Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозно-философская концепция Н. А. Бердяева





Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 [18] марта 1874, Киев — 23 марта[1][2] 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. был депутатом II Государственной думы, в 1922 г. был выслан из Советской России, жил в Праге, а затем Париже, где был избран деканом Православного богословского института.

 

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой.

Супруга поэтесса Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урожденная Трушева)

Николай Александрович Бердяев (1874-1948),

Работы: «Судьба России», «Философия неравенства», «Царство Духа и цар­ство Кесаря») окончил юридический факультет Киевского университета, в 1922 г. был выслан из России.

 

В своей христианской философии с позиций персонализма и экзистенционализма Бердяев стремился пересмотреть многие догматы православной церкви.

По его мнению, церковь исказила учение Христа, насилует свободу человека, пропагандируя «рабью» идею смирения, аскетизм, положение о вечном аде.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философииXX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

 

Христианство не должно рассматриваться как насильственная, карательная система мировосприятия, а взаимоотношения Бога и человека — как отношения судьи и подсудимого.

Учение Христа глубоко персоналистично, т.к. человек признается высшей ценностью мира, и направлено на раскрепощение его жизненных сил.

Две главные темы религиозной философии Бердяева — обоснование свободы и творчества.

Бог — результат свободного творчества некого первобытного хаоса, до-бытийного ничто.

Свобода и творчество, будучи неотъемлемыми качествами ничто, переносятся на Бога, который воплощает эти начала в создаваемых им мире и человеке.

Свобода и творчество не только существуют в Боге и исходят от него, но и не могут быть ограничены им.

Переживание личностью своей греховности должно вести не к са­моуничижению, а к творческому подъему, желанию преобразить себя и мир на пути к Богу. (Андрей Рублев фреска в Успенском соборе Владимира – грязная собачка –изображает грех)

Бердяев рассматривает два мира:

мир Духа, где господствует Бог, свобода и творчество, и мир Кесаря, т.е. земной мир греха и страданий. Причем земной мир рассматривается им как частный случай объективации иллюзорного мира Духа. Объективация духа, воплощаясь в культуру, общество, государство и право, сковывает свободу и творчество человека, делает его заложником «коллективности».

Поэтому задача экзистенциальной личности состоит в том, чтобы восстать против власти объективированной действительности и осуществить прорыв в царство Духа.

Господство объективированного мира, а соответственно и полное освобождение личности, должно закончиться со вторым пришествием Иисуса Христа.

Политические воззрения Бердяева несколько противоречивы, в них соединяются консерватизм и радикализм, либерализм и социализм, национализм и космополитизм, что объясняется тем, что в его творчестве нужно разграничивать религиозно-философский и политический пласты. Рассматривая вопросы практической политики,

История человечества — это процесс постепенно воз­вращения человечества к Богу, а цель развития — Богоче-ловечество. Достижение данной цели возможно только при помощи христианской церкви.

Булгаков рассматривает государство как временное яв­ление, которое сложилось исторически и должно след­вать велениям христианской церкви.

Идеалом общественно-политического устройства является теократия.

Государство рассматривается Булгаковым как надклассовый институт, выражающий интересы всей нации, формали­зующий ее мистическое единство.

В истолковании природы права Булгаков близок взглядам В. С. Соловьева: высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему.

«Примененное в качестве критерия социальной политики, это начало превращается в требование справедливости, признание за каждым его прав». Формула справедливости проста — воздаяние каждому своего. Таким образом, за каждой личностью признается существование сферы ее «исключительного права и господства».

Бердяев признавал ценность социального порядка, вла­сти и права. По его мнению, государство глубоко мис­тично и не поддается рациональному объяснению. Бер­дяев критикует теорию общественного договора, отме­чая, что государство не может создаваться и разрушаться по человеческому произволу.

Государство возникает в результате грехопадения мира как ответная реакция на появление зла, как внешняя сила, направленная против зве­риного начала в человеке.

Государство принудительно поддерживает минимум свободы, добра и справедливости, но и само несет с собою зло, поскольку преобладающим началом в нем является насилие. Возникнув вследствие акта насилия одного человека над другим, государство в дальнейшем стремится постоянно наращивать свою мощь.

Бердяев — сторонник ограничения власти государства. Свобода человека неподвластна государству, права и свободы человека имеют вечный характер, они первичны и фундаментальны по отношению к государству

. Для ограничения пределов воздействия государства на личность необходима церковь, которая контролирует сферу прав и свобод человека, защищая их от действия государства.

Бердяев уделяет много внимания критике современ­ной ему эпохи, культуры и сознания народов Запада и России в XX в. Он характеризует современность как начало цивилизованного варварства, как время катаст­роф и обостренной борьбы Бога и дьявола.

Дехристиа-низация и дегуманизация культуры и человека ставят чело­вечество на край гибели.

Достаточно критически Бердяев оценивает либерализм и демократию.

Гармоничное сочетание свободы и равенства, пропагандируемые либерализмом, невозможны: свобода есть право на неравенство.

Демократия же строится на безбожии, бездуховности, на господстве масс и подавлении творческой свободы личности.

В дальнейшем демократия неизбежно перерастает в коммунистические и фашистские диктатуры.

Бердяев усматривал в российской монархии силу, которая авторитарным способом оберегала культурный слой общества от стихии «темного мужицкого царства».

Но старая монархическая Россия накопила огромное количество зла, что сделало революцию неизбежной. Бердяев рас­сматривает русскую революцию в качестве проявления Божьего промысла.

Н. А. Бердяев с позиций религиозной философии кри­тикуетматериалистические теории либерализма, анар­хизма, коммунизма и утверждает ценность церкви, при­званной охранять «образ человека» от демонов природы, государства, защищающего «образ человека от звериных стихий», и права, делающего возможным минимум сво­боды в греховной человеческой жизни.

 

Date: 2015-09-05; view: 1751; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию