Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гора Мира





Все великие традиции знания утверждают, что истинная суть нашей жизни на этой земле – это Путешествие и вне Путешествия эта жизнь не имеет ни подлинного смысла, ни подлинной цели. Мы говорим о том, что это Внутреннее Путешествие – Путешествие, которое совершает наше Я, проходя через различные уровни и состояния сознания. Начальная точка этого Путешествия – тотальное неведение, тотальная бессознательность. Конечная – высшая мудрость, знание сути всех вещей, Полнота Осознания. Это Путешествие из Тьмы к Свету, от материи к Духу, из состояния предельной ограниченности, из бессознательности и


ОМ А ХУМ
невежества к Полноте Осознания, к Свободе и Великой Целостности. На каждом из этапов этого Путешествия мы идем от одних мифов к другим, от ограниченных контекстов восприятия переходим к более широким и полным, и мы будем продолжать это движение до тех пор, пока контексты расширятся настолько что их границы самопроизвольно растают в Бесконечности и в наступившем Великом Безмолвии раскроется наконец вся Тайна необусловленной Реальности и вся Великая Целостность Бытия засияет самосовершенным огнем осознания.

А: А: А:
Так реализуется изначально присущее нам стремление к полноте и целостности. Причем древние традиции мудрости утверждают, что не только человек, и вообще все живое движимо этим изначальным стремлением к

полноте реализации Духа. «От Брахмана до травинки творение существует ради того, чтобы душа достигла высшего знания», − читаем мы в Санкхья-сутрах.

«Знай, что по природе своей каждое создание стремится стать подобным Богу»,

ОМ А ХУМ
− говорит христианский мистик Мейстер Экхарт. «Все существа ищут единства; вся множественность борется ради него; у всякой жизни это единство является единств нной универсальной целью» – это слова другого ападноевропейского мистика Йоганна Таулера. Быть одним целым со вселенной, одним целым Богом

– вот чего мы желаем больше всего, независимо от того, знаем ли мы об этом или нет», − утверждает Фриц Кункель.

А: А: А:
Все уровни и все сферы бытия, все миры и пространства пронизаны этим изначальным Намерением Целостности. Мы называем порождаемое этим

Намерением движение эволюцией, или развитием осознания.

Однако пришла пора внимательнее рассмотреть те внутренние пространства, через которые пролегает Путь нашего Я, а также увидеть, о каком отрезке этого Пути сообщают нам героические истории древности и современности

– от чего они предостерегают и какие советы дают. До сих пор мы говорили об уровнях целостности, выстроенных в иерархию, где каждый последующий включает в себя предыдущий, но что такое эти уровни – какие они? И о какой


иерархОии идет речМь


А ХУМ


Интегральный подход, объединяющий истины древности современности,

А: А: А:
говорит нам о том, что развитие осознания человека пролегает через три фундаментальных уровня существования – уровень материи, уровень ума и уровень духа. Эта знаменитая лестница восхождения к Полноте Осознания именуется в древних традициях мудрости Великой Цепью, или Великим Гнездом Бытия, Рекой Жизни, Мировой Осью, Мировой Горой, Мировым Древом; в библейских сказаниях эта лестница известна как Лестница Иакова. Три ее самые фундаментальные ступени на востоке называются иерархией земли-человека- небес, а на западе – иерархией тела-ума-духа. В шаманской традиции эти ступени называются, соответственно, Нижним, Средним и Верхним Мирами. Ницше называл это Зверем, Человеком и Богом в душе каждого из нас. В современной психологии идет речь о трех самых общих уровнях развития восприятия и осознания – телесном (доличностном), рациональном (личностном) и пострациональном (надличностном, трансперсональном).

Три этих фундаментальных уровня при желании могут быть рассмотрены более подробно, и общая линия развития осознания – Мировая Ось – может быть


ОМ А ХУМ
А: А: А:
разбита на большее количество уровней. Наиболее часто встречается разделение на пять основных уровней, или оболочек сознания: уровень материи, уровень тела, уровень ума, уровень души и уровень духа. С подобным разделением мы встречаемся, например, в Тайттирия Упанишадах, где говорится о пяти оболочках (кошах) Атмана Это аннамайя-коша (оболочка пищ), связанная с нашим материальным телом, пранамайя-коша (оболочка дыхания), связанная с эмоционально-чувствующим телом, маномайя-коша (оболочка ума), связанная с разумом, виджнянамайя-коша (оболочка мудрости), связанная с

пострациональным, трансперсональным осознанием (которое иначе называют душой, или сновидящим телом и анандамайя-коша оболочка блаженства), связанная с осознанием недвойственного Духа.

ОМ А ХУМ
Другое распространенное описание включает в себя от семи до шестнадцати различных уровней развития осознания. Такова, например, система чакр, или энергетических центров сознания (вихрей сознания – читта-вритти), где рассматривается семь-восемь основных чакр, связанных с органами

физического тела и еще восемь высших чакр, не связанных с телом (так называемых шабда-чакр

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Некоторые считают, что существует принципиальная разница в том, сколько чакр, оболочек или уровней мы насчитываем. Но на самом деле это не так. Следует всегда помнить, что любые описания – это лишь карты. И то, как эти карты отображают Реальность, зависит от способа, которым мы проводим границы и намечаем деления. В этой связи Уилбер проводит параллель с температурными шкалами. Он задает вопрос: при какой температуре закипает вода? И отвечает: это зависит того, какой шкалой мы измеряем температуру воды. Если мы пользуемся шкалой Цельсия то при 100 градусах. А если шкалой Фаренгейта – то при 212. Значит ли это, что они противоречат друг другу, что одна из этих шкал неистинна? Или значит ли это, что реальная температура закипания воды изменяется в зависимости от того, какой шкалой мы ее меряем? Ни в коем случае. Обе эти шкалы истинны, они точно отражают реальный процесс, различаются они лишь способом градации, способом деления. И конечно, нам придет

голову спутать здесь две разные карты или карту с территорией начать думать, будто реальная температура воды может меняться в зависимости от того, по какой карте мы ее сверяем.

А: А: А:
Следует помнить: все, что вы прочитаете далее, – есть лишь карта. Эта карта может показаться вам более целостной и всеохватной, чем все то, с чем вы

встречали ь ранее. А может, вы увидите, что вам ест что добавить к сказанному. Я буду только рад этому. Ведь только так мы можем создать наиболее целостную и эффективную карту Реальности. Важно только не забывать, что карта есть карта и ее единственное предназначение – помочь нам ориентироваться на реальной территории, по которой мы идем. Это прогулка, которая уже случилась. И имя этой прогулке – Жизнь.

Все уровни развития осознания, сколько бы мы их ни насчитывали, располагаются в порядке возрастания целостности, так что каждый следующий уровень осознания оказывается также новым порядком целостности, в котором целостность предыдущего уровня оказывается частью целостности последующего.


Таким образом, каждый уровень представляет собой одновременно и целое, и часть

ОМ А ХУМ
– целое/часть, или холон.

А: А: А:
Холон тела включает в себя холон материи, поскольку является новым уровнем сложности в организации материи и, соответственно, новым целостности. Тело уже не является только материей, уровень материи входит как часть в целостность тела, но тело уже обладает осознанием, не свойственным материальному уровню. Тело организует материю и управляет ею, а не наоборот. Но будучи целостностью на своем уровне, телесное осознание входит как часть в целостность ума.

ОМ А ХУМ
Ум представляет собой более высокий порядок организации/управления и тела, и материи, но сам уже не может быть сведен только к материи или телу – это принципиально иной уровень развития осознания. Но и сама целостность ума включается как часть в целостность еще более высокого порядка – целостность души. Ум управляет процессами на телесно-материальном уровне, но не может управлять процессами своего уровня. Ум не может управлять собой. Однако управлять умом может пострациональная душа, которая вляется новым уровнем развития осознания и включает в свою целостность уровни материи, тела и ума но сама является чем-то неизмеримо превосходящим все это.

А: А: А:
Каждый из уровней развития осознания содержит определенные структуры восприятия, которые порождают определенные формы и образы, в которых эволюционирующее Я воспринимает себя и мир. Эти формы и образы мы условились называть мифами. И так же как структуры восприятия младших уровней включаются в структуры старших, включаются один в другой и мифы, порождаемые этими структурами…

 

И тут мы подходим к одному очень интересному вопросу – вопросу о том, где все это находится?

ОМ А ХУМ
Чем интересен вопрос «где»? Заложенным внутри его парадоксом. Дело в том, что, отвечая на вопрос где», мы или иначе должны будем использовать определенные формы и образы, чтобы описать то место где, на наш взгляд, все это и находится. Но если все воспринимаемые нами формы и образы уже порождены некими структурами восприятия, это означает, что сами они и есть то, что уже находится где-то, но никак не само это место.

А: А: А:
Приведу простой пример. Допустим, мы говорим, что все наши мысли находятся у нас в голове. Хорошо. Допустим. Но где тогда находится мысль о том, что «все наши мысли находятся у нас в голове»? И что такое голова, в которой находятся все наши мысли? Пытаясь описать свою голову, мы обнаружим, что все эти описания уже являются мыслями, а значит, наша голова – это мысль. Наша голова – это то, что мы думаем о ней. И тогда мы приходим к парадоксальному утверждению о том, что все наши мысли находятся в мыслях о голове…

 

Где Я?

В брежневскую эпоху бытовал такой анекдот. Леонид Ильич Брежнев имел обыкновение засыпать в самых неожиданных местах. И вот однажды на заседании


Политбюро, когда обсуждалась какая-то важная проблема, Леонид Ильич нечаянно заснул. Чиновники продолжали обсуждение проблемы и все никак не могли прийти

к решеОнию, когда Мвдруг раздался гоАлос Брежнева: Х«Идея ВУсе М

вопросительно повернулись к проснувшемуся генсеку Идея», − повторил

Брежнев удивленно оглядывая лица товарищей по партии. «Говорите, Леонид Ильич, мы Вас внимательно слушаем», − сказал председательствующий. Брежнев пожевал губами, подбирая слова, и промолвил: «Иде я нахожуся?»

Помимо очевидного политического контекста, этот анекдот имеет также и

Я?
незамеАтну на п:ервый взгляАд, психол:огическую пАроблемат:ику. В самом деле: где

Где тот Путник, который совершает это удивительное восхождение на Гору

ОМ А ХУМ
Мира через различные уровни осознания от материи, через тело, ум и душу к Духу, и в чем суть этого восхождения? Как уже было сказано, таким путешественником является наше сознающее Я – источник восприятия и осознания. Это та самая точка, откуда вы прямо сейчас смотрите на этот мир и видите эту книгу. Это та самая точка, которая в книгах Кастанеды называется точкой сборки восприятия, а в психологической литературе самостью. Но где находится эта точка?

А: А: А:
Этот невинный и простой с виду вопрос вызывает, тем не менее, невероятные сложности, и величайшие умы человечества не одну сотню лет ломают копья в попытках дать на него однозначный ответ. В самом деле – каждая секунда нашего бытия есть непосредственное переживание нашего сознательного Я. У нас есть опыт непосредственного переживания, и нам нет нужды задавать себе вопрос – где это переживание происходит. Но стоит нам задать его себе – и мы столкнемся с определенными трудностями.

ОМ А ХУМ
Кто-то без раздумий скажет, что его Я находится в голове и нигде, кроме головы, быть не может, а в доказательство приведет теорию о высшей психической деятельности и о мозге, который, согласно этой теории, и порождает сознательное Я. В силу нашей привычки к материалистическому образу мысли, этот ответ кажется само собой разумеющимся. Но как мы уже убедились, в нем заложено скрытое противоречие поскольку если Я находится в голове, то что такое голова и все теории о высшей психической деятельности, как мысли этого же самого Я?

А: А: А:
Действительно, многие люди субъективно локализуют ощущение своего Я как находящееся где-то в голове – «в точке позади глаз». Возможно, и вы относитесь к их числу. Но факт заключается в том, что существует также много людей, для которых их Я, по субъективным ощущениям, находится не на уровне глаз, а чуть ниже – где-то в области шеи и груди – или чуть выше – в области макушки Более того, многие отмечают, что их субъективное самоощущение может изменять свою локализацию теле в зависимости текущего психо- эмоционального состояния – передвигаться, расширяться, сужаться. И наконец, существуют тысячи свидетельств внетелесного опыта – когда люди под воздействием различных экстремальных факторов или в результате психофизической практики имели субъективное переживание своего сознающего Я находящимся вне физического тела. Так где же находится Я?

Из того, что было сказано, можно по крайней мере сделать вывод о том, что

Я движется, изменяет свою локализацию и конфигурацию в пространстве и


ОМ А ХУМ
времени. Мы переживаем это как волнообразное, пульсирующее изменение режимов работы своего внимания – сосредоточение-рассеяние, усиление-

расслабление, фокусировка расфокусировка, перемещение субъективного центра и источника внимания. Мы переживаем это как смену своих состояний и чувств.

А: А: А:
Далее, воды современных ученых и свидетельства древних традиций говорят нам о том, что сам мир пространства и времени порождается нашими мыслями и представлениями. Эти образы порождены определенными структурами восприятия – это структуры уровня ума, на котором и находится сознающее Я большинства ныне живущих людей. «Находится» – означает находит себя.

Самость находит себя на уровне ума, и она находит себя в тех образах и формах, в тех мифа, которые свойственны структурам этого уровня.

Наше Я, самость сама по себе – это чистый акт восприятия и осознания.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Прямо сейчас – это чистое переживание вашего присутствия в данный момент. Но помимо чистого присутствия в вашем переживании также есть еще один аспект – это те формы, в которых это присутствие выражается, в которых оно находится, с которыми оно отождествлено. Вы можете думать о чем-то – и тогда ваше присутствие будет выражаться в данный момент в форме мыслей, ваше Я будет находиться в мыслях и отождествляться с мыслями. Вы можете почувствовать свое тело – ладони, стопы, поверхность кожи, позу и осанку – и вот уже ваше присутствие выражается для вас в форме ощущений и, может быть, мыслей о теле. Вы можете начать прислушиваться к миру – и тогда ваше присутствие здесь и сейчас обретет форму звуковых впечатлений, наконец, вы можете наблюдать окружающий мир и переживать свое присутствие в визуальных образах.

ОМ А ХУМ
В каждом акте нашего переживания, в каждом акте восприятия и осознания есть два этих момента – сам процесс и его форма, содержание и его конкретное выражение. Таким образом, Гора Мира и Путник, который по ней идет – это две составляющие процесса нашего восприятия и осознания, где

 

самость – это чистая потенция восприятия и осознания, чистый поток и источник энергии, чистое переживание Я. Основное свойство этого потока – способность к отождествлению, которая собственно, и делает возможным Путешествие

А: А: А:
Если же самость сама по себе – это чистая способность воспринимать, отождествляться и осознавать, то другая составляющая процесса восприятия и осознания – это те потенциальные структуры, которые самость может использовать для той или иной организации своего восприятия и интерпретации. Мы говорим о том, что эти структуры образуют цепь, состоящую из различных вложенных друг в друга в порядке естественной иерархии уровней сознания, – Гору Мира. Каждый уровень представляет собой набор определенных базовых структур – форм восприятия и интерпретации, на которые проецируется и с которыми отождествляется поток энергии осознания, в то время пока ядро самости (фокус базовой самотождественности, центр сознания, фокус восприятия, точка сборки) находится в пределах данного уровня – если это тело, то самость отождествляется с


ОМ А ХУМ
его формой и определяет себя через нее, если это ум, то самость отождествляется с его формой и определяет себе через нее и т. д.

А: А: А:
Отождествление – один из важнейших психологических процессов. Суть этого процесса состоит в передаче чему-то нашей энергии внимания-воли. Через отождествление мы притягиваем в поле нашего внимания объекты и процессы Мира – материальные и психические. Через отождествление мы проецируем на них энергию своего Я. Через отождествление мы организуем пространство своей собственной личности – ее структуру, систему внутренних связей – и пространство вокруг себя – психическое и физическое, а затем определяем себя и Мир через эту систему взаимосвязей.

ОМ А ХУМ
Сила отождествления во многом подобна силе гравитации, действующей в материальной вселенной. Как и сила тяготения является фундаментальным свойством материи и присуща всем материальным объектам физического мира, так и сила отождествления является фундаментальным свойством психики и присуща любому объекту психического мира. Под действием этой силы формируются и уплотняются слои самого нания, по действием этой силы упорядочивается поле и объекты поле сознания. Так как и сила тяготения, сила отождествления ослабевает по мере удаления от субъективного центр сознания периферии. Так же как и сила тяготения, она проявляется в спиральном вращении приближения- удаления психических объектов и процессов (потоков энергии) вокруг ядра сознания – Я. Это как раз и есть то, что древние индусы вкладывали в емкое

понятиАе читта-в: ритти – виАхри созна:ния. А:

Конечно, вращение объектов-процессов в поле притяжения самости не

ОМ А ХУМ
следует понимать буквально – мы можем использовать астрономическую аналогию лишь ка определенную идеализацию процесса – в реальности мы имеем дело со сложными циклами периодического возвращения объектов-процессов – внешних (предметы, люди, события, ситуации) и внутренних (мысли, эмоции, желания, чувства, воспоминания) – в поле нашего внимания.

Собственно говоря факт этого вращения, факт сферического принципа организации жизни отражен и в нашем языке, в его глубинной структуре – мы говорим что у нас есть «круг общения», «круг знакомств» в разных «сферах жизни», что «вращаемся в определенных кругах и от этого вращения многое зависит в нашей жизни, – мы интуитивно соглашаемся с глубокой истиной, заложенной в поговорке «Хочешь жить – умей вертеться»; мы говорим –

«верти А тся в голо:ве», «верт А ится на яз:ыке». А:

Так мы говорим. Так мы чувствуем. Материалистическая картина мира

убеждает нас в том, что челове есть материальное тело. Но в сознании у нас вертится совсем другое. В сознании вся материалистическая концепция мира есть не более чем одна из возможных интерпретаций – и это миф, который вращается там наравне со многими другими мифами. И хотя иногда мы действительно думаем, что Я есть только физическое тело или ум, на деле оказывается, что Я есть

сфера, в которой вращаются эти идеи и мысли, эти мифы, и все, что происходит на самом деле, – это процесс переноса энергии осознания на эти мифы в момент их приближения к ядру самости. Мы просто отождествляемся с ними, когда они приближаются к ядру, мы проецируем свое Я на них, энергия нашего осознания


ОМ А ХУМ
проникает в них, внедряется в них. И пока осознание отождествлено с этими мифами, мы верим, что Я есть только физическое тело или только ум, мы верим, что Я есть «хороши человек» или «неудачник» и т. п. Таким образом, если на самом деле хотим внятно объяснить принципы организации нашей жизни, мы, так или иначе, придем к модели сферического поля со сложно упорядоченными орбитами объектов-процессов, образованных силой тяготения-отождествления самости. И самое смешное заключается в том, что мне не нужно никого в этом убеждать: что бы вы ни думали о себе и о мире, вы все равно живете так, как если

бы, преАжде всего:прочего, выАуже был:и сферой. А:

И эта сфера – та самая, чью формулу человечество разрабатывает с

незапамятных времен. Историю этой формулы исследует Хорхе Луис Борхес в своем блестящем эссе «Сфер Паскаля». Суть формулы идеальна, лаконична и, как все гениальное, проста:

 

ОМ А ХУМ
Сущее есть сфера, центр которой везде, а окружность нигде.

 

От Ксенофана Колофонского и Платона до Джордано Бруно и Паскаля, каждый мыслитель, как показывает хес подставлял в эту формулу свое значение – в разные времена под Сущим подразумевались Бог, Вселенная, Природа, Человек. Но что бы мы ни подразумевали под Сущим, несомненно одно –

А: А: А:
Это существует и Это движется. И Это составляет самую суть вашего переживания прямо сейчас.

 

Date: 2015-09-05; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию