Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковное Управление





В работе Всероссийского Собора 1917-18 гг., как известно, принима­ли участие 68 архиереев, из них: 4 митрополита, 21 архиепископ и осталь­ные — епископы.

Сразу же после октябрьской революции епархиальное устройство Русской Церкви пришло в сильное расстройство. Епархии номинально су­ществовали, но (по причине расстрелов или арестов) часто без епископа или епископы сменяли друг друга с такой быстротой, что даже сама Пат­риархия теперь вряд ли сможет установить их последовательность.

Наступивший обновленческий раскол привнес в жизнь Церкви еще большую смуту. Нет ни малейшей возможности установить (за исключе­нием обновленческих активистов и исповедников), кто из епископов ка­кую занимал позицию: некоторые, оставаясь в душе православными, вы­нуждены были для выживания формально разделять обновленческую платформу, некоторые, и не разделяя ее внешне, были по существу обно­вленцами.

Следовавшие друг за другом аресты архиереев привели к тому, что к моменту Декларации митроп. Сергия 1927 года на его стороне было немно­гим более десяти епископов.

В тридцатых годах ежегодно арестовывались от десяти до двадцати архиереев. К началу войны на свободе оставались пятеро, вместе с мит­роп. Сергием. Церковное устройство было полностью парализовано.

Изменившаяся тактика отношения Сталина к Церкви во время войны привела к тому, что за несколько военных лет количество архиереев уве­личилось в десять с лишним раз. Были восстановлены многие епархии. Но по-прежнему бывшие некогда самостоятельными епархии, из-за отсут­ствия храмов, присоединялись к соседним (Марийская, Казанская, Дне­пропетровская, Ульяновская...).

К концу 60-х годов количество епархий и архиереев выровнялось и достигло дореволюционного уровня. По состоянию на сентябрь 1990 года в Московской Патриархии имелось 80 епархий.

В некоторых епархиях в помощь правящему архиерею существуют викарии:

9 викариатств в Московской епархии (Клинское, Дмитровское,

Солнечногорское, Орехово-Зуевское, Каширское, Можайское,

Звенигородское, Истринское и Подольское),

1 викариатство в Киевской (Переяслав-Хмельницкое),

1 — в Ростовской (Азовское),

1 — в Рижской (Даугавпилское),

1 — в Сурожской (Керченское),

2 — в Кишиневской (Бельское и Бендерское).

Таллинское викариатство является патриаршим.

Весь епископат Московской Патриархии состоит из:

14 митрополитов, 35 архиепископов, 46 епископов.

 

Украинскому и Белорусскому Экзархатам недавно была дарована Московской Патриархией автокефалия. Таким образом, это уже самосто­ятельные Украинская — 20 епархий (глава — митрополит Владимир Сободан) и Белорусская — 6 епархий (глава митрополит Филарет Вахромеев) Православные Церкви.

Кафедральным патриаршим собором является Богоявленский, что в Елохове в Москве (до революции — восьмой по размерам), в который в 1948 году с согласия гражданских властей, тайно, под покровом ночи, были перенесены из Кремля мощи святителя московского Алексия.

Патриарх имеет несколько личных резиденций: в Троице-Сергиевой Лавре, в Одессе, в Переделкино под Москвой, пользуется в своих поез­дках правительственной автомашиной “Чайкой.” В настоящее время все основные учреждения Патриархии размеща­ются в отстроенном к 1000-летию крещения Руси Даниловом монастыре.

При патриархе существует Священный Синод, который по “Положе­нию об управлении Русской Церкви” 1945 года должен состоять из шести членов — епархиальных архиереев при Председателе Патриархе. Трое из них — постоянные (митрополиты Крутицкий, Киевский и Санкт-Петербур­гский), трое — временные, по вызову из епархий. Временные члены вызы­ваются для присутствия на одной сессии Синода, согласно списку архие­реев, по старшинству хиротонии, по одному от каждой из трех групп епар­хий, на которые разделены все епархии Русской Церкви.

Синодальный год разделяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль). В настоящее время Синод состоит из пяти постоянных членов и двоих временных. Для руководства отдельными сторонами церковной жизни, при Сино­де учреждены отделы: Управление делами, Внешних церковных сноше­ний, Издательский, Учебный Комитет, Хозяйственное Управление, Пенси­онный Комитет.

Управление делами, как административный орган, приводит в испол­нение распоряжение высшей церковной власти (патриарха и Синода) и осуществляет связь с епархиями. Управляющий делами присутствует на заседаниях Синода и ведет журнал его решений. По первоначальному замыслу Отдел внешних церковных сношений должен был служить для связи высшей церковной власти с заграничными Экзархатами, епархиями, благочиниями, миссиями, приходами и со всеми Поместными Православными Церквами и инославными конгрегациями. Но очень скоро он превратился в инструмент (весьма эффективный) откро­венной советской пропаганды и оболванивания иностранных гостей, при­езжавших в бывший Советский Союз по церковной линии.

Учебный Комитет ведает духовными учебными заведениями, осуще­ствляет подбор (до недавнего времени в полном согласии с Советом по делам религий) преподавательского корпуса, в конечной инстанции одоб­ряет программы и методику преподавания и вообще надзирает за напра­влением и жизнью духовных школ.

Издательский Отдел осуществляет выпуск ежемесячного журнала (“Журнал Московской Патриархии”), Священного Писания, богослужеб­ных книг, в очень ограниченных тиражах и с предельно высокой ценой.

Пенсионный Комитет, согласно официальной версии, “занимается рассмотрением прошений о предоставлении пенсий и пособий престаре­лым или потерявшим здоровье священно-церковнослужителям, их вдо­вам, работникам духовных школ и других церковных учреждений. Как видно, цель Пенсионного Комитета — не предоставлять нормальную пенсию нуждающимся, а “рассматривать прошения” о таковой. Достаточно сказать, что еще недавно месячная пенсия начислялась из расчета полтора рубля за год священнослужения.

Хозяйственное Управление руководит хозяйственной жизнью епархий и приходов, контролирует церковные средства. На эти средства со­держится высшее церковное управление со всеми его отделами, духов­ные школы, оплачиваются расходы по созыву Соборов, церковных Совещаний, приему церковных делегаций, поездки за границу.

Хозяйственный Отдел выпускает необходимые для жизни Церкви
предметы. Недалеко от Москвы (пос. Софрино) построены новые корпуса свечного завода и мастерских по изготовлению церковной утвари. В Троице-Сергиевой Лавре и других монастырях имеются иконопис­ные мастерские. Все необходимые материалы Хозяйственное Управление заказывает в государственных организациях и оплачивает за счет фондов Патриархии.

Руководство мастерских до недавнего времени было ставленниками Совета по делам религий и, естественно, занималось хищениями в огром­ных размерах. Некоторые из руководящих работников Хозяйственного Управления за такие хищения отбывали (впрочем, как правило, неболь­шой) тюремный срок. Некоторые вовсе отделывались легким испугом (митрополит Мефодий Немцов, архиепископ Алексий Кутепов).

Несколько лет назад при Синоде были образованы новые Комиссии:

1) по канонизации святых и

2) по изучению материалов, касающихся реабилитации клириков и мирян, репрессированных в советский период.

В своей работе эти комиссии взаимодействуют, уже есть ощутимые результаты их работы. Епархиальное деление совпадает с гражданским территориальным делением. Еще во время местоблюстительства митрополита Сергия было принято постановление, по которому епархии должны называться соглас­но новым названиям городов, областей и краев (Ленинградская, Калинин­ская, Куйбышевская и т. д.).

Епархиальный архиерей носит титул по своему кафедральному горо­ду. Избрание архиереев до недавнего времени производилось Синодом под председательством патриарха с разрешения или по рекомендации Совета по делам религий. Епархиальные архиереи, по канонам обладающие в своей епархии полнотой власти, по традиции Московской Патриархии не могут решать более или менее важные вопросы без согласования с высшей церковной властью, а до недавнего времени и с гражданскими властями, в первую очередь с представителями Совета по делам религий.

Викарные архиереи также назначаются патриархом и Синодом. Круг их обязанностей устанавливается по усмотрению епархиального архие­рея. При архиерее может быть образован Епархиальный Совет из 3-5 лиц в священном сане. Каждая епархия разделяется на некоторое количество благочиннических округов, во главе которых стоят благочинные. Они являются над­зорным органом епархиального архиерея.

Согласно решениям Собора 1917-18 гг., во главе прихода должен стоять настоятель. Это положение было подтверждено и Собором 1945 года. Распорядительным органом прихода было приходское собрание, на котором избирались два других органа: исполнительный — церковный со­вет, и контрольный — ревизионная комиссия. Церковный совет возглавлял настоятель (по должности), входили в него староста, его помощник и казначей.

Но постановлением Архиерейского Собора 1961 года вся эта приход­ская структура была сломана и настоятель оказался в роли “работника” по договору. Он не входил ни в один приходский орган даже в качестве ря­дового члена. Нормальное положение в приходах восстановлено лишь не­сколько лет назад с принятием нового Приходского Устава.

Миряне номинально имеют право предложения епархиальному архи­ерею кандидатов в священнослужители, но, с одной стороны они никогда этим правом не пользовались, а с другой — архиерей вовсе не обязан при­нимать во внимание их рекомендации.

* * *

На лето 2002 года Русская Православная Церковь насчитывала 130 епархий. Число архиереев — 153, из них 126 епархиальных и 27 викарных, 10 архиереев находятся на покое.

Имеется 569 монастырей, из них 272 мужских и 297 женских, не считая 148 монастырских подворий. Число приходов — 13 907 (с Украиной — около 22 000), на приходах служат 13 048 священников и 1 905 диаконов, всего 14 953 священнослужителя.

Количество Духовных школ на конец года составляет: 5 Духовных академий, 30 Духовных семинарий, 45 Духовных училищ, 1 Богословский институт, 2 Православных университета, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ.

Православных храмов и часовен в Москве — 556.

Богослужения совершаются в 436 храмах, не считая 65 часовен и 25 монастырских храмов, в 30 храмах оно еще не возобновлено, 34 храма не освобождены от прежних арендаторов.

На приходах Москвы совершают свое служение 888 священнослужителей, из них 645 священников, 243 диакона. В ставропигиальных монастырях совершают служение 365 священников и 169 диаконов. С духовенством Москвы общее число священнослужителей составляет 1422 человека.

 

Date: 2015-09-05; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию