Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 6 page. Глава 17 О заступничестве





Аль-Бухари 8/413, 414 и 8/288. Всевышний сказал о шайтанах, упомянутых в данном хадисе: "Мы устроили в небе созвездия и украсили его для смотрящих. И охранили Мы его от всякого шайтана, побиваемого камнями. А если кто украдкой подслушает, то следует за ним яркая пламенная звезда" ("Хиджр" (15):16-18)
[117] Ибн Абу Хатим и ат-Табарани.
[118] Полный текст двух аятов из суры Саба', о которых идёт речь, см. в следующей (17) главе.

 

Глава 17
О заступничестве

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:

"Увещай этим тех, которые боятся быть собранными к их Господу. Нет для них помимо Него покровителя и заступника, - может быть, они будут богобоязненны!" ("Ан'ам" (6):51).

Он сказал также:

"Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью..." ("Зумар" (39):44).

Всевышний сказал:

"Кто может ходатайствовать перед Ним, кроме как с позволения Его?" ("Бакара" (2):255).

Он сказал:

"Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, пока не дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!" ("Наджм" (53):26).

Всевышний сказал:

"Скажи: "Призовите тех, кого вы выдумали вместо Аллаха!" Они не владеют даже весом пылинки - ни на небесах, ни на земле; нет у них там участия, и нет для Него среди них помощника. Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, за кого Он позволит. А когда страх оставит сердца их, они скажут: "Что сказал Господь ваш?" Они ответят: "Истину, ведь Он - Всевышний, Великий!"[119] ("Саба'" (34):22-23).

Абу-ль-Аббас [Ибн Теймийа [120] - Ред.] сказал: "Аллах отверг всё то, на что надеются мушрики. Он отверг владение собственностью или долей её кем-либо, кроме Него, и наличие у Него помощников. Таким образом, остаётся только заступничество, однако оно возможно только для того, кому Он это дозволит. Господь сказал: "И они не ходатайствуют ни о ком, кроме того, к кому Он благоволит..." ("Анбийа'" (21):28).

Подобное заступничество, на которое уповают мушрики, будет абсолютно недействительно в День Воскресения, так как его отверг Коран. "Пророк же рассказывал, что [в День Суда. - Ред.] он придёт и падёт ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: "Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твоё заступничество будет принято" [121].

Как-то Абу Хурайра спросил пророка: "Кто те счастливейшие из людей, которые заслужили твоего ходатайства?" Он ответил: "Это те, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха" от чистого сердца" [122]. Такое заступничество, с позволения Аллаха, предоставляется людям, преданным Аллаху и не доступно тем, кто приобщает к Аллаху равных.

Суть этого состоит в том, что Всемогущий Аллах ниспосылает благо Его искренним рабам, прощая им грехи их через посредство молитв того, кому Аллах дозволил заступничество (пророка. - Ред.), оказывая ему тем самым почесть и удостаивая его "восхваляемого места".

Заступничество же, отвергаемое Аллахом в Коране, это то, в котором замешан ширк, и именно поэтому Аллах определил случаи, когда оно (без ширка. - Ред.) допускается. Пророк разъяснил, что заступничество применимо только в отношении муваххидов и преданных религии Аллаха людей [123].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аятов.
2. Характеристика отвергаемого заступничества.
3. Характеристика утверждённого заступничества.
4. Упоминание великого заступничества пророка Ислама, удостоенного "восхваляемого места" у Аллаха.
5. Описание действий пророка, который сам не начинает заступничество, а делает это только когда получает на это дозволение Аллаха.
6. Характеристика счастливейших из людей, заслуживших ходатайство пророка.
7. Ходатайство недопустимо в отношении тех, которые приобщают равных к Аллаху.
8. Разъяснение истинной сущности заступничества.

 

 

[119] Ибн аль-Каййим сказал: "[В данном аяте. - Ред.] Аллах полностью отрезал те обстоятельства, на которые надеются мушрики. Мушрик воздвигает себе объект поклонения, чтобы получить от него пользу. Однако не будет пользы от того, кто не обладает хотя бы одним из следующих четырёх качеств: а) он должен быть хозяином того, что хочет от него поклоняющийся; б) если он не является хозяином, он должен быть его совладельцем; в) если он не является совладельцем, он должен быть его заместителем или помощником; г) если же он - не заместитель и не помощник, он должен быть ходатаем перед ними. Аллах, Свят Он и Велик, последовательно опроверг все эти четыре степени, переходя от высшей к низшей. Он отверг обладание, совладение, помощь и заступничество, которые ищут мушрики, и утвердил заступничество, в котором для них нет удела: это - заступничество с Его разрешения". Аллах призвал людей в веру, чистую от приобщения к Нему равных, сказав: "Кто же лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершая благие дела, и последовал религии Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах избрал Ибрахима возлюбленным!" ("Ниса'" (4):125).
[120] Шейх-уль-ислам Таки ад-Дин ибн Теймийа - Абу-ль-Аббас Ахмад ибн Шихаб ад-Дин Абд аль-Халим ибн Абд ас-Салам, имам, муджахид, на котором закончился имамат в знании и деяниях, в аскетизме и богобоязни, смелости и благородстве, кротости и терпеливости, повелении праведного и запрещении прегрешений. Ибн Теймийа возродил дорогу сподвижников и их последователей, которые познали чистый и незагрязнённый Ислам от своего пророка. Он прошёл долгий путь до глубин знаний, участвовал в войнах и сражениях. Ибн Теймийа - это гений времени, в нём объединились все достоинства и блага. Ибн Теймийа - это высочайшая вершина и морская пучина. Он родился в Харране (Северная Сирия) в 661 (1263) г.х. Его отец переехал со своей семьёй в аш-Шам (Дамаск), когда татаро-монголы впервые напали на мусульманский мир. Он изучил грамоту и арифметику в школе, выучил наизусть Коран, изучал "аль-Муснад" имама Ахмада, а также сборники хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Наса'и, ат-Тирмизи и Ибн Маджи. Он собрал хадисы от более чем 200 учёных. И всего этого он достиг, когда ему ещё не исполнилось и шестнадцати лет. Его ум и память поражали жителей Дамаска. В девятнадцать лет он стал муфтием. После смерти своего отца он стал вместо него преподавать толкование Корана и мазхаб имама Ахмада, и на его уроках присутствовали даже ровесники его отца. Когда он вступал в дискуссию, он всегда убеждал своих оппонентов. Никто на протяжении всей истории Ислама не смог оставить такой след, какой оставили труды Ибн Теймийи в областях расхождений между мазхабами, критики различных течений в Исламе и в критике антиисламских философских идеологий. Количество написанных им трудов невозможно перечесть, никто из его предшественников и учёных последующих поколений не написал такого количества сочинений, несмотря на то, что многие из них он писал по памяти и даже находясь в заключении. Только его фетвы собраны в 37 томах. Ибн Дакик аль-Ид сказал: "Когда мы встретились с Ибн Теймийёй, я увидел человека, у которого все науки собраны перед глазами. Он берёт оттуда, что хочет и оставляет, что хочет". Да смилостивится над ним Аллах и простит его грехи!
[121] Аль-Бухари 6/(264, 265), 8/300, Муслим (194); это - часть хадиса, получившего название "хадиса о заступничестве". Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "У каждого пророка была молитва, которую Аллах не оставлял без ответа. Все пророки поспешили со своими молитвами, а я приберёг свою для заступничества за свою общину в День Воскресения, и заслужит его, если будет угодно Аллаху, тот, кто умер, не приобщая к Аллаху равных" (Муслим (199).
[122] Аль-Бухари 1/(173, 174), ан-Наса'и 11/385, Ахмад 2/373.
[123] Ибн аль-Каййим указал на шесть видов заступничества: Первое - это великое заступничество пророка Мухаммада, когда верующие [в День Воскресения. - Ред.] будут обращаться к пророкам за ходатайством перед Аллахом, пока, наконец, не дойдут до посланника Аллаха, и тогда он скажет: "Я - для этого" (аль-Бухари 13/396, Муслим (193), (326)). Его удостоится только пророк Мухаммад. Второе - заступничество за обитателей рая, чтобы ускорить их вход туда. Третье - заступничество за мусульман из общины пророка, у которых были грехи, за которые они заслужили наказание в аду, однако после заступничества пророка они не войдут в него. Четвёртое - заступничество за грешников, попавших в Огонь, но не приобщавших к Аллаху равных. Пятое - ходатайство за обитателей рая, чтобы увеличить их вознаграждение и поднять их степень. И, наконец, шестое - ходатайство за некоторых неверных для облегчения их наказания в аду. Это относится к Абу Талибу.

 

Глава 18 О высказывании Всевышнего Аллаха "Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет на него кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идёт прямо" ("Касас" (28):56). В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится рассказ Ибн аль-Мусаййаба от его отца: "Когда Абу Талиб[124] был при смерти, к нему пришёл посланник Аллаха. Рядом с умирающим в то время были Абдуллах ибн Абу Умеййа и Абу Джахль. Пророк обратился к нему: "О дядя, скажи: "Нет божества, кроме Аллаха", - и я приведу эти слова как свидетельство твоей веры перед Аллахом". Двое присутствующих при этом спросили его: "Неужели ты отказываешься от веры Абд аль-Мутталиба?" Пророк продолжал обращаться к умирающему, а присутствующие опять задавали свой вопрос. В конце концов, он сказал, что остаётся в вере Абд аль-Мутталиба, отказавшись провозгласить, что нет божества, кроме Аллаха[125]. Тогда пророк сказал: "Я обязательно буду испрашивать прощения для тебя, если не будет это мне запрещено". Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему: "Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для мушриков, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они - обитатели Огня..." ("Тауба" (9):113). А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал пророку следующий аят: "Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет на него кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идёт прямо" ("Касас" (28):56)[126]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл аята "Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил...". 2. Смысл высказывания Всевышнего: "Не подобает пророку...". 3. Важным вопросом является смысл его слов (призыв к произношению свидетельства, со знанием его смысла. - Ред.): "Скажи: "Нет божества, кроме Аллаха"..." в противоположность тем, кто заявляет о знании этого[127]. 4. Абу Джахль и те, которые были с ним, прекрасно знали, чего хотел пророк, который, войдя, сказал умирающему: "Скажи: "Нет божества, кроме Аллаха"..." Да обезобразит Аллах Абу Джахля! Кто лучше него знал об основе Ислама?! Не благословит Аллах того из мусульман, у кого знания об этом сейчас меньше, чем у Абу Джахля! 5. Усердие и рвение пророка в его воззвании к своему умирающему дяде, чтобы он, хотя бы перед смертью, произнёс формулу таухида. 6. Ответ тем, кто утверждает принятие Ислама Абу Талибом и его предками. 7. Пророк испрашивал прощение для него, однако прощения не было дано, а самому пророку было запрещено делать это. 8. Вред дурных друзей для человека. 9. Вред возвеличивания предков и знатных людей. 10. Этим руководствуются невежественные люди[128]. 11. Свидетельство того, что деяния оцениваются по заключительным делам. Если бы Абу Талиб сказал то, к чему его призывали, то это принесло бы ему благо. 12. Размышление о глубине этого сомнения в сердцах заблуждающихся, так как в упомянутом хадисе они спорят с пророком, который усиливал и повторял свой призыв, именно с этой позиции. Учитывая силу и отчётливость этого сомнения, они ограничились им.  
[124] Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб - дядя посланника Аллаха.
[125] Вот ещё одна причина неверия большинства людей, как сказал об этом Всевышний: "Мы не посылали до тебя в поселения ни одного увещевателя, чтобы не говорили им благоденствующие там: "Мы нашли наших отцов, держащимися такого исповедания, и мы следуем по их стопам" ("Зухруф" (43):23). Однако в День Воскресения не будет оправдания у проявивших неверие перед Аллахом, так как Он, создавая потомство Адама, взял с них зарок, сказав: "Не Я ли ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем..." Это - чтобы вы не сказали в День Воскресения: "Поистине, мы были небрежны к этому", - или не сказали бы: "Ведь ещё раньше отцы наши выдумали сотоварищей Аллаху, а мы были потомством после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали следующие за ложью?" ("А'раф" (7):172-173).
[126] Аль-Бухари 3/(176 и 177), 7/149, 8/(258, 389 и 390), Муслим (24).
[127] Многие из тех, которые полагают, что они осведомлены о смысле свидетельства "нет божества, кроме Аллаха", в действительности не ведают о нём и основываются только на его произношении языком, не обращая внимания даже на явное неверие, поклонение могилам, разрешение запрещённого Аллахом и запрещение разрешённого Им, отказ от следования руководству Аллаха и т.п. Святой пророк сообщил о хариджитах, которые совершали молитву, держали пост и читали Коран, но вместе с тем он раскрыл их неверие, приказав убивать их так же, как было убито племя Ад (аль-Бухари (4094), Муслим (1064)). Поэтому одного только произнесения свидетельства недостаточно, и посланник Аллаха враждовал с мушриками, которые поняли это лучше, чем многие в наши дни.
[128] Абу Джахль, как и другие мушрики Мекки, понял, что принятие Ислама заставит его отказаться от религии своих предков. Именно это и заставляет большинство людей сомневаться, и мешает им принять таухид Аллаха.

 

 

Глава 19
Причина неверия людей и их отказа от своей религии заключается в возвеличивании праведников

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:

"О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины!.." ("Ниса'" (4):171).

В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится толкование Ибн Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: "И сказали они: "Никоим образом не отступайтесь от богов ваших! Не отступайтесь ни от Вадда, ни Сува', ни Йагуса, ни Йа'ука, ни Насра!.." ("Нух" (71):23). Он сказал: "Это - имена праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, то шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли им статуи в местах их собраний и назвали их именами. Сначала им не поклонялись, однако когда воздвигшие их люди умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться" [129].

Ибн аль-Каййим [130] сказал: "Некоторые салафы поведали: "Когда они умерли, люди усердно молились на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени, стали поклоняться им".

Умар рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я - раб. Говорите [обо мне. - Ред.]: "Раб Аллаха и Его посланник". Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад [131].

Посланник Аллаха сказал: "Берегитесь возвеличивания, ибо именно возвеличивание погубило тех, кто были до вас". Этот хадис передал Ахмад [132].

Муслим приводит хадис Ибн Мас'уда о том, что посланник Аллаха сказал: "Сгинули излишествующие!" Он повторил это трижды [133].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Для того, кто понял эту главу и поймет последующие две главы, Ислам предстанет с другой стороны (становится также ясным искажение истинной сущности Ислама в наши дни. - Ред.); он будет восхищен могуществом Аллаха, Его возможностью перевернуть души людские (заставить их изменить свои мысли. - Ред.).
2. Знание того, что первым ширком на земле стало приобщение к Аллаху праведников.
3. Знание того, что было первым, изменившим религию пророков, причины этого и знание того, что Аллах направил посланников для очищения Его религии.
4. Знание причины принятия ереси людьми, хотя законоположения Аллаха и природа человека отвергают это.
5. Причина этого заключается в смешении истины с ложью. В первую очередь, этому способствовала любовь к праведникам. Во-вторых, деятели науки и религии сделали нечто, что, по их мнению, принесёт добро, однако последующие поколения сочли, что они тем самым хотели другого.
6. Смысл аята из суры "Нух".
7. Знание врождённого качества человека, заключающегося в том, что истина уменьшается в сердце его, а ложь возрастает.
8. В этом есть подтверждение того, что сказали некоторые салафы о том, что нововведение (ересь) является причиной неверия. Ересь любезнее для Иблиса, чем неповиновение, поскольку неповиновение может проститься, а ересь прощению не подлежит.
9. Знание того, что ересь ведёт к шайтану, даже если совершающий это и преследует самую добрую цель.
10. Ознакомление с универсальным правилом, запрещающим возвеличивание творений и знание того, к чему это ведёт.
11. Вред совершения обрядов поклонения на могиле с целью совершения праведного деяния.
12. Знание запрета на сооружение памятников и мудрость их уничтожения.
13. Знание огромного значения этой истории о праведных людях из народа Нуха и её крайняя необходимость, наряду с тем, что неверные не знают о ней, либо не обращают на неё внимания.
14. Самым удивительным является то, что сторонники нововведений читали эту историю в толкованиях Корана и хадисах, но поняли её смысл таким образом, что стали убеждёнными в том, что действия народа Нуха представляют собой наилучшее поклонение. Однако наряду с этим они убеждены и в том, что запрещённое Аллахом и Его посланником является неверием, которое лишает неприкосновенности жизнь и имущество того, кто его совершает.
15. Разъяснение того, что им нужно было только их заступничество.
16. Их предположение о том, что учёные, нарисовавшие изображения праведников, также хотели именно этого.
17. Великое разъяснение в словах пророка: "Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам...". Да благословит Аллах и ниспошлёт мир нашему пророку, передавшему нам ясное возвещение!
18. Наставление пророка, предупредившего нас о гибели излишествующих.
19. Указание на то, что им не поклонялись, пока знание о них не было забыто. Отсюда становится ясной польза знания и опасность его потери.
20. Причина потери знания заключается в смерти учёных.

 

 

[129] Аль-Бухари 8/(511 и 512). Шайтан постепенно сводит с пути поколения людей, начиная с чрезмерной любви и почитания праведников и заканчивая поклонением им наряду с Аллахом. На это уходят столетия, и вера в Господа вытесняется из душ людей верой в умершего праведника. Поэтому эти люди враждебно относятся ко всему, что указывает на несостоятельность их поклонения и запрещает его, даже если это - Слово Всевышнего Аллаха. О них сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: "Когда вспоминают Аллаха Единого, ужасаются сердца тех, которые не веруют в последнюю жизнь. А когда вспоминают тех, кто помимо Него, - то вот, они радуются" ("Зумар" (39):45).
[130] Ибн Каййим аль-Джаузиййа - Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аййуб ад-Димашки (691 - 751 г.х.), учёный-мухаддис, автор более семидесяти трудов, составивших более 200 томов: "Зад аль-Ма'ад" (7 томов), "Ислам аль-Мувакки'ин" (4 тома), различные толкования Корана, хадисов, "ас-Сунана" Абу Дауда, поэмы о вероубеждениях приверженцев Сунны в 2 томах и др. Он получил знания по шариату более чем у 300 крупных учёных, в том числе и у шейх-уль-ислама Ибн Теймийи. Из его учеников многие стали крупными учёными, среди них - Ибн Касир и Ибн Раджаб. Он умер в 751 г.х., и на его похоронах присутствовало очень много мусульман. Ибн Хаджар сказал: "Это был человек с бесстрашным сердцем, охвативший науки, знавший расхождения между мазхабами. Он был преисполнен любви к Ибн Теймийе". Ибн Раджаб сказал: "Он, да смилостивится над ним Аллах, много поклонялся, долго совершал молитву, часто восхвалял Аллаха. Он сильно любил Аллаха, каялся Ему и просил прощения. Я не видел никого, подобного ему в этом и не видел охвативших знания и знающих Коран и Сунну лучше него" (из книги "Зейль Табакат аль-Ханабила" Ибн Раджаба).
[131] Аль-Бухари 6/355 и 12/131, Ахмад 1/(23, 24, 47 и 55). Возвеличивание пророков и праведников явилось одной из причин, погубивших обладателей Писания, то есть иудеев и христиан. Из чрезмерной любви к Исе ибн Марйам христиане сочли недостойным называть его посланником и рабом Аллаха и приобщили его к Господу миров, в возвеличивании придумав уровень сына Бога и возвеличив даже до Самого Бога. Аллах сказал: "Поистине, Мессия Иса ибн Марйам только посланник Аллаха и Его Слово, посланное Марйам, и дух от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите - троица! Удержитесь, это лучше для вас. Поистине, Аллах - Единый Бог. Святость Его выше того, чтобы был у Него ребёнок. Ему принадлежит всё, что в небесах и на земле..." ("Ниса'" (4):171). Аллах также сказал: "И сказали иудеи: "Узейр - сын Аллаха". И сказали христиане: "Мессия - сын Аллаха". Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Да поразит их Аллах! До чего они отвращены!" ("Тауба" (9):30).
[132] Ахмад 1/(215 и 347), ан-Наса'и 5/668, Ибн Маджа (3029) от Ибн Аббаса; достоверный хадис.
[133] Муслим (2670), Ахмад 1/386, Абу Дауд (4608). Аль-Хаттаби сказал: "Излишествующие - это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в обсуждение философскими методами, внедряясь в то, что его не касается и вдаваясь в то, что не сможет постичь разумом". К ним относятся люди, отказавшиеся от всех свободных дозволенных деяний (мубах), от мяса и хлеба, от женитьбы, носящие только шерстяную одежду, полагая, что это относится к благородному аскетизму. Ибн Теймийа сказал, что это - невежественные, заблудшие люди.

 

 

Глава 20
О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику

В "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис А'иши о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: "Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нём его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха" [134]. Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений [135].

Аль-Бухари и Муслим передали также следующий её рассказ: "Когда посланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял её. И он сказал именно так: "Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!" Он предостерегал нас от опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть" [136].

Муслим передал слова Джундаба ибн Абдуллаха, который рассказывал: "Я слышал, как пророк сказал за пять дней до своей смерти: "Я чист перед Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, также, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима [137]. Если же мне пришлось бы выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это" [138].

Пророк запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех, кто делал это, о чём свидетельствует приведённый выше хадис.

К запрещённым действиям относится и совершение молитвы (намаза. - Ред.) на могилах, даже если храм не был возведён. В этом заключается смысл слов А'иши о том, что "существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть". Конечно же, сподвижники посланника Аллаха были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое место, предназначенное для совершения молитв, является мечетью, так как пророк сказал: "...была сделана мне земля мечетью и чистой" [139].

Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Мас'уда от пророка: "Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают могилы в мечети". Этот хадис привёл также Абу Хатим в "ас-Сахихе" [140].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Слова посланника Аллаха по поводу тех, кто строит храмы для поклонения Аллаху на могилах праведников, даже если это делается из добрых побуждений.
2. Запрещение скульптур и изображений (живых существ. - Ред.) и серьёзное предупреждение тем, кто занимается созданием подобных предметов.
3. Полезный урок в наставлении пророка по этому поводу, который сначала разъяснил это своим сподвижникам, затем за пять дней до смерти сказал то, что было изложено выше, и даже, будучи при смерти, не довольствовался тем, что сделал ранее.
4. Его запрещение делать что-либо подобное на его могиле, когда её ещё не было.
5. Подобные действия, то есть возведение храмов на могилах пророков, являются обычаями иудеев и христиан.
6. Пророк проклял их за это.
7. Тем самым он хотел предупредить нас в отношении своей могилы.
8. Причина захоронения пророка в закрытом месте.
9. Причина этого заключается в опасности превращения его могилы в мечеть.
10. Он упомянул превращающих могилы в храмы для поклонения наряду с теми, кто совершает ширк и будет застигнут Концом мира, будучи живым. Он указал на путь, ведущий к ширку, ещё до его появления, а также показал его конечный исход.
11. В своей проповеди за пять дней до смерти пророк опроверг взгляды двух общин, члены которых являются злейшими еретиками. Некоторые учёные даже исключили их из 72 мусульманских общин (имеется в виду хадис пророка о 73 группах в Исламе. Одна группа - стоящая на том, на чём стоял пророк и его сподвижники, другие 72 группы - отклонившиеся от этого. - Ред.). Речь идёт о джахмитах и рафидитах. Именно из-за рафидитов среди мусульман возродился ширк и поклонение могилам, на которых они первыми начали возводить мечети.
12. Предсмертные муки (агония) пророка.
13. Оказанная ему высокая честь быть возлюбленным Аллаха.
14. Разъяснение того, что это больше, чем просто любовь.
15. Указание на то, что Абу Бакр ас-Сиддик является наилучшим из сподвижников пророка.
16. Указание на то, что он будет преемником власти - халифом посланника Аллаха.

 

 

[134] Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим (528), ан-Наса'и от Умм Саламы.
[135] Это слова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи. Он сказал: "Причина, по которой Законодатель запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений праведников, изображений, которые они считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи убеждённым в его праведности, ближе для душ, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня. Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у них (могил. - Ред.) боятся, смиряются, поклоняются от чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, которые совершают им земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение молитвы и мольбы у могил, которое они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков пророк и отрезал дорогу к этому. Он категорически запретил совершать молитву на кладбище, даже если молящийся не намеревается получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже запретил совершать молитву во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся Солнцу. Это - закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая молитву у могил, намеревается получить благословение от этого места, то это является отклонением от дороги Аллаха и Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах".

Date: 2015-09-05; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию