Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Наброски и зарисовки фигуры человека





Методические указания

 

 

Ухта 2012


УДК 72.012 (075.8)

В 78

 

Вострикова, Ю. В.

Наброски и зарисовки фигуры человека [Текст] : метод. указания / Ю. В. Вострикова. – Ухта: УГТУ, 2012. – 34 с.

 

Методические указания предназначены для студентов 1-2-го курса направления подготовки 270100 Архитектура.

Методические указания раскрывают цели, содержание и методику выполнения набросков и зарисовок фигуры человека в рамках академических и самостоятельных заданий по рисунку.

Содержание методических указаний соответствует рабочей программе по рисунку.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры архитектуры от 26.04.2012 г., пр. № 9.

 

 

Рецензент: А. В. Миронюк, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Ухтинского государственного технического университета.

Редактор:

 

В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.

 

План 2011 г., позиция ____.

Подписано в печать ___________. Компьютерный набор

Объем 34 с. Тираж 50 экз. Заказ № _____.

 

 

© Ухтинский государственный технический университет, 2010

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


Введение

 

В составе рабочей программы по рисунку для студентов направления подготовки 270100 Архитектура выполнение набросков и зарисовок фигуры человека занимает важное место. Работа над рисунком фигуры способствует развитию наблюдательности, формирует конструктивное мышление, учит анализу сложной формы.

При выполнении таких заданий в рамках самостоятельной работы, как домашних заданий по рисунку, студенты в первую очередь сталкиваются с проблемой постановки фигуры в пластически выразительную и понятную позу, с передачей конструкции фигуры. Зачастую в домашних работах студентов можно увидеть зарисовки и наброски фигуры человека в неинтересных или неэстетичных движениях, с серьёзными нарушениями пропорций и конструктивного построения.

Для конструктивного выполнения рисунков фигуры человека с натуры необходимы знания анатомического строения тела человека. Для грамотного построения фигуры было бы целесообразно вначале изучить строение скелета и мышц человека, знать их форму, названия, места крепления и функцию. Изучение анатомии необходимо подкреплять пластическими набросками и зарисовками, как отдельных частей тела, так и фигуры целиком. Полезно также выполнять копии с рисунков мастеров графики, проводить анализ этих работ, пытаясь представить в них скелет и основные группы мышц человека.

Для изучения формы мышц также целесообразно выполнять рисунки гипсовых анатомических моделей-экорше Гудона с разных точек зрения и в различных ракурсах.

Рисование фигуры человека лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения, а затем уже в меру усложнять движение фигуры. Прежде чем начать любой рисунок фигуры, необходимо осмотреть её с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение и пропорции тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика можно порекомендовать повторить позу модели собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести фигуры, поиску движения и т.д. Рисуя голову модели, не следует оставлять её без деталей лица, необходимо наметить их расположение и размеры хотя бы обобщённо, плохо, когда у фигуры нарисованы пуговицы на одежде, но нет глаз на лице.

Основные пропорции фигуры человека

 

Чтобы верно изобразить фигуру человека, необходимо знать соотношение отдельных частей его фигуры между собой и к целому.

Во все времена художники искали идеальные пропорции человеческого тела. Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, затем в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Дюрер.

Известен рисунок Витрувианского человека, в котором Леонардо да Винчи в XV веке описывает идеальные пропорции человека и вписывает фигуру в правильные геометрические фигуры: в положении стоя со сведёнными вместе ступнями лонное сочленение фигуры совпадает с центром квадрата, сторона которого равна длине размаха рук и росту человека. В положении фигуры с расставленными ступнями и поднятыми раскрытыми руками до уровня головы область пупка человека совмещается с центром описанной вокруг фигуры окружности.

 

Леонардо да Винчи Витрувианский человек, 1490 г. Пропорции Витрувианского человека: - длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони - ступня составляет четыре ладони - локоть составляет шесть ладоней - высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони) - шаг равняется четырём локтям - размах человеческих рук равен его высоте - расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты - расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты - расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты - максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты - длина руки составляет 2/5 его высоты - расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица - расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица - длина ушей 1/3 длины лица

 

Основные современные пропорции взрослого мужчины среднего роста таковы:

 

- серединой вертикально стоящей фигуры человека является лонное сочленение;

- высота головы укладывается в вертикаль фигуры 7-8 раз;

- длина позвоночника у людей разного роста примерна одинакова,

разница в росте в основном получается за счёт длины ног;

- длина бедра равна длине голени вместе с высотой стопы;

- бедро всегда длиннее костей голени, голень длиннее стопы;

- длина голени со стопой равна примерно двум головам;

- ширина таза примерно составляет 1/5 от высоты фигуры, а ширина плечей равна 1/4 или почти двум размерам головы;

- плечевая кость всегда длиннее костей предплечья;

- локоть свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне края подвздошного кости таза или близко к уровню талии;

- средний палец кисти опущенной руки достигает середины бедра;

- длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров;

- длина стопы равна длине предплечья.

 

Пропорции женской фигуры имеют свои особенности:

 

- средний рост женщины меньше мужского;

- руки и ноги относительно роста у женщин короче, чем у мужчин;

- таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже;

- у женщин шея более тонкая и длинная, чем у мужчин;

- стопа и кисть по размерам значительно меньше мужских;

- торс женской фигуры более длинный относительно мужской, поясница более изогнута вперёд, ягодицы выступают значительно сильнее назад;

- грудная клетка женщин уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее;

- женская фигура имеет более округлые формы, так как у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировой ткани больше и распределение её более равномерно.

 

Пропорции детских фигур в возрасте от 3 до 5 лет отличаются в сравнении с фигурами взрослых большим размером головы, туловища, шея и ноги ребёнка, наоборот, короче.

Методика работы над зарисовкой стоящей фигуры

 

Для наглядного представления методики работы над зарисовкой стоящей фигуры человека в несложном движении с опорой на одну ногу, можно порекомендовать ознакомиться с современным методом построения, предложенным Р.П. Куриляком, преподающим пластическую анатомию в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухиной.

 

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

 

1. Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, намечая размер головы. При рисовании фигуры с опорой на одну ногу вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой, лонным сочленением, внутренней лодыжкой и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъёма до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

2. Определяем направление и степень наклона плечевого и тазового поясов; линия плечевого пояса пройдёт через яремную ямку, а линия тазового пояса пройдёт через лонное сочленение. Определяем примерно ширину плечевого пояса в одну пятую высоты и тазового пояса в одну шестую высоты всей фигуры.

3. Определяем линию «большого движения», изображаемую дугообразной линией, идущей от яремной ямки через лонное сочленение в направлении на пятку опорной ноги. При наклоне головы в сторону опорной ноги, дугообразная линия продолжается на теменную часть головы.

4. Определяем общий объём грудной клетки и таза, уточняем малые формы: ступни, ширину таза, грудную клетку в области первого ребра.

5. Намечаем движение рук модели, контур опорной ноги, охват больших объёмов голени, колена, рисуем пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на её силуэт с выходом на колено и с охватом голени.

 

6 этап 7 этап 8 этап 9 этап

 

6. Намечаем свободную ногу, её ступню, уточняем положение таза, согласовываем расположение коленей ног. Определяем большие объёмы свободной ноги по её основным пластическим направлениям.

7. Намечаем контур всей фигуры: опорная нога приобретает чёткость силуэта и отдельных объёмов бедра, голени, стопы, коленного сустава. Прорисовывается грудная клетка, намечаются большие грудные мышцы, плечи и предплечья, кисти рук.

8. Уточняем пространственно-конструктивное восприятие фигуры на листе и детали, учитываем плановость рисунка.

9. На завершающем этапе ещё раз анализируем общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, следим за графической культурой и выразительностью рисунка.

 

Существует и метод рисования фигуры человека как сочетания форм простых геометрических тел. Идею упрощённой формы человеческого тела предложил Альбрехт Дюрер, а развил эту идею в конце 19-го века Шимон Холлоши, который расчленил фигуру на ряд основных геометрических форм. Согласно его трактовке цилиндрическая шея поддерживала усечённую плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усечённой призмы и т.д.

При таком подходе к изображению рисунок начинается с наброска фигуры и определения её общей формы и движения, определяется положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Основные массы тела намечаются на основе форм геометрических тел, также как и детали фигуры.

 

Анатомия фигуры человека

 

При конструктивном рисовании фигуры человека важно знать строение скелета и расположение основных мышц.

Тело человека условно можно разделить на торс, голову, верхние и нижние конечности. Торс, в свою очередь, разделяется на плечевой пояс, грудь, живот и тазовый пояс, связывающий верхнюю часть фигуры с ногами. Торс расширяется в месте крепления к нему верхних и нижних конечностей и сужается в районе поясницы.

Важно в рисунке и представление центра тяжести человека. Фигура занимает устойчивое положение, когда вертикаль центра тяжести не выходит за пределы площади опоры. В целом центр тяжести для спокойно стоящей фигуры находится в области крестца. Как правило, человек инстинктивно стремится расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры таким образом, чтобы поза была максимально устойчивой при наименьшей мышечной затрате.

Для изучения пластической анатомии полезно выполнять копии с зарисовок из анатомических пособий и натурные рисунки моделей-экорше Гудона в различных движениях с последующим рисованием гипсовых античных фигур. Целесообразно также уделить внимание конструкции конечностей фигуры человека, строению стоп и кистей.

 

Рис. А. Боева (гр. АРХ-03)

Зарисовка экорше Гудона в двух поворотах и зарисовка статуи Гермеса

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09). Зарисовка экорше Гудона в трёх поворотах

 

Рис. К. Щербович (гр. АРХ-07). Копия из учебного пособия

 

Рис. Т. Гаджиевой (гр. АРХ-о8)

Копия анатомической зарисовки Л. Гордон

 

Рис. И. Кузьпелева (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

 

Рис. П. Плюснина (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

 

Краткосрочные наброски фигуры человека

 

Краткосрочные наброски с натуры и по памяти необходимы для выявления и фиксации главного в пластике фигуры живого человека. При выполнении набросков требуется умение лаконичными средствами обобщённо передавать самое существенное и характерное в изображаемой модели – характер и остроту движения, основные пропорции. Главной задачей наброска зачастую становится передача живого впечатления от натуры, главным художественным средством наброска в этом случае будет являться выразительные линии и контуры.

 

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Набросок сидящей фигуры человека

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

 

 

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

 

 

Рис. С. Сырчиковой (гр. АРХ-00)

Наброски фигуры человека

 

Рис. Е. Минаевой (гр. АРХ-08)

Наброски фигуры человека

 

Рис. С. Михалевича (гр.АРХ-96)

Наброски фигуры человека

 

 

Длительные зарисовки фигуры человека

 

Основной формой обучения рисунку фигуры человека является выполнение длительных зарисовок, вырабатывающих умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, чувство пропорциональных и тональных отношений, умение подчинить детали целому.

Прежде, чем выполнять натурные зарисовки фигуры, полезно для начинающих рисовальщиков проанализировать и скопировать зарисовки фигур с работ известных мастеров рисунка.

 

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Копия зарисовки фигуры из учебного пособия

 

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Копия зарисовки фигуры из учебного пособия

 

При выполнении натурных зарисовок фигуры необходимо помнить, что любое движение человека связано с работой целых групп скелетных мышц. Даже в спокойном состоянии большое количество мышц находится в напряжении и удерживает тело в том или ином положении. Во время движения меняются положение скелета, напряжение мышц, направления основных осей фигуры.

 

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в несложном движении

 

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в несложном движении

 

На первых порах наброски и зарисовки можно выполнять простыми мягкими графитными карандашами, затем по мере приобретения опыта возможно применение самых разнообразных материалов и техник: усиление тонального контраста до силуэтных пятен, использование мягких материалов (соуса, сангины, угля, пастели), фломастеров, туши, тонированной бумаги и пр.

 

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Зарисовки фигуры человека с применением тонированной бумаги

 

 

Рис. С. Сырчиковой (гр. АРХ-00)

Зарисовка фигуры человека с применением тонированной бумаги и пастели

 

Рис. К. Пешкиной (гр. АРХ-06)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

 

Рис. В. Струтинского (гр. АРХ-03)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

 

 

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

 

Рис. А. Винъярда (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

 

 

Рис. С. Тихоновой (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры с применением мокрого соуса

По мере накопления графического опыта возможно выполнение зарисовок в сложных ракурсах и движениях, к примеру, в «лягушечьей» перспективе с дополнительной точкой схода сверху.

 

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Зарисовка стоящей фигуры в «лягушечьей» перспективе

 

По мере усвоения знаний строения и анатомии человеческого тела, усовершенствования графической техники возможно усложнение задания – выполнение зарисовок обнажённой фигуры человека в различных ракурсах и движениях. В этих работах, рисуя обнажённую фигуру человека в движении, закрепляется понимание взаимосвязи между внешней формой и внутренним движением, необходимость прослеживания в зарисовке изменения внешней позы тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц.

 

Рис. А. Симудровой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

 

Рис. Н. Пецкалёвой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

 

 

Рис. А. Дмитриева (гр. АРХ-03)

Зарисовка обнажённой фигуры

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Барчаи, Е. Анатомия для художников [Текст]: учеб. пособие/ Е. Барчаи. – Будапешт: Корвина, 1956. – 318 с.

2. Гордон, Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека [Текст]: учеб. пособие / Л. Гордон; пер. с англ. Е. Зайцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.

3. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие/ Ю. М. Кирцер. – М.: ВШ, 1997. – 271 с.

4. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора [Текст]: монография / О. Г. Максимов. – М.: Стройиздат, 1999. – 400 с.

5. Маслов, В. Н. Принципы тоновой композиции [Текст]: метод. указания/ В. Н. Маслов. – Ухта: УГТУ, 2001. – 13 с.

6. Маслов, В. Н. Учебно-методическое пространство архитектуры (метод систематизации категорий и понятий) [Текст]: учеб. пособие/ В. Н. Маслов. – Ухта, УГТУ, 1999. – 95 с.

7. Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2008. – 392 с.

8. Осмоловская, О. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 160 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.

10. Тихонов, С. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Порезков. – М.: Стройиздат., 1996. – 296 с.

 

 








Date: 2015-09-05; view: 5951; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.034 sec.) - Пожаловаться на публикацию