Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект урока

Класс

«Понятие как форма мышления. Как образуются понятия»

Цели урока:

· Познакомить с понятием, как формой мышления, способами образования понятий.

· Научить использовать нумерованные списки в текстовом редакторе MS Word.

Задачи урока:

· Повторить формы получения знаний человеком.

· Отработать смысловое значение понятий: объект, свойства объекта, понятие объекта.

· Познакомить со способами образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), показать их использование в повседневной жизни и учебном процессе.

· Научить различным способам создания, оформления и изменения нумерованных списков.

· Отработать навыки ввода, редактирования, форматирования текста, работы с таблицами и редактором заголовков WordArt.

Тип урока: комбинированный урок (рассказ-визуализация с элементами проблемного изложения и практическая работа).

Оборудование: интерактивная доска для демонстрации презентации, компьютерный класс с ПО: MSWord.

 

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Наглядные пособия
Организационный момент (3 мин.) - Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим отсутствующих в классе (проверяет по журналу) - Здравствуйте!  
Повторение изученного и актуализация знаний (5 - 7 мин.)   – Каким образом человек получает новые знания, новую информацию? На прошлом уроке мы изучили одну из форм получения знаний человеком: (Слайд 2) · Чувственное познание – знакомство с окружающим миром. Давайте вспомним: – Что такое ощущение? – Что такое восприятие? – Что такое представление? А может ли человек получить новую информацию, если он не будет смотреть, слушать, чувствовать…? (Часто ребята отвечают, что человек таким образом ничего нового узнать не может. Тогда им можно предложить закрыть глаза и уши или представить себя в изолированном помещении… С какой информацией они могут работать?... Если ребята упорствуют, то можно предложить им найти отличия между «учеником» и «пеньком с глазами»). Человек мыслит, думает, размышляет и получает таким образом новые знания. · Логическое познание (мышление) – изучение законов мира, сущности предметов и явлений. Мышление помогает познать законы окружающего мира, сделать научное открытие, получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из форм мышления – понятием.    
Изучение нового материала (10-15 мин.)     Окружающий мир состоит из отдельных объектов (вещи, процессы, явления, растения, животные, люди…) (Слайд 3) Каждый объект обладает определенными признаками. Рассмотрите предложенные рисунки. – Какие объекты могут быть громкими? (гром, звонок будильника) – Какие объекты могут быть сильными? (трактор, дождь) – Какие объекты могут быть тяжелыми? (утюг, процесс обучения) – Какие объекты могут быть теплыми? (утюг, кролик) – Какой объект тяжелее утюг или шляпа? – Кто выше девочка или женщина-ветеринар? Признаками объекта являются свойства (красный, сильный, высокий…) и отношения (выше, громче, длиннее…). – Какими свойствами обладает книга? (С лайд 4) (содержит текст, состоит из листов, большая, синяя, толстая, имеет переплет) Все свойства можно разделить на · существенные (которыми обладают все подобные объекты), · несущественные (которыми обладают только некоторые из подобных объектов). – Какие из названных свойств являются существенными? (содержит текст, состоит из листов, имеет переплет) Совокупность существенных признаков отдельного объекта – понятие объекта (Слайд 5) Называя существенные признаки, мы характеризуем понятия заданных объектов. – Чем отличаются реально существующие предметы от понятий? Кроме содержащихся в понятии существенных свойств они обладают собственными признаками (большая, иллюстрированная, учебник, задачник, сказки А.С.Пушкина). Понятиями мы пользуемся, когда думаем (в процессе мышления). (Слайд 6) В языке понятия выражаются словами (одним или несколькими). Словами мы пользуемся, когда говорим. Итак: Понятие – это форма мышления. Понятие отражает существенные признаки объекта. – А как образуется понятие? (Слайд 7) Основные логические приемы образования понятий: · Анализ (Слайд 8) – мысленное разделение объекта на составные части и выделение признаков объекта. · Синтез (Слайд 9) – мысленное соединение в единое целое частей объекта и его признаков. · Сравнение (Слайд 10) – мысленное установление сходства или различия объектов. · Абстрагирование (Слайд 11) – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. · Обобщение (Слайд 12) – мысленное объединение подобных объектов.   Понятия в виде загадок (Слайд 13) Загадка является одним из способов описания объектов. Способы составления загадок могут быть различными: § Одни загадки описывают свойства объекта. Например: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный». (Арбуз) § Другие загадки описывают характерные действия объекта. Например: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». (Замок) § Иногда в загадках признаки объекта описываются путем сравнения: «Круглый, как донце, горячий, как солнце, как щечки, румяный, вкусен со сметаной». (Блин) § Пример противопоставления: «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает». (Пингвин) § Некоторые загадки похожи на головоломки: «Что можно приготовить, а съесть нельзя». (Урок) Чаще встречаются загадки, описывающие и характерные свойства, и действия, и окружающую среду…   – Отгадайте загадки (Слайд 14): «Напишу и сосчитаю и ошибку укажу, Я и музыку сыграю и картинку покажу. Я, хотя росточком мал, но большой универсал». (Компьютер) «Не книга, а с буквами, Не пульт, а с кнопками» (Клавиатура)   – А как самим составить загадку? (Слайд 15) Возьмем понятие «книга». Мы уже выделили у него существенные свойства: содержит текст, состоит из листов, имеет переплет. Для каждого свойства подберем объекты, обладающие теми же свойствами или аналогичными действиями... Например: § «содержит текст» - текст читают, рассказывают – человек; § «состоит из листов» - листья есть у дерева или куста; § «имеет переплет», книги «сшивают» - переплетают нити на ткани, ткань сшивают – одежда, рубашка. После наводящих вопросов-подсказок дети сами придут к таким (или подобным) итогам. Осталось составить загадку: «Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает». (Книга) (Слайд 16) Давайте повторим: (Слайд 17) Понятие – это форма мышления. Понятие отражает существенные признаки объекта. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.                    
Практическая работа (15 минут) Компьютерный практикум «Знакомство со способами создания и оформления нумерованных списков». Практическая работа сочетает в себе: § повторение и закрепление теоретического материала по теме «Понятие как форма мышления», § освоение практических способов создания, оформления и изменения нумерованных списков, § отработку навыков ввода, редактирования, форматирования текста, работы с таблицами и редактором заголовков WordArt.        
Домашнее задание § 2.3 (стр. 36 - 42). Дополнительное задание: Практическая работа № 4 (стр. 129 - 130) Творческое задание: придумать загадку для любого из компьютерных понятий.      

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
А. Жеребцов Тайны алхимиков и секретных обществ М., 1999 стр. 458 | ВВЕДЕНИЕ. Водные бассейны России с их огромным транспортным потенциалом представляют собой один из важнейших элементов географической среды и играют значительную роль в

Date: 2015-09-05; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию