Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура эмоций





В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:

1. Импрессивный (внутренние переживания) – проявление субъективного отношения к какому-либо внешнему или внутреннему событию жизни, выражающее характер (полезность, необходимость, опасность) и степень его значимости для субъекта.

2. Экспрессивый – выражение эмоций во внешнем поведении. Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на:

‒ мимические;

‒ речевые;

‒ звуковые;

‒ жестикуляционные;

‒ пантомимические.

3. Физиологический (вегетативные изменения) – учащение сокращений сердца, повышение артериального давления, торможение моторики и секреции пищеварительного тракта, изменения дыхания, изменения кровообращения.

ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить такие формы эмоционального реагирования как: чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс.

АФФЕКТ

Аффект — это кратковременное, но сильное психическое переживание ("вспышка"), связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств и сопровождающееся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.

Часто под влиянием аффекта существенно изменяется сознание, человека, нарушается самоконтроль за своими действиями, затрачивается огромная внутренняя энергия. Человек может потерять власть над собой и в лучшем случае применить для выхода из ситуации стереотипные приемы, абсолютно не соответствующие сложившейся ситуации. В результате — упадок душевных и физических сил, безразличие, апатия. Аффекты оставляют заметные следы в долговременной памяти.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффект — это психологический шквал! Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями:

кратковременным характером;

значительной интенсивностью;

взрывным характером;

формированием доминанты;

нарушением произвольности контроля поведения;

большой экспрессивностью;

выраженностью вегетативных проявлений;

фазовостью протекания.

 

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Например, один из пострадавших от землетрясения так описывал это событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и не двигались... Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания.

СОБСТВЕННО ЭМОЦИИ

Эмоции отражают личное отношение человека к самому себе и к окружающему миру в различных формах переживаний. Эмоция — это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие и возможные события его жизни. Именно в тех или иных эмоциях переживаются и обнаруживаются чувства. Но эмоции отражают взаимоотношения человека как организма со средой, в то время как чувства регулируют его отношения как личности с другими людьми.

Внешне эмоции проявляются в характеристиках голоса (тоне, силе, громкости, скорости речи), мимике, жестах, позах, походке человека. Эмоции помогают понимать собеседника, судить о том, что его волнует в данный момент.

Так как эмоции отражают то, на сколько удовлетворены текущие потребности человека, то они могут мотивировать поведение и даже влиять на его организационную сторону).

Человек не может жить без эмоций. "Человек без эмоций, что покойник в отпуске" (Ф. Энгельс).

Отличительными особенностями эмоций являются следующие:

ограниченная продолжительность;

выраженная интенсивность;

ситуативный характер;

опережающий характер;

осознаваемость причин появления переживания.

Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

1. Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением любви.

2. Интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность к восприятию и обработке поступающей информации, стимулирующее его активность.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, возникает чаще всего из-за какого-либо нового или внезапного события, стимулирует познавательные процессы.

4. Печаль – переживание утраты объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

5. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Гнев вызывает ощущение силы, чувство храбрости и уверенности в себе, является началом выражения неудовольствия и агрессии

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Развивается как средство подготовки к встрече с опасным, неприятным, ничтожным объектом, базой возникновения является чувство превосходства и пренебрежительное отношение к людям.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности, сопровождается сильной неуверенностью и дурными предчувствиями, мотивирует реакции избегания.

9. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Мотивирует реакции отдаления, желание спрятаться, исчезнуть.

10. Вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

ЧУВСТВА

Чувство — это довольно устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам и явлениям. Роль чувств в жизни человека очень велика. Известно, что основу психической жизни составляет триада: ум, чувство и воля.

Познание мира сопровождается формированием у человека личного отношения к познаваемому. При этом у него возникают различные психические состояния. Сменяя друг друга, эти состояния образуют психический процесс. В этой связи чувства можно рассматривать и как состояние и как процесс.

 

Характерными особенностями чувств являются:

устойчивость;

выраженная интенсивность;

предметность;

осознанность;

внеситуативность;

иерархичность;

формирование установки.

 

Чувства субъективны. Они показывают, как происходит процесс удовлетворения потребностей у данного человека. Неудовлетворенные потребности вызывают отрицательные переживаемые чувства (обиды, мести).

Чувства социально детерминированы. Они вырастают из практики взаимоотношений людей и определенных социальных отношений между ними. "Наши чувства — это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа" (Д. Дидро). Чувства — это высший продукт культурного развития человека.

Чувства выполняют регулятивную функцию в жизни человека. Они информируют его о том, как удовлетворяются его жизненные потребности, какие препятствия встречаются на пути, а также заставляют искать пути их преодоления.

Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

Чувства играют значимую роль ив построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

Чувства организуются в иерархичную систему.

Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека.

Высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека.

В высших чувства заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отметить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

Сильными чувствами являются страсть, любовь, убежденность. К сильным чувствам относится и зависть, эта «коррозия судьбы человеческой». У соседа сдохла корова? Этого мало, надо, чтобы она еще придавила хозяина! Завистливый человек легче переносит свои неудачи, чем успехи других.

Убежденность как осознанная потребность имеет огромную побудительную силу, пренебрегающую порой даже инстинктом самосохранения.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть — это стойкое, глубокое чувство, захватывающе мысли и действия человека (сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета). Страсть может стать постоянно действующей силой человека, отодвигающей на задний план многие интересы, которые имели ранее какую-то значимость для него. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С. Л., 1998).

Любовь. Попытка дать академически точное определение любви, этому высокому, сильному и одновременно хрупкому чувству, порождает какой-то внутренний протест. Сразу всплывает аналогия с проблемами вирусологии, где обнаружение вируса означает полную и окончательную победу над эпидемией.

И все-таки имеется несколько трактовок любви в психологии:

— это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и ставящего его в центр главных интересов и помыслов субъекта (любовь к Родине, к матери, к науке, к живописи и др.);

— это интенсивное, психологически напряженное относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное духовными и сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть позитивно воспринятым другим (любовь к мужчине, женщине).

 

НАСТРОЕНИЕ

Настроение - это общее психическое состояние человека, придающее ему в течение заметного времени определенную эмоциональную окраску (самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение).

Настроение полярно в своих составляющих (бодрость — подавленность), внешне выражено (через мимику, позы), заразительно (от личности к группе и наоборот), личностно обусловлено (в зависимости от темперамента, характера и воспитания личность может иметь высокую или низкую эмоциональную возбудимость).

Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом — тяжелой и удручающей. Естественно, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом.

Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженнее склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

 

· Стресс. Стресс как эмоциональное состояние возникает в ответ на ситуации опасности, стыда, ликования и др. Это неспецифический ответ организма на предъявленные к нему ситуативные требования. Так, трагические и радостные события могут вызывать идентичную стрессовую реакцию.

Стресс может оказывать как дезорганизующее, так и мобилизующее действие. Это определяется не столько объективными факторами, сколько тем, как оценивает ситуацию сам человек. Не зря же говорят, что человек счастлив настолько, насколько он ощущает себя таковым.

 

Фрустрация. Когда человек на пути к весьма значимой для него цели встречает внезапное препятствие, и его охватывает тяжелое переживание неожиданной неудачи, сопровождающееся чувством отчаяния (гнева, агрессивности, безысходности, крушения надежд), то говорят о состоянии фрустрации.

Date: 2015-09-05; view: 2700; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию