Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о мышлении





Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о предметах и явлени­ях окружающего мира, которые фиксируются в сознании в виде зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и иных образов. Однако такой информации об объективном мире человеку не­достаточно для удовлетворения различных потребностей жиз­недеятельности, требующей глубокого и всестороннего знания предметов, явлений, с которыми приходится иметь дело. Исчер­пывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприя­тиях сущности, человек постигает мышлением.

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отноше­ниях. Оно характеризуется рядом особенностей.

Первая особенность выражается в опосредованном характе­ре отражения. Мыслительная деятельность человека опосредо­вана его знаниями, личным опытом и опытом человечества. По­давляющим большинством открытий, совершенных с помощью мышления, мы пользуемся каждый день. Найденные другими людьми законы, а также их личный опыт являются ключом к ре­шению многих проблем.

Вторая особенность мышления заключается в обобщен­ном характере мыслительной деятельности. Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем. Для решения каждой конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, правила, законы и т. д. Особен­ностью зрелого мышления является движение мысли от общего к единичному и наоборот. Обобщение единичного и применение общих законов - важнейшая особенность мышления. Возмож­ность обобщенного познания обеспечивается тем, что мышление человека отражает окружающий мир не только в образной, но и в словесной форме.

Третья особенность мышления - связь его с языком и речью. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем отчетливее становится сама мысль. Связь мышления с языком и речью обнаруживает социальную приро­ду мышления. Познание предполагает преемственность знаний, приобретенных в процессе мышления. Эта преемственность воз­можна в случаях фиксации, сохранения и передачи полученных знаний. Сохранение возможно благодаря фиксации с помощью языка. Усвоение знаний требует мыслительной деятельности. Таким образом, мыслительная деятельность необходима и для усвоения, и для создания знаний.

Четвертой особенностью мышления является проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где чело­век встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. с проблемной ситуацией. Для возникновения мыслительного процесса необхо­димы умение отделить новое от известного и стремление познать это новое. Потребность в познании побуждает человека искать ответ на вопрос. Ясность искомого выражается в гипотезе. Фор­мулирование гипотезы позволяет человеку предусмотреть на­правление деятельности и возможные результаты. Важную роль в стимулировании мыслительной деятельности имеют чувства (особенно чувства нового, удивления) и интересы человека, кото­рые совместно со знаниями способствуют возникновению идей, помогают преодолевать трудности, возникающие в процессе дея­тельности. Осознав проблему и сформулировав гипотезу, человек начинает решение задачи, которое осуществляется с помощью мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, абстрагирования, обобщения и конкретизации.

 

3. Мыслительный процесс

 

Мыслительный процесс основывается на оперировании по­нятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действитель­ности, признаков, общих для всех предметов, входящих в него. Любое понятие относится к группе сходных предметов. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие. Они вы­ражаются словом. Легче овладеть словом, чем понятием, и часто владение словом маскирует невладение понятием. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение - отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истин­ные, ложные, предположительные. В них человек высказывает свое мнение о чем-либо. Если человек хочет убедить себя или других, он начинает рассуждать, делать умозаключения.

Умозаключение - это серия логически связанных высказы­ваний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бы­вают трех видов: индуктивные (предполагают вывод частного суждения из общего), дедуктивные (вывод общего суждения из частных), по аналогии (основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вы­вод о возможной схожести и по другим признакам).

Различают умозаключения двух основных видов:

1) индук­тивные (индукция)

2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев (т. е. от частных суждений) к общему положению (к общему сужде­нию). Например, после того как установлено, что электропро­водностью обладают и железо, и медь, и алюминий, и платина, и т. д., становится возможным обобщить все эти частные, от­дельные, единичные факты в общем суждении: «Все металлы электропроводны».

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положе­ния (суждения) к частному. Одним из наиболее распространен­ных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следователь­но, олово - электропроводно». С помощью такой силлогистиче­ской дедуктивной формулы из двух посылок (общей и частной) выводится суждение об электропроводности олова.

Date: 2015-09-05; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию