Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения мышления (классификация Б. В. Зейгарник)





Выделяют следующие основания для классификации нарушений мышления в связи с проявлениями душевного заболевания или органической неполноценности мозга:

1) нарушение операционной стороны мыслительной деятельности могут принимать разные формы, двумя крайними вариантами которых являются снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения (причиной этих нарушений зачастую являются органические поражения головного мозга (атеросклероз, поражение сосудов), умственная отсталость, шизофрения);

2) нарушение динамической стороны мыслительной деятельности (неустойчивость уровня выполнения заданий, лабильность мышления, непоследовательность суждений, патологическая инертность мышления и некоторые др. виды, например, у эпилептиков (застревание на предыдущем задании, вязкость, тугоподвижность мышления));

3) нарушение личностного компонента мыслительной деятельности – мотивационного и критичности (к ним относятся разноплановость мышления, резонерство, нецеленаправленность, некритичность и некоторые др. виды) [14, с. 88–153].

Подробнее эта тема рассмотрена в соответствующей литературе [1, с. 260–295; 2, с. 398–435; 7, с. 254–273; 13, с. 131–134, 246–258; 15, с. 143–146; 21, с. 274–305; 22, с. 337–390; 25, с. 196–220; 27, с. 205–212; 28, с. 252–259; 30, с. 309–372;32; 36].

 

Речь

Речь система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Речь является выразительно-эмоциональной реакцией и средством психологического контакта с себе подобными.

Функции речи принадлежат к числу биологически древнейших форм поведения и находятся в генетическом родстве с оптическими и слуховыми сигналами, подаваемыми вожаками в животных сообществах.

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте проблемы соотношения мышления и речи [2, с. 435–436]. Отношения между мышлением и речью изменяются в процессе развития и в своем количественном, и в качественном значениях. Развитие мышления и речи не идет параллельно и равномерно. Мышление и речь генетически имеют совершенно разные корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно (как в фило-, так и в онтогенезе). Конечно, В онтогенезе отношения обеих линий развития – мышления и речи – гораздо более сжато. Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию (например, развитие наглядно-действенного мышления, которое никаким образом не связаны с речью). И доинтеллектуальные корни речи в развитии ребенка были установлены очень давно. Крик, лепет и даже первые слова ребенка совершенно явные стадии в развитии речи, но стадии доинтеллектуальные. Они не имеют ничего общего с развитием мышления [28, с. 259–266].

Но в определенный момент, приходящийся на ранний возраст (около 2-х лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Ребенок открывает, что «каждая вещь имеет свое имя».

Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым, характеризуется двумя объективными признаками:

1) ребенок начинает активно расширять свой словарь;

2) происходит скачкообразное увеличение запаса слов.

Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. До наступления этого периода ребенок усваивал отдельные слова, которые являлись для него условными сигналами или заместителями отдельных предметов, людей, действий, состояний желаний. Но на этой стадии он знает столько слов, сколько ему дано окружающими его людьми.

Открыв символическую функцию речи и видя новый предмет, он спрашивает, как это называется. Ребенок сам нуждается в слове и активно стремится овладеть знаком, принадлежащим предмету, знаком, который служит для названия и сообщения. Для того чтобы «открыть» речь надо мыслить.

Существует критический период для освоения языка. После 10-ти лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.

Отношения мышления и речи можно схематически обозначить двумя пересекающимися окружностями, которые показывают, что известная часть процесса речи и мышления совпадает. Это так называемая сфера речевого мышления. Есть большая область мышления, которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Сюда следует отнести инструментальное и техническое мышление и вообще всю область так называемого практического интеллекта (рис. 6).

 

речь мышление

 
 

 


речевое мышление

Рис. 6. Соотношение мышления и речи

Психологи выделяют следующие виды речи:

ü внешняя речь;

ü эгоцентрическая речь;

ü внутренняя речь.

Внешняя речь – основное средство коммуникации в совместной деятельности, которое позволяет использовать язык для:

· указания внешних предметов (индикативная функция речи);

· обозначения предметов (сигнификативная функция);

· называния (номинативная функция);

· познания существенных сторон и отношений предметов (гностическая функция) [27, с. 334].

Внешняя речь – проявляется в разных формах: устной (произносимая и воспринимаемая на слух речь; разновидности: монологическая – речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей, и диалогическая – разговорная, обычно не полностью развернутая, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту), письменной (это наиболее развернутое речевое высказывание, требующее систематического, логически связанного изложения).

Внутренняя речь это «речь для себя». По своей структуре она является свернутой, сокращенной. Внутренняя речь – это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью.

Внутренняя речь — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле внутренняя речь – это начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи [13, с. 33].

Ранней формой внутренней речи является эгоцентричная речь [2, с. 436].

Эгоцентрическая речь – одно из внешних проявлений эгоцентрической позиции ребенка. Ж. Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается понять точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.

В 3 года процент эгоцентрической речи достигает наибольшей величины: 75 % от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент ее снижается.

Эгоцентрическая речь – это речь внешняя по форме и внутренняя по своей функции, это речь для себя, находящаяся на пути к уходу внутрь, речь уже наполовину непонятная для окружающих, не подготовленная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент рядом с говорящим. Это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление [30, с. 409–411].

Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение не одинаково. Внешняя речь в основном играет роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией [22, с. 398–402].

Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.

Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди, глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов [37].

Понятие о фонации и артикуляции.

Речь обладает двумя независимыми переменными параметрами. Один из них несет информацию о высоте звука, другой – о его фонемном составе (44 фонемы). Механизм регуляции высоты звука называется фонацией, механизм, определяющий фонемную структуру речи – артикуляцией. То, что эти два механизма различны, можно показать с помощью шепота. При шепоте фонация отсутствует, а артикуляция осуществляется. Механизмы фонации расположены в гортани, она обусловлена колебаниями голосовых связок. Первой фазой фонации является подготовка к выдоху. При выдохе воздух проходит голосовую щель, образованную голосовыми связками, они колеблются. При этом высота звука зависит от степени натяжения связок, а, кроме того, от давления выходящего воздуха. Высота звука при речи регулируется сознательно с помощью обратной слуховой связи, поэтому при врожденной глухоте из-за ее отсутствия обучение речи невозможно.

Механизмы артикуляции обеспечиваются ротовой полостью. Ее объем, конфигурация изменяются в различных пределах за счет языка, нижней челюсти, губ. За счет ее сужений и расширений возникают звуки в широком диапазоне частот. Полосы частот, характерные для определенной конфигурации голосового тракта, называются формантами. Форманты не зависят от состояния голосовой щели. Гласный звук включает две форманты и у каждого звука они свои.

Основной психоакустической характеристикой речи является ее разборчивость — это степень правильного восприятия слушателем звуков, слов, смысла речи в целом.

Максимальной степенью разборчивости является фразовая разборчивость, когда речь воспринимается в виде предложений. Если человек говорит изолированными словами, то разборчивость снижается. Если речь состоит из слогов, то понимание речи резко затрудняется. Это связано с тем, что связная речь имеет высокую информативную избыточность, из-за этого слушателю нет необходимости вслушиваться в каждый слог, он просто догадывается о характере нечетко произнесенных звуков и даже непроизнесенных. Таким образом, восприятие речи не сводится к последовательному анализу отдельных звуков, слогов, слов — воспринимается общая информация.

Контроль результата деятельности речевой системы осуществляется благодаря обратным связям, которые функционируют в процессе выполнения речевой программы, а также за счет анализа воздействий речевого сигнала на собеседника. Точность выполнения речевой программы контролируется за счет обратной слуховой связи, т. е. человек оценивает правильность воспроизведения своих предложений. Контроль конечного результата воздействия речи на слушателя осуществляется зрительными и слуховыми сенсорными системами. С помощью зрения говорящий оценивает реакцию слушателя, а с помощью слуха воспринимается речевой ответ.

Date: 2015-09-05; view: 650; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию