Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЖОажда ЖизМн и стремлениеАСмерти






ХУМ


Две фундаментальные силы нашего существования, как мы увидели,

А: А: А:
возникают одновременно с возникновением первичной границы восприятия. То, что было Единым, разделилось, и теперь пытается вернуть себе изначальное единство двумя противоположными способами. Единое-внутри-границы (воспринимающее существо,) пытается сохранить свое новое единство, а значит сохранить границу. Единое-снаружи-границы (Мир, не- Я) пытается вернуть свое прежнее единство, а значит разрушить границу. Очевидно, что, поскольку обе силы инициированы Единым, реализация Единства не может быть достигнута простым


преоблОаданием какМой-либо одной иАз них.


ХУМ


Стремление к Смерти, как и жажда Жизни, свойственны самой природе

А: А: А:
нашего сознания, вот почему невозможно реализовать окончательное Единство, подавив или уничтожив стремление Смерти, как не озможно реализовать окончательное единство, подавив или уничтожив жажду Жизни. Неосуществима в первую очередь сама возможность уничтожения какой-либо одной силы за счет другой.

Эта невозможность и является фундаментальной движущей силой всякого движения всякой эволюции и всякого развития, потому что заставляет воспринимающее существо приспосабливаться к Миру, заимодействовать с ним, изменять его и изменяться самому в резу ьтате этого взаимодействия.

Воспринимающее существо хочет выжить, что означает сохранить свое единство, но не может сделать это простым отрицанием Мира или изоляцией от Мира.

Другое, не- Я, уже есть, и оно уже есть везде и всегда. Хотим мы этого или нет, но, будучи сами по себе целостностью, мы также всегда включены как часть в целостность чего-то большего – Мира, Космоса, Бога.


ОМ А ХУМ
Имея непреходящего Бога внутри, мы также являемся частью становящегося Бога снаружи.

А: А: А:
Поскольку сохранение своего единства для воспринимающего существа невозможно, единственный способ выжить для него – обрести единство с Миром. Так, с одной стороны, потребность выживания (жажда Жизни) заставляет автономное Я сопротивляться Миру. Это сопротивление проявляется как страх Смерти (инстинкт самосохранения) – стремление сохранять себя (свое уже

ОМ А ХУМ
известное единство) в существующих границах. А с другой стороны, заставляет открываться Миру, принимать Мир в себя и быть принятым Миром. Это движение навстречу Миру проявляется как стремление к изменению – стремление изменять себя, открывая и расширяя свои границы, принимая в себя Мир, обретая новое, еще неизведанное единство. Однако стремление к самоизменению, будучи закономерным продолжением потребности выживания (жажда Жизни) в ситуации, когда простого самосохранения для выживания недостаточно, столь же очевидно оборачивается стремлением к Смерти. Ведь страх Смерти – это, по сути, страх Другого страх неизвестного, того, что не- Я, страх перед Миром и перед его Тайной, а стремление к самоизменению – это движение навстреч этому Другому, навстречу неизвестному.

А: А: А:
Так мы видим, что страх Смерти – это страх изменений. И в то же время необходимость изменяться – это единственная возможность выжить в ситуации, когда есть неизведанное Другое, не- Я, Мир, и это Другое окружает автономное существо со всех сторон, оказывает непрерывное и неумолимое давление на его хрупкие границы восприятия – и это давление с течением времени становится все сильнее

ОМ А ХУМ
Мы привыкли думать, что потребность выживания (жажда Жизни) и инстинкт самосохранения (страх Смерти) − это одно и то же, но, как оказывается, это далеко не так. Мы видим, что потребность выживания – это процесс более широкий поскольку потребность выживания включает в себя помимо необходимости самосохранения, еще необходимость самоизменения.

А: А: А:
Итак, мы имеем две фундаментальные силы: жажду Жизни (потребность выживания, присущая любому автономному существу, имеющему границу) и давление Смерти (неумолимая сила рока, сила разрушения любых автономий, идущая со стороны Мира, стремящегося вернуться в состояние изначального недифференцированного единства). Потребность выживания реализуется через взаимодействие двух разнонаправленных процессов импульса самосохранения и импульса самоизменения, которые также присущи любому автономному существу. Давление со стороны Мира тоже оказывается двойственным: открываясь навстречу Миру, воспринимающее существо обнаруживает, что часть процессов Мира может быть принята им. Воспринятые процессы изменяют среду внутри границы, но не настолько, чтобы автономное Я потеряло чувство самотождественности. То есть воспринимающее существо обнаруживает, что часть внешнего давления может быть интерпретирована как созидающая энергию и принята внутрь как питание.

Другая же часть процессов Мира остается чужеродной для воспринимающего существа – это угрожающий жизни процесс давления-разрушения. Таким образом,


ОМ А ХУМ
мы имеем четыре процесса: процесс, направленный от Я к Я (самосохранение или самозамыкание, самопоглощение), процесс, направленный от Я к Миру (самоизменение или самораскрытие, самопреодоление), два процесса, направленные от Мира к Я питание − созидание, давление − разрушение), к это показано на рис 3.

Как нетрудно догадаться, развитие человека осуществляется как взаимодействие всех этих четырех процессов. Посмотрим, как это происходит.

А: А: А:
Мы уже увидели, что сразу вслед за возникновением автономного существа из Единого Плеромы оно движимо двумя безусловными устремлениями, идущими из самой его глубины и являющимися прямыми проявлениями изначального Единства

А: А: А:
 
ОМ А ХУМ
одной стороны, это стремление быть самим собой, быть Единым в себе, быть единственным, быть центром всего космоса. Это стремление закономерно, поскольку в глубине каждого существа есть это изначальное Единое. Это изначальное внутреннее чувство уникальности и универсальности самих себя, с которым каждый из нас рождается в этот мир. Это чувст служит основой импульса самосохранения.

 

 

ОРис. 3. ЧетМыре процесса взаиАмодействия в сХистеме Я-УМир. М

Это чувство заставляет нас защищать свои границы, заставляет быть и

оставаться самими собой – такими, какими мы себя знаем.

А: А: А:
Однако вот парадокс: та же граница, которая является причиной возникновения самосознания, воплощающего в себе уникальность и универсальность изначального Единого, − та же граница служит препятствием для реализации этого безусловного чувства универсальности, поскольку уже есть нечто Другое по ту сторону границы, и это Другое каждый миг угрожает разрушить и уничтожить чувство внутреннего единства, чувство уникальности и универсальности отдельного Я. Уже существует двойственность, и в этой ситуации для отдельного Я уже мало просто быть Единым в себе и с собой. Быть Единым означает быть Всем, а в ситуации двойственности это означает стать Всем – то есть включить Другое в себя, сделать это частью себя. Это стремление стать Единым с Миром так же безусловно и закономерно, как и стремление оставаться


ОМ А ХУМ
Единым в себе. В двух этих стремлениях реализуется изначальное намерение Единого в мире границ, в мире двойственности. Потребность стать Всем порождает импульс самоизменения, присущий нам в той же мере, какой нам присущ импульс самосохранения.

А: А: А:
Эта потребность заставляет нас идти навстречу Миру, открываться Миру и завоевывать Мир. Мы хотим, чтобы весь Мир был наш, лежал у наших ног, принадлежал нам. Вопрос только в том, в какой форме мы будем пытаться осуществить это. И вопрос в том, какими мы все-таки должны стать, чтобы быть способными вместить в себя Все Это.

ОМ А ХУМ
Поскольку процесс развития подразумевает цепь трансформаций воспринимающего существа, очевидно, что этот процесс предполагает своей целью реализацию такого самоощущения и такого чувства самотождественности, которое смогло бы вместить в себя все богатство содержаний изначального Единого. Эта цель или вершина развития, как тождество Я всей Целостности Вселенной, обозначалась в мировых традициях мудрости как реализация Полноты Осознания, Целостности, реализация Духа, или единства Атмана-Брахмана, которое есть наша сокровенная внутренняя глубина и вершина, включающая в себя Все и Ничто.

А: А: А:
Очевидно, что каждый этап этого Великого Путешествия есть неотъемлемая часть Целостности – все есть Дух, все есть Атман, говорят нам мировые традиции мудрости. Полнота Осознания не находится где-то в будущем – она уже с нами, прямо в этом самом мгновении настоящего. А раз так, значит, Полнота Осознания не есть что то что может быть достигнуто когда-то, но есть сам момент осознавания прямо сейчас. Дух не есть что-то, к чему можно

ОМ А ХУМ
стремит ся, но есть непосредственно переживание этот самый миг и в каждый другой миг восприятия. И традиции мудрости справедливо указывают нам на этот факт, говоря, что Полноты Осознания невозможно достигнуть в каком-либо мгновении будущего, но она может быть мгновенно раскрыта в непреходящем Настоящем, как недвойственное переживание полноты бытия полноты присутствия в этот самый миг.

А: А: А:
Но очевидно также, что прямо сейчас, в это же самое мгновение, существует препятствие для немедленной реализации Полноты Осознания. Существует нечто, что мешает нам осознать то, чем мы и так уже изначально являемся. И это препятствие – наша обусловленность своей временной формой, своими границами. Мы отождествлены со своими границами, и выйти за них означает для нас потерять себя. Так происходит в силу того, что в мире границ изначальное Намерение Целостности проявляется двояким образом – как сила- единства-внутри-границы и -единства-снаружи границы. Окончательно потерять свои границы означает для нас утратить свое уже существующее единство, которое мы называем своим Я, своей личностью. А окончательно законсервировать себя внутри своих границ означает поставить крест на возможности обретения еще не реализованного единства с Миром. Получается так, что на каждом этапе своего Путешествия, на каждом уровне развития у нас есть некое чувство внутреннего единства, чувство самотождественности, Я, эго,


ОМ А ХУМ
безвозвратная утрата которого в такой же мере препятствует реализации Полноты Осознания, в какой препятствует ей наша попытка увековечить его.

Так возникает то, что Кен Уилбер называет «Проект Атман Проект достижения Единства, экзистенциальная попытка каждого автономного существа реализовать внутренне присущее ему чувство единства так, чтобы включить в себя весь Мир, сделать Все частью себя и остаться при этом собой.

А: А: А:
Проект достижения Единства осуществляется в горизонтали каждого уровня развития как попытка эго реализовать единство теми способами, которые предоставляют ему присущие каждому конкретному уровню структуры – временные формы восприятия осознания.

ОМ А ХУМ
Внутренне присущее всем нам чувство универсальности, уникальности, чувство собственной божеств нности (чувство, что мы уже изначально являемся Всем), будучи спроецированным на отдельное эго, порождает искаженное, иллюзорное чувство уникальности и универсальности именно этого отдельного эго. Отождествляясь с временной формой, живущий в глубине каждого из нас Бог забывает о своей вневременной природе и переносит свои божественные качества на отдельную форму. Так возникает феномен эго – феномен временного, преходящего, частн го существа, которое чувствует себя вневременным, непреходящим и всецелостным и испытывает неутолимую потребность быть таковым.

А: А: А:
Так возникает «Проект Атман», Проект достижения Единства – попытка эго достичь всецелостности, оставаясь отождествленным со своей преходящей формой.

ОМ А ХУМ
На каждом уровне или витке развития самость создает временные формы восприятия себя и Мира и, отождествляясь с этими формами, предпринимает попытку реализовать свое абсолютное единство определенным способом – тем, который диктует ему данная форма восприятия. Но всякий раз реализуется лишь относительное единство – как форма относительного равновесия в динамике взаимоотношений Я Мир. Момент стабилизации относительного единства – это первая фаза Проекта. В это время кажется что абсолютное единство может быть успешно реализовано тем способом, который предоставляет самости данная форма существования. Достигается равновесие между четырьмя силами: инстинкт самосохранения успешно защищает эго от избыточного давления со стороны Мира, стремление включить в себя Мир не приводит к радикальному изменению себя и

успешнАо реализу:ется в наличАных форм:ах существАования.:

Для ребенка-уробороса такой формой осуществления Проекта Атман

является тело ощущений (или, лучше сказать, облако ощущений), а способом – поглощение и переваривание пищи. Ребенок-уроборос просто физически поглощает и переваривает Мир. Его сверхзадача – проглотить весь внешний Мир, сделать Все частью себя. Это самая простейшая и примитивнейшая форма осуществления Проекта достижения Единства, связанная с телом ощущений.

Однако этой мечте не суждено сбыться. Рано или поздно обнаруживается, что Мир гораздо больше, сложнее и шире, чем просто материнская грудь (которая для ребенка-уробороса является первичным образом Космоса), и попытка физически проглотить Мир утопична. Данный способ реализации абсолютного единства


ОМ А ХУМ
А: А: А:
терпит крах. Начинается вторая фаза проекта, когда нарастают кризисные тенденции и вскрывается невозможность реализации абсолютного единства с помощью данных форм восприятия и о ознания. В этот момент потребность самоизменении начинает усиливаться и входит в конфликт с инстинктом самосохранения Самость стремится превзойти форму данного уровня, что для эго (сознания, отождествленного с данной формой) означает смерть. Стремление к Смерти (в виде импульса к изменению формы) перевешивает жажду Жизни (в виде импульса к сохранению формы) и система самости входит в кризис трансформации. И за этой фазой следует третья – переход к новой, более утонченной и более сложной форме существования и к новому способу реализации единства

ОМ А ХУМ
Для ребенка-уробороса этот переход оказывается прямым следствием всего предыдущего процесса поедания Мира. Поглощая питательные вещества из материнской груди, ребенок растет, его тело укрепляется – изменения накапливаются, и однажды количество переходит в качество – ребенок начинает овладевать своим телом, учится фокусировать взгляд, хватать предметы, ползать и ходить. По мере того как растет его способность фокусировать свое сознание в теле и на теле, происходит переход от чисто уроборического уровня существования к уровню Тифона – уровню отождествленности с инстинктивно-эмоциональным телом.

 

Т А ифон: по: лузмей-по А лучелове: к А:

многих древних культурах сохранился целый мифологический пласт,

ОМ А ХУМ
посвященный странным существам – наполовину змеям, наполовину людям. В мифологии Древней Индии такое существо называется нагом, в европейской мифологии – тифоном (рис. 4).

С одной стороны, память о том давнем периоде истории через который прошло однажды все человечество; с другой – это воспоминание о том периоде раннего детства через который проходит начале жизни каждый из нас.

А: А: А:
По мере того как продолжается процесс локализации ания пределах первичной границы восприятия (облако ощущений), самость все более отчетливо определяет свою органическую форму (физическое тело). Это происходит благодаря возникновению способности к активному созданию образов. Как пишет Уилбер: «помощью конкретного образа, сначала неточного, размытого и недвойственного, но затем все более и более определенного, младенец начинает великое конструирование нового типа окружающей среды и нового самоощущения» (51).

Первые образы самого себя – это просто «образные картинки» физического тела. Сначала довольно приблизительные, они все более уточняются. Ориентиром для этого уточнения служат моменты совпадения во времени данных, поступающих от внешних органов чувств – в первую очередь зрения, – и внутренних сенсорных данных. К тому моменту, когда форма точно определена, фокус осознания окончательно закрепляется в ней, самость младенца полностью


М А:
 
О А ХУМ
отождествляется с физическим телом и развертывает присущие этому уровню телесно-эмоциональные, образные формы восприятия.

 

 

А: А:

 


ОРис. 4. ТифМон.


А ХУМ


Так возникает самость-тифон и мир Тифона. Это мир, в котором каждый

ребенок проводит в общей сложности около года-полутора своей жизни.

Что же за мир воспринимает ребенок-тифон?

А: А: А:
Поскольку сознание отождествлено с эмоциональным телом, преобладающей тенденцией этого уровня являются эмоции. В добавление к возникшему еще на стадии Уробороса инстинкту выживания появляется связанный с телесно-эмоциональным уровнем импульс удовольствия-неудовольствия.

 

ОМ А ХУМ
На уровне Тифона сознанием безраздельно правят эмоции. Инстинкт выживания ассоциируется с эмоциональной разрядкой: немедленная и концентрированная разрядка всех возникающих эмоций − это вопрос жизни и смерти для ребенка тифона. Все возникающие из бессознательного побуждения должны быть незамедлительно удовлетворены. На этом уровне невозможна никакая отсрочка или предотвращение немедленной реализации бессознательных побуждений.

А: А: А:
Все эмоции тотальны: если это радость – то это тотальная радость, если это боль – то тотальная боль, если это обида – то это тотальная обида, если это желание то это тотальное желание.

И так же тотален переход одной эмоции к другой – каждая эмоция, стоит ей только появиться полностью завладевает вниманием ребен а, так что он тотально вовлечен в то, что происходит, без какой-либо возможности осознать это.

Отсрочка эмоции невозможна в первую очередь потому, что в восприятии ребенка пока еще нет никакой временной продолжительности, в которой такая отсрочка могла бы существовать. Время уже существует в мире Тифона, но это время одномерно – это только одно измерение длящегося настоящего, в котором только и может происходить реализация любого возникающего побуждения. Вот почему на этой стадии все эмоции носят быстрый и вспышкообразный характер.


ОМ А ХУМ
Все три измерения пространства уже существуют на уровне восприятия Тифона и в целом мир материальных объектов предстает ребенку-тифону таким, каким его знаем мы но с одной существенной оговоркой внешнее пространство еще очень хрупкое нестабильное и чезает всякий раз, как только ребенок перестает на него смотреть.

Время, память, прошлое, будущее – все эти структуры восприятия могут быть развернуты только на уровне ума – на уровне тела их просто не существует.

 

А: А: А:
Для ребенка-тифона если что-то исчезает из поля непосредственного восприятия, это исчезает из внешнего мира вообще.

ОМ А ХУМ
Мир существует для него только тот миг, пока на нем сфокусировано его внимание. Как только фокус внимания перемещается на новый объект – прежний просто исчезает в изначальном небытии. Мир возникает и исчезает, следуя за пульсациями внимания ребенка-тифона.

Если вы переходите из спальни в гостиную, то спальня не п рестает для вас существовать во внешнем мире. Несмотря на то что во внешнем поле восприятия образов спальни уж нет, внутри себя – в своем уме – вы продолжаете мыслить эти образы существующими во внешнем пространстве.

 

А: А: А:
Каждый человек, развившийся до уровня вербального ума, обладает этой способностью – способностью удерживать в уме образы внешнего мира и проецировать их наружу, моделируя из них представление о связном внешнем пространстве.

ОМ А ХУМ
Способность проецировать вовне образы ума стала для нас чем-то таким, что мы делаем практически на автомате и вообще не представляем себе, как может быть иначе. Устойчивость, непрерывность и сила этой проекции у нас столь велика, о мы практически забыли о, что этот мир существует для нас только в нашем представлении. Однако у ребенка, который только начинает

А: А: А:
ментальные уровни сознания, эта способность существует в зачатке. Точно так же как для него существовало линейного пространства на уровне Уробороса, не существует для него и линейного времени на уровне Тифона. Времени не то чтобы нет вообще – скорее, оно не осознается ребенком-тифоном как история. Как

предметы внешнего мира существуют для него, пока он на них смотрит, так и время длится, пока продолжается событие – взгляд на игрушку или очарование узором ковра.

Основная движущая сила ребенка-тифона – импульс телесного удовольствия-неудовольствия. Как известно из данных современной психологии, ребенок-тифон способен извлекать приятные ощущения из всех видов деятельности, участков и органов тела. Каждое движение, прикосновение, событие только в силу своей новизны доставляет массу впечатлений ребенку. Движение к осуществлению телесного удовольствия происходит спонтанно и незамедлительно, так же как и уклонение от чего-то неприятного.


ОМ А ХУМ
Проект достижения Единства выливается на тифоническом уровне в потребность получать эмоциональное удовольствие и безраздельно владеть

эмоциональной симпатией окружающих. Быть в центре внимания, центре заботы, быть эмоциональным диктатором Мира – вот что явля ся сверхзадачей Тифона.

А: А: А:
Хлеб Уробороса – пища. Хлеб Тифон – эмоции, ласка, любовь. На телесно- эмоциональном уровне восприятия эго рассматривает окружающих людей как эмоциональное продолжение самого себя и в таком виде пытается реализовать Проект Атман, Проект Единства. И до поры до времени этот проект кажется успешным но лишь до тех пор, пока иллюзия Мира как эмоционального продолжения эго не рассыпается под давлением новых обстоятельств.

ОМ А ХУМ
Если на первых порах родители потакают спонтанному проявлению эмоций и побуждений ребенка, то с течением времени их реакция становится все более и более жесткой. Так постепенно, шаг за шагом, они приучают ребенка-тифона к тому, что умеют сами – а именно сдерживать эмоции, отодвигать немедленное исполнение желаний в будущее, а значит, моделировать, представлять это самое будущее в котором желание должно осуществиться, – и м самым способствуют подъему самости ребенка на принципиально иной уровень восприятия и осознания

– на уровень вербального ума.

А: А: А:
ОМ А ХУМ
Родители приучают ребенка не только принимать заботу и ласку, но и проявлять ее в отношении других, они дают понять ребенку, что, при всей той важности и ценности, которую он представляет для них, он не является центром вселенной, и у них есть другие интересы и дела помимо него. Постепенно ребенок обнаруживает, что мир гораздо шире, чем тот эмоциональный миф, в котором он жил. Попытка рассматривать людей как эмоциональное продолжение себя терпит крах, вынуждая самость начать процесс разотождествления с тифоническими формами восприятия и искать новый миф и новый способ реализации Проекта достижения Единства.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию