Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Анализ слабых и сильных сторон предприятия. SWOT-анализ

ГЛАВА 4

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

Анализ слабых и сильных сторон предприятия. SWOT-анализ

 

Для того чтобы получит оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения(внешней среды). SWOT анализ состоит из:

· сильные стороны(Strengths) – преимущества организации;

· слабости (Weaknesses) – недостатки организации;

· возможности(Opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

· угрозы(Threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтений маркетинговой стратегии. [29] SWOT-анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности предприятия и внешнюю ситуацию. Проведем предварительное маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» (таблица 4.1).

 

Таблица 4.1 – Матрица маркетингового исследования

  Значимость для отрасли, Аi Оценка предприятия, Вi Взвешенная оценка в баллах, Аi*Вi  
Сильные стороны
1.Относительно стабильные рынки сбыта
2.Высокое качество выпускаемой продукции
3.Мощная сырьевая база
4.Широкий ассортимент выпускаемой продукции
Продолжение таблицы 4.1
5.Долгосрочные рыночные связи в странах ближнего зарубежья
6. Господдержка ИТОГО
Слабые стороны
устаревшее оборудование;
высокий затратный механизм;
неустойчивое финансовое положение предприятия;
высокий уровень конкуренции;
средняя позиция в доле рынка
ИТОГО
Возможности
1.Выход на новые рынки
2.Модернизация оборудования
3.Сокращение себестоимости продукции
4.Омоложение персонала предприятия
5.Усиление мотивации сотрудников ИТОГО
Угрозы
1.Сокращение поставок качественного сырья
2.Увеличение преимуществ конкурентов
3.Административное вмешательство гос-ва в ценообразование
4.Низкая платежеспособность потребителей
5.Резкое изменение потребностей и вкусов ИТОГО

 

Расчет индивидуальных индексов конкурентоспособности осуществляется по формуле:

I=∑ni=1(Ai*Bi)/∑ni=1Ai, (4.1)

где Ai - вес каждого из элементов, входящих в категорию (определяется методом обратного ранжирования: вес 5- наиболее значимый, вес 1-самый незначительный);

Bi - оценка каждого из элементов, входящих в категорию (осуществляется по 10-балльной системе на основе мнений экспертов).

IS=195/25 = 7,8

IW=129/17= 7,6

Io=177/22= 8,0

It=120/19= 6,3

Результаты проведенного маркетингового исследования показали:

-индекс возможностей (Io) превышает индекс угроз (It), что свидетельствует о благоприятной ситуации на рынке мясных продуктов;

-значение индекса возможностей (Io) сторон превышает значение индекса сильных сторон (IS), но на незначительное количество. Это значит, что предприятие фактически полностью использует в своей деятельности возможности внешней среды;

- значение индекса слабых сторон (IW) больше значения индекса угроз (It), что свидетельствует о способности предприятия приспособиться к угрозам со стороны внешней среды и в присутствии гибкости в управлении его деятельностью.

На основе проведённых расчетов определим конкурентную стратегию ОАО «Могилевский мясокомбинат». Стратегический индекс рыночной ситуации (А): А=Io - It= 8,0 – 6,3 = 1,7. Индекс собственных возможностей (В): В= IS- IW = 7,8 – 7,6 = 0,2.

На первом этапе SWOT-анализа определяем сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для предприятия.

Сильными сторонами предприятия являются:

1. большой объем выпускаемой продукции;

2. высокий спрос на мясную продукцию;

3. относительно не высокие цены на продукцию;

4. хорошая репутация у потребителя.

5. экспорториентированность предприятия;

Слабые стороны предприятия:

1. устаревшее оборудование;

2. высокий затратный механизм;

3. неустойчивое финансовое положение предприятия;

4. высокий уровень конкуренции;

5. средняя позиция в доле рынка

Возможности предприятия:

1. модернизация оборудования;

2. сокращение себестоимости продукции;

3. выход на новые рынки сбыта;

4. повышение качества продукции;

5. привлечение зарубежных инвестиций

Угрозы предприятия:

1. повышение цен на сырье;

2. сокращение поставок качественного сырья;

3. усиление конкуренции;

4. низкая платежеспособность потребителей;

5. увеличение себестоимости продукции.

На 2-м этапе необходимо классифицировать каждую сильную сторону предприятия, вначале по вероятности проявления в деятельности мясокомбината - Рi, а затем – по степени влияния на деятельность предприятия – Аj. Градация вероятностей:

- высокая – 0,70 – 1,0

- средняя – 0,40 – 0,69

- низкая – до 0,39

Градация степени влияния:

- сильная – 4,1 – 5,0

- умеренная – 2,6 – 4,0

- малая – до 2,5

Итоги экспертного опроса представлены во вспомогательной таблице 4.2

 

Таблица 4.2 – Итоги экспертного опроса

 

№ Сильной стороны Pi Aj квадранты матрицы
0,9 4,0 ВУ
0,5 2,6 СУ
0,7 4,4 ВС
0,8 4,0 ВУ
0,6 3,9 СУ

 

Строим и анализируем матрицу сильных сторон.

 

Таблица 4.3 – Анализ матрицы сильных сторон

 

Вероятность, Pj Степень влияния, Ai
Сильная Умеренная Малая
Высокая   3 P3=0,7; A3=4,4 1 P1=0,9; A1=4,0 4 P4=0,8; A4=4,0 BM
Средняя   СС 2 P2=0,5; A2=2,6 5 P5=0,69; A5=4,1 CM
Низкая   НС НУ HM

По итогам анализа матрицы сильных сторон для проведения дальнейших расчетов выбираем 3 сильные стороны, попавшие на квадранты левого верхнего угла матрицы: ВС, ВУ, СС.

Т.е.: 1) относительно не высокие цены на продукцию: P2=0,7; A2=4,4

2) большой объем выпускаемой продукции: P1=0,9; A1=4,0

3) хорошая репутация у потребителя: P3=0,8; A3=4,0

Классифицируем каждую слабую сторону в начале по вероятности проявления Рi – градация, как и для сильных сторон, а затем – по возможным последствиям для мясокомбината – Аj по следующей градации:

- разрушение – 4,6 – 5,0

- критическое состояние – 3,6 – 4,5

- тяжелое состояние – 2,6 – 3,5

-«легкие ушибы» - до 2,5

Итоги экспертного опроса представлены во вспомогательной таблице 4.3

 

Таблица 4.4 Итоги экспертного опроса

 

№ Слабой стороны Pi Aj квадранты матрицы
0,8 3,7 ВK
0,7 3,5 ВТ
0,6 4,0 СК
0,5 2,7 СТ
0,5 2,0 СЛ

 

Строим и анализируем матрицу слабых сторон.

 

Таблица 4.5 – Анализ матрицы слабых сторон

  Вероятность Возможные последствия
Разрушение Критическое состояние Тяжёлое состояние Лёгкие ушибы
Высокая ВР 1. P1=0,8; A1=3,7   2. P2=0,7 A2=3,5 ВЛ
Средняя СР 3. P3=0,6 A3=4,0 4. P4=0,5 A4=2,7 5. P5=0,5 A5=2,0
Низкая НР НК НТ НЛ

 

 

По итогам анализа матрицы слабых сторон для проведения дальнейших расчетов выбираем 3 сильные стороны, попавшие на квандранты левого верхнего угла матрицы: ВР, ВК, СР. Недостающие слабые стороны выбираем с квадрантов НР, СК, ВТ:

Т.е. 4) устаревшее оборудование: P4=0,8; A4=3,7

5) высокий затратный механизм: P5=0,7 A5=3,5

6) неустойчивое финансовое положение предприятия: P6=0,6 A6=4,0

Классифицируем каждую возможность по вероятности проявления Рi и степени влияния на деятельность мясокомбината – Аj. Градация, как и для сильных сторон.

 

Таблица 4.6 – Итоги экспертного опроса

 

№ возможности Pi Aj квадранты матрицы
0,8 4,3 ВС
0,6 4.0 СУ
0,6 4,5 СС
0,5 4,1 СС
0,7 4,0 ВУ

 

Строим и анализируем матрицу возможностей, которая по форме и структуре аналогична матрице сильных сторон.

 

Таблица 4.7 – Анализ матрицы вероятностей

 

Вероятность Степень влияния
Сильная   Умеренная   Малая  
Высокая   1. P1=0,8 A1=4,3 5 P5=0,7 A5=4,0 ВМ
Средняя   3 P3=0,6 A3=4,5 1 P4=0,5 A4=4,1 2 P2=0,6 A2=4,0 СМ
Низкая   НС НУ НМ

 

По итогам анализа матрицы возможностей для проведения дальнейших расчетов выбираем 3 сильные стороны (в данном случае 4), попавшие на квандранты левого верхнего угла матрицы: ВС, ВУ, СС:

Т.е. 1) модернизация оборудования: P1=0,8 A1=4,3

2) привлечение зарубежных инвестиций: P2=0,7 A2=4,0

3) выход на новые рынки сбыта: P3=0,6 A3=4,5

4) повышение качества продукции: P4=0,5 A4=4,1

Классифицируем каждую угрозу по вероятности проявления Рi и возможным последствиям – Аj. Градация, как и для слабых сторон.

 

Таблица 4.8 – Итоги экспертного опроса

 

№ угрозы Pi Aj квадранты матрицы
0,7 3,7 ВК
0,3 3,6 НК
0,7 2,6 ВТ
0,5 3,6 СК
0,5 2,8 СТ

 

Строим и анализируем матрицу угроз, которая по форме и структуре аналогична матрице слабых сторон.

 

Таблица 4.9 – Анализ матрицы угроз

  Вероятность Возможные последствия
Разрушение Критическое состояние Тяжёлое состояние   Лёгкие ушибы  
Высокая   ВР 1 P1=0,7 A1=3,7 3 P3=0,5 A3=2,0 ВЛ
Средняя   СР 5 P5=0,5 A5=3,6 4 P4=0,5 A4=2,8 СЛ
Низкая   НР 2 P2=0,3 A2=3,6 НТ НЛ

 

По итогам анализа матрицы угроз для проведения дальнейших расчетов выбираем 3 угрозы, попавшие на квандранты левого верхнего угла матрицы: ВР, ВК, СР. Недостающие слабые стороны выбираем с квадрантов НР, СК, ВТ:

Т.е. 5) повышение цен на сырье: P5=0,7 A5=3,7

6) низкая платежеспособность потребителей: P6=0,5 A6=2,0

7) увеличение себестоимости продукции: P7=0,5 A7=3,6

В рамках проведение 3-го этапа SWOT-анализа строим рабочую матрицу, где коэффициенты аij изменяются в следующем диапазоне:

для сильных – от 0 до +5

для слабых – от 0 до -5

 

Таблица 4.10 – Рабочая матрица SWOT-анализа

 

Внешние (j) /Внутренние (i) Возможности   Угрозы
1. модернизация оборудования 2. привлечение зарубежных инвестиций 3. выход на новые рынки сбыта 4.повышение качества продукции 5. повышение цен на сырье 6. низкая платежеспособность потребителей 7. увеличение себестоимости продукции
СИЛЬНЫЕ  
 
 
 
 
1. относительно не высокие цены на продукцию +4 +4   +1 +1
2. большой объем выпускаемой продукции +3 +4 +2   +2 +1 +3
3. хорошая репутация у потребителя +2 +3 +2   +1 +1
                   
СЛАБЫЕ 4. устаревшее оборудование -3 -3 -5   -3 -2
5. высокий затратный механизм -1 -1 -1 -3   -4 -1 -4
6. неустойчивое финансовое положение предприятия -5 -5 -4 -2   -1

 

Результат комплексного взаимодействия каждой внутренней и внешней переменной рассчитывается по следующей формуле:

 

RIJ=AI*PI*aIJ*AJ*PJ (4.1)


Таблица 4.10 – Итоговая матрица SWOT-анализа  
Внешние (j) /Внутренние (i) Ai Pi Возможности   Угрозы ВСЕГО
1. модернизация оборудования 2. привлечение зарубежных инвестиций 3. выход на новые рынки сбыта 4. повышение качества продукции ВСЕГО S (W) 5. повышение цен на сырье 6. низкая платежеспособность потребителей 7. увеличение себестоимости продукции ВСЕГО S (W)
Pj     0,8 0,7 0,6 0,5 X 0,7 0,5 0,5 X X
AJ     4,3 4,0 4,5 4,1 X 3,7 2,0 3,6 X X
СИЛЬНЫЕ 1. относительно не высокие цены на продукцию 4,4 0,7 34,5 33,3 67,8 3,1 5,5 8,6 76,4
2. большой объем выпускаемой продукции 4,0 0,9 30,2 38,9 14,8 83,9 18,6 3,6 19,4 41,6 125,5
3. хорошая репутация у потребителя 4,0 0,8 17,9 25,9 13,1 56,9 8,3 5,8 14,1 71,0
    ИТОГО X X 82,6 98,1 27,9 208,6 26,9 6,7 30,7 64,3 272,9
    Продолжение таблицы 4.10  
СЛАБЫЕ 4. устаревшее оборудование 4,7 0,8 -31,6 -30,5 -38,5 -100,6 -29,2 -13,5 -42,7 -143,3
5. высокий затратный механизм 3,5 0,7 -8,4 -6,9 -6,6 -15,1 -37,0 -25,3 -2,5 -17,6 -45,4 -82,4
6. неустойчивое финансовое положение предприятия 4,0 0,6 -41,3 -33,6 -25,9 -9,8 -110,6 -6,2 -6,2 -116,8
ИТОГО О (Т) X X -49,7 -72,1 -63,0 -63,4 -248,2 -60,7 -2,5 -31,1 -94,3 -342,5
ИТОГО X X -49,7 10,5 35,1 -35,5 -39,6 -33,8 4,2 -0,4 -30,0 -69,6

 

 


Таким образом, на основании проведенного SWOT-анализа следует отметить, что предприятию необходимо направить свои усилия на устранение слабых сторон, что является довольно затруднительным из-за неустойчивого финансового положения, но всё-таки возможно: заменить устаревшее оборудование, снизить себестоимость за счёт использования более дешёвого сырья, организовать широкую рекламную акцию. Также следует обратить внимание на возможности предприятия. Данные мероприятия не требуют больших капиталовложений и поэтому могут использоваться предприятием. Например, увеличения объёмов производства можно добиться увеличением закупки сырья, добиться поддержки со стороны государства. Однако основным направлением товарной политики ОАО «Могилевский мясокомбинат» должно стать выход на новые рынки сбыта.

 




<== предыдущая | следующая ==>
Распределение Хи-квадрат | 





Date: 2015-09-05; view: 1391; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.047 sec.) - Пожаловаться на публикацию