Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Змей-который-кусает-себя-за-хвост





А: А: А:
Конечно, плеромное, аморфное существование не может продолжаться долго. Уже с самых первых дней жизни в сознании младенца начинается процесс развертывания всех первичных структур восприятия

ОМ А ХУМ
Именно об этом процессе говорится в традициях тибетского буддизма, толтекского шаманизма, индуизма, христианского мистицизма и других. Здесь идет речь о двух частях целостности человека: первая – это сокровенная, сущностная внутренняя часть (сердце, или нагуаль, у толтеков, Атман- пуруша у индуистов, неразрушимое тигле у тибетских буддистов), которая представляет собой чистую способность к восприятию осознанию; вторая часть – это внешняя, личностная половина целостности, связанная с миром становления и времени (лицо, или тональ, у толтеков, пракрити у индуистов и временное тигле у тибетцев), эта

часть связана со структурами и уровнями восприятия.

А: А: А:
ОМ А ХУМ
Первое время после рождения сущностная часть целостности преобладает над личностной, нагуаль преобладает над тоналем, который пока слаб и беспомощен – структуры восприятия в сознании пока не оформлены, восприятие аморфно и не сфокусировано, это хаос, ибо у воспринимающего существа нет никаких точек отсчета, нет никаких структур, которые могли бы хоть как-то упорядочить сигналы Мира. Такое существо полностью беспомощно и целиком зависит от своих внешних попечителей (родителей), которые восполняют недостаток у младенца собственных структур восприятия тем, что берут его под неусыпный контроль и опеку: они проецируют свои личностные структуры восприятия (свой тональ на структуры ребенка, тем самым укрепляя их.

А: А: А:
Что же творится в это время в сознании младенца? Как говорит Уилбер одна из первых задач, которая стоит это время перед ребенком, − «созидание объективного мира, отдельного от него самого» и «структурирование его субъективного самоощущения» (51). Это становится возможным благодаря проведению в сознании первичной границы восприятия – идеальной линии ощущений которая бы отделила Я от не- Я. Когда происходит самозамыкание этой границы сферу, возникает первичная структура восприятия, позволяющая начать локализ цию ощущения себя по одну сторону этой границы (внутри сферы), а ощущение всего остального Мира – по ту сторону границы (снаружи сферы). Так начинает развиваться другая половина целостности, связанная с миром упорядоченного восприятия, − временное тигле, тональ, личность.

«Где-то во время первого года жизни младенец научается тому, что если он кусает одеяло, ему не больно, а если он кусает свой палец, ему больно: появляется различие между телом и материей. Младенец выделяет свое тело из окружающей среды, и, таким образом, его самоотождествление переходит от слияния с


ОМ А ХУМ
материальным миром к отождествлению с эмоционально-чувствующим телом» (51).

Если символом изначального недифференцированного сознания является Плерома, то символом следующего за ним уровня, на котором развертывается первичная граница восприятия, явля ся Уроборос – Змей-который-кусает-себя-за- хвост (рис. 1).

 

 


 

ОРис. 1. УроМборос.


А:

А: А:
 
А ХУМ


«Уроборос представляет собой коллективное, архаичное, все еще

А: А: А:
преимущественно океаническое состояние; само это слово происходит от имени мифического змея, который, пожирая свой собственный хвост, формирует «в замкнутом круге» самодовлеющую преддифференцированную массу, не ведающую о себе самой» (51).

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Итак, в недифференцированной общности сознания возникает первичная граница. То, что было прежде единым полем, разделяется на две фундаментальные части – внутри и снаружи, здесь и там. Несмотря на то что поле и по ту и по эту сторону границы все еще остается одним и тем же – однородной энергетической массой, несущей в каждой своей части ке потенцию восприятия и осознания, – все же внутри границы начинает все сильнее сильнее проявляться некое фундаментальное отличие, такое же остое, как сама первичная граница восприятия. Поле внутри границы теперь стремится определить свою общность как только то, что находится по эту сторону границы; так возникает основа субъективного самоощущения – фокус восприятия внутри сферы, чувство Я. Однако, локализуя себя и самоопределяясь, структурируя себя, общность внутри сферы так же начинает ощущат свое отличие от общности снаружи – общность снаружи начинает восприниматься как нечто фундамент льно Другое. Процессы поля, прежде свободно взаимоперетекавшие один в другой, теперь обнаруживают границу и начинают взаимоотталкиваться. Силы единства, прежде объединявшие поле сознания в однородную целость, теперь, благодаря наличию границы, начинают противоборствовать друг другу. Сила-внутри-границы стремится сохранить свое новое единство-внутри-границы, тогда как сила-вне-границы стремится ликвидировать границу-препятствие и вернуть себе прежнее единство- без-границ (рис. 2).


ОМ А ХУМ
Так, вместе с возникновением первичной границы восприятия возникают и две фундаментальные тенденции, которые в дальнейшем будут определять весь ход развития автономного сознания и всю драму его существования – ла Жизни (Эрос) и Сила Смерти (Танатос).

А: А: А:
Так возникает жажда Жизни, которая на стадии Уробороса проявляется в стремлении поглотить Другого, сделать его частью себя, и страх Смерти, который на этой же стадии проявляется как страх быть поглощенным и уничтоженным Другим.

ОМ А ХУМ
Как пишет Уилбер, «уроборическая самость младенца начинает ощущать гнетущее первобытное состояние страха по той простой причине, что она теперь распознает другого – уроборического другого. Юнгианцы, фрейдисты и клейнианцы согласны между собой том, что первичный страх лучше всего интерпретируется как оральный, то есть страх быть проглоченным, поглощенным и уничтоженным уроборическим другим» (51).

 

Тайна же взаимодействия этих Сил – Силы Жизни и Силы Смерти, Эроса и Танатоса – заключается в том, что обе они есть взаимопротивоположные проявления изначального стремления к Единству, свойственного самой природе сознания.

А: А: А М А Х А: А: А
 
:

О УМ

:

 

Рис. 2. Модель фокусировки плеромного поля.

 

Первичная граница восприятия кладет начало созданию осей пространства

– в первую очередь начинается различение «Здесь» и «Там». «Здесь» все то, что


находится внутри границы восприятия, уроборическое Я; «Там» – все то, что не

ОМ А ХУМ
«Здесь», окружающая среда, которая на стадии Уробороса ощущается как довлеющая со всех сторон недифференцированная масса – безличное Другое

которое с одной стороны, дает пищу удовлетворяет все потребности а с другой

− возбуждает первобытный страх, поскольку несет в себе тотальную угрозу уничтожения.

А: А: А:
Мир Уробороса – это странный сумеречный мир, одновременно и блаженный, и ужасный. Здесь еще нет времени, но уже есть намек на пространство, которое пока еще одномерно. Это мир инертности, покоя и ничегонеделания.

Самосознание еще очень смутное, а потому ребенок-уроборос сам по себе пока редко чего-либо хочет и редко проявляет себя – все потребности удовлетворяются неистощимым Миром-кормильцем, находящимся ту сторону границы ощущений.

Таков мир, в котором мы пребываем первые месяцы своей жизни.


Date: 2015-09-05; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию