Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозно-философская концепция Н. А. БердяеваНикола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 [18] марта 1874, Киев — 23 марта[1][2] 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. был депутатом II Государственной думы, в 1922 г. был выслан из Советской России, жил в Праге, а затем Париже, где был избран деканом Православного богословского института.
Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Супруга поэтесса Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урожденная Трушева) Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Работы: «Судьба России», «Философия неравенства», «Царство Духа и царство Кесаря») окончил юридический факультет Киевского университета, в 1922 г. был выслан из России.
В своей христианской философии с позиций персонализма и экзистенционализма Бердяев стремился пересмотреть многие догматы православной церкви. По его мнению, церковь исказила учение Христа, насилует свободу человека, пропагандируя «рабью» идею смирения, аскетизм, положение о вечном аде. Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философииXX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Христианство не должно рассматриваться как насильственная, карательная система мировосприятия, а взаимоотношения Бога и человека — как отношения судьи и подсудимого. Учение Христа глубоко персоналистично, т.к. человек признается высшей ценностью мира, и направлено на раскрепощение его жизненных сил. Две главные темы религиозной философии Бердяева — обоснование свободы и творчества. Бог — результат свободного творчества некого первобытного хаоса, до-бытийного ничто. Свобода и творчество, будучи неотъемлемыми качествами ничто, переносятся на Бога, который воплощает эти начала в создаваемых им мире и человеке. Свобода и творчество не только существуют в Боге и исходят от него, но и не могут быть ограничены им. Переживание личностью своей греховности должно вести не к самоуничижению, а к творческому подъему, желанию преобразить себя и мир на пути к Богу. (Андрей Рублев фреска в Успенском соборе Владимира – грязная собачка –изображает грех) Бердяев рассматривает два мира: мир Духа, где господствует Бог, свобода и творчество, и мир Кесаря, т.е. земной мир греха и страданий. Причем земной мир рассматривается им как частный случай объективации иллюзорного мира Духа. Объективация духа, воплощаясь в культуру, общество, государство и право, сковывает свободу и творчество человека, делает его заложником «коллективности». Поэтому задача экзистенциальной личности состоит в том, чтобы восстать против власти объективированной действительности и осуществить прорыв в царство Духа. Господство объективированного мира, а соответственно и полное освобождение личности, должно закончиться со вторым пришествием Иисуса Христа. Политические воззрения Бердяева несколько противоречивы, в них соединяются консерватизм и радикализм, либерализм и социализм, национализм и космополитизм, что объясняется тем, что в его творчестве нужно разграничивать религиозно-философский и политический пласты. Рассматривая вопросы практической политики, История человечества — это процесс постепенно возвращения человечества к Богу, а цель развития — Богоче-ловечество. Достижение данной цели возможно только при помощи христианской церкви. Булгаков рассматривает государство как временное явление, которое сложилось исторически и должно следвать велениям христианской церкви. Идеалом общественно-политического устройства является теократия. Государство рассматривается Булгаковым как надклассовый институт, выражающий интересы всей нации, формализующий ее мистическое единство. В истолковании природы права Булгаков близок взглядам В. С. Соловьева: высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. «Примененное в качестве критерия социальной политики, это начало превращается в требование справедливости, признание за каждым его прав». Формула справедливости проста — воздаяние каждому своего. Таким образом, за каждой личностью признается существование сферы ее «исключительного права и господства». Бердяев признавал ценность социального порядка, власти и права. По его мнению, государство глубоко мистично и не поддается рациональному объяснению. Бердяев критикует теорию общественного договора, отмечая, что государство не может создаваться и разрушаться по человеческому произволу. Государство возникает в результате грехопадения мира как ответная реакция на появление зла, как внешняя сила, направленная против звериного начала в человеке. Государство принудительно поддерживает минимум свободы, добра и справедливости, но и само несет с собою зло, поскольку преобладающим началом в нем является насилие. Возникнув вследствие акта насилия одного человека над другим, государство в дальнейшем стремится постоянно наращивать свою мощь. Бердяев — сторонник ограничения власти государства. Свобода человека неподвластна государству, права и свободы человека имеют вечный характер, они первичны и фундаментальны по отношению к государству . Для ограничения пределов воздействия государства на личность необходима церковь, которая контролирует сферу прав и свобод человека, защищая их от действия государства. Бердяев уделяет много внимания критике современной ему эпохи, культуры и сознания народов Запада и России в XX в. Он характеризует современность как начало цивилизованного варварства, как время катастроф и обостренной борьбы Бога и дьявола. Дехристиа-низация и дегуманизация культуры и человека ставят человечество на край гибели. Достаточно критически Бердяев оценивает либерализм и демократию. Гармоничное сочетание свободы и равенства, пропагандируемые либерализмом, невозможны: свобода есть право на неравенство. Демократия же строится на безбожии, бездуховности, на господстве масс и подавлении творческой свободы личности. В дальнейшем демократия неизбежно перерастает в коммунистические и фашистские диктатуры. Бердяев усматривал в российской монархии силу, которая авторитарным способом оберегала культурный слой общества от стихии «темного мужицкого царства». Но старая монархическая Россия накопила огромное количество зла, что сделало революцию неизбежной. Бердяев рассматривает русскую революцию в качестве проявления Божьего промысла. Н. А. Бердяев с позиций религиозной философии критикуетматериалистические теории либерализма, анархизма, коммунизма и утверждает ценность церкви, призванной охранять «образ человека» от демонов природы, государства, защищающего «образ человека от звериных стихий», и права, делающего возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни.
|