Всевышний Аллах сказал:
"А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы просто беседовали и шутили!" Скажи: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали..." ("Тауба" (9):65-66). Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка'б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: "Во время похода в Табук один человек сказал: "Не видывали мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана",- имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: "Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха". После этого Ауф отправился к пророку, чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха, чтобы извиниться, пророк уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: "О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы..." Ибн Умар рассказывал: "Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: "Мы просто беседовали и шутили!.." Посланник Аллаха же сказал ему только: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?" Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному"[254]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным. 2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был. 3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику. 4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха. 5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.
|
Глава 49 О высказывании Всевышнего Аллаха Всевышний Аллах сказал: "А если Мы дадим ему вкусить милость Нашу после постигшей его нужды, он, конечно же, скажет: "Это - моё, и я не думаю, что наступит Час. А если я и буду возвращён к своему Господу, то, несомненно, для меня у Него - хороший удел". Истинно, Мы сообщим тем, которые не веровали, о том, что они совершили, и дадим им вкусить суровое наказание!"[255] ("Фуссилат" (41):50). Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто говорит: "Я заработал это собственным трудом, и я заслужил это". Ибн Аббас сказал: "То есть я сам себе сделал эту милость". Всевышний Аллах сказал: "Он сказал: "Всё, что мне даровано, - благодаря знанию"..." ("Касас" (28):78). Катада сказал: "3десь выражение "...благодаря знанию..."означает "благодаря приобретенному мною знанию". Некоторые другие комментаторы сказали: "Это благодаря тому, что Аллах знает меня как человека, достойного Его", - что по смыслу идентично высказыванию Муджахида: "Это было даровано мне в знак почёта". Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Некогда жили трое из сынов Израилевых: прокажённый, плешивый и слепой. Желая подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Подойдя к прокажённому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Прокажённый ответил: "Чистой, приятного цвета кожи, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его телу и очистилась его кожа, став чистой и приятного цвета, После этого ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Верблюдов или коров". И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха". Придя к плешивому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Плешивый ответил: "Красивых волос, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Коров или верблюдов". И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха". Придя к слепому, ангел спросил его: "А тебе чего хочется больше всего?" Слепой ответил: "Чтобы вернул мне Аллах зрение, и чтобы я мог видеть людей". Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Овец". И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого - стадо коров, а у третьего - отара овец. Затем ангел в образе прокажённого явился к первому из них и сказал: "Я - бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Но ведь это принадлежит не только мне одному..." Тогда ангел сказал ему: "Я, кажется, узнал тебя! Разве не ты был прокажённым и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах, Всемогущ Он и Велик, даровал тебе это богатство?" Он ответил: "Нет, я унаследовал это по праву старшинства". Ангел сказал: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!" Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что говорил первому, но он ответил так же, как и предыдущий. Ангел сказал ему: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!" Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: "Я - бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, я не собираюсь мешать тебе взять то, что угодно Аллаху". Тогда сказал ему ангел: "Оставь себе своё богатство, ибо было послано вам испытание. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей"[256]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл аятов. 2. Смысл слов из суры "Фуссилат": "...Он, конечно же, говорит: "Это - мое..." 3. Смысл слов "Все, что мне даровано, - благодаря знанию"из суры "Касас" 4. Поразительный рассказ, содержащий много поучительных уроков.
|
Глава 50 О высказывании Всевышнего Аллаха Всевышний Аллах сказал: "Когда же Он даровал им здорового ребёнка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им..." ("А'раф" (7):190). Ибн Хазм сказал: "Они (салафы. - Ред.) единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха, как, например, Абд Умар ("раб Умара"), Абд аль-Ка'ба ("раб Ка'бы") и т.п., является запрещённым. Исключением является имя Абд аль-Мутталиб"[257]. Комментируя приведённый выше аят, Ибн Аббас сказал: "Адам овладел ею (Хаввой (библ. Ева). - Ред.) и она забеременела от него. Тогда пришёл к ним Иблис и сказал: "Я - ваш господин, который вывел вас из рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребёнка рогатым, и он разорвет тебе живот". Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом[258]. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мёртвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришёл к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребёнок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришёл Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребёнку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: "...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им". Этот хадис передал Ибн Абу Хатим. Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: "Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении". По поводу же высказывания Всевышнего (о словах Хаввы. - Ред.) "Если Ты даруешь нам здорового ребёнка, мы будем Тебе благодарны!"[259], Муджахид сказал: "Они боялись, что он не будет человеком". Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. - Ред.], Са'ид [ибн Джубейр. - Ред.] и другие. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха. 2. Смысл аята 190 из суры "А'раф". 3. Такие имена являются ширком, даже если он проявляется только на словах, а не в реальности. 4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом[260]. 5. Салафы подчёркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.
| ||||||||
Глава 51 О высказывании Всевышнего Аллаха Всевышний Аллах сказал: "У Аллаха - прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздастся за то, что они делают!"[261]("А'раф" (7):180). Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса: "Тех, кто раскольничает о Его именах..." - это те, кто придаёт Ему сотоварищей". Ибн Аббас также сказал: "Имя ал-Лат произошло от [имени Всевышнего Аллаха. - Ред.] "аль-Илах" (Божество), а имя "аль-Узза" - от "аль-Азиз" (Могущественный)". Аль-А'маш сказал: "Они (раскольники) вносят в них (имена Аллаха. - Ред.) то, что к ним не относится". РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Утверждение наличия имён у Аллаха. 2. Утверждение того, что Его имена прекрасны. 3. Повеление взывать к Аллаху ими. 4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и раскольничают о них. 5. Разъяснение понятия "раскольничество" в отношении имён Аллаха.
|
Глава 52 О недопустимости выражения "Мир Аллаху" В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Мас'уда: "Как-то мы были вместе с пророком на молитве и сказали: "Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то..." Услышав это, пророк сказал нам: "Не говорите "мир Аллаху", ибо, поистине, Аллах Сам есть Источник мира...[262]"[263] РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл слова "мир". 2. Указание на то, что это является приветствием. 3. Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху. 4. Указание на причину этого. 5. Обучение им (пророком. - Ред.) своих сподвижников приветствию, которое подобает Аллаху.
|
Глава 53
О выражении "О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!"
В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал: "Пусть ни один из вас не говорит: "О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!" или "О Аллах, помилуй меня, если это угодно Тебе!" Необходимо решительно просить желаемое, ибо [в любом случае. - Ред.] ничто не может принудить Аллаха к чему-либо" [264].
В ривайе у Муслима говорится, что пророк говорил: "Настойчиво просите желаемое, поскольку Аллах не станет гордиться тем, что даровано Им Самим".
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрещение исключающих условий при взывании к Аллаху.
2. Указание причины этого запрета.
3. Высказывание пророка: "Необходимо решительно просить желаемое..."
4. Указание на необходимость усиливать пожелание молящего.
5. Указание причины этого.
[264] | Аль-Бухари 11/118, Муслим (2679). |
Глава 54 О запрещённости выражения "мой раб" или "моя рабыня" В "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал: "Пусть никто из вас не говорит [своему слуге. - Ред.]: "Накорми своего господа", либо: "Соверши омовение своего господа". Следует говорить "...своего господина" или "...своего государя". Пусть никто из вас не говорит: "Мой раб" или "моя рабыня". Следует говорить "мой юноша", "моя девочка" или "мой мальчик"[265]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Запрещение выражений "мой раб" и "моя рабыня". 2. Слуга не должен обращаться к своему хозяину со словами "мой господь", а хозяину не следует говорить своему слуге "накорми своего господа". 3. Хозяину следует обращаться к слуге со словами: "мой юноша", "моя девочка" или "мой мальчик". 4. Слуге же следует обращаться к своему хозяину со словами: "мой господин" или "мой государь". 5. Цель этого заключается в соблюдении таухида даже в речи.
|
Date: 2015-09-05; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА... |