Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарцисс/Нимфа: ранний ум





А: А: А:
Так же как на уровне Тифона сознание фокусировалось на теле и выделяло его из окружающей среды, на уровне Нарцисса/Нимфы сознание начинает фокусироваться на уме и выделять его из тела. Этот процесс неразрывно связан с овладением речью, ведь синтаксические структуры языка на уровне ума оказываются тем первостепенным инструментом, с помощью которого самость создает воспринимаемый мир

Возникновение и обретение языка, как считает Уилбер является единственным наиболее значимым процессом во внешней дуге жизненного цикла индивида. «В своем широком потоке язык несет целый комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных феноменов, среди которых далеко не последними являются новые более высокие стили познания, расширенное понятие времени, новая и более единая разновидность самости, значительно расширенная эмоциональная жизнь, элементарные формы рефлективного самоконтроля и начало членства в культуре – в том смысле, который вкладывает в этот термин Карлос Кастанеда» (51).


ОМ А ХУМ
Переход на уровень ума и развертывание языковых структур восприятия и интерпретации означает начало формирования принципиально иного чувства самотождественности. Если на уровне Уробороса самотождественность представляла собой смутное чувство энергетической общности себя (облако ощущений), противопоставленное такой же смутной общности Другого, а на уровне Тифона – образ тела, равный границам физического тела, противопоставленного окружающей среде, то,

 

А: А: А:
начиная с уровня раннего нарциссического ума границами самотождественн сти человека, а значит, и границами его мира становится структура языка.

Постепенно у ребенка начинает формироваться языковое представление о себе – ментальное эго, которое представляет собой мысленную концепцию самого себя. Это зачаток того, что в скором будущем вырастет в полноценную личность.

ОРазницу меМжду телесным эгАо и ментальнымХэго легчеУвсего М

продемонстрировать на метафоре компьютера (который, собственно говоря, и

А: А: А:
является такой прагматической моделью двух пройденных человеком уровней восприятия и осознания – телесного и ментального). В этой метафоре сам компьютер, как интегрированная совокупность физических предметов – системного блока, монитора, клавиатуры и т. д. («железо», как говорят

ОМ А ХУМ
компьютерщики), – может быть представлен как телесное эго, а программное обеспечение, установленное на его жесткий диск, как ментальное эго. При этом операционная система символизирует как бы фундаментальную мировоззренческую систему человека, главный управляющий центр, ядро самости, базовую самотождественность, тогда как пакет прикладных программ представляет собой периферическую самотождественность – «скамейку запасных», набор тех субличностей, которые время от времени берут бразды правления в свои руки для выполнения каких-либо частных задач или действий в каких-либо частных ситуациях.

А: А: А:
Полноценное ментальное эго, или личность, ется «концепцией самого себя или совокупностью таких концепций вместе с образами, фантазиями, отождествлениями, воспоминаниями, субличностями, мотивациями, идеями и информацией, относящейся к отдельной концепции себя или связанной с ней» (51). Соответственно, чем точнее эта Я-концепция, чем более полно она учитывает все поверхностные и глубинные тенденции личности, тем более адекватное описание себя име т человек.

качестве символа первого ментального уровня, на котором оказывается самость, едва она преодолевает порог языкового восприятия и оказывается в

«домике из слов», выбран мифический персонаж Нарцисс – юное создание, завороженное собственным отражением в воде. Расшифровка символа проста: вода

– это поток языка, в котором самость впервые видит свой идеальный синтаксический образ, и этот образ так захватывает самость, что она целиком отождествляется со своим отражением в потоке языка, т. е. со своим описанием. Нарцисс – это символ такой самозабвенности человека в языке, его полной


ОМ А ХУМ
отождествленности с миром описания вместо Реальности. Пока Нарцисс видит свой образ в потоке внутренней речи, он ни на шаг не отойдет от него, ослепленный, прикованный силой очарования к одному тому же образу себя, полностью убежденный, что этот образ и есть он (рис. 5).

А: А: А:
Реальность и описание, собственная сущность и ее образ-отражение меняются в сознании Нарцисса местами – завороженный ясностью языка, забывший, откуда он только что вышел и куда направлялся, целиком поглощенный образом себя, он полностью убежден, что описание и есть Реальность.

ОМ А ХУМ
Женская ипостась Нарцисса – Нимфа. Джозеф Кэмпбелл подмечает очень характерную особенность сознания девочек-нимф: они «полностью поглощены тем, какое чудо они собой являют. Они еще ничего для этого не сделали, но каждый раз, глядя в зеркало, они видят нечто удивительное и прекрасное, что произошло с ними само собой и по странному стечению обстоятельств носит их имя» (24).

А: А: А:
ОМ А ХУМ
не менее языковые структуры восприятия и интерпретации развертывающиеся на уровне Нарцисса/Нимфы, предоставляют самости большую степень свободы, по сравнению с телесно-эмоциональной обусловленностью Тифона. Пожалуй, главная из этих свобод – возможность выбора, связанная с тем, что в сознании ребенка-нарцисса оформляется понятие времени, понятие прошлого и будущего, возникает идеальная протяженность настоящего как представление в уме, а не только как длящийся от момента к моменту эмоциональный процесс, который нельзя ни остановить, ни отсрочить. Переходя на уровень ума, сознание возвышается над эмоциями, начинает отстраняться от них (трансцендировать их), воспринимать их как бы со стороны. Все это создает основу для развития активного владения собой – простая и сиюминутная реакция-разрядка, свойственная ребенку-тифону, превращается у ребенка-нарцисса в сознательные действия. Между стимулом-раздражителем и

ответной реакцией него возникает какой-то период времени, за время которого эмоциональная энергия, движущаяся высвобождению может быть сознательно заблокирована, перенаправлена или еобразована во что-то другое.

 

 

А: А: А:


 

М А: А М
 
О А ХУМ

: А:

 


ОРис. 5. Нарцисс.


А ХУМ


 

А: А: А:
Так мы учимся одновременно и владеть собой и скрывать свои чувства; и прощать, затаивать обиду; и смирять себя, и лицемерить. Одновременно с возможностью выбора, которую приносит язык, в наш мир приходит и возможность вести двойную игру. Языковые манипуляции и временные процессы создают предпосылку для расщепления сознания Нарцисса/Нимфы на две части – Маску и Тень. Это расщепление становится тем более возможным, когда в процессе приобщению к миру описания взрослых ребенок также знакомится и с

теми соОциальнымиМправилами игрыА, которые в этоХм мире прУиняты. М

На уровне Нимфы самость предпринимает новую попытку

А: А: А:
осуществить Проект достижения Единства, но тепе уже способом реализации Проекта становится язык. Когда ребенок понимает, что у всякой вещи есть имя, он получает в свои руки новый инструмент контроля и манипуляции Миром – и это манипуляция именами и понятиями. В самом деле, это прекрасная возможность – Мир нельзя включить в себя как вещь, но можно включить в себя как понятие. В ментальном пространстве сознания имя-понятие становится полноправным заместителем вещи, любая вещь может быть названа и в виде имени стать частью эго. Называя вещь, мы, таким образом, получаем определенную власть над ней, и это власть изреченного слова. Эта подмена вещи информацией о ней очень четко зафиксирована в языке. Вспомните, как часто мы говорим «я хочу сказать тебе одну вещь», при этом мы, конечно, имеем в виду, что хотим сообщить человеку какую-то информацию. То есть на уровне ума информация для нас не просто замещает вещь, но буквально является вещью.

Создается иллюзия, что, манипулируя информацией, именами вещей, мы манипулируем самими вещами. Из этого представления исходит примитивная


ОМ А ХУМ
А: А: А:
магия слов, распространенная в доиндустриальных культурах, где считается, что у всего в Мире – у каждой вещи, силы, стихии, у каждого живого существа – есть тайное имя, и что знание тайного имени дает полный контроль над тем кому это имя принадлежит. На этом снованы севозможные практики заклинаний и призываний – духов стихий сил. Такая примитивная магия называется галлюцинаторной магией, или псевдомагией, поскольку исходит из ошибочного смешивания вещи и названия. Название приравнивается к вещи и замещает вещь в ментальном пространстве раннего ума.

ОМ А ХУМ
Помимо возможности псевдомагического овладения Миром посредством имен, у ментального Я появляется еще один способ стать Единым с Миром. Этот способ становится доступным для ребенка после того, как он через язык приобщается к тем культурным правилам и стандартам поведения, которые приняты в его семье. Ребенок быстро понимает, что времена раннего детства, когда родители умилялись каждому капризу своего чада, безвозвратно прошли и теперь, чтобы заслужить похвалу и одобрение своих близких, нужно нечто другое – необходимо выполнять некоторые правила, необходимо играть некоторые роли.

Так ребенок знакомится с еще одним способом завоевания Мира, который связан с возможнос ью получения одобрения со стороны ближайшего социального окружения. Соответственно, сверхзадача Проекта достижения Единства на этом уровне формулируется как необходимость получить одобрение всего Мира.

А: А: А:
Попытка завоевать Мир через одобрение выливается в стремление играть определенные роли, чтобы «быть хорошим» и соответствовать ожиданиям окружающих. Ребенок хочет как можно скорее выучить правила, чтобы «быть хорошим мальчиком», «быть хорошей девочкой» и через это обрести новое единство с Миром, которого, как оказалось, нельзя достигнуть простым поглощением-включением Мира в себя на уровне Уробороса или простым расширением-проецированием на Мир своего эмоционального Я на уровне Тифона.


Date: 2015-09-05; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию