Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация диалогового общения





Конечной целью диалога является понимание людьми друг друга. Понимание – процесс многоуровневый и достижение его зависит от многих условий. Одним из них – гармония на уровне эмоций и чувств. Именно этот – перцептивный аспект понимания является прежде всего предметом социальной психологии. Перцептивными механизмами понимания являются:

Идентификация – уподобление себя другому, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я».

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, переживаний другого человека («вчувствование»). Условия успешности эмпатии являются:

Способность человека представить себе и принять различные точки зрения.

Личный опыт душевных переживаний.

Готовность адаптировать своё восприятие к восприятию другого человека.

Умение сохранить чувство реальности.

Рефлексия – представление о том, что думают обо мне другие «вмысливание»).

Аттракция – глубокое прочувствование внутреннего мира другого человека, перцептивная интуиция. «…Восприятие любящего человека…позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит» (А. Маслоу, цит. по Битянова М.Р. Социальная психология, с.157). Любить – значит принимать человека таким, каким он есть.

 

Ситуация ролевого взаимодействия.

Анализируя ролевое взаимодействие, социологи акцентируют внимание на функционально-статусные позиции как основание ролевого поведения. Роль в социологии трактуется как персонификация социального статуса. Социальные психологи акцентируют внимание на индивидуальные характеристики поведения и специфику конкретной ситуации социального взаимодействия. Роль с социальной псхологии трактуется как интерперсональный опыт общения, опыт взаимодействия с различными другими в различных социальных ситуациях.

Я.Морено выделял два этапа формирования индивидуального ролевого поведения: 1)отражение увиденных ролей, подражание; 2)обмен ролями – общение как ролевая игра. Относительно самой ситуации ролевого общения выделяют 2 её стороны (аспекта): 1)ролевую перцепцию – восприятие устойчивой структуры (алгоритма) ролевого поведения; 2)ролевую креативность – способность к изменению структуры ролевого общения. Соответственно этим сторонам можно выделить 2 основных механизма ролевого взаимодействия: 1)стереотипизация; 2)психодрама.

Стереотипизация как механизм ролевого взаимодействия. Стереотип – устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Функциями (назначением) и основаниями стереотипов являются:

На индивидуальном уровне:

Селекция, ограничение, категоризация огромной массы социальной информации – когнитивное основание.

Оценочная поляризация свойств личности и вариантов поведения в пользу своей группы, дающее человеку чувство принадлежности и защищённости – мотивационное основание.

На групповом уровне:

Создание и поддержание положительного «мы-образа» - идентификационное основание.

Формирование и поддержание групповой идеологии, объединяющей и оправдывающей поведение группы – мировоззренческо-интегративное основание.

В плане ролевого общения существенен феномен «стереотип ожиданий» - стереотип, способный порождать новую реальность отношений и внутреннего мира воспринимаемого человека. «Стереотипы могут создавать собственную реальность. Они направляют социальное взаимодействие в такое русло, что стереотипно воспринимаемый индивид начинает своим поведением подтверждать стереотипное впечатление о себе другого человека» (М. Снайдер, цит. по Битянова М.Р. Социальная психология. М. 2001, с.150). Стереотип ожидания может формироваться не только на основании стереотипного образа, но и слова, имени, знака – номинация как механизм социального конструирования реальности (см. П.Бурдьё).

Психодрама как механизм ролевого взаимодействия. Я. Морено подчёркивал, что успешность и естественность общения зависит от спонтанности и креативности ролевого поведения: способности вырабатывать новые модели поведения, находить адекватные реакции на новые условия или новые реакции на старые условия.

Психодрама - это ролевая игра, театр импровизации. Смысл психодрамы – изображение, проигрывание личностно значимых ситуаций. Это даёт возможность: 1)осмыслить проблемы межличностного взаимодействия, 2)развить в себе недостающие качества, 3)преодолеть препятствия на пути самореализации.

«Играть – значит освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным» (Морено). Игра – не только переживание прошлого, но создание настоящего и будущего. Играть – значит творить, высвобождать творческие способности, создавать новые смыслы и перспективы бытия, приобретать опыт удовлетворения от собственной активности. Спонтанность и непосредственность игры расблокируют, раскрепощают психику, внутренний духовный мир человека и тем самым способствуют преодолению страха, ложных стереотипов, отрицательных эмоций и опасений, которые сдерживают активность человека, мешают творческому отношению к жизни

Психодраматические техники:

«Обмен ролями» - принятие роли другого, чтобы понять его поведение и одновременно его восприятие поведения партнёров. Обмен ролями помогает взглянуть на себя со стороны и, тем самым: 1)развить способность к вчувствованию, 2)улучшить понимание существующей ситуации, 3)расширить эмоциональный горизонт, 4)развить способность к согласованию действий – коммуникативную способность.

«Дублирование»: другой человек – «дубль» - представляет себя на месте главного действующего лица – «протагониста» и выражает его чувства. «Дубль» вчувствуется в протагониста и его ситуацию и говорит то, что протагонист высказать не может или не осмеливается. Замечания «дубля» воспринимается протагонистом как собственный внутренний голос. Который помогает осмыслить и упорядочить прошлый опыт.

«Зеркало». После наблюдения поведения протагониста ведущий или член группы зеркально изображает игру протагониста, который видит своё поведение как в зеркале. При этом он идентифицируется с восприятием и поведением тех людей, взаимодействие с которыми он изображал. Такие конфронтации с собственным поведением могут настолько затронуть протагониста, что он захочит изменить своё поведение.

Формы проведения психодрамы:

центрированная на протагонисте, который изображает реальную или вымышленную ситуацию из жизни;

центрированная на теме: каждый член группы изображает какую-либо ситуацию, которая затрагивает всех, например, волнение или застенчивость среди незнакомых людей, страх измены, ревность и др.

центрированная на проблеме, например, проблемы с детьми, с алкоголем и наркотиками

центрированная на группе: проигрывание проблем общения, повышение сплочённости группы;

центрированная на роле – имеет целью обучение ролевому поведению, служит способом интеграции ролей, способом восстановления атрофированных ролей.

Значение психодрамы:

репетиция будущего: составление сценария и тренировка ролевого поведения – существенное условие самореализации и достижения целей;

переигрывание прошлого позволяет: 1)искупить вину и обрести душевный покой, 2)через анализ прошлого понять настоящее: причины своих действий, влияние и роль конкретных других, их поведение;

осознать сновидения и то, что за ними стоит;

уменьшение собственных притязаний и желаний, гармонизация поведения;

катарсис – очищение, освобождение, облагораживание.

«Жизнь – это вдох, импровизация – выдох души. Вдох приводит к появлению ядов (конфликтов), благодаря импровизации они снова выходят наружу. Это освобождение происходит не в результате постороннего вмешательства, а автономно. В этом состоит смысл психодрамы как целебной игры. Место глубинного анализа занимает глубинная продукция с намерением сделать болезнь осязаемой. Больной сам изживает свою болезнь. Повторение в иллюзии делает его свободным». (Морено).

 


 


 

Размещено на

Date: 2015-09-05; view: 932; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию