Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь морских терминов





 

Адмиралтейский якорь – якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, – укрепленным на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Название «адмиралтейский якорь» появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.

Акростоль – декоративная кормовая оконечность.

Анапуть – несколько тросов, закрепленных в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями – анапуть – блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.

Анкерок (голл. anker) – деревянный бочонок емкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.

Ахтерштевень (голл. achtersteven; achter – задний, Steven – штевень, стояк) – брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.

Бак (голл. bak) – надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок‑мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приема пищи командой на корабле.

Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бакштов – трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Банка – 1)участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин; 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.

Банник – деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.

Барабан шпиля – вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Барк – трех – пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов, с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.

Бейфут – кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживаются в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.

Бензель – перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка – доска, подвешенная на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.

Бизань – косой парус, ставящийся на бизань‑мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань – шкотом. Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань‑мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин‑рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

Бизань‑мач та – третья мачта, считая с носа.

Бикгед – переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходи г до форштевня.

Бимсы – поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.

Битенг – деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блинд – парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда – рею.

Блинда – гафель, или Усы – отводы, горизонтально укрепленные у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом – утлегарь бакштагов).

Блинда – фал – снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда – фал основывался на два одношкивовых блока, один на середине блинда – рея, а другой у топа бушприта.

Блоки – простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Блок со свитнем – блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому – либо рангоутному дереву или снасти такелажа.

Блокшив – корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.

Бом – слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом – брам – стеньге.

Бомбардирский корабль – парусный двухмачтовый корабль, вооруженный 12 – 14 пушками крупного калибра или 2 – 4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.

Бот – всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6 – 8 пушками малого калибра, служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.

Брам – слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам – стеньге.

Брам – бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.

Брам – гинцы – маленькие тали, ввязываемые в брам – фал.

Брамсель – прямой парус, подымаемый на брам – стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок‑мачте – фор‑бом‑брамсель, на грот‑мачте – грот‑бом‑брамсель и на бизань‑мачте – крюйс‑бом‑брамсель.

Брам‑стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брам‑фал – снасть бегучего такелажа брам – реев, с помощью которой поднимают и спускают брам – реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом – салинг при постановке брамселей.

Брандер – небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.

Брандвахта (нем. brand – огонь, wacht‑караул) – корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь.

Брандскугель (от нем. Brand – пожар, Kugel – ядро) – зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века.

Брас – снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Брейд – вымпел – широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот‑мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.

Бриг – двухмачтовый парусный корабль xviii – xix вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерской служб. Водоизмещение 200 – 400 т, вооружение 10 – 24 пушки. Экипаж до 120 человек.

Бросательный конец – линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху, мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.

Бугель – плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами – стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Буйреп – трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Булинь – снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса.

Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости, горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

Бык‑гордень – снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ванты (голл. want) – снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.

Вант‑путенсы – железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс – вантами.

Ватер‑бакштаги – снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.

Ватервейс‑то лстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.

Ватер – вулинг – крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.

Ватерлиния (англ. waterline) – линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Ватер‑штаги – стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.

Вельбот (голл. walboot) – узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.

Верп – вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

Веретено якоря – массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Взять рифы – уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф – штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф – сезнями к лееру к рее у прямых.

Выбирать слабину троса – обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Выбленки – отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Вымбовка – деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.

Выстрел – горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно к борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак – стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галиот (гальот) – парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200 – 300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.

Галс – курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт‑то левым галсом.

Гардель – снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъема нижних реев или гафелей.

Гафель (голл. gaffel) – рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в нее сзади, к которому привязывались некоторые паруса.

Гик – горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гика‑топенант – снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.

Гика‑шкот – снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.

Главная палуба – третья снизу палуба на больших судах торгового флота.

Гитовы – снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

Грот – 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот‑мачте), привязывается к грота – рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот‑мачты.

Грот‑мачта – вторая мачта, считая от носа корабля.

Дек (англ. deck) – палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный). Деком называлась и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер – дек», следующая называлась «опер – дек», еще ниже – «мидель – дек», затем «гон – дек», еще ниже – «орлои – дек», или «кубрик», и «трюм».

Дельные вещи – литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.

Дирик‑фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема.

Дифферент (фр. difference) – разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.

Драек – инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Драйреп – снасть для подъема марса – рея.

Драйреп – блок – одношкивовые блоки, привязываемые к марса – рею, через который проходит драйреп.

Иол – небольшое (водоизмещением до Ют) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно – морском флоте конца XVIII – начала XIX века имелись военные йолы, вооруженные 1 – 7 орудиями.

Кабельтов (юлл. kabeltouw) – мера длины, равная одной десятой морской мили, т. е. 608 футам, или 185, 3 м. Термин «кабельтов», как мера длины появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины.

Каболка – самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Каботаж (фр. cabotage) – плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.

Канонерская лодка (канлодка) – артиллерийский корабль для ведения боевых действий на реках, озерах и в прибрежных районах морей.

Канонир – рядовой артиллерист на парусном флоте.

Капер – частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.

Каперское судно – в xv – xix вв. легкое вооруженное мореходное судно частного владельца, снаряженное с разрешения правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой неприятелю предметов военной контрабанды. Владелец такого судна получал каперское свидетельство и мог поднимать на корабле или судне флаг того государства, которому служил.

Карронада – короткая чугунная пушка.

Киль (англ. keel) – основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты.

Киль‑блоки – две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.

Килевание – наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды.

Кильсон – продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.

Клетневание – особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Кливер – косой треугольный парус, ставящийся впереди фок‑мачты.

Клотик – деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.

Клюз – отверстие в борту для якорной цепи.

Книпель – снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.

Кница – деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами

Конец коренной – условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой – условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Коуш – металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.

Кофель – нагель – деревянный иди металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофельпланки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.

Кофель‑планка – деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель – нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Крамбол – толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.

Кранцы – плетенные из веревок подкладки, которые кладут между судном и пристанью, чтобы борт не попортить.

Крейсировать – нести дозорную службу в определенном районе моря.

Кренгельс – кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам – стеньги под брамтакелаж.

Крюйс – слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань‑мачте выше ее марса.

Крюйс‑рей – второй снизу рей на бизань‑мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.

Крюйт‑камера (голл. kruit – kamer) – пороховой погреб на корабле.

Куттер – самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной служб. Вооружалось 8 – 14 орудиями.

Лаг – прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Ластовые суда – малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.

Латинское вооружение – треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.

Легость – 1.Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Линейный корабль (линкор) – в парусном флоте конца XVII – середины XIX в. самый большой трехмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами; вел бой, находясь в линии (кильватерной колонне). Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек.

Линек – короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.

Линия баталии – боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.

Линь‑то нкий растительный трос диаметром от 3, 8 до 11, 2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели – дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисельспиртах.

Лисель‑реек – реек, к которому пришнуровывается лисель.

Лисель‑спирты – тонкие рангоутные деревья на фока – и грота – реях и па фор – и грот‑марса – реях, служащие для постановки лиселей.

Лонг‑салинг – два деревянных продольных бруса, прикрепленные к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.

Лопарь – трос, основанный между блоками или юферсами.

Лот (голл. lood) – свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.

Лотлинь – специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.

Лоция – описание морского водоема и руководство для плавания.

Date: 2015-09-05; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию