Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стили общения тренеров ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Выделяется несколько стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому стилю руководства – демократический стиль общения. При этом речь не идет об их отождествлении, так как стиль руководства характеризуется не только стилем общения, но и способом принятия решения (единоличным или коллегиальным), ориентацией на инициативность подчиненных или же на жесткую регламентацию их активности и т.д. Поэтому стиль общения относится к стилю руководства как часть к целому. Авторитарный и демократический стили общения различаются по форме выражения воздействий, частоте использования тех или иных форм воздействия на спортсменов и широте общения (Таблица 1). Приведенные в таблице данные не следует толковать так, будто тренеры с авторитарным стилем общения используют только инструктаж, команды и т.п., а тренеры демократического стиля – только предложения, советы и обсуждение. Все эти формы передачи информации могут использоваться тренерами с различным стилем общения, однако, при этом частота их использования разная. Более подробная характеристика общения тренеров, имеющих различный стиль руководства, дана М.В. Прохоровой (Особенности и коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. дис. … канд. Наук. М., 1974). У тренеров демократического стиля в содержании обращений воспитательная информация, связанная с побуждением к самостоятельности и инициативности, к совместным обсуждениям вопросов и т.д., почти отсутствует; организационная же, отражающая четкость, порядок работы, выражена на среднем уровне. Из форм обращений преобладают неодобрения и замечания, часто выражаемые в ироничном и резком тоне.
Таблица 1 Характеристика стилей общения
Для тренеров демократического стиля управления характерно преобладание воспитательной информации, использование одобрений, приветливого тона обращений. Неодобрение они выражают очень редко. Обращения адресуются в основном сильным спортсменам. Либеральный стиль руководства характеризуется большим объемом организационной информации, меньшим объемом учебной информации, частыми замечаниями, приветливым тоном обращений. Тренеры-автократы уделяют больше внимания общению с администрацией и меньше – с родителями своих учеников. Тренеры демократического стиля уделяют равное внимание общению с руководством, родителями учеников, коллегами и учащимися, а тренеры-либералы мало общаются с учащимися. На соревнованиях тренеры чаще, чем на тренировках, используют авторитарный стиль общения (требования, замечания, порицания, команды, указания). Имеются и другие подходы к выделению стилей общения. В одном, условно обозначенном "А", преобладают организационные и дидактические цели, организующие и корректирующие действия, прямые обращения; в другом стиле ("Б") преобладают дидактические цели, оценочные, контролирующие и стимулирующие действия и косвенные обращения. Стиль "А" характерен для педагогов с сильной и лабильной нервной системой, а стиль "Б" более соответствует педагогам с сильной и инертной системой. Стили педагогического общения тренеров со спортсменами зависят и от психологических особенностей самих наставников. Для тренеров-экстравертов характерными приемами являются следующие: обращение к учащимся дружески на "ты"; теплый тон общения, использование шуток, юмор; выражение уверенности в успехе спортсмена. Эти тренеры часто одобряют действия учащихся, предупреждения и замечания делают в мягкой форме, в конфликтной ситуации ограничиваются мягкими упреками. Для тренеров-интровертов более характерно обращение к спортсменам холодно, сдержанно, на "вы"; частое проявление раздраженного тона общения, гнева, с использованием нелестных для учащихся эпитетов, более частое использование порицаний, чем поощрений, высказываемых в жесткой форме. Из этого описания следует, что тренеры-интроверты более склонны к авторитарному стилю общения. Список используемой литературы
1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.:AKADEMIA, 2000. 2. Джамагаров Т.Т,, Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 1983. 3. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987. 4. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1982. 5. Найдиффер О.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979. 6. Новиков М. А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. 7. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС, 1977. 8. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978. 9. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984. 10. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973. (с. 72-85) 11. Родионов А.В. Психология спортивного поединка. М.: ФиС, 1968. 12. Рыжонкин А. В. О соотношении положения спортсмена в команде и характера проявления некото-х личностных особенностей: Тезисы докладов VII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1973. Ч. 2. С. 153. 13. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002. 14. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993. 15. Теория и практика физической культуры. 1974. № 9
|