Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если мы слушаем на первом уровне, мы получаем информацию наивысшего качества и можем влиять на ситуацию наиболее эффективно





Важно использовать вербальную обратную связь – задавать человеку вопросы: «Что?», «Как?», «Где?» и т. д. Мы выслушиваем человека, наблюдаем за ним, и здесь очень важно вовремя задавать уточняющие вопросы: «Правильно ли я вас понял?» Когда вы общаетесь с психологами или педагогами высокого класса, они, перефразируя сказанное вами, обязательно спрашивают: «Правильно ли я вас понял?» или «Вы хотите сказать мне то-то?». ...

Старайтесь практиковать в своем общении обратную связь – это очень важно. Во-первых, уважение к человеку, который пытается вас понять, возникает автоматически. Во-вторых, только так можно разобраться, что на самом деле хочет сказать собеседник. В-третьих, так вы помогаете человеку понять самого себя, разобраться в своих истинных мотивах. Большинство людей общается, используя словарный запас в 500 слов. Их комбинации – это в основном какие-то автоматические фразы, банальности, в которых нет никакого особого смысла. В нашей цивилизации люди, к сожалению, живут тяжело и сложно, а мысли их достаточно примитивны. Восточная же психология говорит: «Человек должен думать возвышенно и жить просто»....

Желательно слушать с пониманием, без критики, расслабленно, глядя в глаза говорящему. Если вы слушаете человека напряженно, он тоже начинает напрягаться. Эмоциональный фон от этого сильно повышается, и начинаются разного рода «помехи». Вы можете по-настоящему слышать и понимать человека, только находясь в расслабленном состоянии. Это особенно важно, если у вашего собеседника какое-то горе, он переживает стресс или находится в депрессии. Сохраняя состояние внутреннего расслабления, вы сможете за 5–20 минут привести человека в умиротворенное и счастливое состояние. Все, что вам для этого понадобится – правильно его слушать.Поэтому так важно слушать с пониманием, без критики. Человека нельзя критиковать даже в уме. Например, знакомая рассказывает вам что-то интересное, а вы смотрите на нее и думаете: «Какое нелепое платье и дурацкий макияж!» или «Говоришь-то ты интересно, но лучше бы ты мне долг отдала…». На тонком уровне тут же идет неприятие этого человека, ваша с ним связь рвется, и у говорящего появляется к вам неосознанная агрессия. На уровне подсознания мы друг о друге все знаем и все чувствуем.Важно смотреть в глаза, но это может быть непросто. Почему? Если вы общаетесь с представителем противоположного пола и смотрите ему (или ей) в глаза внимательно, то это может стать проблемой, особенно для мужчин. Если мужчина долго смотрит в глаза приятной, привлекательной женщине, то обычно невольно, через тонкую связь, включается вожделение. Это минус. Я замечал, что люди, которые занимаются духовной практикой, учителя, встретившись с женщиной глазами, тут же отводят взгляд – смотрят выше или в сторону, стараясь не обращать внимания на лицо и тело. Потому что мужчина – это кусок масла, а женщина – раскаленная сковородка.Поэтому в глаза лучше смотреть друзьям, подругам. Глаза – это сердечная связь. Если человек не находится выше вас в духовном плане, если он раздражен, агрессивен – тогда следует смотреть в переносицу, чтобы не взять от него негативную энергию. Но периодический контакт глазами должен быть в любом случае, потому что по глазам вы «читаете» человека, видите его и, самое главное, устанавливаете с ним связь, ведь глаза – это зеркало души. ...

Очень часто люди, которые во время разговора смотрят вниз или отводят взгляд, либо обманывают, либо не уверены в себе, либо боятся вас. По тому, куда направлен взгляд человека, как движутся его зрачки, можно судить, говорит он вам правду или ложь. Если вам не нравится взгляд собеседника, он для вас «тяжелый», лучше не смотрите ему в глаза. Но иногда бывает необходимо «выдержать» взгляд, даже если это не очень приятно. «Выдержав» взгляд, уже можно выиграть. Большинство животных не вступают в бой, они просто подходят друг к другу и смотрят в глаза. И тот, кто первым отводит взгляд, считается проигравшим и уходит с территории противника или подчиняется лидеру, если это стайные животные.Через глаза проходит солнечная энергия. Люди со слабой солнечной энергией отводят глаза, им тяжело «выдержать» взгляд. Поэтому способность смело смотреть в глаза значит очень много, особенно для мужчин, ведь мужчина – это охотник, во всех значениях этого слова. Если вы отводите взгляд, подсознательно собеседник воспринимает это как вашу неуверенность или боязнь. Иногда это может серьезно осложнить вам жизнь....

Общаться надо с позиции «Я – о’кей, Ты – о’кей». Поэтому, если вы видите, что собеседник неуверен в себе и ему неприятно, смотрите в глаза или на переносицу, не стоит нервировать его своим пристальным взглядом. Уважаешь – значит подстройся!

Слушайте внимательно, не перебивая, без лишней суеты, не «отключаясь» от собеседника. Если вы не следуете этим правилам, вы тем самым демонстрируете неуважение к говорящему. Имейте в виду – таким образом можно нажить себе врага....

Нужно стараться говорить с человеком на одной эмоциональной волне, подстраиваться под манеру речи, тон говорящего, учитывать различные нюансы (скорость говорения и так далее), тем самым выражая согласие с ним. Лицу необходимо придавать выражение заинтересованности. Если вы слегка наклоните голову, это поможет вам расположить человека к себе, так как на подсознательном уровне ваш собеседник получит сигнал о том, что его внимательно слушают. Кивок головы, сопровождаемый словом «да», подразумевает, что вы согласны с человеком, принимаете сказанное им. Тогда человек раскрывается. Но все это должно делаться очень естественно. Если вы зеваете во время слушания, обязательно прикройте рот и извинитесь. Сейчас существует много различных школ, тренингов, курсов, где учат, как нужно слушать человека, что при этом нужно делать, как манипулировать собеседником. Но все это делается искусственно, для достижения эгоистических целей, а должно происходить естественно, идти от сердца, от внутреннего уважения к человеку и искреннего желания помочь ему стать счастливым.Внутренне человек сразу закрывается от вас, если чувствует, что вы хотите использовать его в своих эгоистических целях, что-то получить от него – как бы широко вы ни открывали рот, когда его слушаете и какие бы комплименты ему ни говорили.Я получил хорошие уроки в этих вопросах около 15 лет назад, когда начал проводить лекции и семинары, а также распространять книги на духовные темы на предприятиях. Реакция руководства предприятия была очень важна, чтобы получить доступ на само предприятие. И часто было так – когда я приходил с внутренней установкой: «О, это такой важный человек, от него столько зависит, нужно вести себя максимально правильно, что-то подарить и т. д.», – как правило, человек закрывался, даже если его интересовали вопросы личностного роста и духовного прогресса, так как он чувствовал, что его хотят использовать, что-то взять от него. Если же я шел на встречу, понимая, что на все воля Всевышнего, а главная моя цель – дать этому руководителю и его подчиненным Знания, помочь им стать более гармоничными и счастливыми; если внутренне я был готов принять любое развитие событий и в любом случае уважать и любить всех, глубоко осознавая, что поведение этого начальника, как и все, зависит от Бога, вот тогда происходили чудеса…Руководитель, которого все считали злым, грубым и жадным человеком, организовывал все на высшем уровне, за день прочитывал предложенную ему книгу и начинал вдохновлять других прийти на семинар, взять книги, обещал помощь, оплачивал семинары… Многие люди приходили и внимательно слушали, начинали читать книги, замечая: «Уж если благодаря вам даже наш шеф так изменился к лучшему – значит, в этом точно что-то есть».Уловите скрытый смысл сказанного

Но вернемся к сути. Главное, чему мы должны в итоге научиться – быть «здесь и сейчас», сохраняя связь с реальностью. Когда мы общаемся в таком ключе, мы даем человеку любовь, умиротворение, ресурсное состояние и чувство присутствия. Но если мы оторваны от реальности, мы не можем быть проводниками любви, не можем слышать собеседника и не понимаем, что он хочет. Слова несут лишь 7 % информации. Помните это.Многие исследователи, психологи утверждают: «У сказанного всегда есть второй, скрытый смысл». Если, например, человек не захочет завтра идти на работу, он никогда не скажет об этом открыто. Он будет искать причину, причем очень часто это происходит неосознанно. Нужно уметь видеть именно скрытый смысл, внутренние мотивы и побуждения.Если вы научитесь видеть скрытые мотивы, то легко сможете понять человека, помочь ему. Это необходимо для гармоничного общения.Чтобы слышать других, нужно слышать себя

Мне очень хотелось бы, чтобы в результате прочтения этой книги вы, уважаемый читатель, поняли: «Уметь слушать – значит, в первую очередь, слышать самого себя».Если вы научитесь этому, эффективность ваших действий повысится многократно.Слушаем ли мы себя? Слышим ли? Понимаем ли собственные желания и подсознательные установки? Эти темы были неоднократно исследованы психологами, и результаты таких исследований зачастую были шокирующими – оказалось, что очень многие люди вообще практически не осознают, как они говорят. Это проявляется в неосознанных фразах, например: «Ой, какой я дурак!», «Я всегда ошибаюсь» и т. п.А ведь эти фразы программируют подсознание, а потом этот человек удивляется: «Почему окружающие считают меня глупым?»Помните: все проблемы начинаются тогда, когда человек не живет «здесь и сейчас», и главная из этих проблем заключается в том, что он не осознает собственные мысли и не слышит свою внутреннюю речь.Не можешь думать – не можешь слушать

...

Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но часто сожалеем о том, что говорили слишком много.Жан де Лабрюйер Я советую вам прочитать книгу Роберта Шарма «Монах, который продал свою Феррари». Это художественная литература, бестселлер, подобных книг очень много («Секрет» Ронды Берн и др.), но в основе этой лежит очень важная идея: все начинается с мысли. Вы не осознали мысль, а ведь она может спровоцировать определенные слова и поступки, которые станут причиной серьезных проблем. И потом вы не понимаете: «Как я мог это сделать?» Самое ужасное, что человек привыкает жить в таком состоянии и считает это нормой. ...

Все изменения к лучшему – как в духовном, так и в материальном отношении – начинаются с того, что мы учимся слушать себя. Если вы хотите очень сильно и очень быстро изменить свою жизнь – начните жить осознанно. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕСделайте такое упражнение прямо сейчас: постарайтесь находиться в настоящем моменте времени, прислушайтесь к ощущениям своего тела, прочувствуйте, как оно сидит или стоит, как соприкасается с диваном или стулом, обратите внимание на свое дыхание. Не позволяйте своему уму блуждать по прошлому или будущему, просто мысленно будьте «здесь и сейчас» – и вы увидите, как это вас «заземлит», насколько вернет в реальность. Это вы должны делать регулярно....

Помните: если мы не контролируем ум, он начинает контролировать нас. Речь контролировать уже сложнее. Если мы оторваны от реальности, в нашем уме всегда звучит какой-то внутренний диалог или монолог, и именно он отнимает 95 % тонкой энергии. Поэтому очень важно отслеживать свои мысли, свой внутренний тон. Негативный внутренний тон входит в привычку и делает поведение человека малоэффективным. К сожалению, у многих людей все происходит именно так.Негативный внутренний тон приводит к тому, что мы программируем себя на неудачи, создаем отрицательные мыслеформы. Представьте, что то, что происходит у вас в уме, будет транслироваться по каналу центрального телевидения. Как вы к этому отнесетесь? Большинство людей такая перспектива повергает в ужас. Если вы разделяете их чувства, это говорит о том, что вы еще раб судьбы, о том, что у вас еще есть проблемы.В уме человека, живущего осознанно, всегда цветут лотосы; в нем живут только добрые, положительные мысли, полные любви. Только такие мысли могут притянуть здоровую реальность.Запомните эту фразу: тому, кто не слышит себя, очень трудно понимать и слышать других. Все мы ждем от окружающих понимания, но сами часто спешим дать совет вместо того, чтобы попытаться понять собеседника. Если мы не научимся слушать самих себя, мы никогда не будем успешными в общении и в жизни, ведь в этом случае мы просто не вправе рассчитывать на понимание окружающих.Как проявляется любовь? Она проявляется в том, что мы понимаем других, слушаем и слышим их, принимаем их такими, какие они есть, сочувствуем им или радуемся за них.Один из способов начать слушать самого себя – работа над осознанием сути наших мыслительных процессов. Развитие навыка прослушивания собственных мыслей – первый шаг к осознанию того, почему мы ведем и ощущаем себя тем или иным образом, более того – это дает нам возможность понимать свои ощущения; осознавать, почему мы воспринимаем мир так, а не иначе.Два человека смотрят в одно и то же окно: один видит звезды, другой – решетку. От нашего восприятия без преувеличения зависит вся наша жизнь. Если мы склонны воспринимать окружающую реальность через фильтр постоянного недовольства миром и внутренней неудовлетворенности – как это проявится в нашей жизни? У многих людей мыслительный диалог постоянно сопровождают выражения: «Кошмар!», «Что за жизнь!», «Как мне все надоело».Если мы осознаем свои мысли, если мы мыслим позитивно, объективно смотрим на происходящее с нами и воспринимаем каждое событие как урок, мы обретаем способность осознавать свои принципы и идеалы.Это глубочайшая тема, говорить об этом можно очень долго, однако в рамках данной книги мы не имеем такой возможности, поэтому я постараюсь изложить основные ее положения вкратце.Как выстраивать мыслительные процессы. Никогда не говори никогда

...

Цена величия – это ответственность за каждую мысль.Уинстон ЧерчилльВсе начинается с мысли. Многие йоги совершают аскезы (например, принимают омовение в ледяной воде), если у них промелькнула негативная мысль в отношении какого-нибудь человека, потому что они знают, что любая, даже самая мимолетная мысль подобно магниту притягивает из ауры окружающего тонкого мира десятки таких же мыслей, и если не отследить, не осознать ее, она усиливается и постепенно может создать опасную тенденцию.Представляете, как они опасны? А потом мы удивляемся, почему у нас жизнь не сложилась....

Очень важно избегать в лексиконе таких слов, как: всегда и никогда. Это нарушение тонких законов Вселенной. Ведь в этом мире, с одной стороны, нет ничего вечного, а с другой – ничего невозможного, – следовательно, рано или поздно эти слова обязательно вступают в противоречие с реальностью. Слова «вынужден», «должен», «обязан» также имеют негативный оттенок. Не делайте ничего с такой мотивацией, приучайтесь все делать из любви. Вынужден – этим словом мы часто программируем свое подсознание, ставя себя в роль жертвы. Такие слова не оставляют выбора в поведении. Они вынуждают нас бросаться в крайности, действовать по принципу «или-или». Бог проявляется в мелочах, а дьявол – в крайностях. Все эти слова и выражения приводят к аутодеструктивному поведению. Конечно, у каждого из нас есть разные обязанности – на работе, в семье, – и это совершенно нормально. Проблемы от употребления вышеперечисленных слов могут возникнуть, если вы ставите себя в родительскую позицию и пытаетесь навязать какие-то обязанности собеседнику либо сами принимаете роль жертвы, вынужденной делать что-то, к чему душа не лежит. Когда вы говорите человеку: «Ты должен это сделать», – тем самым вы посылаете ему сигнал: «Ты – не о’кей».В английском языке слово «должен» более многогранно – в нем используется не только повелительное «must», но и куда более нейтральное по смыслу «have to», или еще более нейтральное «should». Лучше всего взять на вооружение русский аналог последнего и говорить: «Тебе (или мне) следовало бы поступить так-то…»...

Надо стараться жить так, чтобы слово «должен» употреблялось как можно реже. Если человек живет любовью, «в потоке», он поступает так, как ему велит сердце, каким-то тяжелым и неприятным обязанностям в его жизни просто неоткуда взяться. В духовном мире не существует долга, там нет брачных контрактов или партнерских соглашений на десять страниц. Там царит мир и любовь, нет никакого принуждения. Но в этом мире иногда нужно его применять: начальнику по отношению к ленивому подчиненному, находящемуся на низком уровне внутреннего развития, и т. п.Кто-то может сказать: «Но разве Дхарма – это не обязанность, не что-то, чему мы должны следовать в этом мире?» Нет. Высшее понимание Дхармы – это действия, мотивированные именно любовью. Если человек живет как во сне, выполняет свой долг, находясь при этом под влиянием энергии невежества, он может разрушить свою жизнь, даже следуя по пути своего предназначения....

Нам необходимо жить осознанно, предлагая плоды своего труда Богу и действуя во благо всех живых существ. В «Бхагавад-Гите» (глава 8, стихи 18 и 19) сказано: «Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их. Он также не зависит от других живых существ. Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не беспокоясь о плодах своей деятельности, ибо, действуя так, он достигает Всевышнего».Но речь опять-таки идет не о том, что действия из чувства долга плохи сами по себе, а о том, что мы не вправе упрекать других, говоря уверенным тоном «ты обязан»…Вдохновение и упреки – это разные вещи

Как-то раз у меня на консультации была интересная молодая пара, имеющая несколько детей. Они успешно работают в сфере высоких технологий и читают эзотерические книги. Мужчина с первой минуты заявил мне, что у него открыта сердечная чакра – Анахата, что он любит всех, а его существование – выше всех правил…Он был одет во все черное, на его футболке были нарисованы какие-то монстры и чудовища. Его супруга в большом замешательстве: недавно муж заявил ей, что любит двух женщин (ее и еще одну) одинаково, и ей придется это терпеть. О детях они вообще не упоминали.Я объяснил женщине, почему она привлекла в свою жизнь такие обстоятельства, какие ментальные установки ей мешают жить и т. д. Она согласилась со всем, что я сказал. Я объяснил ей, как работать над собой, и одним из моих пожеланий было: никого не упрекать, не предъявлять претензий, внутренне простить.Ему я честно сказал, что им просто овладело вожделение, что безусловная любовь в первую очередь проявляется в том, что счастливы те, кто рядом с тобой, ближние. Что решение улететь на несколько выходных к любовнице на сексуальную встречу, забыв о детях, – это не безусловная любовь. Есть маленькие дети, семья, есть обязанности, связанные с ними.Да, детям в первую очередь нужна безусловная любовь, но еще им нужна с любовью принесенная пища, одежда и т. д. Я посмотрел его по энергетическим центрам и сказал, что у него вся связь с этой женщиной на сексуальной чакре, никакой безусловной любви там нет и близко.Вначале он что-то возражал, но после того, как выяснилось, что его желание общаться с этой женщиной прошло после того, как она отказалась иметь с ним сексуальную связь, он согласился.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Отследите, сколько раз вы в течение недели произносите слова «всегда» и «никогда». И, самое важное, следите за своими мыслями. Если вы хотите разрушить личные отношения, начните говорить: «Ты никогда не приносишь мне чай вовремя», «Ты всегда так себя ведешь». Это очень сильный упрек; таким образом вы сформируете у человека негативную программу. Например, человек говорит: «Я никогда не могу сосредоточиться и чувствую себя неуверенно, если мне нужно выступить перед публикой». «Я никогда» – это, как правило, разрушительное утверждение. Произнося его, человек изначально лишает себя возможности что-либо изменить.Это же выражение можно произнести по-другому – вместо «всегда» сказать «иногда». Например: «Иногда я не могу», и вы уже не ставите себя в жесткие рамки заданного, а находите причину проблемы: «Мне бывает трудно выразить мысль. А почему?» Потому что надо подготовиться, настроиться.«Я иногда волнуюсь, когда нужно выступить перед людьми», «Я неуверен, что мне удастся правильно выразить свою мысль», «Наверное, было бы полезней заранее продумать свою речь или даже подготовить конспект». Это уже конструктивный подход, создание положительной мыслеформы, ведущей к созидательным действиям.Важно понять, что в этом мире все временно. И, когда мы делаем заявление – «никогда», «всегда» и так далее, мы на тонком плане проявляем агрессию ко Вселенной и сильно унижаем человека. И что мы получим в ответ?Особенно опасно говорить такие слова детям – их можно на всю жизнь запрограммировать на неуверенность и неудачи…Например: «Ты всегда всего боишься!» Потом, в зрелом возрасте, психологу порой бывает совсем не просто помочь человеку избавиться от этой программы.«Ты всегда побеждаешь» или другие «положительные» утверждения, в свою очередь, могут развить у ребенка нарциссические наклонности, неумение внутренне принимать ситуацию, в которой он не достигает успеха. А потом, чтобы сбить спесь, образовавшуюся от случайной фразы родителей, Вселенная вынуждена будет посылать ему болезненные уроки…Ментальные установки притягивают реальные события

Наша система убеждений оказывает влияние на то, как мы общаемся с другими людьми.Неумение слушать приводит к неосознанности. Поэтому зачастую мы живем как бы в автоматическом режиме, в отличие от активного, не подразумевающем возможности выбора. Исследования Авраама Маслоу показали, что 99 % людей живут в основном механически, как роботы. Научиться слушать себя может помочь медитация Випассаны. Я очень рекомендую вам ее пройти: эти десять дней могут изменить вашу жизнь, научить слушать себя, осознавать свое тело, чувствовать себя «здесь и сейчас». Это возвращает в реальность, как ничто другое. Эти курсы проводятся по всему миру. Но все начинается с того, что нам важно научиться слушать самих себя. Очень многие люди, даже интроверты с достаточно высоким культурным уровнем, порой не замечают, как перебивают собеседника, а происходит это потому, что они не присутствуют «здесь и сейчас», находятся в какой-то своей реальности. Согласно восточной и западной психологии, это уже является определенным психическим отклонением....

Нам следует постоянно находиться в реальности и слушать друг друга так, чтобы становилось очевидно – мы «здесь и сейчас». Если вы не можете справиться с желанием вставить пару умных фраз, перебиваете собеседника – это уже свидетельство о каких-то проблемах в вашей психике. Иногда перебить нужно, но это должно происходить осознанно. Нужно постоянно работать со своим сознанием, стараться менять отрицательные мыслеформы на положительные. Возьмем, например, такую мысль: «Он не имеет права так со мной разговаривать. Что он о себе возомнил?» Она вызывает только гнев и раздражение – сплошной негатив. Ее можно поменять на другую: «Почему он так со мной разговаривает? Мне нужно проанализировать свое поведение – наверняка в нем было что-то, что спровоцировало такое напряжение с его стороны».Отрицательная реакция («Как он смеет? Да кто он вообще такой?») идет от эго и ума, пытающихся защитить себя. Реакция должна быть иной – проактивной, на более высоком уровне: «Чем я заслужил такое отношение к себе? Может быть, я унижался или, напротив, был слишком дерзок? Может быть, я не гармоничен и нахожусь в позиции „Я – не о’кей, Ты – не о’кей“? Чем я привлек такую ситуацию?» и т. п. И вы уже не отвечаете агрессией на агрессию. Следовательно, собеседник не получает энергии для продолжения атаки, и вы выходите из этой ситуации победителем. Вы начинаете работать над собой, меняться, а минус превращается в большой плюс, особенно если при этом вы внутренне благодарите этого человека и желаете ему любви.Подобный анализ поможет вам удержаться от осуждения и среагировать в соответствии с первым уровнем слушания и установкой «Я – о’кей, Ты – о’кей».По большому счету любая другая установка (если она принимается неосознанно) разрушительна для вас и окружающих. Кроме того, это поможет вам вместо осуждения и бессмысленной потери энергии перейти к поиску выхода из данной ситуации.Человек может неделями сокрушаться о том, что начальник его не ценит (вместо того, чтобы, проанализировав происходящее, выявить причины его недовольства и работать над их устранением), но в этом случае он просто занимается саморазрушением, он генерирует негативную энергию. Негативные ситуации необходимо превращать в позитивные, конструктивные, через изменение своего восприятия.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Отследите свой внутренний диалог. Научитесь задавать вопросы самому себе: «Для чего мне послан этот человек, эти обстоятельства? Что Всевышний пытается донести до меня через него?» – вместо: «За что мне это?» Философский секрет мыслеслушания

Главная проблема, из-за которой многие люди не могут слушать, заключается в том, что их ум поглощен мыслями. Главное для них – не слова собеседника, а их собственные мысли, закрывающие от них то, что действительно бесценно, – Истинную сущность, Бытие собеседника, которое скрывается за завесой слов и ума.Если мы слушаем собеседника без вмешательства со стороны ума, мы дарим человеку пространство, позволяем ему быть самим собой. Для этого нужно самому жить не захлестнутым волнами ума и эмоциями, осознанно. Живя так, мы начинаем ощущать всеобщее единство, которое и есть истинная любовь.К сожалению, в основном отношения между людьми находятся на ментальном уровне, на уровне взаимодействия их умов, что служит источником дисгармонии, множества конфликтов, становится причиной раздоров в личной жизни. Наши отношения с другими людьми становятся гармоничными, только если мы живем и общаемся в чистом пространстве, свободном от ментальных шаблонов. Но эти темы будут раскрыты в других моих книгах.Как заставить слуховое восприятие работать на нас

...

Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.Цицерон Современные западные психологи проводили исследования, в ходе которых были опрошены 60 000 человек, и выяснилось, что в процессе общения:1. Ответ-совет – это когда, например, вы рассказываете человеку: «Я пришел на работу, а у меня там такое…», а в ответ слышите: «Да уйди ты уже с этой работы!» Склонность реагировать подобным образом разрушает отношения. 2. Ответ-вопрос – это когда, например, ребенок пришел из школы и хочет поделиться тем, что с ним произошло за день, а родитель, вместо того чтобы спокойно слушать, начинает задавать какие-то свои вопросы: «Это все замечательно, а что ты получил за контрольную по математике? И зачем ты дружишь с этим оболтусом? Ты вовремя поел?..» и т. д. Когда мы, вместо того чтобы выслушать монолог собеседника (и только потом реагировать), превращаем общение в подобие допроса – это также унижает, создает психологически дискомфортную ситуацию. Другая разновидность такого диалога: «Как у тебя дела?», а в ответ: «А у тебя как?» 3. Ответ-сопереживание – такие ответы давали люди, прошедшие курсы, подобные тем, на основе которых написана эта книга. Так вот, почти все эти 19 200 человек сказали, что прошли такие курсы или читали подобные книги, и только 7 % из них ответили, что сопереживание – их естественная реакция или следствие их жизненного опыта. Представляете – из 60 000 опрошенных умение сопереживать «было в крови» (то есть было принесено из прошлых жизней) или стало следствием жизненного опыта лишь у нескольких сотен человек. То есть в принципе сопереживание как естественная реакция на слова собеседника – явление, для нашей культуры нехарактерное.В процессе социализации общество приучает людей давать советы, задавать вопросы или критиковать. Мы привыкаем к этому сами, приучаем своих детей и в итоге такой подход уже воспринимается как нечто вполне естественное – если с нами кто-то чем-то делится, мы автоматически даем ему совет, спрашиваем о чем-то или критикуем.Но это не первый уровень слушания, и, значит, такой подход не приносит успеха ни в материальной, ни в духовной жизни.Чтобы слушать на первом уровне, мы должны стать сопереживающими, а для этого нужно следующее.1. Избегать осуждения, выражения критического отношения к говорящему или сказанному. Люди часто воспринимают такую критику как агрессию, преследование. Когда у человека случилась в жизни какая-то беда, и вместо сочувствия он в ответ на свои жалобы слышит:«Ну, как ты мог! Я же тебе говорила, не связывайся с этим негодяем! Ты никогда меня не слушаешь!» – на самом деле мы не сопереживаем ему, в этот момент наше эго просто танцует от радости, так как нашло подтверждение своей правоты, и проблема собеседника становится для нас не более чем поводом для самоутверждения. В результате отношения портятся.2. Внимательно прислушиваться к тому, что стоит за каждым высказыванием собеседника, сопереживая и не осуждая. Это помогает выстраиванию доверительных отношений и способствует решению проблем говорящего. Мы должны проявлять участие к чувствам собеседника. Обратите внимание: чего ожидает женщина, когда рассказывает что-то своей подруге? В первую очередь, она хочет эмоциональной поддержки, ждет, что к ее чувствам будет проявлено уважение, ведь основные планеты, под покровительством которых находятся женщины, – это Луна, отвечающая за психоэмоциональную, чувственную сферу, и Венера, одно из главных положительных качеств которой – способность выстраивать отношения, вести себя дипломатично.Мужчинам это необходимо в меньшей степени – они находятся в основном под управлением Солнца и Марса и менее эмоциональны по своей природе. В мужской среде, как правило, не принято открыто делиться чувствами. Представьте себе: встречаются два воина, эмоционально рассказывают что-то друг другу и, обнявшись, сентиментально рыдают. Нелепая картина? Правильно. Потому что это не марсианское решение проблем, по крайней мере, на трезвую голову. Но для мужчины тоже очень важно быть услышанным, знать, что собеседник уважает и его самого, и его чувства.3. Задавать вопросы в нужный момент, учиться чувствовать, когда собеседник готов отвечать. Вы должны быть очень внимательны к говорящему: в этом случае вы сможете не только задать правильный вопрос, но и сделать это вовремя и в нужной форме – в противном случае вы можете просто расстроить и сбить собеседника с толку: несвоевременная «бомбардировка вопросами» очень сильно действует на нервы.Иногда реакцию сопереживания следует проявлять 2–3 раза («Да, я согласен», «Да, я тебя понимаю…», «Да, а как…?), то есть не задавать вопросов до тех пор, пока эмоциональный уровень говорящего не понизится до той степени, что он станет способен рассуждать самостоятельно и объективно. Эмоции этому только мешают.Если человек эмоционально возбужден, не надо ему ничего говорить и советовать. Все, что ему в этот момент нужно – ваше сопереживание. Он должен убедиться в том, что вы его понимаете и принимаете. В противном случае можно просто нажить себе врага. Например, приходит ваш знакомый, весь на эмоциях, и говорит:– Меня выгнали! Мне начальник такого наговорил!А вы в ответ:– А я тебе говорил, что так и произойдет, если не будешь слушать моих советов! Говорил?– Говорил, говорил… Да пошел ты со своим «говорил»!Надо сначала понизить эмоциональный накал, посочувствовать собеседнику:– Представляю, как тебе тяжело сейчас. (Даже если при этом вы подумаете про себя: «И хорошо, что выгнали. Толку-то от такой работы – сплошной стресс за смешные деньги».) ...

Пожалуйста, обратите внимание: не противоречит ли то, что вы думаете, тому, что вы говорите – это очень важно. Вы имеете право на собственное мнение по поводу происходящего, но в то же время нужно и сопереживать человеку, не высказывать первое, что вам приходит в голову. 4. Стараться сдерживать желание решить проблему за говорящего. Как вы думаете, какая роль диктует нам такое желание? Это роль типичного «спасателя» – его хлебом не корми, только дай решить чью-нибудь проблему, «догнать и причинить добро». В нашем обществе очень живуч миф о том, что от нас требуется решение проблем, с которыми сталкиваются другие. Никогда не идите на поводу желания «облагодетельствовать» окружающих таким образом. Потому что «спасатель» – это эго. Наша же основная задача – просто выслушать человека, не осуждая, предоставив ему возможность найти решение проблемы самостоятельно. Если вы способны на это – вы Мастер общения.5. Не давайте банальных советов. Ни в коем случае нельзя использовать выражения: «Завтра будет лучше», «Не принимай все близко к сердцу». Вам может казаться, что таким образом вы пытаетесь утешить человека, вселить в него оптимизм и веру в светлое будущее, однако на деле подобные выражения опустошают отношения, так как собеседник получает сигнал о том, что его переживания не имеют значения, а ведь он обращается к вам именно для того, чтобы поделиться чувствами.Особенно такое отношение неприемлемо для женщин, так как на подсознательном уровне женщина отождествляется со своими чувствами, и, если собеседник их игнорирует, она автоматически принимает это как неуважение к себе и чувствует агрессию. Говоря женщине: «Не делай из мухи слона», – вы унижаете ее.Это особенно распространено у так называемых духовных людей: «Молись больше», «Все проблемы в уме», «Это твоя карма», «Господь терпел – и ты терпи» и т. д. Ничего, кроме испорченных отношений и агрессии к вам и вашим «умным» словам, вы в ответ не получите, если выскажете подобное человеку, который в этот момент эмоционально на взводе.6. Старайтесь не задавать вопроса: «Почему?» Этот вопрос нужен в переговорах, когда на вас кто-то наседает, говоря: «Вы должны это, вы должны то…» В остальных случаях он, как правило, вызывает у собеседника ощущение необходимости защищаться или оправдываться. Говоря: «Почему?» – вы ставите собеседника в позицию «Ты – не о’кей».Это очень хорошая позиция, когда на вас нападают, давят, пытаются управлять: «Вы должны пойти туда и сделать то-то и то-то…» «Почему?» – спрашиваете вы спокойно и уважительно. И наступает пауза. В этих ситуациях вопрос «почему?» – актуален, он помогает вернуть говорящего в настоящий момент, построить диалог с позиции «Я – о’кей, Ты – о’кей».Но в близких отношениях «почему?» переводит нас в родительскую позицию, и это может быть очень дискомфортно для собеседника, ожидающего от нас не назидания, а сочувствия. «У меня такие-то проблемы на работе…» «А почему ты это допустил?»… и отношения портятся. Вы можете говорить очень правильные, философские вещи, но если уровень эмоционального возбуждения слушающего выше среднего, это означает, что он не готов воспринять услышанное, ему не нужны сейчас никакие советы. Сначала нужно помочь ему успокоиться....

Нахождению решения часто способствуют вопросы: «Что?», «Как?», «Когда?», «Где?», «Кто?» Эти вопросы поднимают человека с уровня эмоций на уровень фактов, заставляют мыслить конструктивно. Правила общения с эмоциональным человеком

Если вы видите, что у говорящего высокий уровень эмоционального возбуждения, вам следует соблюдать следующие правила.1. Никакой критики – эмоциональное возбуждение в ответ на критику только увеличивается, ведь подсознательно собеседник ищет у вас поддержки, и, когда вместо нее он получает в ответ: «Да как же ты мог так поступить?» – его сердце поневоле закрывается. Вообще, лучше не критиковать никого и никогда, особенно если человек пришел к вам и открывает свои чувства. Критиковать можно, только если вас об этом просят. (Выше мы говорили о том, как нужно давать и получать обратную связь.)2. Чтобы понизить эмоциональный уровень, нужно слушать с сопереживанием. Как вы можете продемонстрировать сопереживание, привести эмоциональный уровень собеседника в норму? Нужно начать свой ответ со слов: «Я понимаю…», – а потом повторить сказанное собеседником, а лучше пересказать другими словами. Например: «Меня выгнали с работы» – «О, ты потерял работу, наверняка это не улучшает настроение».3. Подытожить услышанное. То есть необходимо вернуться к тому, что сказал собеседник, и сделать определенное резюме: «Правильно ли я тебя понял? Ты хотел сказать то-то и то-то?» – «Да!»Во-первых, человеку очень приятно, потому что он может и сам толком не понимать, что хотел сказать. Некоторые люди способны говорить очень долго, и им очень приятно, когда что-то из этого бесконечного вербального потока нашло у слушателя отклик, показалось важным: «Ты это хотел сказать?» – «Да, точно, именно это я хотел сказать!» И у человека автоматически появляется к вам и уважение, и доверие, и благодарность, его сердце открывается вам, потому что вы смогли подытожить сказанное им, отсекли все лишнее. В этом случае ему становится легче найти решение своей проблемы.4. В этот момент очень важно задавать уточняющие вопросы: «Что?», «Как?», «Когда?», «Где?», «Кто?» 5. Предоставлять собеседнику необходимую справочную информацию, то есть поделиться с ним какими-то фактами, идеями, полезными сведениями. Вы уже выслушали человека, продемонстрировали сопереживание, он успокоился – только теперь можно начинать конструктивный диалог, давать ему информацию. Например, о том, о каких перспективах работы для него по этой специальности вам известно: «Я вот как раз недавно прочитал в газете, что…», «Ты, знаешь, я слышал…», «Статистика говорит…» и т. д.6. Установить позитивную обратную связь для обдумывания данной проблемы и принятия решений. 7. Если нужно, наметить время следующей встречи. «Давай еще завтра встретимся, пообщаемся, если ты не против, если тебе это важно. В любом случае имей в виду – в свободное время я к твоим услугам».Притча. Воздух, смягчающий удары ...

Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость.Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал:– Хочу быть самим собой. Пусть все знают, что я чувствую. Вежливость – это ерунда, сотрясение воздуха.– Это верно, – любезно согласился учитель, – но именно воздухом наполнены наши автомобильные шины. Видишь, как он помогает смягчать удары… Никто не обязан слушать всех

У кого-то может возникнуть закономерный вопрос: «Но если людям не нужны никакие советы и они готовы приходить ко мне лишь для того, чтобы просто выговориться, то получается, что мне отводится роль пассивного слушателя?» Ответ: пассивным слушателем иногда быть нужно.Но, как правило, вы не должны тратить на это свое время. Остановите на улице любого прохожего, и он готов будет часами рассказывать вам о себе и своих проблемах.Чем более эгоистичен собеседник, тем больше он склонен делиться своими переживаниями с вами, ведь ему кажется, что весь мир вращается вокруг него. Не нужно превращаться в «жилетку» для каждого.Если после вашего общения человеку не становится лучше, а он раз за разом приходит к вам и плачется, лучше отстраниться, не растить паразита, не способного решить свои проблемы самостоятельно, ведь в противном случае у него с каждым разом будет появляться к вам все больше агрессии. Сначала подсознательной, а позже и сознательной.Мы не сможем выслушать весь мир. В Америке задача психолога на 95 % состоит в том, чтобы просто слушать пациента. Психолог получает за это от $100 до $200 в час. В сознании американцев это естественное явление: хочешь высказаться – иди к психологу. Однажды я читал о русских студентах, которые учатся в Америке. Одна такая студентка как-то рассказывала что-то своей новой американской подруге, а та ей ответила: «А что это ты со мной начинаешь делиться своими проблемами? Хочешь высказаться – иди к психологу, плати». Девушка была в шоке от такого подхода.Мы должны слушать людей, которые попали в беду. Но это общение должно возвышать всех его участников, помогать решать проблемы и развиваться духовно, а не опустошать говорящего или слушающего.У каждого из нас есть свой счет в «банке отношений», и несложно увидеть, что один из наиболее эффективных способов улучшить отношения с человеком заключается в том, чтобы участливо, с сочувствием выслушать его. Он рассказывает – вы внимательно слушаете, и, находясь «здесь и сейчас», постепенно успокаиваете его.В первую очередь, чувствуйте энергетику собеседника, отслеживайте, какой у него уровень эмоционального возбуждения. Служение людям начинается с умения слушать участливо…Как уже было сказано, в современной культуре высшее проявление отношений – «Я – о’кей, Ты – о’кей». Принцип восточной психологии более тонок: «Если я выигрываю, то и ты выигрываешь, или мы не вступаем во взаимоотношения вообще».Поэтому если общение не приносит пользы ни вам, ни собеседнику или кто-то из вас чувствует себя опустошенным после такого общения, значит встречи с таким человеком лучше сократить.Как совершенствовать навык успешного слушания

Чем больше эго человека, тем ему тяжелее слушать. Ему становится скучно, он думает: «Что нового они могут сказать – я и сам все знаю». Эгоистичному человеку приятней говорить, а слушать он предпочитает о себе или о чем-то имеющем к нему непосредственное отношение. Говорение подразумевает в том числе и ментальный монолог. Эгоистичный человек либо высказывается вслух, либо слушает свой ум вместо того, чтобы прислушиваться к тому, что говорит собеседник.Или же – другая сторона эго – чтобы почувствовать свою значимость, такие люди могут становиться всеобщими «жилетками», принимая на себя роль «спасателя». Если мы смиренны, мы будем стремиться услышать каждого, уделить ему какое-то внимание, ведь для чего-то же он дан нам Богом. В услышанном всегда нужно стараться найти что-то полезное, и если мы настроены положительно, то, как правило, нам это удается.На самом деле Вселенная часто говорит с нами, дает нам какие-то знаки даже через случайно брошенные фразы посторонних людей. Но для того чтобы слышать ее голос, слышать самих себя и окружающих, нужно избавиться от эго или хотя бы уменьшить его. Если вы слушаете не через эго, без ментального фильтра, то все, что вы скажете в ответ на услышанное, дойдет до сердца собеседника.2. Очень важно взять инициативу в свои руки и создать атмосферу общения с глазу на глаз, не отвлекаться.Чем более беспокоен ум человека, тем менее эффективно он слушает. Отвлекаясь на внешние факторы, можно сильно обидеть собеседника. Например, человек делится с вами сокровенным, а вы ему в этот момент: «О, смотри, какой «BMW» поехал!» Подобный подход к общению – показатель низкой культуры человека. Даже если вы ничего не говорите вслух, а просто в какой-то момент теряете интерес к тому, что вам рассказывают, и задумываетесь о своем, собеседник это обязательно почувствует. Поэтому вы должны стараться сконцентрироваться.Озвучьте свою позицию в самом начале – если вы устали или в данный момент у вас нет возможности говорить, лучше вежливо объяснить это собеседнику и предложить перенести разговор на другое время. Но если вы все же начинаете слушать, вы должны быть «здесь и сейчас» – это проявление уважения к человеку.Если вы хотите научиться любить, вы должны научиться уважать мир в целом, людей, себя, законы этого мира.В качестве отвлекающего фактора часто выступает, например, внешний вид человека. Учитывать то, как выглядит ваш собеседник, необходимо, но окончательные выводы о нем на основе одного только внешнего вида делать не стоит.Также важно обратить внимание на свой вид и на окружающую обстановку, убедиться в том, что все это не отвлекает собеседника от сути обсуждаемых вопросов.При включенном телевизоре вести внимательно беседу невозможно в принципе, даже если он включен как фон.3. Следует постоянно подбадривать говорящего своим вниманием и выражением интереса....

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы.Артур Шопенгауэр Слушая, важно подавать звуковые сигналы, подтверждающие, что вы слушаете: «Ну, да. О! Да…» Или это может быть короткий вопрос, свидетельствующий о том, что сказанное собеседником вам интересно, и т. д.Если человек не получает от вас подобных сигналов больше 40–60 секунд, у него возникает чувство, что вы его не слушаете, не уважаете. Очень важно понять, что истинное слушание исключает равнодушное и предвзятое отношение к собеседнику – это процесс, требующий отдачи. В нашем обществе бытует представление о слушании как об отдыхе, процессе, не требующем никаких затрат энергии в духе: «А Васька слушает да ест»… Мы думаем: «Чтобы сказать, выступить перед аудиторией, следует поработать – подготовиться, набросать план выступления, а слушать – это просто, сиди себе и смотри на собеседника».Но это не так. В процессе слушания вы должны анализировать сказанное, вовремя выражать свою реакцию, ведь даже один несвоевременный кивок головы может разрушить весь процесс.Нужно осознавать, что слушание – это серьезная работа, в процессе которой мы должны быть отдающими, создать определенную атмосферу, наполнять пространство умиротворением, уважением и любовью. Если слушать невнимательно, относиться к услышанному пренебрежительно, это оскорбит собеседника и испортит ваши отношения.Например, если в процессе общения вы откинетесь на спинку стула, скрестите руки или ноги, то у человека неосознанно появится к вам агрессия, даже если он не умеет читать жесты тела.Вы должны задействовать невербальные приемы: наклониться к говорящему, показывая тем самым, что вам интересно, и т. д. Человек воспринимает все это подсознательно. Отслеживать свое поведение, быть «здесь и сейчас», стремиться услышать человека, дать ему поддержку, если требуется, – это серьезная работа, и чем больше эго, тем тяжелее эту работу выполнить.4. Очень важно сосредоточить свое внимание на основных мыслях, не отвлекаться на второстепенные темы.Опять же, чем больше эго, тем больше личных ассоциаций и желания делиться ими вместо того, чтобы слушать собеседника. Человек вам рассказывает о произошедшем с ним, ожидая сочувствия и поддержки, а вы в этот момент вспоминаете о чем-то своем и «уноситесь вдаль» в своем уме или, что значительно хуже, начинаете рассказывать о том, что вспомнили, и это нарушает ход беседы и вызывает у говорящего неприятие по отношению к вам.Старайтесь придерживаться в процессе диалога какой-то линии, логики – это поможет сделать общение действительно конструктивным.5. Если обстановка позволяет, очень полезно конспектировать услышанное.Если вы обсуждаете что-то важное – лучше достаньте блокнот и записывайте. Это позволяет зафиксировать основные моменты и впоследствии освежить их в памяти.Есть такое правило: если вы не записываете, то через неделю в памяти остается не более 5 % информации. «Да, мы говорили с ним об отпуске», – вот и все, что вы вспомните, а детали будут утрачены, хотя разговор был очень обстоятельный и подробный. Кроме того, когда человек записывает услышанное, он вызывает к себе большое уважение.6. В процессе слушания необходимо воздерживаться от возражений, даже если собеседник, по вашему мнению, в чем-то явно заблуждается.Конечно, в этом случае ваши чувства будут задеты, и вы немедленно захотите возразить, «наставить заблудшего на путь истинный», но сразу, а часто и в дальнейшем, этого точно делать не следует. Сначала позвольте человеку выговориться, высказать свою точку зрения, поделиться фактами. Допустите, хотя бы теоретически, что ваши знания и взгляды на мир не самые правильные во Вселенной.Очень важно не позволять эмоциям влиять на нас, ведь чем сильнее в разговоре накал страстей, желание повлиять на точку зрения собеседника, тем дисгармоничней общение. Ваша задача – не устроить бурные дебаты, а успокоить говорящего (и себя заодно, если нужно), перевести диалог с уровня эмоций на уровень фактов.Находясь на уровне эмоций, эффективно слушать невозможно. Как только включается ум и эго – интеллект и интуиция отключаются, теряется контакт с Божественной энергией. Эмоциональное слушание очень часто приводит к недопониманию и конфликтам, так как обычно подразумевает две крайности: вы либо критикуете собеседника, либо боготворите, или же проявляется в крайнем – положительном или отрицательном отношении к кому-то третьему.7. Очень важно сохранять ясную голову и задавать наводящие вопросы, чтобы понять, насколько точно вы понимаете сказанное.Внезапные яростные возражения, возникшие в результате недопонимания, могут привести к возникновению психологической глухоты.Не нужно занимать позицию обвинителя, то есть искать то, что было сказано неправильно. Ищите положительное. Если человек, по вашему мнению, говорит явную ерунду, не надо с ним спорить, достаточно мягко попросить отталкиваться от реальных фактов.В спорах истина не рождается. Споры, как правило, лишь разрушают отношения. Вы можете 20–30 минут внимательно слушать, после чего человек откроется, но одно яростное возражение с вашей стороны – и все, «мост сломан». Ищите положительное, не концентрируйтесь на ошибках говорящего. И всегда давайте обратную связь: «Да, ты правильно заметил, что…» Человеку приятно, когда его понимают и поддерживают.Да и вообще, какой смысл спорить и критиковать кого бы то ни было? Концентрируясь на ошибках и отрицательных качествах других, мы сами начинаем ими пропитываться, мы становимся тем, на что настроено наше сознание, а люди, которые всю жизнь ругают политиков, сплетничают об окружающих и выискивают у них различные недостатки, деградируют, много болеют и страдают.8. Очень важно резюмировать сказанное и для собеседника, и для себя.На подсознательном уровне человек чувствует огромное удовлетворение, когда другие подводят итоги сказанного им. Поступая таким образом, вы продемонстрируете уважение к говорящему. Резюмирование полезно и для вас, и для собеседника.Выслушав ваше резюме, он видит себя, слышит сказанное им со стороны вашими глазами и ушами, и его восприятие может измениться.9. Нужно регулярно практиковаться в слушании, делать это при любой возможности.Например, вы едете в автобусе. Не теряйте время зря – сосредоточьтесь, послушайте, какие звуки доносятся, о чем говорят пассажиры. Войдите в роль говорящего, обратите внимание, как его речь воспринимают попутчики и т. д.Практикуйтесь постоянно. Чтобы развить навык эффективного слушания, нужно примерно полгода. Без этого навыка вы никогда не станете мастером общения.10. Очень важно анализировать невербальные сигналы, посылаемые нам собеседниками.По большому счету именно они несут самую важную информацию. Когда человек говорит с вами, вы видите, открыт он или нет. Допустим, на фактическом уровне он может говорить: «Моя жена такая… Я хочу с ней развестись». Отслеживайте, как реагирует его тело, как движутся зрачки, какие эмоции у него в этот момент, и, возможно, вы увидите, что на самом деле он не верит собственным словам или не собирается воплощать сказанное в жизнь.Как, например, определить, что собеседник хочет вас покинуть? Присмотритесь внимательно – в этом случае его корпус уже будет наполовину развернут к выходу, хотя он сам может этого не замечать. В таком случае не стоит задерживать его, лучше тактично свернуть диалог и попрощаться.11. Оценивайте содержание сообщения, а не поведение или личность говорящего.Это правило вы должны соблюдать всегда, если вы общаетесь с человеком, чье мировоззрение отлично от вашего. К примеру, он является последователем другой религии или философской школы.Переход на личности («А сам-то ты кто такой? Когда ты это понял?») – явление недопустимое. Вы не должны критиковать личность, вы можете только выразить свое мнение о философии. В этом случае вы не обижаете собеседника.В подобной ситуации лучше будет сказать: «Я понял ваше мнение. Но факты говорят том, что, возможно, оно ошибочно», – после чего спокойно изложить эти факты, если вам дают высказаться.Эффективность работы большинства руководителей зависит от того, как они общаются с сотрудниками один на один. Менеджмент – это работа с людьми, а основная задача менеджера – наладить взаимоотношения с подчиненными.Эффективный менеджер никогда не забывает о том, что многие предпочитают говорить, а не слушать, но на самом деле ситуацию и ход общения контролирует именно слушатель. Лучшие американские специалисты по психологи бизнеса давно поняли: по-настоящему успешным может стать лишь тот бизнесмен, который умеет слушать.Современная притча. Менеджер и программист ...

Человек, летящий на воздушном шаре, обнаружил, что потерялся. Он спустился немного ниже и заметил на земле женщину. Спустившись еще чуть ниже, он обратился к ней:– Простите, не могли бы вы помочь? Я договорился с другом встретиться час назад, но не знаю, где сейчас нахожусь.– Вы находитесь на воздушном шаре в 30 футах от поверхности Земли, между 40 и 41 градусом северной широты и между 59 и 60 градусом западной долготы, – ответила женщина.– Вы, должно быть, программист?– Да, а как вы догадались?– Вы мне дали абсолютно точный ответ, но я совершенно не представляю, что делать с этой информацией, и я все еще потерян. Откровенно говоря, вы мне совершенно ничем не помогли.– А вы, наверное, менеджер?– Да. А вы как догадались?– Вы не знаете, где находитесь и куда направляетесь. Поднялись вы туда благодаря воздуху. Вы дали обещание, которое не представляете, как выполнить, и ожидаете, что люди, которые находятся ниже вас, решат ваши проблемы.И, наконец, сейчас вы в том же самом положении, в котором находились до встречи со мной, но почему-то теперь в этом оказалась виновата я. Как побудить других слушать нас?

...

Если окружающие вас не слышат, упадите перед ними на колени и молите о прощении, потому что, по правде говоря, виноваты вы сами.Федор Достоевский1. Очень важно помнить – если вы слушаете человека внимательно, у него на подсознательном уровне возникает принятие того, что вы скажете, и уважение к вам, поэтому, когда вы начнете говорить, он будет слушать вас так же внимательно. Общение будет происходить на более высоком уровне, возвышая вас обоих духовно и легко решая все проблемы.Ученые выяснили, что даже элементарные частицы меняют свое поведение, когда за ними начинают наблюдать. То же самое происходит и с человеком, когда он чувствует, что его слушают с уважением, принимают таким, какой он есть, не осуждают, не пытаются наставить на путь истинный. Представляете, вы просто внимательно слушаете, ничего при этом не говорите, а человек духовно растет на глазах.У некоторых западных людей, особенно у отдельных религиозных проповедников, понимание блага, к сожалению, сводится, в первую очередь к тому, что кого-то нужно догнать и спасти, «причинить» ему добро, «просветить» его (бедненького, глупенького), что-то ему вложить в голову. Такое мировосприятие ущербно, так как в основе его лежит не поддержка (благость), а желание активных действий, изменений (страсть), и на подсознательном уровне «спасаемый» получает от «спасателя» посыл «Ты – не о’кей».Как вы понимаете, в ответ на такие действия у «заблудшей овцы» не возникает ни уважения к «благодетелю», ни желания принять навязываемое ей «добро». И даже если вначале «спасаемый» и принимает услышанное, то в скором времени он все равно начинает чувствовать раздражение и даже агрессию к тому, кто пытается ему «помочь». В результате «спасатель» лишь в очередной раз убеждается, что народная мудрость: «Не делай добра – не получишь зла» – имеет под собой веские основания.Мастера на Востоке очень часто просто смотрят и внимательно слушают человека и говорят всего несколько слов, но от этого пришедший за помощью чувствует огромное вдохновение....

Если наблюдать за человеком правильно, с любовью и уважением, то его поведение и сознание меняются в лучшую сторону – это закон природы. Во всем Творении все исходит из Любви, поддерживается Любовью и разрушается Любовью. У каждого из нас есть одна первоочередная и основная потребность – любить и принимать окружающий мир и быть любимыми, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. И если вы не удовлетворили эту потребность человека, вы никогда не построите с ним сердечных отношений, а значит, ваши отношения не помогут вам обоим стать более счастливыми и здоровыми.2. Следует сознательно выбрать тональность общения. Другими словами, это означает подстроиться под тон голоса и скорость, с которой говорит собеседник, быть с ним на одной волне. Представьте, что человек говорит вам что-то быстро и громко, а вы отвечаете медленно и очень тихо. Какова будет его реакция? Скорее всего, это только собьет его с толку, но никак не поспособствует установлению контакта между вами. Если же вы начнете вдруг что-то кричать в спокойной аудитории, естественно, вас также воспримут неадекватно.Чем больше мы похожи на слушателя, тем легче он принимает сказанное нами. Это особенно важно и хорошо чувствуется в разговоре с глазу на глаз. Но, конечно, при разговоре с человеком, у которого высокий уровень эмоционального возбуждения, совсем не нужно опускаться на его уровень и начинать что-то говорить ему столь же эмоционально.3. Помните про язык тела.Как уже было сказано, если немного наклониться к собеседнику, слегка вытянуть шею и время от времени кивать, то говорящий подсознательно понимает, что вы его внимательно слушаете. Но все надо делать естественно. Если человек почувствует фальшь, у него возникнет недоверие и агрессия к вам.Огромное значение имеют невербальные средства коммуникации: искренняя улыбка, заинтересованный вид и так далее (опять-таки, при условии, что нет никакой фальши).В процессе общения желательно находиться с собеседником на одинаковом уровне. Если, например, у вас высокое сиденье, а у собеседника более низкое, или вы сидите на диване, а он на полу – у вас подсознательно может включиться родительская позиция, и это помешает общению на равных.Хотя, если вы начальник, то разговор с подчиненными вам нужно проводить так, чтобы они сидели ниже, а вы были во главе стола. И, наоборот, если вы говорите с начальником или учителем, вы должны поставить себя ниже и в прямом, и в переносном смысле. Поэтому во всех духовных школах учитель сидит или стоит на возвышении. Это вызывает подсознательное уважение к нему.4. Очень важно, чтобы ваша поза была расслабленной – это демонстрирует спокойствие и отсутствие агрессии к собеседнику.Также необходим зрительный контакт (примерно на 60 %). Периодически необходимо смотреть в глаза человеку, с которым вы общаетесь.5. Ваши высказывания не должны иметь критического или тем более оскорбительного оттенка.Эго всегда стремится критиковать, осуждать, осмеивать других и восхвалять себя. Это разрушает любые отношения....

Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом – не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.Эпиктет Рекомендации говорящим

...

Ясность – главное достоинство речи.Аристотель1. Всегда четко знайте, что вы хотите сказать. Когда вы научитесь слушать других, вы увидите, что многие люди говорят без всякой логики, перескакивая с одной мысли на другую, и никакого определенного посыла в их словах нет. Просто их речевой аппарат бесконтрольно озвучивает то, что приходит на ум.И наверняка вы подумаете: «Неужели я могу говорить так же?»...

Поэтому старайтесь не уподобляться таким «ораторам» и всегда следуйте этому правилу: сначала определитесь, что вы хотите сказать, и только потом говорите. 2. Узнайте как можно больше о тех, кто будет вас слушать. Даже если это ваш близкий друг, которого вы давно и хорошо знаете, все равно лучше поинтересоваться, как у него дела, как настроение, и какое-то время послушать его. Только так можно понять, на каком эмоциональном и энергетическом уровне человек находится в данный момент.3. Создавайте о себе благоприятное впечатление. Это в первую очередь подразумевает, что вы должны отдавать себе отчет в своем невербальном поведении. Однажды я стал свидетелем такой ситуации: человек рассказывал в большой компании какую-то историю, и все его с интересом слушали. И вдруг, посреди фразы, он сплюнул. Все были шокированы, и, хотя дальше он продолжал рассказывать не менее увлекательно, интерес слушателей к повествованию значительно угас.Женщины и дети придают невербальному поведению особенно большое значение. Если вы преподаете в школе, ученики обязательно заметят, как вы одеты, какая у вас, к примеру, брошка, каким-то образом все это оценят. Дети все видят, ничего не упускают из внимания, особенно если вы их наставник. Ребенок «читает» вас по поведению, видит все по глазам (особенно это касается детей до трех лет). Поэтому всегда следите за своим невербальным поведением.Вы когда-нибудь видели, чтобы ученик, который не любит учителя, любил предмет, который тот преподает?...

Помните: если человек вас не уважает, то какие бы умные вещи вы ни говорили, он не будет вас слушать и принимать то, что вы говорите. 4. Убедитесь в том, что собеседник вас правильно понял. Люди могут понимать одни и те же слова по-разному, поэтому периодически вы должны подводить итог сказанному. Если вас о чем-то спросили, ответив, обязательно уточните: «Я ответил на ваш вопрос? Вы удовлетворены?» Если собеседник чего-то не понял и отвечает неуверенно: «Ну, в общем-то да…», предложите ему разобраться во всем, что непонятно.Возможно, переформулировать свои вопросы или задать дополнительные.5. Способствуйте лучшему запоминанию информации. Для этого есть много различных техник. Например, визуализируйте сказанное человеку с помощью понятных образов. ...

Не преподносите информацию сухо: пункт первый, пункт второй и т. д. Вы должны создавать наглядные образы, потому что ум запоминает именно их. 6. Используйте юмор.Преподносите материал в нелогичной, непредсказуемой манере. Это не позволит собеседнику заскучать, обострит его восприятие.Хороший юмор уместен практически всегда, кроме разве что похоронных церемоний, но даже и в этих случаях бывают исключения.У меня есть несколько видео-тренингов на тему важности чувства юмора. Надеюсь, они будут вам полезны.7. Установите обратную связь со слушателем. «Как ты меня понял?» Это очень важно для говорящего.Вы должны чувствовать, что он видит вас, воспринимает сказанное во всей полноте. Старайтесь быть на его волне.8. Работайте с фактами, чаще задавайте себе и собеседнику вопросы: «Как?», «Как часто?», «Когда?», «Где?», «В сравнении с чем?» – это поможет вам обоим сосредоточиться на конкретной проблематике, заставит мыслить и говорить конструктивно, не позволит спуститься на эмоциональный уровень.Чтобы к вашему мнению прислушивались, вы должны стать человеком, который внутренне умиротворен, задает вопросы, пробуждающие мышление, определяет термины, анализирует альтернативные варианты, воздерживается от выводов, не имея на руках конкретных фактов.Даже не очень интеллектуально развитый человек, услышав от вас какие-то ложные утверждения, спокойно скажет:«Это не соответствует фактам». ...

Одно из главных правил успешного общения – оставаться вне ролевого треугольника «жертва-спасатель-агрессор» и побудить других к вам прислушиваться. Для этого нужно избегать тенденции навязывать свои советы и стараться как можно четче излагать идеи и факты. Говорите только то, что вы видите собственными глазами, знаете наверняка. Излагать идеи и факты очень важно, потому что логика гасит ненужные эмоции, она возвращает нас в состояние «здесь и сейчас». Все в этом мире имеют право на ошибку

Делясь идеями и информацией, мы оставляем за слушателями свободу выбора, позволяем им самостоятельно определять свое отношение к сказанному. В этом случае они могут воспринимать эти идеи и информацию в свете их собственных целей, знаний и опыта, применяя их согласно собственному разумению....

Решение никогда нельзя навязывать. Это важный эзотерический принцип. Мы даем человеку объективную и достоверную информацию, но сделать выбор он должен сам. Вы не имеете права выбирать за него, даже если на 100 % уверены в своей правоте и точно знаете, как для него будет лучше. Иногда, особенно если вы полностью уверены в своей правоте, бывает трудно сдержаться и не навязать свое мнение. Особенно ярко это проявляется в отношениях родителей с детьми. Вам следует позволить человеку идти по жизни самостоятельно – это очень важный принцип, потому что мы живем в мире свободы воли.Здесь все происходит на основе Божественной любви, а любовь подразумевает свободу. Вы дали человеку информацию, проявили к нему любовь и уважение, попробовали вдохновить его, а выбирать он должен сам. Вы не имеете права делать выбор за него. Конечно, как и во всяком правиле, есть исключения. Они касаются подростков, больных, психически неустойчивых людей, склонных к преступной деятельности и т. д....

Старайтесь вдохновл

Date: 2015-09-05; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию