Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа генератора под нагрузкой





Реакция якоря. Рассмотрим работу трехфазного синхронного генератора в автономном режиме, когда к фазам обмотки статора подключены равные и однородные сопротивления (симметричная нагрузка). В этом случае по фазным обмоткам генератора проходят равные токи, сдвинутые по времени относительно друг друга на 120°. Эти токи создают магнитное поле якоря, вращающееся с частотой n 1, равной частоте вращения ротора n 2. Следовательно, магнитные потоки якоря Ф аи возбуждения Фв взаимно неподвижны и результирующий поток машины Фрез при нагрузке создается суммарным действием МДС F в обмотки возбуждения и МДС F a обмотки якоря. Однако в синхронной машине (в отличие от асинхронной) МДС обмотки ротора (возбуждения) не зависит от нагрузки, поэтому результирующий поток при работе генератора в рассматриваемом режиме существенно отличается от потока при холостом ходе.

Воздействие МДС якоря на магнитное поле синхронной машины называют реакцией якоря. Так как под действием реакции якоря изменяется результирующий поток в машине, напряжение генератора, работающего в автономном режиме, зависит от значения и характера нагрузки, а также от индивидуальных особенностей машины: значения МДС обмотки возбуждения, свойств магнитной системы и др. Рассмотрим, как проявляется реакция якоря при двух основных конструктив­ных формах синхронных машин — неявнополюсных и явнополюсных.

Реакция якоря в неявнополюсной машине. В этой машине воздушный зазор между статором и ротором по всей окружности остается неизменным, поэтому результирующий магнитный поток машины Фрез и создаваемую им ЭДС Е при любой нагрузке можно определить по характеристике холостого хода, исходя из результирующей МДС F рез.Однако при отсутствии насыщения в магнитной цепи машины этот метод определения потока Фрез можно существенно упростить, так как от сложения указанных МДС можно перейти к непосредственному сложению пространственных векторов соответствующих потоков:

(6.6)

Ф рез = Ф в + Ф а.

Рассмотрим влияние реакции якоря на рабочие свойства синхронной машины при различных углах сдвига фаз ψ между ЭДС Е 0 и током I а в обмотке якоря. Этот угол определяется характером нагрузки, т. е. значениями сопротивлений R, X L и Х C нагрузки.

Рис. 6.19. Магнитные потоки в неявнополюсной машине при различных углах ψ нагрузки

 

Рис. 6.20. Кривые распределения индукции в неявнополюсной машине и векторные диаграммы потоков и ЭДС при различных углах ψ

При ψ = 0 (рис. 6.19, а и 6.20, а) ток в фазе АХ достигает максимума в момент времени, когда оси полюсов N и S ротора совпадают с осью среднего паза рассматриваемой обмотки. Известно (см. гл. 3), что в машинах переменного тока ось магнитного потока, создаваемого всеми фазами обмотки якоря, совпадает с осью той фазы, ток в которой максимален. Следовательно, в данный момент времени ось потока якоря совпадает с осью фазы АХ, т. е. отстает от оси потока ротора на 90 электрических градусов.

Для этого случая показаны диаграммы распределения основных гармонических магнитных полей. Кривая распределения индукции В а = f (x) для двухполюсной машины смещена относительно кривой индукции B в = f (x) в пространстве на 90°, т. е. поток якоря Ф а действует в направлении, перпендикулярном действию потока возбуждения Фв (поперек оси полюсов). В теории синхронной машины ось, проходящую через середину полюсов, называют продольной и обозначают d-d; ось, проходящую между полюсами, называют поперечной и обозначают q-q. Следовательно, при ψ = 0 поток якоря действует по поперечной оси машины. Кривая распределения результирующей индукции В рез = f (x) при этом сдвигается относительно кривой В в= f (x) против направления вращения ротора. В соответствии с пространственным сдвигом кривых распределения индукции сдвигаются и векторы потоков на временной векторной диаграмме, т. е. вектор Ф а отстает от вектора Фв на 90°. При этом модуль вектора результирующего потока Ф рез = √ Фв2 + Фа2.

При ψ = 90° (рис. 6.19, б и 6.20, б) ток в фазе АХ достигает максимума на четверть периода позднее момента, соответ­ствующего максимуму ЭДС Е 0. За это время полюсы ротора перемещаются на половину полюсного деления, вследствие чего кривая В а = f (x) смещается относительно кривой В в = f (x) на 180°. При этом поток якоря Ф а действует по продольной оси машины против потока возбуждения Фв; результирующий поток Фрез = Фв - Ф а сильно уменьшается, вследствие чего уменьшается и ЭДС якоря Е. Таким образом, при ψ = 90° реакция якоря действует на машину размагничивающим образом.

При ψ = - 90° (рис. 6.19, в и 6.20, в) поток якоря также действует по продольной оси машины, но совпадает по направлению с потоком возбуждения, т. е. Фрез = Фв + Ф а. Следовательно, при ψ = - 90° реакция якоря действует на машину подмагничивающим образом, увеличивая ее результирующий поток Фрез и ЭДС Е.

Выводы, полученные на основании рассмотренных трех случаев, можно распространить и на общий случай, когда —90° < ψ < 90°. При этом характерным является то, что отстающий ток (активно-индуктивная нагрузка) размагничивает машину, а опережающий ток (активно-емкостная нагрузка) подмагничивает ее.

ЭДС Е при работе генератора под нагрузкой можно рассматривать как сумму двух составляющих

(6.7)

É = É 0 + É а.

ЭДС Е а пропорциональна потоку Фа, а при отсутствии насыщения и току I а в обмотке якоря, поэтому ее можно рассматривать как ЭДС самоиндукции, индуцированную в обмотке якоря, и представить в виде É а = - аХ а, где Х а — индуктивное сопротивление синхронной машины, обусловленное потоком якоря.

Рис. 6.21. Кривые распределения МДС якоря и создаваемой ею индукции в явнополюсной машине

Реакция якоря в явнополюсной машине. В этой машине воздушный зазор между статором и ротором не остается постоянным — он расширяется по направлению к краям полюсов и резко увеличивается в зоне междуполюсного пространства. Следовательно, поток якоря здесь зависит не только от значения МДС якоря F а, но и от положения кривой распределения этой МДС F a = f(x) относительно полюсов ротора, так как одна и та же МДС якоря в зависимости от ее пространственного положения создает различные магнитные потоки.

Так, например, при угле ψ = 0 (рис. 6.21, а), когда поток якоря направлен по поперечной оси машины (q-q), кривая распределения индукции В а = В аq имеет седлообразную форму, хотя МДС якоря F a распределена синусоидально. При этом максимуму МДС F a соответствует небольшая индукция, так как магнитное сопротивление воздушного зазора максимально. При угле ψ = 90° (рис. 6.21,б), когда поток якоря направлен по продольной оси машины, кривая распределения индукции В а = B ad расположена симметрично относительно оси полюсов d-d. В этом случае индукция имеет большее значение, чем при ψ = 0, так как магнитное сопротивление воздушного зазора в данном месте невелико. Соответственно различные максимальные значения имеют и первые гармо-нические B ad1 и B aq1 указанных кривых (штриховые линии).

Рис. 6.22. Продольные и поперечные составляющие векторов МДС F a и тока якоря I а

 

Рис. 6.23. Векторная диаграмма потоков Ф ad и Фаq и ЭДС E ad и Е а q явнополюсной машины и их определение по характеристике холостого хода

В связи с изменением результирующего сопротивления воздушного зазора при различных режимах явнополюсной машины при анализе ее работы используют так называемый метод двух реакций. Согласно этому методу, МДС якоря F a в общем случае представляют в виде суммы двух составляющих — продольной F ad = F a sinψ и поперечной F aq = F a cosψ (рис. 6.22, а), причем F a = F ad + F aq. Продольная составляющая F ad создает продольный поток якоря Ф ad, индуцирующий в обмотке якоря ЭДС Ead, а поперечная составляющая F aq поперечный поток Ф aq,индуцирующий ЭДС Еaq, причем принимают, что эти потоки не оказывают влияния друг на друга. В соответствии с принятым методом ток якоря I a создающий МДС F a, также представляют в виде двух составляющих — продольной Iа и поперечной I q (рис. 6.22, б).

Магнитные потоки Ф ad и Ф aq и индуцируемые ими ЭДС Еad и Еaq (рис. 6.23, а) можно определить по кривой намагничивания машины или по спрямленной характеристике (рис. 6.23,6). Однако кривая намагничивания строится для МДС возбуждения, имеющей не синусоидальное, а прямоугольное распределение вдоль окружности якоря. Чтобы воспользоваться этой кривой или спрямленной характеристикой, МДС Fad и Faq следует привести к прямоугольной МДС возбуждения F в, т. е. найти их эквивалентные значения F' ad и F'aq.

Установление эквивалентных значении F' ad и F' aq производят на следующем основании: МДС F ad и F aq создают в воздушном зазоре машины индукции Вad и Вaq, распределенные вдоль окружности якоря так же, как и индукции, создаваемые МДС F a соответственно при углах ψ = 0 и ψ = 90° (см. рис. 6.21, а, б). Первые гармонические Вad l и В aq 1 кривых B ad = f (x) и Вaq= f (x) образуют магнитные потоки

Ф ad = F ad /R м ad; Ф aq = F aq /R м aq,

где R м ad и R м aq — магнитные сопротивления для соответствующих потоков, учитывающие не только форму воздушного зазора, но и синусоидальность кривой распределения МДС F ad и F aqвдоль окружности якоря. МДС возбуждения может создавать такие же потоки Фad и Фaq при меньших значениях МДС F 'ad и F 'aq:

Ф ad = F ad /R м ad = F' ad /R м.в;

Ф aq = F aq /R м aq = F' aq /R м.в.

Из последних выражений можно найти коэффициенты реакции якоря k d и k q, характеризующие уменьшение эффективных значений МДС якоря:

(6.8)

k d = F' ad /F ad = R м.в /R м ad; k q = F' aq /F aq = R м.в /R м aq,

где R м.в — магнитное сопротивление потока возбуждения, учитывающее форму воздушного зазора по продольной оси машины и прямоугольное распределение МДС F в вдоль окружности якоря. Коэффициенты k d и k q физически характеризуют уменьшение магнитного сопротивления для потока Фв по сравнению с потоками Фad и Фaq. Обычно k d = 0,80 ÷ 0,95; k q = 0,30 ÷ 0,65. В машине с явно выраженными полюсами ЭДС Е при работе генератора под нагрузкой можно представить как сумму трех составляющих:

(6.9)

É = É 0 + É ad + É aq.

ЭДС E ad и Е aq, индуцируемые продольным Фad и поперечным Фaq потоками якоря, представляют собой по существу ЭДС самоиндукции, так как потоки Фad и Фaq создаются МДС F ad и F aq, пропорциональными токам I d и I q. Поэтому для ненасыщенной машины можно считать, что

(6.10)

É ad = -jÍ d X ad; É aq = -jÍ q X aq,

где X ad и X aq — индуктивные сопротивления обмотки якоря, соответствующие полям продольной и поперечной реакции якоря.

Для машины с неявно выраженными полюсами МДС якоря приводятся к МДС обмотки возбуждения по формуле

(6.11)

F' a = k d F a.

Date: 2015-09-05; view: 537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию