» (Бельмонт, 1973, 327 с.) Беттина Бьен Гривз подготовила двухтомник для чтения по «Свободной рыночной экономике» (Нью-Йорк, Фонд экономического образования).

Читателю; нацеленному на доскональное понимание темы, и чувствующему, что готов к этому, следует далее прочитать книгу Людвига фон Мизеса «Человеческое действие» (Чикаго. 1949. 907 с.). Логическая целостность и точность этой книги по экономике превосходит все изданные ранее работы. Мюррэй Н. Росбард, ученик Мизеса, через тринадцать лет после выхода в свет книги «Человеческое действие» написал книгу «Человек, экономика и государство» (Канзас, 1962, 987 с.). В ней содержится большое количество оригинального и глубокого материала, который изложен чрезвычайно ясно. Составлена книга так, что в некоторых отношениях она даже более подходит для роли учебника, чем великая работа Мизеса.

Из небольших по объему книг, в которых без излишней сложности рассматриваются отдельные экономические темы: «Планирование для свободы» Людвига фон Мизеса (Южная Голландия, 1952) и «Капитализм и свобода» Милтона Фридмана (Чикаго, 1962). Есть замечательный памфлет Мюррэя Н. Росбарда «Что правительство сделало с нашими деньгами?» (Санта-Ана, 1974, 62 с.) По животрепещущей теме инфляции не так давно была опубликована книга автора «Инфляционый кризис: как с ним бороться» (НьюРочел, 1978).

Среди последних книг, в которых современная идеология и события рассматриваются с позиций, аналогичных представленным в настоящем издании, — книга автора «Провал "Новой экономики": анализ кейнсианских ошибок» (1959); Ф. А. Хайек. «Дорога к рабству» (1945) и этого же автора «Конституция свободы» (Чикаго, 1960). В книге Людвига фон Мизеса «Социализм: экономический и социологический анализ» (Лондон, 1969) содержится подробнейшая и самая сокрушительная критика доктрин коллективизма.

Читатель не должен обойти вниманием, конечно же, «Экономические софизмы» Фредерика Бастиа, и в особенности его эссе «Что видно и что не видно».

Для тех, кто хочет проработать экономическую классику, я бы посоветовал знакомиться с перечисленными ниже работами в обратном хронологическом порядке. Вот основные труды, с указанием даты их первого издания, с которыми необходимо ознакомиться: Филипп Уикстид. «Здравый смысл политической экономии» (1911); Джон Бейтс Кларк. «Распределение богатства» (1899); Ойген фон Б¨м-Баверк. «Позитивная теория капитала» (1888); Карл Менгер. «Принципы экономики» (1871); У. Стенли Джевонс. «Теория политической экономии» (1871); Джон Стюарт Милль. «Принципы политической экономии» (1848); Давид Рикардо. «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817); Адам Смит. «Богатство народов» (1776).

Экономическая наука развивается по сотням направлений. Целые библиотеки могут составить книги, посвященные какой-то одной из приведенных специализированной теме: деньги и банки; внешняя торговля и иностранная валюта; налогообложение и государственные финансы; правительственное регулирование; капитализм и социализм; зарплата и трудовые отношения; процент и капитал; сельскохозяйственная экономика; аренда; цены; прибыль; рынки, конкуренция и монополия; ценность и полезность; статистика; деловые циклы; благосостояние и нищета; социальное страхование; строительство; коммунальные компании; математическая экономика; исследования отдельных отраслей и истории экономики. Но никому не удастся полностью познать ни одну из этих специализированных сфер до тех пор, пока не будут твердо усвоены основные экономические принципы и сложные взаимоотношения всех экономических факторов и сил. Когда удалось достичь этой цели благодаря изучению книг по общей экономике, тогда уже можно браться за специализированные книги в соответствии со своими интересами.

 


001 Cohen M. R. Reason and Nature (1931). P. x.
002 Что видно и чего не видно (франц.). - Прим. ред.
003 Здравый смысл политической экономии (англ.). - Прим. ред.
004 Laissez faire (франц.) - принцип неограниченой свободы предпринимательства, невмешательство государства в экономику. - Прим. ред.
005 Ганнэр Мирдэл. Вызов мировой бедности - Нью-Йорк- Пантеон букс, 1970, с. 400-401 и passim.
006 Lucite - торговая марка прозрачных, термопластичных акриловых смол, используемых в качестве заменителя стекла. - Прим. ред.
007 "Нью-Йорк Таймс", 2 января 1946 г. Естественно, сами по себе планы по ограничению размеров землеотводов, используемых непосредственно для ведения сельскохозяйственной деятельности, вели к повышению урожайности с одного акра Во-первых, потому, что акры земли, выводимые фермерами из культивации, естественно, были наименее плодородными; во-вторых, потому, что высокий уровень ценовой поддержки делал выгодным увеличение количества удобрений, используемых на одном акре. Таким образом, правительственные планы по ограничению используемых площадей во многом были обречены на провал - Прим авт.
008 Показания Дэна X. Уиллера, директора битумно-угольного отдела. Слушания о расширительной трактовке Битумно-угольного акта от 1937 г. - Прим. авт.
009 Программа по хлопку была, как водится, особо поучительной. К 1 августа 1956 года переходящий остаток хлопка достиг рекордной цифры - 14 529 тысяч кип, что составляет больше обычного объема производства или потребления за целый год. Чтобы совладать с этим, правительство поменяло свою программу. Оно решило приобрести большую часть урожая у производителей и сразу же выставить ее на перепродажу со скидкой. Для того чтобы продавать американский хлопок на мировом рынке, оно выплачивало субсидию по экспорту хлопка вначале в размере 6 центов за фунт, а затем, в 1961 году, по 8,5 центов за фунт. Эта политика принесла успех в сокращении переходящего остатка хлопка-сырца Но в дополнение к убыткам, которые правительство навязало налогоплательщикам, это привело к серьезному снижению конкурентоспособности американской текстильной продукции в сравнении с текстильной продукцией зарубежного производства, причем как на внутреннем, так и внешнем рынке Американское правительство субсидировало зарубежную отрасль за счет своей, отечественной. Это типично для правительственных схем фиксирования цен: удается избежать одного нежелательного последствия, но появляется другое, и как правило, еще хуже - Прим. авт.
010 Мой собственный вывод, однако, заключается в том, что, несмотря на неизбежность некоторых правительственных приоритетов распределения и нормирования, правительственное фиксирование цен скорее всего будет особенно вредоносным в условиях тотальной войны Поскольку максимальное фиксирование цен для своего функционирования требует нормирования, хотя бы временного, а обратное утверждение неистинно. - Прим авт.
011 Во Франции большинство безработных предпочитают получать пособие, а не соглашаться на минимальную заработную плату в размере 6600 франков (около 1300 долларов) В итоге в стране работает только 38% населения (48% - в Германии, США и Японии. - Прим. ред.
012 В 1938 году, когда средняя почасовая ставка в промышленности Соединенных Штатов составляла около 63 центов, Конгресс узаконил минимум в размере лишь 25 центов В 1945 году, когда средняя почасовая ставка на заводе выросла до 1,02 доллара, Конгресс законодательно повысил минимум до 40 центов В 1949 году, когда средняя почасовая ставка на заводах выросла до 1,40 доллара, Конгресс повысил минимум до 75 центов В 1955 году, когда средняя почасовая ставка составляла 1,88 доллара, Конгресс повысил минимум до 1 доллара. В 1961 году, когда средняя почасовая ставка составляла около 2,30 доллара, минимум был повышен до 1,15 доллара, а в 1963 году - до 1,25 доллара. Далее, минимальная ставка выросла до 1,40 доллара в 1957 г, до 1,60 доллара в 1968 г, до 2,00 доллара в 1975 году и до 2,30 доллара в 1976 г (когда средняя заработная плата на всех частных несельскохозяйственных работах составляла 4,87 доллара в час). Затем, в 1977 году, когда реальная средняя почасовая оплата на несельскохозяйственных работах составляла 5,26 доллара, минимальная ставка была поднята до 2,65 доллара, при этом делалась оговорка о ее дальнейшем повышении через каждые три года. Таким образом, по мере того, как превалирующая почасовая ставка становится выше, сторонники минимальных окладов решают, что легальный минимум должен расти по меньшей мере соответственно. И хотя законодательство следует за ростом превалирующих уровней рыночных ставок, продолжает утверждаться миф о том, что именно законодательство о минимальной заработной плате способствовало повышению рыночных ставок - Прим. авт.
013 После этого, следовательно вследствие этого (лат.) - Прим. ред.
014 Во Франции правительство Лионеля Жоспена приняло решение сократить рабочую неделю с 39 до 35 часов. Один из мотивов принятия этого закона - "увеличить досуг" рабочих. Компартия Франции назвала этот декрет самым большим завоеванием рабочего класса с конца 30-х годов. - Прим ред.
015 Пигу А. С. Теория безработицы, 1933, с. 96. - Прим авт.
016 Дуглас П. Теория заработной платы. 1934. С. 501. - Прим. авт.
017 Ср.: Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. 1921. В любой период, когда происходило чистое накопление капитала, часто бывает распространенным предположение о том, что должна также существовать общая чистая прибыль по предыдущим капиталовложениям. - Прим. авт.
018 Если идти к истокам, то это теория кейнсианства. В моей книге "Провал "Новой экономики"" (Нью-Рошелл, Нью-Йорк, Арлингтон хаус, 1959) эта теория детально анализируется. - Прим. авт.
019 Читатель, заинтересованный в их анализе, должен ознакомиться со следующими книгами: Андерсон Б.М. Ценность денег, 1917; новое изд. 1936; Людвиг фон Мизес. Теория денег и кредита. Амер. изд. 1935, 1953; или автора настоящей книги: Инфляционный кризис и как его решать. Нью-Рошелл, Нью-Йорк, Арлингтон хаус, 1978. - Прим. авт.
020 См.: Джон Стюарт Милль. Принципы политической экономии. Кн. 3. Гл. 14, пар. 2; Альфред Маршалл Принципы экономики. Кн. 6. Гл. 13, разд. 10; Бенджамин М. Андерсон Опровержение атаки Кейнса на доктрину о том, что совокупное предложение порождает совокупный спрос - в сб. статей экономистов "Финансирование американского процветания" Сб. статей "Критика кейнсианской экономики" под ред. автора. Нью-Рошелл, Нью-Йорк, Арлингтон хаус, 1960. - Прим. авт.
021 Карл Родбертус Перепроизводство и кризис, 1850, с. 51.
022 Исторически 20% будут представлять собой примерный общий объем от ВНП, направляемый каждый год на формирование капитала (исключая потребительское оборудование) Когда делается поправка на капитальное потребление, однако, чистые ежегодные сбережения составляют около 12 %. См.: Джордж Терборг. Привидение экономической зрелости, 1945. В 1977 году валовые частные внутренние инвестиции, по официальным данным, составляли 16 % от ВНП. - Прим. авт.
023 Многие из различий во взглядах экономистов по этому вопросу являются лишь результатом разных трактовок определений. Сбережения и инвестиции можно определить таким образом, что они станут идентичными и, с необходимостью, равными. Здесь я предпочитаю определять сбережения в терминах денег, а инвестиции - в терминах товаров. В грубой форме это соответствует обычному использованию этих слов, которое, однако, не является стойким - Прим. авт.
024 Для статистического опровержения этой ошибки см.: Джордж Терборг. Призрак экономической зрелости, 1945 "Стагнационистов", которых опровергал д-р Терборг, затем заменили гэлбрэйтианцы, исповедующие аналогичную доктрину. - Прим. авт.
025 Джордж Сантаяна. Царство истины. 1938. С. 16. -- Прим. авт.
026 "Жучок" - человек, добывающий и продающий сведения о лошадях перед скачками. - Прим ред.
027 Чарльз Д Гоббс. Индустрия благосостояния. Вашингтон, Фонд Херитедж, 1978. - Прим авт.
028 Не лучше обстоит дело и во Франции. Еще в начале 90-х годов ежегодный дефицит государственного Пенсионного фонда составлял 20 млрд франков (53 млрд в 1996 году) Если сейчас одного пенсионера содержат 3,3 работающего, то к 2005 году это соотношение составит 1 к 1,9, а к 2040 году - 1 к 1,3. - Прим. ред.

Date: 2015-09-05; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию