Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый атомный ледокол с малой осадкой





Длина наибольшая: 151,8 м
Ширина наибольшая: 29,2 м
Высота борта: 15,2 м
Осадка: 8,1 м
Водоизмещение: 20000 т.
Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки: 50000 л.с.
Максимальная скорость хода на чистой воде: 18,5 уз
Ледопроходимость: 1,77 м при скорости 2 уз.
Температура работы до минус 50°С

Атомные ледоколы малой осадки – “Таймыр” и его брат-близнец “Вайгач” – строились не без учета интересов Норильского комбината. Проект закладывался на финской судоверфи “Вяртсиля” в 80-е годы, ледоколы должны были работать там, куда их большие собратья типа “Арктика” зайти не могли. Поэтому “Таймыр” и “Вайгач” изначально предполагалось использовать в числе других задач в устье рек Лена, Обь, Енисей. Круглогодичная морская навигация на Енисее в районе Дудинки к тому времени стала уже нормой, полным ходом шло строительство Надеждинского металлургического завода и всего Большого Норильска. Сбавлять обороты в освоении Заполярья никто не планировал, Норильский комбинат ярко доминировал как в отрасли, так и среди стратегических направлений страны. Обеспечивать прочную транспортную связь с Большой землей и должны были новые атомные ледоколы.
В 1988 году новый атомоход уже был готов и шел в Союз из Финляндии. В Ленинграде на Балтийском заводе на “Таймыр” должны были поставить реакторный отсек с атомной паропроизводящей установкой. Это был единственный, но самый важный элемент конструкции, спроектированный русскими инженерами в городе Горьком. Первые свои ходовые испытания ледокол прошел на Балтике под котельной установкой, смонтированной по временной схеме на вертолетной площадке судна. Те, кто принимал участие в той операции или смотрел видеофильм о ледоколе, находили установку уникальной с технической точки зрения и одновременно забавной – на вертолетной площадке атомного судна последнего поколения громоздилось нечто напоминающее большой паровоз. Но на Балтийском заводе эту систему сняли, а в чрево ледокола воткнули отсек с ядерной установкой, и ледокол пошел в Арктику.
На Севере “Таймыр” встречали с замиранием сердца. Сделанный по последнему слову техники, мощный и элегантный, выглядевший значительно импозантнее своих старших собратьев-“богатырей”, покорявших советскую Арктику, он в своей белой покраске казался даже крупнее основных атомных сил арктического ледокольного флота.
Правда, не всегда и не везде “Таймыр” встречали по одежке. Следуя модному тогда движению экологов, “ядерного монстра” в начале 90-х в Дудинке, например, не раз встречали акциями протеста. Еще свежи были в памяти последствия Чернобыльской аварии, вовсю шло сокращение стратегических ядерных вооружений, а тут в почти первозданную арктическую среду запустили два потенциально опасных объекта – атомоходы “Таймыр” и “Вайгач”. И даже историческая параллель с названиями пароходов, покорявших Арктику в начале прошлого столетия и сделавших величайшее географическое открытие XX века – архипелага Северная Земля, не помогла правильно оценить роль, отведенную новым судам.
Экипажу “Таймыра” пришлось тогда выдержать отчаянный натиск “зеленых”, журналистов, экологов, депутатов и просто любопытных общественников. Какое-то время “двери” ледокола фактически не закрывались. На борту постоянно толкались зарубежные и отечественные корреспонденты, съемочные группы и путешественники. Ледокол был облазан, осмотрен, измерен и замерен счетчиками радиации вдоль и поперек. Реакторный отсек и сами установки кто только не снимал. Сейчас моряки шутят, что на крышке реактора у них потоптался едва ли не весь мир. Ни малейшего отклонения от нормы радиационного фона никто обнаружить так и не смог, как ни старался. Более того, среди моряков до сих пор ходит байка, что сильнее тогда “фонили” причалы Дудинского порта с рудой, нежели реакторный отсек на ледоколе.

Это ледокол с малой осадкой, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. На ледоколе использовано советское оборудование, хорошо зарекомендовавшее себя в сложных арктических условиях: атомный реактор, главные и вспомогательные турбины, аварийные дизель-генераторы, вспомогательные котлы и т. д. В составе корпуса использована сталь советского производства, которая отличается высокой прочностью и ударной вязкостью при низких температурах. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров.

 

Атомоход перезаряжается ядерным топливом один раз в пять лет, однако может работать на одной зарядке и до десяти лет. Энергетическая установка на “Таймыре” является модернизированным вариантом тех, что стоят на больших ледоколах типа “Арктика”. Там – двухреакторная установка, на “Таймыре” – однореакторная, мощность реактора одинаковая. При работе во льдах силовая установка ледокола “на винтах” выдает мощность до 35,5 мегаватт, а его двухреакторный собрат – около 50 мегаватт.

Из Хельсинки атомный ледокол "Таймыр" в 1988 г. отбуксирован в Ленинград для установки атомного реактора. В 1989 г. новый ледокол сдан в эксплуатацию. Создание атомного ледокола "Таймыр" - новая веха в истории взаимовыгодного сотрудничества СССР и Финляндии.

Заключение

Атомные ледоколы стали новой вехой в истории развития кораблестроения, и атомной энергетики. Такие ледоколы как «Таймыр», «Вайгач» и «Арктика» служат верой и правдой российскому гражданскому морскому флоту и по сей день, речные ледоколы выполняют крайне важные задачи в узких устьях рек, такие как борьба с заторами, транспортировка аварийных судов и перевоз грузов, в условиях к которых другие корабли бесполезны.

 

 

Список источников:

1. Википедия

2. Библиофонд

(http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=436510) от 4 ноября 2011 года.

3. Энциклопедия кораблей

(http://ship.bsu.by/ship.aspx?guid=100011) от 20 ноября 2011 года.

4. Картинки и фотографии для презентации, сервис Google картинки

 

 

Date: 2015-09-05; view: 621; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию