Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всероссийский Поместный Церковный Собор 1917-1918 гг





К лету 1917 года по России прокатилась крылатая весть: скоро будет созван Церковный Собор, который исцелит язвы Церкви, вызванные ре­формами Петра I.

Летом происходят выборы епископов — явление невиданное на Руси (если не считать Новгородскую Республику). В июне 1917 года такие вы­боры увидела древняя Москва, где было решено назначить преемника митрополиту Макарию, уволенному на покой в первые же дни февраль­ской революции (человек праведной жизни, но крайний консерватор, по мнению “демократов-революционеров”).

Выборы проходили путем всенародного тайного голосования. 19 июня в Кремле собрался Епархиальный Съезд, члены которого были из­браны на приходских собраниях. 20 июня на Кремлевской площади была поставлена урна, в которую члены Съезда опускали избирательные бюл­летени.

После окончания голосования урна была внесена в алтарь Успенско­го собора и после подсчета голосов архиепископ Ярославский Агафангел вышел на амвон, чтобы объявить имя нового первосвятителя Московской церкви.

Несколько тысяч человек, с нетерпением ожидая, затаили дыхание и напрягли слух. Это нетерпение было вполне понятно, если помнить, что впервые за 1.000 лет истории Русской Церкви одним из главных кандида­тов в митрополиты был выдвинут мирянин, светский человек — А. Д. Са­марин, пользовавшийся огромной популярностью среди московской ин­теллигенции. В значительной мере выдвижением его кандидатуры на мо­сковскую митрополичью кафедру он был обязан ореолу борца против распутинщины, которая вызывала среди интеллигентов острое раздражение.

Из 800 членов Съезда Самарин получил 303 голоса, опередив при этом таких кандидатов, как архиеп. Платон, Антоний, Арсений и Андрей. 481 человек отдали свои голоса за архиепископа Виленского и Литовско­го Тихона (Белавина), который и стал митрополитом Московским.

Через некоторое время подобным образом был избран митрополитом Петроградским викарный епископ Вениамин (Казанский).

Новые условия церковной жизни, при которой Синод уже не обладал той властью, которую он имел во время Империи, настоятельно требова­ли соборного решения многих новых проблем.

Нужен был Собор. Открытие Собора состоялось 16 августа (ст. ст.) 1917 года в Москве в храме Христа Спасителя.

Задачи этого Собора были сформулированы еще 36 лет назад: “Бу­дущий Собор Русской Церкви, — писал в 1881 году В. С. Соловьев, — дол­жен торжественно исповедать, что истина Христова и Церковь Его не ну­ждаются впринудительном единстве форм и насильственной охране и что евангельская заповедь любви и милосердия прежде всего обязатель­на для церковной власти. Отказавшись, таким образом, от внешней поли­цейской власти, Церковь приобретает внутренний нравственный автори­тет, истинную власть над душами и умами. Не нуждаясь более в веще­ственной охране со стороны светского правительства, она освободится от его опеки и станет в подобающее ей достойное отношение к государству.”

Задачи эти, надо заметить, справедливы именно для наступивших революционных после февральских времен, но никак не состоятельны в условиях православной монархии.

15 августа, в праздник Успения Божией Матери, в Московском Ус­пенском соборе сонм митрополитов, архиепископов и епископов соверши­ли Божественную Литургию.

По окончании литургии и молебна, из Успенского собора выступил грандиозный крестный ход членов Собора. Под колокольный звон всех московских церквей крестный ход проследовал в Чудов монастырь, где все участники приложились к мощам святителя Московского Алексия. Затем участники Собора вышли на Красную площадь, всю запружен­ную народом, пришедшим крестными ходами ото всех московских цер­квей, и вернулись в Успенский собор.

На следующий день в храме Христа Спасителя, после литургии прои­зошло открытие Собора. 17 августа начались рабочие заседания. На первом же заседании было решено в ближайшие дни совершить по всей России всенародное моление о ниспослании нашей Родине благо­денствия и ут и шения страстей, а всему составу Собора — отправиться на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Сергиев Посад.

Попытки привнести в работу Собора деления на различные партии и фракции были предотвращены мудрым параграфом устава о Соборе, вы­работанным Предсоборным Совещанием, согласно которому все “основоположительные и правилоделательные” вопросы, принятые всеми члена­ми Собора, поступали затем в Епископское совещание, состоявшее из од­них архиереев, для окончательного утверждения.

18 августа был избран президиум Собора во главе с председателем — митрополитом Московским Тихоном (Белавиным). По его предложению почетным председателем был избран митроп. Владимир (Богоявленский). Товарищами председателя были избраны:

от епископата — архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий),

от клира — протопресвитеры Любимов и Шавельский,

от мирян — проф. Е. Трубецкой и бывший председатель Государ­ственной Думы М. Родзянко, замененный после его отъезда быв­шим обер-прокурором Синода А. Самариным.

Секретарем был избран член Государственной Думы проф. В. Шеин, впоследствии архимандрит Сергий. Помощниками секретаря были выбра­ны П. Гурьев и проф. Бенешевич. В состав Собора, кроме правящих епископов и пяти выбранных чле­нов от каждой епархии, вошли:

протопресвитеры Московского Успенского собора, военного и морского духовенства,

наместники Лавр (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Почаевской, Александро-Невской),

настоятели монастырей (Соловецкого, Валаамского, Оптиной пу­стыни, Саровского), члены Предсоборного Совета. По избранию членами Собора были: десять человек от монашествующих, десять от единоверцев,

по три от каждой из четырех Духовных Академий, по одному от Академии Наук и одиннадцати Университетов, пятнадцать человек от Государственного Совета и Государствен­ной Думы.

Кроме того, на правах членов были представители Восточных патри­архов и Православных Автокефальных Церквей. К первому заседанию на Собор прибыли:

4 митрополита (Киевский, Московский, Петроградский и Тифлис­ский), 21 архиепископ, 43 епископа, свыше 375 прочих членов Со­бора.

Собор имел две сессии, продолжавшихся каждая около полугода. Основными вопросами, подлежавшими решению Собора были:

1. Выработка положения о Высшем Церковном Управлении Русской Православной Церкви, о епархиальном управлении, о приходском Уставе.

2. Восстановление Патриаршества.

3. Восстановление праздника Всем святым в Земле Российской про­сиявшим и составление канона этому празднику.

4. Канонизация новых святых: Софрония Иркутского и Иосифа Астраханского.

5. Многие другие вопросы, связанные с жизнью Церкви в новых соци­альных условиях, в частности, о свободе политических убеждений для членов Церкви, о восстановлении в священном сане лишенных его за со­противление царской власти (митроп. Арсения Мацеевича и тогда еще здравствовавшего о. Г. Петрова), о необходимости ряда церковных ре­форм.

По ходу работы Собора возник дополнительный вопрос об анафематствовании советской власти.

Перед выборами патриарха поданными записками были намечены кандидаты: архиеп. Харьковский Антоний (101 голос), архиеп. Тамбовский Кирилл (27), митроп. Московский Тихон (23), митроп. Тифлисский Платон (22), архиеп. Новгородский Арсений (14), митроп. Киевский Владимир, ар­хиеп. Кишиневский Анастасий и протопресвитер Шавельский (по 13 голо­сов), архиеп. Владимирский (бывш. Финляндский) Сергий (5). Остальные 15 кандидатов получили единичные голоса. Между прочим, А. Самарин, несмотря на то, что он был мирянин, получил 3 голоса.

31 октября из всех намеченных кандидатов были избраны трое: архи­еп. Антоний, архиеп. Арсений и митроп. Тихон. 5 ноября в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. Вот как описывает торжество избрания один из членов Собора, кн. И. Васильчиков:

«В назначенный день огромный Храм Христа Спасителя был пере­полнен народом. Вход был свободный. Литургию совершал митрополит Владимир в сослужении многих архиереев. Пел, и пел замечательно, по­лный хор синодальных певчих. В конце литургии митрополит вынес из ал­таря и поставил на небольшой столик перед иконой Владимирской Божией Матери, слева от Царских Врат, небольшой ковчег с именами выбран­ных на Церковном Соборе кандидатов в Патриархи. Затем он встал, окру­женный архиереями, в Царских Вратах, лицом к народу. Впереди, лицом к алтарю, стоял протодиакон Успенского собора Розов. Тогда из алтаря вы­шел старец о. Алексий (90-летний насельник Зосимовой Пустыни) в черной монашеской мантии, подошел к иконе Богоматери и начал молиться, кла­дя земные поклоны. В храме стояла полная тишина, и в то же время чув­ствовалось, как нарастало общее нервное напряжение. Молился старец долго. Затем встал с колен, вынул из ковчега записку и передал ее митро­политу. Тот прочел и передал протодиакону. И вот, протодиакон своим знаменитым на всю Москву, могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в Храме достиг­ло высшей точки. Кого назовет? “...Патриарху Московскому и всея Руси Тихону!” раздалось на весь Храм, и хор грянул многолетие! Это были ми­нуты глубоко потрясшие всех, имевших счастье присутствовать.”

Депутация Собора во главе с митроп. Вениамином отправилась к преосвященному Тихону в Троицкое подворье (кандидаты при торжествах из­брания не присутствовали) и сообщила ему весть о его избрании патриар­хом.

21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля совершилось настолование (интронизация) митроп. Тихона в сан Патриарха Московского и всея Руси. Чин настолования был разработан и составлен архиепископом Кишиневским Анастасием.

Когда патриарх Тихон после литургии вышел на солею, к нему при­близился митроп. Владимир и вручил жезл святителя Московского Петра, первого московского митрополита.

Представитель Вселенского Престола архим. Иаков в своем привет­ственном слове, в частности, сказал: “...Мрачные поднимаются на гори­зонте тучи, ревет и зловеще стонет море, бурлящее тысячами сталкиваю­щихся страстей. Ужасны подводные скалы физической борьбы и гражданской войны и невидимые подводные камни духовных опасностей. Всюду неизмеримые высоты воли и бездонные пропасти религиозного сомнения, суеверия, охлаждения и полного безверия превращают ровный и нормальный ход великого, богоустановленного церковного корабля в многотрудный и едва осуществимый...

В Вас воля Всевышнего воздвигла вовремя человека нужного... Му­жайся же и стойко держись в предстоящих Тебе подвигах. Ибо страшен поднявшийся в вертограде Господнем ураган, велика и ужасна нависшая отовсюду опасность. Но неустанно держись, Богоизбранный Патриарх....”

Величайшую ответственность и исповедничество предвидел и сам патриарх. В одном из своих посланий он писал:

“В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев — архи­пастырей и пастырей, как Святитель Киевский, митрополит Владимир (Богоявленский), отец Иоанн Кочуров, отец Петр Скипетров, убиенные и замученные обезумевшими и несчастными сынами Родины нашей. Да ми­нует нас чаша сия. Но если пошлет Господь нам испытание гонений, уз, му­чений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову.”

Вскоре после выбора патриарха в сан митрополита были возведены архиепископы: Арсений, Антоний, Сергий, Агафангел и глубокий старец архиеп. Казанский Иаков.

7 декабря был избран Синод из шести человек в составе:

Патриарх и митроп. Владимир (по должности),

по избранию митрополиты: Арсений Новгородский, Антоний Харь­ковский, Сергий Владимирский, Платон Одесский и архиепископы Ана­стасий Кишиневский и Евлогий Волынский.

На случай смерти членов Синода было избрано также шесть заме­стителей (кандидатов вчлены Синода): митроп. Петроградский Вениа­мин, архиепископы Таврический Димитрий, Могилевский Константин, Тамбовский Кирилл, епископы Вятский Никандр и Пермский Андроник.

Вкачестве “Нижней Палаты” Синода 8декабря был избран Высший Церковный Совет из представителей белого духовенства и мирян.

 

Date: 2015-09-05; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию