Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РефератФГБОУ ВПО Красноярский государственный художественный институт
«Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин»
Реферат на тему «Культовое зодчество в Чернигове» по истории архитектуры Графика, 3 курс
Красноярск 2013г. Содержание: Чернигов. Влияние романской архитектуры В первой четверти XII века в Чернигове складывается особая ситуация в области зодчества. В отличие от Новгорода, придерживающегося традиции киевской архитектуры, Чернигов испытывает влияние романской архитектуры в области декорирования фасадов. Отличительные черты черниговского культового строительства сформировались ещё в конце XI века во время строительства небольшой гражданской постройки – терема княжеского «красного двора», конструктивные элементы которого позднее перекочевали в область культовой архитектуры. Во-первых, здесь впервые используется порядовая кладка, при которой кирпичи (плинфа) клались вровень с фасадной и интерьерной поверхностью стен, не образую через один утопленных в глубине стен рядов плинфы, как это делалось на Руси ранее (рис.). Такая система кладки, не характерная для киевского зодчества XI столетия и встречающаяся в основном в памятниках ранневизантийской архитектуры, а также в Северной Италии, после использования её в Чернигове распространяется на всё древнерусское зодчество домонгольской эпохи.
Рис. 1. Кладка со скрытым рядом. 2. Порядовая кладка Также в тереме «красного двора» впервые используются лопатки фасадов, сходящиеся на углах здания друг с другом, что после становится почти непременной деталью черниговской школы зодчества. Такой композиционный приём использовался в памятниках оттоновской и романской архитектуры Германии, Бургундии, Южной Франции и Северной Италии. Ещё одной особенностью терема было наличие на его фасадах аркатурного пояса, что также не встречалось в древнерусской архитектуре до этого, а после стало важной приметой черниговского зодчества. Такие аркатурные пояса использованы в Успенском соборе Елецкого монастыря (илл.), Ильинской церкви и Борисоглебском соборе. Не только тип данного декоративного элемента, но и техника его устройства заимствуются из романской архитектуры. Аркатура здесь выкладывается из специальных лекальных кирпичей, с использованием сложной системы сборки и монтажа в кладку здания, что говорит о знакомстве черниговских зодчих с романской архитектурной традицией.
Рис. Аркатурный пояс Успенского собора Елецкого монастыря.
Аналогии всех вышеперечисленных элементов можно найти в зодчестве Западной Европы. Успенский собор Елецкого монастыря считается самым ранним из сохранившихся памятников Чернигова (1094-1120). Основу композиции собора составляет типологическая схема Успенского собора Киево-Печёрского монастыря, что характерно для зодчества Древней Руси первой трети XII века.
|