Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная сторона общения





Тема: Общение и его структура. Коммуникативная сторона общения.

Межличностные отношения раскрываются и реализуются в общении.

Общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Другими словами, в структуре общения можно выделить три его взаимосвязанных стороны: коммуникационную, интеракционную и перцептивную.

Имеются другие классификации структуры и функций общения. Например, Панферовым В.К. (1987) предложено различать шесть функций:

1. коммуникативная функция — осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия;

2. информационная функция состоит в обмене информацией между коммуникантами;

3. когнитивная функция состоит в осмыслении значений на основе представлений, воображения и фантазии;

4. эмотивная функция общения проявляется в эмоциональной связи индивида с действительностью;

5. конативная функция состоит в управлении и коррекции взаимных позиций коммуникантов — уточняются цели, мотивы и программы поведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения;

6. креативная функция общения состоит в развитии людей и формировании новых отношений между ними через механизмы взаимовлияния — подражание, эмоциональное заражение, внушение и убеждение.

Общение страдает, если нарушена хотя бы одна из функций. При анализе реального общения полезно провести диагностику представленности этих функций, а затем принять меры для их коррекции.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Основными средствами коммуникации являются различные знаковые системы. Обычно различают вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, где используются неречевые знаковые системы.

Вербальная коммуникация. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными идеями, представлениями, настроениями, чувствами, интересами и установками. Все это можно расценивать как информацию, а сам процесс общения отсюда может быть понят как обмен информацией и описан в терминах теории информации. Однако здесь фиксируется лишь формальная сторона дела — человеческая коммуникация не сводится только к информационному обмену.

При человеческом общении происходит не просто обмен информацией, но и ее формирование, уточнение и развитие. Особую роль здесь играет значимость информации для собеседников, возможность через нее психологически воздействовать, влиять друг на друга. Кроме того, даже зная значение слов, разные люди часто могут понимать их неодинаково в силу своих социальных, политических или возрастных различий, а также конкретной ситуации общения. Только у людей возможно возникновение этих специфических коммуникативных барьеров социального характера, а также барьеров психологических, таких как, например, застенчивость или неприязнь и недоверие к собеседнику. Ничего подобного не бывает в информационных процессах кибернетических устройств.

Тем не менее в психологических концепциях общения широко используются термины из теории информации, такие как "аксиальный коммуникативный процесс " (от лат. axis — ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; и "ретинальный коммуникативный процесс " (от лат. rete — сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

Научное исследование последнего процесса в связи с гигантским развитием средств информации приобретает особо важное значение. В этих случаях отправление сигналов группе не просто информирует их о чем-то, но и создает феномен социальной ориентации. При этом следует учитывать, что информация людьми принимается через своеобразный фильтр "доверия и недоверия ". Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Способы, которые ослабляют действие этих фильтров и помогают принятию информации, называют фасцинацией. Примерами фасцинации являются музыкальное или цветовое сопровождение передаваемого речевого сообщения.

Сама по себе информация, исходящая от источника информации (коммуникатора) к слушателям (реципиентам), может быть двух типов: побудительная и констатирующая.Побудительная информация в свою очередь подразделяется на активизирующую, т.е. побуждающую к действию в заданном направлении, интердикционную, т.е. запрещающую нежелательную активность, и дестабилизирующую, т.е. приводящую к рассогласованию и нарушению некоторых форм поведения и деятельности.

Невербальная коммуникация. На сегодняшний день описано довольно много невербальных знаковых систем:

- кинесика,

- паралингвистика,

- проксемика,

- визуальное общение,

- такесика.

Все они призваны дополнить, заместить речь или отражают эмоциональное состояние партнеров. По оценке Мерабяна (1972), содержание сообщений только на 7% передается смыслом слов, 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% — выражением лица.

Кинесика включает в себя жестикуляцию, мимику и пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Выразительные движения уточняют, дополняют, поясняют речевые сообщения. Исследования показали, что флегматик делает минимальное, а холерик максимальное количество жестов в одинаковых ситуациях. Кинесика почти всегда выдает состояние человека, даже если он пытается скрыть его.

Некоторые нюансы включения моторных знаков в общение могут иногда приводить к недоразумениям. Например, русский движение головы сверху вниз воспринимает как "да", согласие, в то время как болгарин этот знак интерпретирует противоположным образом. Включение в разговор моторных знаков различно в разных культурах. Например, в одном из исследований показано, что в течение часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы 120, а мексиканцы —180 раз.

Пара- и экстралингвистика — системы знаков, представляющие собой "добавки" к речи.

Паралингвистическими знаками называют различные системы вокализации — тембр голоса, его тональность и другие.

К экстралингвистическим знакам относят паузы, включение в речь смеха, плача, покашливания и сам темп речи. Таким образом, все эти дополнения усиливают семантическую значимость информации посредством "околоречевых" приемов.

Проксемика или "пространственная психология" (по Э. Холлу) — специальная область, занимающаяся нормами организации общения в пространстве и времени.

Окружающая среда имеет для человека не только физический, но и психологический смысл. Индивидуальное пространство по-разному понимается и ощущается жителями разных стран. Например, служебные помещения в США строят часто из стекла и они просматриваются насквозь. Американцы привыкли быть на виду у коллег, прохожих. Они "говорят" таким образом, что им нечего скрывать, они занимаются делом. Европейцы, особенно немцы, в такой обстановке работать не могут. Подобные здания они называют "фабриками неврозов".

Определенные правила существуют и при сохранении личного пространства. Э. Холл экспериментально зафиксировал нормы приближения к партнеру при различных ситуациях общения. Так, для американцев

интимное расстояние составляет 45 см, т.е. ближе могут подходить друг к другу только близкие люди.

Дружеская дистанция (персональное расстояние) — от 45 до 120 см — характерна для общения знакомых людей.

Официальная (социальная) дистанция между незнакомыми людьми и при отношениях субординации составляет от 120 до 400 см.

И, наконец, публичная дистанция, расстояние, например, между лектором и аудиторией — от 400 до 750 см. При проведении дискуссии оптимальным размещением участников считается размещение их за круглым столом: лидеры двух команд сидят напротив друг друга, а участники команд справа от своего лидера.

В некоторых субкультурах и ряде специальных сфер деятельности (например, в дипломатии) детально разработаны пространственно-временные характеристики для организации определенных видов общения. Своевременный приход к началу переговоров в дипломатии свидетельствует об уважении к партнеру, а опоздание истолковывается как проявление неуважения. В дипломатических отношениях существует множество различных "допусков" опозданий с соответствующими их значениями.

Визуальное общение ("контакт глаз") — первоначально связывалось только с ситуациями интимного общения. Однако позже было установлено, что знаки, представленные взглядом и движениями глаз, включены в более широкий диапазон ситуаций общения. Разговаривая с аудиторией, целесообразно переводить взгляд с одного слушателя на другого, стремясь создать впечатление у каждого, что именно он избран объектом внимания. В одном из экспериментов отмечено, что те, на кого в классе учитель не смотрел, оценили его как личность на 25% ниже и на эти же 25% хуже усвоили учебный материал. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Такесикаприкосновение. Этнографы делят человеческие культуры на "контактные" и "неконтактные". Представители контактных культур (итальянцы, арабы, латиноамериканцы) в разговоре стоят близко друг к другу и часто теребят одежду друг друга, кладут ему руку на плечо, вертят пуговицу на пиджаке. Члены неконтактных культур (скандинавы, японцы, англичане, индийцы), разговаривая, не подходят близко друг к другу и не прикасаются к собеседнику. Например, сидя в ресторане, английские юноша и девушка касаются друг друга 1-2 раза в час, а мексиканские — 100-120 раз. В отечественной культуре эти требования не столь жесткие. Однако у нас в разговоре не принято касаться собеседника. Следует отметить, что в ряде случаев прикосновение полезно при утешении, может подбодрить человека, успокоить. Не следует забывать, что высокомерно-фамильярные прикосновения вызывают у человека только возмущение, воспринимаются им как покушение на независимость.

Каждая из этих систем невербальной коммуникации использует свою знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. В случае невербальной коммуникации выделение единиц "семантически значимой информации" затруднено, однако различные попытки решения этой задачи предпринимались. В частности, шведский ученый К. Бирдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека — кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике).

Невербальная знаковая система  
1. кинесика, жестикуляция, мимика и пантомимика.
2. паралингвистика, Система вокализации тембр голоса, его тональность, диапазон, ударения(фразовые и логические).
3. экстралингвистика паузы, включение в речь смеха, плача, покашливания и сам темп речи.
4. проксемика, организация общения в пространстве и времени
5. визуальное общение, контакт глаз
6. такесика прикосновения

 

Кине́ма (от др.-греч. κίνημα «движение») — мельчайшая единица речеобразования[1], артикуляционный различительный признак (в отличие от акустического — акусмы), произносительная работа одного органа речи в производстве звука. Термин, как и понятие акусмы, использовался И. А. Бодуэном де Куртенэ и близок современному понятию дифференциального признака.

Примеры:

- звук [п] состоит из одной кинемы (губной);

- звук [б] состоит из двух кинем (губной и гортанный);

- звук [м] из трёх (губной, гортанный и носовой);

Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Для классификации выражений лица, в литературе их описано более 20 000, была предложена FAST-методика, где лицо делится на три зоны горизонтальными линиями —

- глаза и лоб,

- нос, рот и

- подбородок.

Затем выделяются шесть основных эмоций:

- радость,

- гнев,

- удивление,

- отвращение,

- страх и

- грусть.

Фиксация эмоций по зоне позволяет регистрировать и соответствующие мимические движения.

В настоящее время активно изучаются парадоксальные коммуникации, которые ставят в трудное положение одного из собеседников. Этот вид общения чаще всего принимает форму приказа, который надо выполнить без проявлений неповиновения. Примером такой парадоксальной материнской коммуникации является описание Гринсберга (цит. по: Творогова Н.Д., 1998). Подарите сыну две рубашки, как он наденет одну из них, печально на него посмотрите и произнесите проникновенным голосом: "А другая, она тебе не нравиться?". Парадоксальная коммуникация содержит два взаимоисключающих принуждения, причем одно может быть сформулировано вербально, а другое невербально. Существуют и другие разновидности подобных метакоммуникаций.

Метакоммуникация — это особый вид общения, предметом которого является сам процесс общения. Другими словами, метакоммуникация — это коммуникация по поводу коммуникации. Метакоммуникация также понимается как скрытая коммуникация с целью контроля. Отношение к общению и общающихся друг к другу, скрытый смысл их общения. (Школа Пало-Альто: П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон; Транзактный анализ Э. Берна). Антипсихиатрия Р. У. Лаинг рассматривает метакоммуникацию как попытку достижения онтологической защищенности.

Метакоммуникация В буквальном смысле, «сообщение о сообщении», когда первая демонстрация изменяет смысл последующей. Наиболее известным примером метакоммуникации является «игривый поклон» у собак. Принимая эту позу перед шуточной схваткой, собаки сообщают друг другу, что следующая за ней агрессивная поза на самом деле не настоящая, а игровая.

Человек, не способный к метакоммуникациям, столкнувшись с абсурдностью в его понимании таких ситуаций, может обнаружить одну из следующих реакций:

1)у него складывается впечатление, что что-то существенное от него ускользает, поэтому даже самые безобидные факты, которые к ситуации не относятся, он начинает принимать как относящиеся к сути беседы (аналогия с параноидностью);

2) он начинает понимать буквально ту "логику" ситуации, которая его озадачивает, он начинает подчиняться всем ее требованиям (аналогия с гебефренностью);

3) он может полностью "выйти из игры", отрезав все пути коммуникации, демонстрируя свою скрытность и неприступность (аналогия с кататоническим негативизмом).

Когда человек не в состоянии расшифровывать сообщения других людей, то он похож на саморегулирующуюся систему, которая лишилась своего регулятивного устройства. Такой человек обречен на систематические искажения (Бейтсон и др., 1956).

 

Date: 2015-09-05; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию