Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания к теме 81. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. —Т.42. — С.24. 2. См.: Там же. — Т.42. — С.120. 3. Там же. — Т.42. — С.263. 4. Там же. — Т.42. — С. 266. 5. См.:Тамже. —Т. 19. — С.350—351. 6. См.:Тамже.—Т.13. — С.7. 7. См.: Там же.—Т.23. — С.21. 8. См.: Там же. — Т.20. — С.362—363. 9. Там же. — Т.20. — С.59. 10.См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 тт. — Т.З. — М., 1957.
—С.83. 11.См.: Плеханов Г. В. Указ. соч. — T .l. — С.669—670. 12.См.: Плеханов Г.В. Указ. соч. — Т.2. — С.333. 13.См.: Там же. — С.216. 14.См.: Плеханов Г.В. Год на Родине: В 2-х тт. — Paris, 1921. — Т. 1. — С.218. 15.См.: Там же. — С.26. 16.См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. — Т. 1. — С. 103. 17.См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. — Т.45. — С.381. 18.См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. — Т. 18. — С.330, 227. 19.См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. — Т.29. — С.321. 20.См.: КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М., 1954. — Ч.З. —С.316. 21.См.: Введение в философию: Учебник для вузов (Под ред. И.Т. Фролова). — М., 1989. —Ч.1. —С.271. 22.См.: Краткая философская энциклопедия. — М.: «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. —С.З, 259. 23.Бжезинский 3. Великий провал. Рождение и смерть коммунизма в XX столетии // Цит. по: Философия. Часть 1. История философии (Под ред. В.И.Кириллова и др.). —М.: Юристъ, 1996. — С.206.
Тема 9. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI—XX вв.)
Философия не имеет «национальной принадлежности» и является достоянием мировой духовной культуры в целом. Для истории человеческого духа нет принципиальной разницы, в какой стране была обоснована и развита та или иная идея, теория, концепция. Тем не менее, мыслители всегда являются представителями определенного народа, и его национальная культура часто накладывает заметный отпечаток на их творчество. Именно в этом смысле можно говорить о «немецкой» или «английской» философии. С такой же позиции мы рассмотрим и историю русской философской мысли. Как и у других народов, становление русской философии было обусловлено стремлением передовых носителей национальной духовной культуры решить основополагающие мировоззренческие вопросы. При этом за свою почти тысячелетнюю историю русская философия испытала весьма серьезное влияние многих зарубежных учений и идей (прежде всего, древнегреческих и западно-европейских мыслителей). Вместе с тем, учения ее представителей отличает и заметное своеобразие. В них отразились особенности российской истории, духовной культуры и национального самосознания, экономического и социально-политического устройства общества. Для русской философии характерна прежде всего социальная направленность, стремление осмыслить происходящие в обществе процессы, оценить его прошлое и предсказать будущее. В этой связи в учениях многих русских мыслителей важное место занимает историософия, то есть стремление постичь скрытый смысл человеческой истории. Подобная направленность обусловлена очень большой зависимостью судьбы отдельного человека от государства и проводимой им политики на протяжении практически всей российской истории. Естественно, что поэтому взоры мудрецов обращались к целому, к отождествляемому с государством обществу. Социально-политический акцент русской философии был определен и глубиной общественных противоречий, скрытых за всеподчиняющим деспотизмом, но часто проявляющихся в условиях регулярных войн и нашествий, восстаний и «смутных времен». Русская философия развивалась в тесной связи с православием, являвшимся главной основой духовности нации вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Особое значение имело при этом нравственное содержание православной христианской веры. В результате большинство учений русских мыслителей имеет религиозно-этическую окраску. В русской религиозной философии мир рассматривается как творение Бога; развивается традиционная христианская концепция, согласно которой человек представляет собой единство души и тела. История обычно трактуется с провиденциалистских позиций. На характер русской философии во многом повлиял и общинный уклад жизни преобладающей по численности социальной группы — крестьянства. Специфику учений русских мыслителей во многом определило также особое географическое положение России, находящейся между Востоком и Западом. В результате в русской философии были хорошо заметны взаимодействие и борьба двух начал: с одной стороны, деятельного и рационального европейского, с другой — консервативного и эмоционального азиатского. Кроме того, важным предметом рассмотрения стал вопрос о месте России в потоке мировой истории, ее отношении к ценностям Восточной и Западной культур. В истории русской философии можно выделить несколько периодов. В XI—XVII веках отечественная философская мысль находилась в стадии становления, когда в рамках религиозных, этических и политических учений происходила разработка и некоторых мировоззренческих вопросов. Первые философские системы появились в XVIII столетии, после давших импульс европеизации русской культуры и способствовавших развитию просвещения реформ Петра I. Пожалуй, самым плодотворным для русской философии периодом были XIX — начало XX века. Благодаря общему развитию духовной культуры расцвел талант многих ярких и оригинальных мыслителей, прежде всего религиозных. В это время наиболее отчетливо проявились особенности русской философии. После Октябрьской революции установилось почти полное господство одной идеолого-мировоззренческой системы — марксизма. Определенные возможности для развития оставались, пожалуй, только у философии космизма, имеющей преимущественно материалистическую направленность. Многие мыслители вынуждены были уехать из страны, и в этой связи часто говорят также о русской эмигрантской философии XX века. Русская философская мысль во всех ее многообразных проявлениях всегда была важнейшим элементом национальной духовной культуры.
|