· мета-модель стимулирует клиента корректировать, приспосабливать и совершенствовать его модель мира
· мета-модель позволяет получить лучшее представление относительно модели мира клиента
· мета-модель позволяет сделать это многоуровнево, собирая недостающую информацию, выясняя ограничения и разрешения, выявляя критерии и убеждения.
ПАТТЕРНЫ МЕТАМОДЕЛИ
| Пример
| НАПРАВЛЕНИЕ
|
СБОР ИНФОРМАЦИИ (ОПУЩЕНИЯ)
|
ПРОСТОЕ ОПУЩЕНИЕ
Ключевой элемент выпал из поверхностной структуры.
Часть информации опускается, не проговаривается (исключена). Если бы не было этого механизма, мы бы очень быстро перегрузились информацией. И в то же время опущение мешает нам понимать друг друга.
| - Меня не любят…
- Светочка, ты про что? А я? Я же люблю тебя!
- Ты не понимаешь, о чем я говорю!
- Иногда вообще не понимаю!
- Я про своих родителей!
- А почему бы тебе с ними об этом не поговорить?
| Восстановить утерянный элемент (информацию) в проблемном состоянии.
Уточнить карту реальности.
|
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПУЩЕНИЕОбычно, для сравнения необходимы как минимум два объекта и критерий, по которому происходит сравнение.
| - Я думаю, что мне лучше просто уйти!
- Получается, что ты меня больше не любишь!
| Определить и уточнить критерии сравнения.
|
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕФЕРЕНТНЫЙ ИНДЕКС (его отсутствие)
Существительное или объект не определен.
Неточно указан тот, кто производит действие.
| - Меня это бесит!
- А я-то тут причем?!
- А при чем тут ты? Я не про тебя!
- Ты знаешь, иногда мужчины такие подлизы – они просто используют женщин!
- Ну спасибо. Мы сидим здесь, хорошо проводим время. А ты обязательно должна все испортить. Ты, похоже, специалистка как портить парням настроение…
| Уточнить к кому именно относится утверждение.
|
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ГЛАГОЛ Детали действия или отношения не определены
| -Почему ты не показываешь, что ты любишь меня?
- А чего бы ты хотела? Конфет? Цветов?
- Конфет, цветов… Ты даже не заметил мою новую прическу!
- Мариночка! Да при чем тут прическа! Я тебя любую люблю!
- Я тебе не верю!
| Определить проблемное состояние, действие или отношение.
Как именно “это делаете”?
|
НОМИНАЛИЗАЦИИ
Превращает процесс в событие. Глагол превращается в существительное: отношение, общение, стресс, давление, обязательства и т.д. Говорится о действии или процессе как об объекте или существе.
| - У меня такое впечатление, что ты совершенно не ценишь наши отношения.
- А мне кажется, что это тебе некуда девать свою агрессию!
- Зато ты свою агрессию так на всех и выплескиваешь!
- Ну и какой любви после этого ты от меня ждешь?!
| Перевести обратно в глагол.
|
ОГРАНИЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МИРА
|
Генерализация — это процесс, при котором части собственной модели мира отделяются от изначального опыта и начинают представлять целую категорию явлений, для которых этот опыт служит уже только примером. Так возникают фобии, убеждения: человек имел болезненный опыт, который перенес на все похожие случаи. Но без генерализации было бы невозможным обучение. Творческая идея возникает из кусочков информации.
|
МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ. Определяются правила и ограничения поведения.
Это слова, которые либо требуют от говорящего, либо исключают для него возможность определенного поведения. Они определяют для человека его границы мира. Все эти слова могут быть использованы также в форме отрицания.
|
- С мужчинами нужно быть строгими.
- Не могу подойти к ней и познакомиться…
- Никогда не смей повышать на меня голос!
| Восстановить ожидаемые причины, результаты и эффекты.
Определить последовательность возникновения правила или ограничения.
|
ПРЕСУППОЗИЦИИ Что-то, что неявно требуется для того, чтобы понять утверждение.
| - И каждый раз, когда я сажусь отдохнуть, обязательно нужно меня отвлекать, приставать…
- И что? Он опять начал пить? Нет, ну какой гад, ты посмотри...
- Ох, Витек, Витек… И когда ты поумнеешь…
| Уточнить и прояснить неявно предполагаемые в утверждении процессы и отношения.
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ
Кванторы предполагают или прямо утверждают, что реальность абсолютно соответствует тому, как она воспринимается говорящим.
На это указывают слова: все, каждый, никогда, ничего, всегда, никто…
| - Никто здесь меня и слушать не хочет.
- Папа! Папа! Я тебя слушаю!
- Думает ли кто-нибудь вообще, что мне действительно важно об этом поговорить…
- Папа! Папа! Это же для меня важно!
- Все, что я делаю, бесполезно.
- Да нет же! Ты что, так и собираешься здесь сидеть и ничего не делать?
| Найти примеры, противоположные ограничивающей генерализации.
Отвечайте вопросами об универсальности утверждения, используя контр-примеры.
|
СЕМАНТИЧЕСКАЯ НЕОФОРМЛЕННОСТЬ
|
Искажение — процесс изменения полученных сенсорных данных так, чтобы они стали внутренним переживанием и опытом. Искажение может быть полезно для планирования будущего. Люди заставляют свои предсказания реализовываться, отрицая уникальность мира и своего взаимодействия с ним, а также снимая с себя ответственность за это взаимодействие.
|
ПРИЧИНА - СЛЕДСТВИЕПодразумеваемая причинно-следственная связь между конкретным стимулом и реакцией. Это убежденность в том, что какое-то действие, слова, или выражение лица одного человека, могут быть причиной какой-то эмоции или другого внутреннего состояния другого человека.
| - Тыменябесишь!
- А тыменядостал своими придирками!
- Понимаешь, вот не лежит душа его выгонять… Куда он пойдет-то? Сопьется же… Я так не хочу. На фига мне потом это чувство вины?
| Определить причинную связь, которая предполагается в утверждении и восстановить.
Найти противоположные примеры.
Отвечайте вопросами о механизме причины и следствий.
|
ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ. Претендовать на знание чьего-либо внутреннего опыта. Уверенность в собственном знании о том, что чувствуют или думают другие люди, без проверки этого «знания».
| - Смотри, что я принес! Два билета на Буланову!
- Ффу… Я терпеть ее не могу!
- Да откуда ж я это знал!
- Если бы ты меня любил, ты бы это знал!
- Тебе что, делать нечего? Фигней какой-то занимаешься… Ведь все же понимаешь …
- Он даже и не замечает, что я его люблю…
| Определить критерии, использованные для предположений о внутреннем состоянии другого человека. Восстановить источник информации. Отвечайте вопросами о том, как говорящий узнает, что все именно так, как он думает.
|
СЛОЖНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ Когда о двух разных переживаниях говорится так, как если бы они значили одно и то же.
| - Слушай, ты уже достала. Сидишь, молчишь, дуешься на всех за что-то!
- Ты чего? Я никого не трогаю!
- А чего ты все дуешься?
- Да я уже забыла!
- А чего тогда молчишь…
| Проверить достоверность отношения, которое подразумевается в сложной эквивалентности.
|
УТРАЧЕННЫЙ ПЕРФОРМАТИВ Ярлыки, суждения, верования, стандарты, выраженные в виде объективной истины, оценочные суждение, в которых опущено сообщение о том, кто вынес это суждение и как оно было сделано.
| - Глупость какая-то…
- Это неправильно.
| Определить источник и критерии, использованные при вынесении суждения. Вопросы об источнике убеждений.
|